Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ.

 

2.1. Цель Службы - обеспечение психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.

2.2. Основные задачи психологической службы образования: реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;

• содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию и саморазвитию;

• развитие индивидуальных особенностей детей, их интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.;

• создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется прежде всего организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками;

• оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям;

• профилактика и конкретная помощь в преодолении отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребенка.

2.3. Основным средством достижения цели и задач Службы является создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ.

 

3.1. Основными направлениями деятельности Службы являются психологическая профилактика, психодиагностика, развивающая и психокоррекционная работа, психологическое консультирование, психологическое просвещение.

3.2. Психологическая профилактика. Данное направление решает следующие задачи:

• разработка и осуществление развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;

• контроль за соблюдением психологических условий обучения и развития детей в дошкольных и школьных учреждениях с целью обеспечения психического развития и формирования личности детей и подростков на каждом возрастном этапе; элиминирование неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде;

• обеспечение оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей и подростков;

• подготовка детей и подростков к осознанию тех сфер жизни, в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания;

• своевременное предупреждение возможных нарушений психологического здоровья детей и подростков;

3.3. Психологическая диагностика. В русле данного направления решаются следующие задачи:

• получение своевременной информации о протекании развития и индивидуально-психологических особенностях детей и подростков, необходимой для оказания психологической помощи детям, их родителям, педагогам;

• выявление индивидуальных интересов, способностей и склонностей для обеспечения полноценного личностного и профессионального самоопределения;

• определение причин нарушений в обучении и развитии.

3.4. Развивающая и психокоррекционная работа. Задачами данного направления являются:

• активное воздействие психолога на психическое развитие и формирования личности детей и подростков с целью реализации возрастных и. индивидуальных возможностей развития;

• обеспечение соответствия развития детей и подростков возрастным нормативам развития;

• оказание помощи педагогическим коллективам в индивидуализации воспитания и обучения детей и подростков, развитии их индивидуальности, способностей и склонностей;

• оказание помощи родителям, опекунам или лицам, их заменяющим в развитии и воспитании детей и подростков;

• участие в разработке и проведении комплексных психолого-медико-педагогических развивающих и коррекционных программ;

3.5. Психологическое консультирование. Задачей данного направления являются:

• консультирование детей по широкому кругу вопросов, связанным с учением, развитием, личностным и профессиональным самоопределением, взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками;

• консультирование администрации образовательного учреждения, педагогов, родителей по вопросам развития, обучения и воспитания детей и подростков;

• консультирование представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными с развитием детей и подростков, защитой их прав и интересов, по проблемам возрастных и индивидуальных особенностей психического и личностного развития детей и подростков.

3.5. Психологическое просвещение. В русле данного направления решаются задачи:

• приобщения детей и взрослых к психологическим знаниям;

• формирования потребности в психологических знания у педагогов, воспитателей, желания использовать психологические знания в работе с ребёнком или в интересах собственного развития

• формирования у учащихся потребности в самопознании и самовоспитании.

 

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ.

 

4.1. В своей профессиональной деятельности психолог обязан:

4.1.1. Руководствоваться Законом Российской Федерации «Об образовании», законодательством Российской Федерации, международными и российскими актами об обеспечении зашиты прав и развития детей, нормативными документами Министерства образования РФ и региональных департаментов образования, Положением о психологической службе образования.

4.1.2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, невыполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей.

4.1.3. Знать новейшие достижения психологической науки в целом, детской и педагогической психологии, практической психологии. Применять современные обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.

4.1.4. Препятствовать проведению психопрофилактической, психокоррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой.

4.1.5. В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития.

4.1.6. Оказывать необходимую и возможную помощь работникам образования региона, администрации и педагогическим коллективам учебно-воспитательных учреждений в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, обеспечением индивидуализированного подхода к детям.

4.1.7. Оказывать необходимую и возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем. Оказывать помощь родителям или заменяющим их лицам в решении их проблем как воспитателей.

4.1.8. В решении всех вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «Не навреди», т.е. принимать решение и вести работу в формах, исключающих возможность нанесение вреда здоровью, чести, достоинству детей, родителей, педагогов или третьих лиц.

4.1.9. Хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, консультативной и других видов работ, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического, медицинского, социального или другого аспекта психокоррекционной, развивающей работы, и может нанести ущерб ребенку или его окружению.

4.1.10. Информировать работников отделов образования, администрацию и педагогические коллективы образовательных учреждений о задачах, содержании и результатах проводимой им работы в рамках, гарантирующих соблюдение п. 4.1.7.- настоящего раздела.

4.1.11. Вести запись и регистрацию всех видов работ по установленной форме.

4.2. Ответственность практического психолога образования:

4.2.1. Психолог несет персональную профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций.

4.2.2. Психолог несет ответственность за сохранение протоколов обследований, документации службы, оформление их в установленном порядке.

4.3. В своей профессиональной деятельности психолог имеет право:

4.3.1. Самостоятельно определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий региона, образовательных учреждений и т.п.

4.3.2. Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ.

4.3.3. Требовать от вышестоящих инстанций создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

4.3.4. Отказываться от выполнения распоряжений руководителей органов образования, администрации, образовательных учреждений в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессионально-этическим принципам или задачам его работы или не могут быть выполнены на основании имеющегося у него профессиональных умений и средств.

4.3.5. Знакомиться с необходимой документацией образовательных учреждений.

4.3.6. Обращаться с запросами в медицинские, правовые и др. учреждения.

4.3.7. Участвовать с правом совещательного голоса в работе различных органов и комиссий, рассматривающих проблемы охраны детства в пострадавших регионах, а также тех, которые решают дальнейшую судьбу детей. В случае несогласия с решением того или иного вопроса психолог имеет право донести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций.

4.3.8. Участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и др. видов работ, оценки их эффективности.

4.3.9. Проводить групповые и индивидуальные психологические обследования и эксперименты для исследовательских целей.

4.3.10. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах и других изданиях.

4.3.11. Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, выступлений и пр.

4.3.12. Иметь учебную и факультативную нагрузку в соответствии с базовым образованием и психологической квалификацией.

4.3.13. Обращаться в случае необходимости через руководство службы с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанными с помощью детям (изменение режима работы родителей, санаторное обеспечение и т.п.).

4.3.14. Обращаться в соответствующие учреждения и ведомства к вопросам защиты прав и интересов детей.

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ.

 

5.1. Психолог учреждения образования г.Москвы является специалистом с высшим образованием, уравненным в отношении оплаты, присвоении разряда, продолжительности отпуска, пенсионных гарантий, а также других профессиональных прав и гарантий с педагогическим персоналом образовательных учреждений, вне зависимости от конкретного места его работы: образовательные учреждения (детские сады, школы разного профиля, детские дома, интернаты и др.), районные, городские психологические центры образования.

5.2. Должности практических психологов устанавливаются на основе ETC (от 8 до 14 разряда) в каждом образовательном учреждении - не менее одного психолога на учреждение, - а также в Центрах психологической службы образования, являющихся сетевыми учреждениями образования г. Москвы. В образовательных учреждениях, имеющих более 500 воспитанников (учащихся), количество ставок психологов увеличивается.

5.3. Практический психолог образования имеет 36-часовую рабочую неделю. Из них не более 24 часов составляет непосредственная работа в учреждении, требующая присутствия на рабочем месте, а не менее 12- отводится на научно-методическую подготовку. Для обеспечения равных условий повышения квалификации и проведения профессиональных мероприятий в учреждениях образования г.Москвы для психологов устанавливается единый методический день - среда.

5.4. Повышение квалификации практического психолога образования осуществляется в обязательном порядке после завершения первого года работы, а впоследствии .в соответствии с порядком, принятым для работников соответствующего типа образовательного учреждения.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Вид деятельности Примечание Время (в неделю)
1. Индивидуальное консультирование   У психолога должны определенные часы приема всех желающих (педа­гогов, учеников, родителей с их личными проблемами.) Время первич­ной и всех последующих консультаций психолог определяет самостоятельно
2. Групповое консультирование Проводится по результатам исследо­вания; по проблемам, темам, опреде­ленным администрацией
3. Массовое тестирование   Осуществляется согласно годовому плану. Исследования планируются психологом исходя из специфики данного образовательного учреждения
4. Индивидуальное тестирование Проводится в исключительных случаях с целью получения дополнительных сведений о ребенке или семье ___
5. Отчетно-оформительская   Обработка результатов тестирования, составление годового и месячного плана и отчета, заполнение карт нервно-психического развития плана ребенка
6. Изготовление материала по психодиагностике Данный пункт условен. Каждый психолог затрачивает столько времени, сколько считает необходимым
7. Посещение психологического центра Для консультирования, повышения квали­фикации
8. Участие в классных и общешкольных родительских собраниях По результатам проведенных исследова­ний и только в том случае, когда есть что сказать родителям
9. Телефонная служба «Доверия»   Отводится время в течении которого психолог разрешает анонимные проблемы учащихся по телефону
10. Посещение уроков и других мероприятий Посещение уроков проводится лишь по просьбе учителя или с его разрешения
11. Анализ содержания почтового ящика   О своих проблемах, предложениях, все члены образовательного учреждения могут сообщить запиской, бросив ее в почтовый ящик «Наши проблемы» или «Горячий ящик»
12. Просмотр периодических психологических изданий «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Вестник МГУ», серия Психология) и др. Конечно, время в данном пункте установить невозможно Каждый регулирует его индивидуально. Данный пункт включен как памятка о данном виде деятельности.    

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...