Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ЧЕЛОВЕКЕ.

(Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – М, 1997.)

 

Решение проводить исследования должно основываться на осо­знанном желании каждого психолога внести ощутимый вклад в пси­хологическую науку и способствовать благополучию человека. От­ветственный психолог обдумывает различные направления, где нуж­ны энергия и возможности человека.

Приняв решение о проведении исследований, психологи долж­ны осуществлять свои замыслы с уважением к людям, принимаю­щим в них участие, и с заботой об их достоинстве и благополучии.

Принципы, о которых говорится ниже, разъясняют исследовате­лю этичное ответственное отношение к участникам экспериментов в ходе проведения исследовательских работ — от первоначального замысла до шагов, необходимых для зашиты конфиденциальности дан­ных исследования. Эти Принципы должны рассматриваться в контексте документов, прилагаемых в качестве дополнения к Принципам.

1. При планировании опыта исследователь несет персональную
ответственность за составление точной оценки его этической при­емлемости, опираясь на Принципы исследований.

Если, опираясь на эту оценку и взвесив научные и человеческие ценности, исследователь предлагает отклониться от Принципов, то он дополнительно берет на себя серьезные обязательства по разра­ботке этических рекомендаций и принятию более строгих мер по защите прав участников исследований.

2. На каждом исследователе всегда лежит ответственность за ус­тановление и поддержание приемлемой этики исследования. Иссле­дователь также несет ответственность за этичное обращение коллег, ассистентов, студентов и всех других служащих с испытуемыми.

3. Этика требует, чтобы исследователь информировал испытуе­мых обо всех сторонах эксперимента, которые могут повлиять на их желание принимать в нем участие, а также отвечал на все вопросы о других подробностях исследования.

Невозможность ознакомления с полной картиной эксперимента дополнительно усиливает ответственность исследователя за благо­получие и достоинство испытуемых.

4. Честность и открытость — важные черты отношений между исследователем и испытуемым. Если утаивание и обман необходимы по методологии исследования, то исследователь должен объяс­нить испытуемому причины таких действий для восстановления их взаимоотношений.

5. Этика изыскания требует, чтобы исследователь относился с уважением к праву клиента сократить или прервать свое участие в процессе исследований в любое время.

Обязательство по защите этого права требует особой бдительнос­ти, когда исследователь находится в позиции, доминирующей над участником.

Решение по ограничению этого права увеличивает ответствен­ность исследователя за достоинство и благополучие участника.

6. Этически приемлемое исследование начинается с установления четкого и справедливого соглашения между исследователем и участником эксперимента, разъясняющего ответственность сторон. Исследователь обязан чтить все обещания и договоренности, вклю­ченные в это соглашение.

7. Этичный исследователь защищает своих клиентов от физи­ческого и душевного дискомфорта, вреда и опасности. Если риск таких последствий существует, то исследователь обязан проинфор­мировать об этом испытуемых, достичь согласия до начала работы и принять все возможные меры для минимизации вреда. Процедура исследований может не применяться, если есть вероятность, что она причинит серьезный и продолжительный вред участникам.

8. Этика работы требует, чтобы после сбора данных исследова­тель обеспечил участникам полное разъяснение сути эксперимента и устранил любые возникающие недоразумения. Если научные или человеческие ценности оправдывают задержку или утаивание ин­формации, то исследователь несет особую ответственность за то, что­ бы для его клиентов не было тяжелых последствий.

9. Если процедура исследования может иметь нежелательные последствия для участников, то исследователь несет ответственность за выявление, устранение или корректировку таких результатов (в том числе и долговременных).

Информация, полученная в ходе исследования об участниках эксперимента, является конфиденциальной.

Если существует вероятность, что другие люди могут получить доступ к этой информации, то этика практики исследований требу­ет, чтобы эта вероятность, а также планы по обеспечению конфи­денциальности были объяснены участникам как часть процесса по достижению взаимного информационного согласия.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 9

ЭТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ ДЛЯ ПСИХОЛОГА

(МАДРИД, ИСПАНИЯ, 1987)

На I съезде Официального общества психо­логов в Мадриде в мае 1984 года Руководя­щий совет ООП принял на себя обязатель­ства по созданию этического кодекса для профессиональных психологов, исходя из предварительного проекта, представленного съезду профессором А. Ф. Бардажи. На ра­бочем совещании в январе 1987 г., в котором приняли участие представители многих пси­хологических ассоциаций и учебных заведе­ний, в проект были внесены различные изме­нения и дополнения, после чего он широко обсуждался научной общественностью. Окон­чательный вариант был распространен среди всех членов ООП и рекомендован Офици­альной коллегии психологов Каталонии.

Введение

Пункт 1. Настоящие этические стандарты предназначены для использования в ка­честве руководства в профессиональной де­ятельности в психологии во всех ее формах. Официальное общество психологов отвечает за них и в соответствии с ними будет оцени­вать работу всех своих членов.

Пункт 2. Деятельность психологов опреде­ляется прежде всего принципами взаимной терпимости и законности, демократическим путем установленными в испанском госу­дарстве.

Пункт 3. В своей профессиональной дея­тельности психологии должны учитывать имплицитные и эксплицитные правила, дей­ствующие в том социальном окружении, где они работают, рассматривая их как элемен­ты существующей ситуации и оценивая по­следствия соблюдения или отклонения от них для профессиональной деятельности психологов.

Пункт 4. Психологи могут отвергнуть любой вид ограничений или помех своей профес­сиональной независимости и законному осу­ществлению своих профессиональных функ­ций в соответствии с правами и обязанностя­ми, устанавливаемыми настоящим кодексом.

Общие принципы

Пункт 5. Деятельность психолога направле­на к достижению таких гуманитарных и социальных целей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных фор­мациях индивидуальной и социальной жиз­ни. Поскольку психолог является не един­ственным профессионалом, чья деятельность направлена на достижение этих целей, об­мен и сотрудничество с представителями других профессий желательны и в некоторых случаях необходимы, без каких-либо преду­беждений по отношению к компетенции и знаниям любого из них.

Пункт 6. Психология как профессия управ­ляется принципами, общими для всех про­фессиональных этик: уважение к личности, защита человеческих прав, чувство ответственности, честность и искренность по отно­шению к клиенту, осмотрительность в при­менении инструментов и процедур, профес­сиональная компетентность, твердость в до­стижении цели вмешательства и его науч­ной основы.

Пункт 7. Психологи не должны принимать участия или способствовать разработке ме­тодов, направленных против свободы индивида и его физической или психологической неприкосновенности. Непосредственная раз­работка или содействие в осуществлении пыток или издевательств, помимо того что является преступлением, представляет со­бой наиболее тяжкое нарушение профес­сиональной этики психологов. Они не долж­ны ни в каком качестве, ни как исследовате­ли, ни как помощники или сообщники, при­нимать участие в пытках или любых других жестоких, негуманных или унизительных действиях, кто бы ни был их объект, какие бы обвинения или подозрения против этого лица ни выдвигались и какая бы информа­ция ни могла бы быть получена от него таким путем в условиях военного конфликта, граж­данской войны, революции, террористиче­ских акций или любых других обстоятельств, которые могли бы быть истолкованы как оп­равдание таких действий.

Пункт 8. Все психологи должны, как мини­мум, информировать свои профессиональ­ные объединения о нарушениях прав человека, издевательствах, жестокости, негуманных или унизительных условиях заключения/ кто бы ни был их жертвой, и о любом таком случае, ставшем им известным в их профес­сиональной практике.

Пункт 9. Психологи должны уважать религиозные и моральные убеждения своих клиентов и учитывать их при опросе, необходи­мом при профессиональном вмешательстве.

Пункт 10. При оказании помощи психологи не должны осуществлять дискриминацию по признаку происхождения, возраста, расо­вой и социальной принадлежности, пола, вероисповедания, идеологии, националь­ности или любых других различий.

Пункт 11. Психологи не должны использовать власть или превосходство по отноше­нию к клиенту, которые дает их профессия, для извлечения прибыли или получения пре­имуществ как для себя, так и для третьих лиц.

Пункт 12. В особенности в письменных до­кументах психологи должны быть чрезвы­чайно осторожны, сдержанны и критичны по отношению к своим концепциям и заключе­ниям, учитывая возможность их восприятия как уничижительные и дискриминирующие, например, нормальный — абнормальный, адаптированный — неадаптированный, ин­теллигентный — умственно отсталый.

Пункт 13. Психологи не должны применять манипулятивные процедуры с целью добить­ся обращения к ним определенных клиентов, а также действовать таким образом, чтобы оказаться монополистами а своей области. Психологи, работающие в общественных ор­ганизациях, не должны использовать это преимущество для увеличения собственной частной практики.

Пункт 14. Психолог не должен допускать использования своего имени или подписи лицами, не имеющими должной квалифика­ции и подготовки, для незаконного примене­ния психологических методов. Психологи должны сообщать о всех случаях посяга­тельства на чужие права, которые стали им известны. Бесполезные и основанные на об­мане действия не должны прикрываться ква­лификацией психолога.

Пункт 15. В случае, когда личные интересы клиента вступают в противоречие с интере­сами учреждения, психолог должен поста­раться выполнять свои функции с макси­мальной беспристрастностью. Обращение за помощью в данное учреждение предполага­ет учет интересов клиента, уважение и вни­мание к нему со стороны психолога, который в соответствующих обстоятельствах может выступать как его защитник по отношению к администрации учреждения.

О профессиональной компетенции отношениях с другими профессионалами:

 

Пункт 16. Права и обязанности профессионального психолога основываются на принципе профессиональной независимости и автономии независимо от служебного положения в определенной организации и от про­фессионалов более высокого ранга и адми­нистрации.

Пункт 17. Профессиональный статус психо­лога базируется на его способностях и ква­лификации, необходимых для выполнения его обязанностей. Психолог должен быть профессионально подготовленным и иметь специализацию в применении методов, ин­струментария и процедур, применяемых в данной области. Частью его работы является постоянное поддержание на современном уровне своих профессиональных знаний и умений.

Пункт 18. Психолог не должен применять методы и процедуры, не прошедшие достаточной апробации в рамках современных научных знаний, без предубеждения по отно­шению к существующему разнообразию тео­рий и школ. В случае испытания психологи­ческих методик, еще не получивших научной оценки, клиенты не должны быть полностью уведомлены об этом заранее.

Пункт 19. Все психологические данные, как результаты обследования, так и сведения о вмешательстве и лечении, должны быть до­ступны только для профессиональных пси­хологов, в чьи обязанности входит неразгла­шение их среди некомпетентных лиц. Психо­логи должны принимать меры для соответ­ствующего хранения документации.

Пункт 20. Когда интересы психологического обследования или вмешательства требуют тесного сотрудничества с профессионалами из других областей, психологи должны обе­спечивать соответствующее взаимодействие так, чтобы оно было направлено на благо психолога и его клиента.

Пункт 21. Психологические методы не долж­ны смешиваться — как в применении, так и в их представлении общественности — с ме­тодами, чуждыми научным основам психо­логии.

Пункт 22. Не отказываясь от научной кри­тики там, где она необходима, психологи не должны дискредитировать коллег или представителей других профессий, исполь­зующих те же или иные научные методы, и должны проявлять уважение к тем школам и направлениям, которые научно и профес­сионально компетентны.

Пункт 23. Работа психолога базируется на праве и обязанности проявлять уважение (и пользоваться таковым) к другим профес­сионалам, особенно в областях, близко со­прикасающихся в своей деятельности с пси­хологией.

 

О вмешательстве:

Пункт 24. Психологи должны отказаться от вмешательства, если они уверены, что их по­мощь будет использована во вред или против законных интересов индивидов, групп, организаций или общин.

Пункт 25. Осуществляя вмешательство по отношению к индивидам, группам, орга­низациям или общинам, психолог должен предоставить им необходимую информацию об основных решаемых проблемах, постав­ленных целях и используемых методах. В случае несовершеннолетних или юридиче­ски недееспособных лиц, родители или опе­куны должны быть проинформированы. В любом случае следует избегать манипу­лирования индивидами и стремиться к раз­витию я автономности конкретного случая.

Пункт 26. Психолог должен стремиться к завершению вмешательства и не продлевать его методами сокрытия информации или об­мана как в случае достижения поставлен­ной цели, так и в случае невозможности ее достижения после применения доступных методов и средств на протяжении доста­точного времени. В последнем случае ин­дивид, группа, организация или общи­на должны быть информированы о том, какие другие психологи или представители иных областей знания могут продолжить вмешательство.

Пункт 27. Ни в коем случае свобода клиента — как в отношении прекращения вмешательства, так и в отношении консуль­тации у другого психолога или иного спе­циалиста — не должна быть ограничена. Следует поощрять способность клиента при­нимать решения на основе достаточной информации. Психолог может отказаться продолжать вмешательство, если оно осу­ществляется одновременно с вмешатель­ством другого типа, выполняемым другим профессионалом.

Пункт 28. Психологи не должны пользо­ваться властью, которую их статус может им дать, для требования особых рабочих условий или платы, превосходящей приня­тую в обычных обстоятельствах.

Пункт 29. Психолог не должен позволять вовлечь себя профессионально в неясную си­туацию, где его роль или функции ока­жутся неуместны или двусмысленны.

Пункт 30. Психологи не должны вмешивать­ся в действия, предпринятые другими спе­циалистами.

Пункт 31. В случае, когда услуги психолога требуются для рекламной или коммерческой компании, он должен сотрудничать с целью обеспечения правдивости информации и охраны интересов индивидов.

Пункт 32. Психологи должны соблюдать особую осторожность в том, чтобы не вы­звать необоснованных ожиданий, осущест­вить которые они впоследствии окажутся профессионально не способны.

Об исследовательских работах и образова­нии:

Пункт 33. Все психологи, в какой бы обла­сти психологии они ни работали, должны стремиться способствовать прогрессу науки вообще и психологии в частности, осу­ществляя исследования и придерживаясь научных подходов в своей деятельности, а также передавая свои знания студентам и другим профессионалам.

Пункт 34. При выполнении исследований пси­хологи должны категорически отказываться от действий, могущих привести к постоян­ному, невосполнимому или не необходимому ущербу для испытуемых. Участники любой исследовательской программы должны вы­разить свое недвусмысленное согласие на проведение экспериментов; в случае несо­вершеннолетних или юридически недееспо­собных лиц такое согласие должно быть по­лучено от родителей или опекунов.

Пункт 35. Если психологическое исследова­ние сопровождается каким-либо временным» ущербом или дискомфортом, как, например, электрический шок или сенсорная депривация, исследователь должен в первую оче­редь удостовериться в том, что все участ­ники опытов действуют совершенно свобод­но, без постороннего давления в каком-ли­бо виде; к участию в эксперименте не должен быть допущен никто до тех пор, пока исследователь не убедится, что об этом ущербе испытуемые были уведомлены зара­нее и дали свое согласие. Даже в случае согласия перед экспериментом, испытуемый может принять решение о своем дальней­шем неучастии в программе в любой момент.

Пункт 36. Если условия эксперимента тре­буют дезинформации или обмана испытуе­мого, психолог должен убедиться в том, что это не приведет к сколько-нибудь длитель­ному ущербу для участников опыта, и в лю­бом случае экспериментальный характер и необходимость обмана должны быть раскрыты при окончании экспериментальной программы.

Пункт 37. Психологические исследования в нормальной ситуации, как эксперименталь­ные, так и обсервационные, должны всегда выполняться с уважением по отношению к достоинству индивида, его верованиям, ин­тимным ситуациям, скромности и целомуд­рию при исследовании сексуального поведе­ния, а также при обследовании престарелых, больных, заключенных, т. е. лиц, имеющих не только определенные социальные ограни­чения, но и переживающих серьезную че­ловеческую драму.

Пункт 38. При экспериментах над живот­ными страдания, вред или дискомфорт, не являющиеся абсолютно необходимыми для достижения поставленной исследователь­ской цели и оправданными с точки зрения науки и интересов человека, должны быть исключены или сведены до минимума. При хирургических операциях на животных должно применяться обезболивание и при­ниматься необходимые меры по предотвра­щению осложнений. Персонал, непосред­ственно занимающийся исследовательской работой с животными, должен в содержании животных, обращении с ними и при эвта­назии руководствоваться международными стандартами.

О получении и использовании информа­ции:

Пункт 39. Психологи при осуществлении своих профессиональных функций должны тщательно оберегать право клиента на кон­фиденциальность. Лишь строго необходи­мая для выполнения требуемых действий информация должна быть получена пси­хологом и всегда только с согласия клиента.

Пункт 40. Вся информация, полученная пси­хологами о клиенте, как из его сообщений, так и в результате профессиональных наб­людений, является их профессиональной тайной, сохранение которой — их професси­ональное право и обязанность. Разглашение такого рода сведений возможно только по специальному разрешению клиента. Психо­логи должны следить за тем, чтобы их со­трудники соблюдали те же правила отно­сительно информации.

Пункт 41. При осуществлении вмешатель­ства по просьбе самого клиента и на осно­вании полученных от него сведений, инфор­мация о клиенте может быть сообщена тре­тьему лицу только по специальному разрешению клиента и в определенных им пре­делах.

Пункт 42. Если обследование или вмеша­тельство осуществляется по инициативе дру­гого лица (судьи, представителя органов просвещения, родителей, нанимателя и т. д.), а не самого обследуемого, то он или его родители и опекуны должны быть уведомлены об обследовании или вмешательстве, а также о том, кому будет направлен отчет психолога. Обследуемый вправе знать содержание отчета при условии, что это не создаст серьезной опасности для него или для психолога.

Пункт 43. На результаты психологического обследования, проведенного по запросу учреждения или организации, распространяются все требования предыдущего пункта. Как психолог, так и обратившаяся к нему организация обязаны сохранять тайну и придерживаться в своих действиях границ, определяемых целью исследования. В случае затребования соответствующих данных другими инстанциями в целях планирова­ния, оценки трудовых ресурсов и т. д., имена и другие позволяющие опознать клиента сведения должны быть опущены (за исклю­чением тех случаев, когда они абсолютно необходимы).

Пункт 44. Информация, полученная пси­хологом в процессе его профессиональной деятельности, не должны быть использована им в своих интересах или в интересах треть­их лиц, а также для создания предубеж­дения у клиента.

Пункт 45. Устная, печатная, аудиовизуаль­ная и другая публикация клинических случаев с иллюстративными, образовательными или научными целями должна осуществ­ляться так, чтобы было невозможно иден­тифицировать описываемое лицо, группу или организацию. Если вероятность такого опоз­нания существует, необходимо получение согласия клиента.

Пункт 46. Хранение письменных или нахо­дящихся в электронном банке информации психологических данных (результатов опро­сов, тестирования и т. д.) осуществляется под личную ответственность психолога, в ус­ловиях, исключающих доступ к ним посто­ронних лиц.

Пункт 47. В случае присутствия третьих лиц, не нужных для совершаемых психологом профессиональных действий, таких, как сту­денты или практиканты, на него требуется предварительное согласие клиента.

Пункт 48. Отчет психолога должен быть ясным, точным, четким и понятным для адресата. Должны быть указаны границы предпринятых действий, степень достовер­ности полученной информации, постоянный или временный характер выявленных яв­лений, примененные методики и сведения о выполнившем работу профессионале.

Пункт 49. Смерть или исчезновение клиента не освобождает психолога, выступает ли он в частном качестве или как предста­витель общественной организации, от хра­нения профессиональной тайны.

Пункт 50. Реклама услуг психолога долж­на осуществляться в сдержанной форме, с указанием профессиональной квалифика­ции, ученой степени, членского номера в ООП и, когда это уместно, области психо­логии и применяемых методов. Ни в коем случае не должна сообщаться сумма гоно­рара, даваться какие-либо гарантии, пре­возноситься профессиональные достижения и перечисляться успешные случаи. Обяза­тельно следует сообщать точные сведения о профессионале, составившем рекламный текст.

Пункт 51. Сообщение о себе каким-либо образом (в рекламе, на табличке, визит­ных карточках, в программах) неверных сведений: не присужденной научной степени, двусмысленной титулатуры, которая, не яв­ляясь ложной, может привести к ошибочно­му пониманию, помимо того, что является уголовно наказуемым действием, является также грубым нарушением профессиональ­ной этики. Таковым же является исполь­зование доверия общественности, когда речь идет о процедурах сомнительной эффектив­ности.

Пункт 52. Психолог не должен допускать использования своего имени и профессио­нального престижа для рекламы потреби­тельских товаров и тем более для сомнитель­ной пропаганды.

Пункт 53. Психологи, однако, могут при­нимать профессиональное участие в образо­вательных программах для населения, пре­следующих социально полезные цели: прос­вещение в области культуры, здорового об­раза жизни, профессиональной ориентации.

Пункт 54. Психологи, прибегающие в своей профессиональной деятельности к псевдони­мам, должны зарегистрировать их в ООП.

О гонорарах и оплате труда:

Пункт 55. Психологи должны отказывать­ся от работы в таких условиях, когда оплата их труда означала бы принижение их профессии или вела к недобросовестной конкуренции.

Пункт 56. Однако, в виде исключения, психо­логи могут оказывать профессиональные услуги бесплатно тем клиентам, которые остро в них нуждаются, но не в состоянии оплатить.

Пункт 57. Психологи, занимающиеся част­ной практикой, должны заранее уведомить клиента о размере своего гонорара.

Пункт 58. ООП может устанавливать мини­мальный размер оплаты определенных профессиональных действий в соответствии с их характером, длительностью и другими факторами.

Пункт 59. Взимание платы за услуги психолога не зависит от успешности вмеша­тельства или от определенного исхода действий психолога.

Пункт 60. Психологи ни в коем случае не должны взимать платы за направление клиентов к другим профессионалам.

Законодательные гарантии:

Пункт 61. ООП учреждает Комитет по этике для наблюдения за интерпретацией и соблю­дением настоящих стандартов. ООП берет на себя распространение их среди всех психологов-профессионалов, а также об­щественных организаций. ООП также обя­зывается обеспечить изучение их студента­ми-психологами всех университетов.

Пункт 62. Нарушения правил, устанавливае­мых настоящими стандартами, должны до­водиться до сведения Комитета по этике. После того, как обе стороны будут выслуша­ны, событие обсуждено и Комитетом по этике рекомендовано решение, управляю­щий комитет ООП должен принять резолю­цию о соответствующих дисциплинарных санкциях.

Пункт 63. ООП гарантирует защиту своим членам, если в осуществлении своих профес­сиональных функций они подвергнутся нападкам или угрозам, особенно защиту в соблюдении профессиональной тайны, досто­инства и независимости психолога.

Пункт 64. ООП постарается обеспечить формирование взгляда на настоящие стан­дарты, являющиеся формальным обязатель­ством психологов-профессионалов перед испанским обществом и соответствующие ценностям общества в целом, как на часть законных установлений, гарантированных государственной властью.

Пункт 65. В случае, если психолог окажет­ся перед противоречием в различных тре­бованиях настоящих стандартов или закона, он должен подойти к разрешению противо­речия ответственно, уведомив заинтересо­ванные стороны и Комитет по этике.


ПРИЛОЖЕНИЕ 10

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...