Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проектирование связи «пользователь – ЭВМ»

Связь (интерфейс) - совокупность средств и правил, которые обеспечивают взаимосвязь между пользователем, ЭВМ и программой.

Этапы связи: общение пользователя с компьютером (физическая согласованность, синтаксическая согласованность, семантическая согласованность), общение компьютера с пользователем, подача пользовательской связи.

Преимущества согласованной связи: меньшее время на освоение системы и дальнейшей работы с ней, уменьшение количества ошибок пользователя, позволяет выделить общие модульные связи унифицировать и стандартизировать их.

Факторы удобства работы: социальные (эмоциональный комфорт, психологический климата), физическая эргономика (физический комфорт), психологическая эргономика (умственный комфорт, качество разработки программного обеспечения).

Основные эргонометрические характеристики: конструктивные особенности оборудования, качество разработки диалога, доступность и надежность системы, чувствительность системы.

Связь или диалог взаимодействия человек. ЭВМ- это когда человек и ЭВМ обмениваются данными в темпе, который отвечает темпы обработки данных человеком.

Диалог между человеком и ЭВМ- это обмен информацией, который проводиться с помощью интерактивного терминала и по определенным правилам.

При разработке диалога необходимо: тщательно проанализировать входные и выходные данные, определить возможности аппаратных и программных средств, быть последовательными, пользоваться принятыми принципами разработки диалога, понимать задачу и пользователя.

Оценка диалога: простота освоения и запоминания операций системы, скорость достижения целей диалога, объективная удовлетворенность при эксплуатации системы.

Можно оценивать: по контрольному числу, по сохраненным одержанным рабочим навыкам.

Компоненты связи пользователя с ЭВМ: 1) процесс диалога, который связывает между собой процессы обработки в одну систему- механизм обмена информацией, который включает все процессы, которые входят в систему по выполнению назначенных заданий и можем рассматривать как оболочку информационной системы (задача процесса диалога: определение заданий которые пользователь закладывает в систему, прием логически связанных входных данных от пользователя и размещение в соответствующем процессе в соответствующем формате, вызов процесса выполнения необходимых заданий, вывод результатов обработки в соответствующем для пользователя формате; типы сообщений диалога: данные для пользователя, подсказки, состояние системы, ошибки, сообщения; типы диалога: который управляется системой- процесс жестко задает какие задания можно выбрать и какие данные вводить, который управляется пользователем- инициатива у пользователя); 2) набор процессов ввода-вывода.

Классификация основных процессов ввода-вывода: 1) ввод текстового сообщения (с использованием стандартных процедур ввода, в режиме посылочного ввода, в режиме использования специальных символов), 2) ввод сообщения типа указать или выбрать (пересмотр списка операций, ввод данных в каком-либо месте, ввод графического сообщения), 3) вывод текстового сообщения (в текущую позицию, в заданную позицию, с указанием конкретного формата сообщения), 4) вывод графического сообщения.

Формат с помощью которого пользователь вводит сообщения называется- графикой диалога (состав: коды, цепочка ключевых символов; ограниченная украинская, русская, английская и другие языки; натуральная у. р. а. и др. языки.

Характеристика объектов: 1) содержание, 2) поле или область, 3) множество атрибутов, которые описывают объект.

Способы вывода объекта на экране: абсолютный, относительный.

1) вопрос-ответ (правила: а) длинна сообщений не больше 40 символов, и занимать не больше 2/3; б) вопросы должны отличаться то ответов цветом, шрифтом; шаги структуры вопрос-ответ: а) вывод вопроса; б) ввод сообщения, в) контроль вероятности ответа; подходит: там где диапазон входных величин слишком велик для структур типа меню или сложный для структуры на основе языка команд, там где следующий вопрос зависит от ответа на текущий); 2) типа меню (отображает точный список вариантов и дает возможность выбрать один из них; состав выбора: ввод идентификатора с клавиатуры, ввод мнемонических кодов, просмотр списка на экране, прямое указание на экране; типы меню: в виде блока данных, в виде пиктограмм, в виде всплывающего меню; состав меню: необязательный заголовок, основной текст меню, пояснения к тексту, необязательный конечный текст; используется: где диапазон ответов не большой и все они могут быть явно отображены, там где пользователю необходимо видеть все возможные варианты ответов); 3) экранные формы ( ставятся несколько вопросов и ответы на предыдущие не влияют на последующие; этапы построения: форма отображается полностью, вопросы повторяются до тех пор пока окончиться заполнение формы; используется: там где можно предвидеть стандартную последовательность ввода данных); 4) на основе языка команд ( строиться на основе языка программирования или операционной системы; используется там где: количество значений для ввода не велико и их можно запомнить, где количество ответов достаточно чтобы идентифицировать необходимую задачу и данные).

 

 

Критерии структуры диалога:

1) натуральность – те, которые не требуют пользователя существенно изменять свои приемы работы (правила: ведение диалога на государственном языке; стиль диалога разговорный, а не письменный; следует избегать чрезмерной пышности и фамильярности; фразы не должны требовать дополнительных пояснений; жаргон допустим, но только понятный; порядок вопроса такой, в котором пользователь привычно обрабатывает информацию),

2) последовательность - гарантирует, что пользователь который освоил одну часть системы легко разберется с особенностями другой (последовательность в построении фраз, последовательность в использовании форматов данных, последовательность в размещении данных на экране),

3) сжатость диалога - требует ввод только минимума информации, которая необходима для работы системы (чем меньше количество нажатий на клавиши тем быстрее диалог с меньшим количеством ошибок, в диалоге не следует требовать информацию которую можно получить автоматически, выходные сообщения должны содержать только ту информацию которая необходима пользователю в виде понятному для восприятия),

4) поддержка пользователя- степень помощи, которую диалог делает пользователю при его работе в системе (количество и качество инструкций которые есть, характер сообщений про ошибки, подтверждение действий системы),

5) гибкость - мера того насколько хорошо диалог отвечает уровню подготовки и продуктивности труда пользователя.

Этапы процесса размещения данных на экране: необходимо решить какая информация должна появиться, определить главный формат информации, определить, где она должна появиться, определить средства для выделения полей, разработать проект размещения данных на экране, оценить эффективность размещения.

Принципы:

1) информация должна размещаться так, чтобы пользователь мог просматривать информацию в логической последовательности;

2) идентифицировать связанные группы информации;

3) отличать исключительные ситуации; 4) определять необходимые действия.

Основные этапы:

1) на основе исследования определить какая информация нужна пользователю и такая должна сейчас находиться на экране;

2) разработчик должен определить размер областей вывода и атрибуты каждого поля;

3) определяется место рационального распределения информации на экране (информация размещается в иерархической последовательности: экран, видео кадр, окно, панель, поле; сформированное изображение для одновременного показа информации на экране; типы окон: первичное, вторичное, всплывающее; размещение информации на видео кадре: заголовок, инструкция по способу работы с информацией, предметная область, инструкция по тому, что делать дальше, область сообщений, область ввода команд, область функциональных клавиш; общие принципы размещения информации на экране: оставить свободной половину экрана, оставить пустым строку после каждой пятой строки, оставить 4-5 пропусков между столбцами, текст размещается так чтобы просмотр перемещался в нужном направлении, содержание полей должно размещаться и выравниваться около горизонтальный и вертикальных осей, размещение данных слева направо и сверху вниз);

4) определение атрибутов которые привлекают внимание к некоторой части экрана или действию (атрибуты: цвет символов, мерцание, звук, уровень яркости, цвет фона; правила пользования цветом: использовать минимальное количество цветов, для больших панелей использовать цвет фона, для данных использовать более яркий цвет, для выделения двух областей использовать черный и белый, цвет нужно использовать в соответствии с представлениями пользователя, экспериментировать с разными оттенками);

5) разработка проекта экранной формы;

6) методы оценки размещения информации ( прямоугольников - информация разбивается на логические группы и выделяется прямоугольниками, экран разделяется вертикальными и горизонтальными осями и число и размер прямоугольников оцениваются относительно выделенных осей, выделенных точек - позволяет выделить область экрана к которой обращается внимание пользователя).

Введение пользователя в курс работы, обеспечение инструкциями, помощь пользователю в работе.

Документации на информационную систему: общий обзор или постановка задачи, руководство пользователя.

Ошибки: поломка системы, системы выявляет невозможность дальнейшей обработки информации и просит ее откорректировать, система выполняет работу и результат отличается от ожидаемого.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...