Спорта и туризма
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
_________________ Л.П. Грибкова
«____» _________________ 2012 г.
Программа
итогового междисциплинарного государственного экзамена
для магистрантов
по направлению:
«Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»
профиль подготовки: «Физическая реабилитация»
Смоленск, 2013
Программа по АФК
Адаптивная физическая культура как средство реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями.
Комплексная реабилитация как процесс реализации образа жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья. Физическая реабилитация как основная база вида реабилитации (социально-трудовой, социально-бытовой, социально-культурной и др.).
Главная проблема в системе комплексной реабилитации больных и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Последствия вынужденной малоподвижности. Социализирующая роль АФК. Проблема преодоления психологических комплексов неполноценности. Коррекция основного дефекта как этап комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Гармоничное развитие физических качеств лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Адаптивная физическая рекреация как вид двигательной активности инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями.
Адаптивная двигательная рекреация является видом адаптивной физической культуры.
Адаптивная двигательная рекреация – это такой вид двигательной активности, участие в котором зависит от желания занимающегося и не являющегося для них обязательным.
В адаптивной двигательной рекреации реализуется полная свобода выбора средств, методов и форм организации коллективных или самостоятельных занятий.
Ключевым ориентиром в адаптивной двигательной рекреации является получение удовольствия от занятий.
Занятия по адаптивной двигательной рекреации могут проводить и сами в них участвовать родственники лиц с отклонениями в состоянии здоровья, волонтеры, другие заинтересованные люди.
Содержание и задачи адаптивной физической культуры.
АФК как вид физической культуры (адаптивный спорт, адаптивное физическое воспитание). Коррекционные, компенсаторные и профилактические задачи АФК. Потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья, приоритеты реабилитационных задач. Образовательные, воспитательные, и оздоровительные задачи. Предмет профессиональной деятельности в АФК.
Современные проблемы адаптивной физической культуры.
Физическое воспитание как общественное явление и процесс. Содержание и задачи адаптивной физической культуры. Философия АФК (понятия «здоровье», «инвалид», «жизнеспособность»). Цель АФК как вида физической культуры. Характеристика инвалидов. Инвалидность – форма социального неравенства.
Адаптивная физическая культура как фактор социального здоровья инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями.
Принципы АФК (социальные, общеметодические и специальные). Социализация как процесс освоения социально-культурного опыта, подготовка к самостоятельной жизни в обществе, участие в различных видах полезной деятельности. Компенсаторная направленность педагогических воздействий АФК как фундаментальная основа подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни, духовного и физического развития.
Традиционные и нетрадиционные методы лечения и реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями.
Под медицинской реабилитацией инвалидов понимают: восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивное хирургическое протезирование, санаторно-курортное лечение, тренажеры; нетрадиционные методы: гипноз, травы, энерготерапия, акупунктура, гомеопатия и др.
Социальная интеграция инвалидов и окружающая среда.
Нормативно-правовые основы социальной реабилитации детей-инвалидов (Конвенция о правах ребёнка; Федеральная программа «Дети России»). Типы учреждений для детей-инвалидов. «Цикл жизни» семьи. Понятие абилитации. Основные методы реабилитационной работа с детьми–инвалидами. Ранняя интервенция в системе социального обслуживания семей с детьми–инвалидами.
Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (образование детей-инвалидов и взрослых). Законодательные акты трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья. Доступность для лиц с ограниченными возможностями здоровья окружающей среды. Средства культуры в социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Инновационные технологии в комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Инновации – нововведения.
Новые методики:
- альфа-спа-терапия – представлена альфа капсулой. Комбинация сухой сауны, 4-канальная система ароматерапии, вибрационный массаж, гипоаллергенные ингаляции и мелотерапия (этот комплекс стимулирует иммунитет, метаболизм, релаксирует);
- трансцеребральная микрополяризация (кора, подкорка);
- «Лечебное одеяло»;
- кинезотерапия с помощью двигательного тренажера Рифтон;
- динамическая электронейростимуляция;
- ДЭНС-терапия;
- логотренажер «Дельфа» - применяют логопеды;
- сенсорные комнаты;
- верботональный метод.
Программа по физической культуре и спорту
Образование в современном мире.
Основные тенденции развития высшего образования. Его основные цели и ценности. Образование как система, процесс, результат.
Оформление результатов исследования и его внедрения в практику.
Представление текстового материала, цифровой информации и иллюстративного материала. Библиографическое описание использованных литературных источников. Формы внедрения научной и методической деятельности: научные и учебные издания, официальные документы, акты внедрения.
Спорта и туризма
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
_________________ Л.П. Грибкова
«____» _________________ 2012 г.
Программа
итогового междисциплинарного государственного экзамена
для магистрантов
по направлению:
«Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»
профиль подготовки: «Физическая реабилитация»
Смоленск, 2013
Программа по АФК
Адаптивная физическая культура как средство реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями.
Комплексная реабилитация как процесс реализации образа жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья. Физическая реабилитация как основная база вида реабилитации (социально-трудовой, социально-бытовой, социально-культурной и др.).
Главная проблема в системе комплексной реабилитации больных и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Последствия вынужденной малоподвижности. Социализирующая роль АФК. Проблема преодоления психологических комплексов неполноценности. Коррекция основного дефекта как этап комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Гармоничное развитие физических качеств лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Адаптивная физическая рекреация как вид двигательной активности инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями.
Адаптивная двигательная рекреация является видом адаптивной физической культуры.
Адаптивная двигательная рекреация – это такой вид двигательной активности, участие в котором зависит от желания занимающегося и не являющегося для них обязательным.
В адаптивной двигательной рекреации реализуется полная свобода выбора средств, методов и форм организации коллективных или самостоятельных занятий.
Ключевым ориентиром в адаптивной двигательной рекреации является получение удовольствия от занятий.
Занятия по адаптивной двигательной рекреации могут проводить и сами в них участвовать родственники лиц с отклонениями в состоянии здоровья, волонтеры, другие заинтересованные люди.
Содержание и задачи адаптивной физической культуры.
АФК как вид физической культуры (адаптивный спорт, адаптивное физическое воспитание). Коррекционные, компенсаторные и профилактические задачи АФК. Потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья, приоритеты реабилитационных задач. Образовательные, воспитательные, и оздоровительные задачи. Предмет профессиональной деятельности в АФК.
Современные проблемы адаптивной физической культуры.
Физическое воспитание как общественное явление и процесс. Содержание и задачи адаптивной физической культуры. Философия АФК (понятия «здоровье», «инвалид», «жизнеспособность»). Цель АФК как вида физической культуры. Характеристика инвалидов. Инвалидность – форма социального неравенства.
|