Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. МЕСТО И РОЛЬ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

 

Соотношение теоретической, практической и житейской психологии. Психология как наука и психологическая практика: общее и различия. Исследовательская деятельность ученых-психологов, преподавание как сфера деятельности профессиональных психологов. Особенности прикладной и практической психологии. История становления практической психологии в нашей стране и за рубежом. Значение психологических знаний в современных условиях. Проблема психологической грамотности и психологической компетентности. Психологическая поддержка личности на различных этапах ее жизненного пути. Особенности прикладной и практической психологии: история становления в нашей стране и за рубежом.

Профессиональное самоопределение, мотивация выбора профессии психолога. Профессиональный и жизненный путь личности. Жизненные перспективы и пути их реализации в профессии.

Специфика учебно-профессиональной подготовки психологов. Содержание профессионального психологического образования. Требования к подготовке по направлению «Психология», степени «Бакалавр психологии».

 

Тема 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Общее представление о профессии. Специфика профессии психолога в сравнении с другими «помогающими» профессиями - педагога, врача, социального работника. Особенности деятельности психолога в различных сферах жизни общества, на предприятиях и в организациях различного типа.

Психологическая служба в системе образования. Профессиональная позиция и статус психолога в образовательном учреждении. Взаимоотношения психолога с различными участниками образовательного процесса – учащимися, родителями, педагогами.

Психолог в системе здравоохранения, его права и обязанности во взаимодействии с больными, их родственниками и медицинскими работниками.

Работа психолога с персоналом, психологическое сопровождение профессиональной карьеры. Профессиональная ориентация, работа в службе занятости населения, на промышленных предприятиях и в коммерческих организациях.

Участие психологов в деятельности правоохранительных органов и других силовых структур. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях.

Деятельность психологов-консультантов в центрах психологического и семейного консультирования.

 

Тема 3. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА.

Основные направления деятельности практического психолога: психодиагностика, психологическое консультирование, психокоррекция, психопрофилактика, психотерапия. Запросы на деятельность психологов. Типовые проблемы, с которыми люди обращаются к практическим психологам. Формы и методы практической психологической работы. Соотношение психологического исследования, психологической диагностики, психологической коррекции. Важность психологической профилактики для сохранения психического здоровья. Психолого-просветительская деятельность как фактор повышения психологической культуры общества.

 

Тема 4. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ ПСИХОЛОГА.

 

Профессиональная компетентность психолога, ее критерии. Понятие о профессионально-важных качествах специалиста. Развитие личности профессионала. Особенности профессионального сознания психолога. Внешние и внутренние средства деятельности. Особенности мотивационной, ценностно-смысловой, эмоциональной сферы. Индивидуальный стиль деятельности и проблема профессиональной деформации психолога. Профессиональное самосознание. Использование методов самодиагностики для определения путей профессионального самоопределения и профессионального самосовершенствования.

Психологическое профессиональное сообщество. Публикации и поиск психологической информации. Периодические издания по проблемам психологии. Съезды и конференции психологов. Устав Российского психологического общества.

Специфика норм профессиональной общности. Права и обязянности психолога. Морально-этические принципы профессиональной деятельности. Этические проблемы научно-исследовательской деятельности психолога. Этический кодекс психолога.

ЛИТЕРАТУРА

 

Основная:

1. Вачков И.В Введение в профессию «психолог»: Учеб. Пособие /И.В.Вачков, И.Б.Гриншпун, Н.С.Пряжников; Под ред. И.Б.Гриншпуна. – 3-е изд., стер. – М.:Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2004. – 464с.

2. Карандашев В.Н. Психология: Введение в профессию: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – 3-е изд., стер. – М.:Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. – 382с.

3.Психолог: Введение в профессию: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Фокин, Т.Я.Буякас, О.Н.Родина и др. ; под ред. Е.А.Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 208с.

 

Дополнительная:

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 1994

2. Абульханова-Славская К.А.. Стратегии жизни. М.: Мысль, 1991.

3. Аминов Н.А., Молоканов М.В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов. // Вопросы психологии. 1992, № 1,2.

4. Артемьева Е.Ю., Стрелков Ю.К. Профессиональная составляющая образа мира // Мышление и общение. Ярославль: Изд-во Ярославск. гос. унта, 1988.

5. Бодалев А.А. Психология о личности. – М., МГУ, 1988.

6. Бодров В.А. Психология профессиональной готовности. – М., 2001.

7. Бондаренко А.Ф. психологическая помощь: теория и практика. М., 2000.

8. Борисова М.И., Логинова К.А. Индивидуальность и профессия. – М.: Высшая школа, 1991.

9. Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С.159-197.

10. Буякас Т.М. Опыт наслаждения процессом деятельности // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1995. №2.

11. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии М.: МГППУ; Смысл, 2003.

12. Введение в практическую социальную психологию/Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. М., 1999.

13. Выгодская ГЛ. Его жизнь — от начала до конца //Вестник. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1994. № 4. СЗ-17.

14. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М. 1998.

15. Гичан И. С. Психология профессионального становления специалиста. Киев: Книга, 1989.

16. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992.

17. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. СЗЗ-44.

18. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М., 1996.

19. «Психология есть жизненная наука» (интервью с К.М.Гуревичем) - журнал «Мир психологии», 1996, №4.

20. Дубровина И.В. «Школьная психологическая служба» М., Педагогика, 1991г.

21. Зинченко В.П. «Слово о С.Л.Рубинштейне» - журнал «Вопросы психологии» 1999, № 5.

22. Зинченко В.П. «Становление психолога» // «Вопросы психологии» 1995, № 5.

23.Исследование представлений студентов-психологов о будущей профессии. Вопросы психологии, 1999, №2, стр. 42-49.

24. Климов Е.А. «Штрихи к портрету В.С.Мерлина» - журнал «Вопросы психологии» 1998, № 1.

25. Климов Е.А. Психология профессионала. – М., 1996.

26. Корнеева Л.Н. Профессиональная психология личности // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1991. Гл.3.

27. Леонтьев А.А. Л.С.Выготский. М.: Право, 1990. С.13 - 39,130 - 139.

28. Лурия А.Р. Этапы пройденного пути. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

29. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1966. Гл.1, 2.

30. Марциновская Г.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся

психологов мира. М.: Издательство «Института практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

31. Миславский Ю.А. Психотерапевт или пастырь? //Вопросы психологии. 1991. № 3.

32. Михайлов И. В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Сьюпера // Вопросы психологии. 1975. № 5. С. 110—122.

33. Нужна ли психологу клятва Гиппократа? Вопросы психологии, 2000, №1,2,

34. Овсянникова В.В. Динамика «Образа своей профессии» в зависимости от степени приобщения к ней. // Вопросы психологии. 1981. №5. С 133-137.

35. «От метафоры к объективной реальности» (интервью с И.В.Равич_Щербо) - журнал «Мир психологии» 1998, №4.

36. «Пётр Яковлевич Гальперин» - журнал «Мир психологии» 2000, № 3.

37. Практическая психология образования - под ред. И.В.Дубровиной, 1997.

38. Профессиональный кодекс этики психологов. Бонн, ФРГ, 1986 //Вопросы психологии. 1990. № 6

40. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во ИПП; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1966.

41. Психология и этика: опыт построения дискуссии. Самара: ИД «Бахрах», 1999.

42. «Путь к психологии и жизнь в психологии» ( интервью с А.А.Бодалёвым) журнал «Мир психологии» 1996, №3.

43. Рабочая книга школьного психолога - Москва, 1995.

44. Рамуль К.А. О психологии ученого и, в частности, о психологии ученого-психолога //Вопросы психологии. 1965. №6

45. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: ИГ «Прогресс», «Универс». 1994.

46. Роджерс К. «В мире советского профессионала» - журнал «Мир психологии» 1996, № 3.

47. Розин В.М. Психология: наука и практика: Учеб. пособие /В.М.Розин. – М.: РГГУ: Омега-Л, 2005.

48. Романова Е.С. 99 популярных профессий. СПб, 2003.

49. Романова Е.С. Работа психолога на телефоне доверия. М., 1991.

50. Рубинштейн С.Л. Очерки. Воспоминания. Материалы к 100-летию со дня рождения / Под ред. Б.ФЛомова. М.: Наука, 1989.

51. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М.:Интерпракс, 1995.

52. Селихова Г.В. Формирование профессионального имиджа психолога в условиях личностной ориентации образования // Мир психологии. 1998,

№ 4.

53. Сироткина И.Е. «Литература и психология: из истории гуманитарного подхода» - журнал «Вопросы психологии», 1998, № 6.

54. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.: прайм-Еврознак, 2001.

55. Этические стандарты скандинавских психологов //Вопросы психологии. 1989. № 1.

Этические стандарты для психолога. Мадрид, Испания, 1987 //Вопросы психологии. 1990. № 5.

56. Эткинд А.М. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания // Вопросы психологии. 1987. № 6.

57. Юнг К. Воспоминания, сновидения, размышления. Киев: AirLand, 1994.

58. Ярошевский М.Г. Л.С.Выготский: в поисках новой психологии. СПб.: Изд-во Международного фонда истории науки, 1993. С.47—98.

 

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

 

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...