Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессионально важные качества психолога. Методики самопознания.

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ЛИЧНОСТИ

 

«Индикатор типов личности Майерс-Бриггс» (или MBTI), основанный на типологии личности К.Г.Юнга, широко применяется при тестировании во всем мире и является одним из наиболее подходящих инструментов для самодиагностики. Однако пользоваться им на практике не всегда бывает удобно, поэтому в целях профориентации разработан сжатый альтернативный тест –«The Tieger Assessment of Personality Typen» (TAPT).

(Тигер П., Бэррон-Тигер Б. Делай то, для чего ты рожден. – М.: АРМАДА, 1996.)

 

Оценка типа личности

 

В каждой из четырех частей таблицы имеются четыре колонки парных слов. Внимательно рассмотрите каждую пару. Не бойтесь сделать выбор. Речь не идет о Ваших достоинствах или недостатках. В каждой паре выберите одно слово, которое наиболее полно соответствует Вашему истинному «Я». Поставьте галочку перед одним выбранным Вами словом в каждой паре.

 

Э (E) или И (I) __Оживленный __Спокойный __Разговорчивый __Замкнутый __Шумный __Тихий __Общительность __Сосредоточенность __Ориентированный __Ориентированный во внешний мир внутрь себя __Говорить __Слушать __Высказываться __Переживать вслух в себе __Итого __Итого С (S) или Н (N) __Конкретный __Абстрактный __Строитель Изобретатель __Реалист __Идеалист __Практик __Фантазер __Буквальный __Фигуральный __Применение __Поиск на практике скрытого смысла __Стабильность __Новые возможности   __Итого __Итого  
Р (T) или Ц (F) __Объективный __Сочувствующий __Логичный __Сентиментальный __Мысли __Чувства __Анализировать __Сопереживать __Голова __Сердце __Склонный __Доброжелательный к критике __Непреклонный __Мягкосердечный __Итого __Итого Т (J) или Д (P) __Расписание __Свобода действий __Дисциплина __Раскрепощенность __Решать __Подождать __Структура __Течение __План __Импровизация __Организованный __Импульсивный __Финиш __Старт   __Итого __Итого    

 

 

Обработка результатов:

1. Подсчитайте общее количество отмеченных Вами слов в каждой колонке и выпишите полученную цифру в графу Итого.

2. Обведите кружком верхнюю букву над той колонкой, где оказалось наибольшее число подчеркнутых слов.

3. Четыре буквы, которые Вы обвели кружком (Э или И, С или Н, Р или Ц, Т или Д) даду Ва результат теста. Выпишите эти буквы. Это буквенный код, который определяет соответствующий Вам тип личности.

 

Система самодиагностики типа личности базируется на четырех основных аспектах.

1. Каким образом мы взаимодействуем с окружающим миром и куда направляем свою энергию;

2. Какого рода информацию мы воспринимаем прежде и легче всего;

3. Каким образом мы принимаем решения;

4. Предпочитаем ли мы жить в определенном, упорядоченном мире (принимая решения) или же в более свободном, произвольном (изучая возможные варианты).

Эти свойства человеческой личности названы признаками . Каждый из них может рассматриваться как некий континуум между двумя крайними точками. что наглядно продемонстрировано на шкалах.

1. Как мы взаимодействуем с окружающим нас миром и куда направляем свою энергию.

(Е) Экстраверсия (Э)____________ (I) Интроверсия (И)

2. На какую информацию мы прежде всего обращаем внимание.

(S) Сенсорика (С)____________(N) Интуиция (Н)

3. Как мы принимаем решения.

(Т) Рациональность (Р)____________(F) Иррациональность (Ц)

4. Предпочитаем ли мы определенность и стразу принимаем решения или живем без оков и принимаем информацию к сведению.

(J) Статика (Т)____________(Р) Динамика (Д)

 

Свойства каждого человека можно отметить на той или другой стороне от центра каждой из этих четырех шкал. Крайние точки этих шкал называются предпочтениями.

 

В таблице представлены основные варианты типов личности.

 

ИСРТ (ISTJ) ИСЦТ (ISFJ) ИНЦТ (INFJ) ИНРТ (INTJ)
ИСРД (ISTP) ИСЦД (ISFP) ИНЦД (INFP) ИНРД (INTP)
ЭСРД (ESTR) ЭСЦД (ESFP) ЭНЦД (ENFP) ЭНРД (ENTP)
ЭСРТ (ESTJ) ЭСЦТ (ESFJ) ЭНЦТ (ENFJ) ЭНРТ (ENTJ)

 

Каждому человеку соответствует один из этих шестнадцати вариантов.

 

Экстраверты Интроверты
Заряжаются энергией в обществе других людей.   Любят быть в центре внимания.   Сначала действуют, потом думают.   Склонны размышлять вслух.   Более открыты для окружающих; с готовностью рассказывают о себе.   Больше говорят, чем слушают.   Бурно выражают свои эмоции.   Скоры на ответ; любят быстрый темп.   Предпочитают широту глубине. Заряжаются энергией в одиночестве.   Избегают быть в центре внимания.   Сначала думают, потом действуют.   Склонны продумывать все в уме, про себя.   Более замкнуты; предпочитают рассказывать о себе немногим избранным.   Больше слушают, чем говорят.   Держат свои восторги при себе.   Не спешат с ответом.   Предпочитают глубину широте.
Сенсорики Интуитивы
Доверяют тому, что надежно и конкретно.   Одобряют новые идеи только в тех случаях, если они имеют практическое применение.   Ценят реализм и здравый смысл.   Любят оттачивать достигнутое мастерство.   Склонны к точности и ясности выражений; дают детальные описания.   Излагают информацию постепенно, шаг за шагом.   Ориентированы на настоящее. Доверяют вдохновению и игре ума.   Одобряют новые идеи только потому, что они новые.   Ценят воображение и новшества.   Любят осваивать новые профессии; достигнув определенного уровня мастерства, теряют к делу интерес.   Склонны к общим выражениям, фигуральной речи; пользуются метафорами и аналогиями.   Излагают информацию скачками, ходят по кругу.   Ориентированы на будущее.
Рационалы Иррационалы
Делают шаг назад; решают проблемы с помощью объективного анализа.   Ценят логику, справедливость и честность; предъявляют одинаковые требования ко всем и всему.   Сразу видят недостатки и склонны критиковать их.   Могут производить впечатление бессердечных, бесчувственных людей.   Считают, что правда важнее такта.   Считают, что можно руководствоваться чувствами только тогда, когда они логичны.   Движущая сила их поступков – достичь конкретных успешных результатов.   Делают шаг вперед; смотрят, как их действия повлияют на других людей.   Ценят сопереживание и гармонию в отношениях; считают, что из правил допустимо делать исключения.   Стараются не обижать других, с готовностью выражают свое одобрение.   Могут производить впечатление чересчур эмоциональных, безрассудных и слабых людей.   Считают, что правда и такт важны одинаково.   Считают, что чувства ценны сами по себе, независимо от того, имеют они смысл или нет.   Движущая сила их поступков – желание добиться похвалы.
Статики Динамики
Предпочитают, чтобы решение было принято однозначно.   Обладают «этикой работы»: сначала работа, потом развлечения (если остается время).   Ставят перед собой цель и стремятся достичь ее в заданные сроки.   Предпочитают заранее рассчитать возможные последствия (знать, что из ждет).   Ориентированы на конечный результат (главное для них – закончить работу).   Получают удовлетворение, когда работа закончена.   Относятся ко времени как к ограничительному фактору.   Предпочитают оставлять за собой свободу выбора.   Обладают «этикой отдыха»: сначала развлечения, потом работа (если останется время).   Изменяют свою цель по мере получения новой информации.   Предпочитают приспосабливаться к новым обстоятельствам.   Ориентированы на процесс (главное – как выполняется работа).   Получают удовлетворение, когда начинают работу.   Относятся ко времени и срокам как к растяжимым понятиям.

 

В соответствии с типом личности П.Тигер выделил достоинства и недостатки применительно к профессиональной деятельности и рекомендации по выбору и реализации карьеры. В общем виде профессиональные особенности каждого типа личности могут быть охарактеризованы следующим образом.

 

ENFJ (ЭНЦТ) – «Специалисты по связи с общественностью».

INFJ (ИНЦТ) – «Катализаторы позитивных перемен».

ENFP (ЭНЦД) – «Нет ничего невозможного».

INFP (ИНЦД) – «Тихие воды глубоки».

ENTJ (ЭНРТ) – «Все в порядке - я у руля».

INTJ (ИНРТ) – «Компетенция + Независимость = Совершенство».

ENTP (ЭНРД) – «Устроители жизни».

INTP (ИНРД) – «При решении трудной задачи никто не может
сравниться с ними в изобретательности».

ESTJ (ЭСРТ) – «Болеть за свое дело».

ISTJ (ИСРТ) – «Делайте все не торопясь и как следует».

ESFJ (ЭСЦТ) – «Чем я могу вам помочь?».

ISFJ (ИСЦТ) – «Клянусь честью исполнить свой долг».

ESTP (ЭСРД) – «Давайте возьмемся за дело!».

ISTP (ИСРД) – «Выполнять задание как можно лучше, исходя из имеющихся ресурсов».

ESFP (ЭСЦД) – «Не волнуйтесь - будьте счастливы».

ISFP (ИСЦД) – «В конечном итоге все решает мысль».

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 13

ОПРОСНИК

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ

Данный тест - Опросник Профессиональных Предпочтений – разработан для исследования профессиональных интересов и предпочтений человека. Он поможет Вам соотнести Ваши склонности, способности и интересы с разными конкретными профессиями, более точно определить круг ваших запросов в профессиональной сфере и окажет содействие при планировании Вашей, профессиональной карьеры.

Если Вы уже размышляли о выборе профессии или о смене, то данный тест может помочь Вам обосновать свои решения, а также подсказать другие возможные варианты разрешения этих вопросов. При заполнении опросника не следует торопиться. Вы получите гораздо более ощутимый результат, если будете вдумчиво работать с данной методикой.

Внимательно читайте инструкции и отмечайте свои ответы на бланке ответов.

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ниже приводятся различные виды деятельности, которые отражают широкий круг интересов и установок. Поставьте букву «Д» в бланке ответов, гдевид деятельности под соответствующим номером Вам подходит, нравится, Вы считаете, что он Вам подойдет. Если тот или иной вид деятельности Вам не нравится, не подходит, или Вы от него не в восторге, то поставьте букву «Н».

Р Деятельности

1. Пройти курс обучения работам по дереву

2. Работать на легковом автомобиле

3. Ремонтировать хозяйственные постройки

4. Ремонтировать электроприборы

5. Настраивать музыкальную систему

6. Мастерить по дому

7. Работать на дачном участке

8. Пройти курс обучения на автомеханика

9. Самостоятельно ремонтировать квартиру

10. Решать технические проблемы

11. Реставрировать, ремонтировать старые приборы, механические устройства часы, швейную машину, пишущую машинку и т.п.)

 

И Деятельности

1. Работать в научно-исследовательской лаборатории

2. Применять математику для решения практических проблем

3. Изучать научные теории

4. Проанализировать информацию для разработки новых предложений и рекомендации

5. Читать научные книги и журналы

6. Находить решение сложных проблем

7. Посещать научные музеи

8.Систематизировать и классифицировать данные по различным проблемам

9.Пройти курс математической статистики
10. Размышлять над научными проблемами
11. Освоить новую научную дисциплину

А Деятельности

1. Играть на музыкальном инструменте

2. Писать для журнала или газеты

3. Воплощать в драматическое произведение рассказ или художественный замысел

4. Играть в ансамбле, группе или оркестре

5. Конструировать мебель, одежду

6. Писатьпортреты или заниматься фотографией

7. Пройти курсы по дизайну

8. Выпускать журнал или газету

9. Заниматься рисунком или живописью
10. Читать или писать поэтические произведения

11 .Создавать декоративные изделия (чеканка, резьба, выжигание)

 

С Деятельности

I. Работать в сфере социальной поддержки и защиты
2. Обучаться на курсах по психологии человеческих взаимоотношений

3. Изучать факты нарушения закона несовершеннолетними

4. Дискутировать по вопросам отношений между людьми

5. Обучать других выполнять какую-либо работу

6. Читать книги по социологии

7. Помогать людям с физическими недостатками

8. Помогать советами в трудных ситуациях

9. Преподавать в учебных заведениях
10. Заботиться о детях или помогать пожилым людям

11. Обучаться на курсах гидов или экскурсоводов

П Деятельности

1. Быть руководителем проекта или мероприятия

2. Пройти курсы или семинар для руководителей

3. Читать о руководителях в бизнесе или правительстве

4. Участвовать в политических кампаниях

5. Организовать собственное дело и управлять им

6. Принимать решения в важных и ответственных делах

7. Оказывать влияние на других людей

8. Присутствовать на аукционах, торгах

9. Руководить работой других
10. Следить за конъюнктурой рынка
11. Организовывать и проводить выборные кампании

К Деятельности

1. Содержать свой рабочий стол и помещение в порядке

2. Работать с микрокалькулятором

3. Провести инвентаризацию материальных ресурсов

4. Записывать свои расходы

5. Провести проверку документации или продукции на предмет выявления ошибки или пропажи

6. Производить математические расчеты в бухгалтерии или бизнесе

7. Вести деловую переписку

8. Управлять оргтехникой, вычислительной машинами в учреждении

9. Заполнять стандартные формы, подробные анкеты
10. Обучаться на бухгалтерских курсах
11. Оформлять и печатать деловые бумаги

 

СПОСОБНОСТИ

 

Поставьте «Д» для тех видом умений и мастерства, которыми Вы обладаете и которые Вы можете применять грамотно и компетентно. Поставьте «Н» для тех видов мастерства, умений, способностей, которыми Вы никогда не обладали, а соответствующую деятельность никогда не осуществляли или осуществляли плохо.

 

Р Способности

1. Я могу выполнять простой ремонт телевизора или радиоприемника

2.Я могу ремонтировать мебель

3. Я могу использовать электромеханические инструменты (пилу, дрель, токарный или шлифовальный станки для работ по дереву)

4. Я могу читать чертежи, эскизы, схемы

5. Я могу сделать простой электрический ремонт

6. Я могу заменить масло или резину в легковой машине

7. Я могу сделать масштабный чертеж

8. Я могу пользоваться большинством столярных инструментов

9. Я могу производить простой слесарный ремонт

10.Я могу рассчитать количество материалов для проведения ремонта

11. Я могу использовать электроизмерительные приборы

 

И Способности

1. Я могу использовать компьютер при изучении научной проблемы

2. Я могу разобраться в физических свойствах веществ

3. Я могу расшифровать простые химические формулы

4. Я могу использовать калькулятор или логарифмическую линейку для научных исследований

5. Я могу применять микроскоп для решения научных задач

6. Я могу использовать математическую статистику для решения научных проблем

7. Я могу описать основные функции человеческого организма

8. Я могу применять логарифмические таблицы

9. Я могу написать реферат по проблеме

10. Я могу назвать три блюда с высоким содержанием белка

11. Я могу кратко и четко изложить какую-либо научную проблему

А Способности

1. Я могу написать рассказ

2. Я могу создать рекламный плакат

3. Я могу писать красками, акварелью, лепить скульптуру

4. могу обрисовать или описать человека так, что его можно узнать

5. Я могу создать сценическое воплощение идеи или сюжета

6. Я могу написать рекламное объявление

7. Я могу разрабатывать дизайн для упаковки продуктов

8. Я могу декорировать рабочие помещения учреждений

9. Я могу играть в пьесе

10. Я могу сам изготовить простые украшения для дома

11 Я могу выполнить художественный фотоснимок, слайд

С Способности

1. Я могу хорошо принять гостей

2. Мне легко помогать другим в принятии решений

3. Я участвовал в акциях благотворительности

4.Мне легко объяснять какие-либо вещи другим
5 Я могу возглавить групповую дискуссию

6. Мне легко удается создавать людям хорошее настроение

7. Я могу разговаривать с любыми людьми

8. Мне легко удается помогать людям планировать их будущее

9. Мне легко тренировать других

10. Мне легко учить других

11. Я хорошо разбираюсь в людях

П Способности

1. Я могу организовать работу других

2. Я легко оцениваю собственные достоинства

3. Я легко могу заинтересовать других

4. Я могу организовать и управлять кампанией по продаже

5. Я хороший продавец

6. Я легко планирую стратегию для достижения цели

7. Я хороший публичный оратор

8. Я знаю как стать лидером

9. Я могу отстаивать свою точку зрения

10. Я могу начать свое собственное дело

11. Я могу развить в себе желаемые качества

К Способности

1. Я могу обрабатывать корреспонденцию и другие документы

2. Я могу легко получить необходимую информацию по телефону

3. Я могу вести учет доходов и расходов

4. Я могу использовать компьютер для анализа данных бизнеса

5. Я могу печатать на машинке достаточно быстро
6. Я могу составлять деловые письма

7. Я могу управлять редактором текстов на компьютере

8. Я могу создавать обстановку для деловых встреч

9. Я могу работать на копировальной машине

10. Я могу быстро замечать ошибки в расчетах, текстах

11. Я могу успешно пользоваться каталогами

 

КАРЬЕРЫ

Нижеприводится перечень карьер в бизнесе, промышленности, государственных учреждениях, различных видах искусства и науки. Поставьте «Д» для тex видов карьер, которые Вас интересуют или нравятся Вам. Поставьте «Н» для тех видов карьер, которые Вам не нравятся или Вы находитеихнеинтересными.

Р Карьеры

1. Плотник

2. Фермер

3. Автомеханик

4.Специалист по электронной аппаратуре
5 Лесник

6. Шофер

7. Сварщик

8. Радиоинженер

9. Инженер-механик
10. Гравировщик, изготовитель печатей, штампов
11. Экономист-плановик производства
12. Инженер-конструктор по разработке инструментов
13. Ювелир, специалист по обработке драгоценных камней
14. Оператор энергетической установки

И Карьеры

1. Инженер-конструктор

2. Техник медицинской лаборатории

3. Физик

4. Химик

5. Издатель научного или научно-популярного журнала

6. Ботаник

7. Хирург

8. Антрополог

9. Семейный врач

10.Метеоролог
11. Научный работник в области социальных наук
12 Биолог
13. Научный работник исследовательской лаборатории
14. Автор научно-популярных книг и статей

А Карьеры

1. Писатель

2. Фотограф

3. Myзыкант - аранжировщик

4. Художник

5. Певец

6. Автор художественных произведений

7. Музыкант – исполнитель

8. Эксперт по живописи
9 Журналист
10. Художник по копиям (копиист)

11.Издатель газеты

12.Актер
13. Архитектор
14. Дизайнер

С Карьеры

1. Преподаватель высшей школы

2. Работник в социальной области

3. Логопед

4. Учитель школы

5. Психолог

6. Специалист по семейному консультированию

7. Преподаватель общественных и социальных наук

8. Сотрудник службы социальной поддержки

9.Инструктор молодежного лагеря
10. Консультант по выбору профессии
11. Социолог
12. Инспектор по делам несовершеннолетних
13. Сотрудник службы «телефона доверия»
14. Священнослужитель

П карьеры

1. Управляющий фирмой

2. Управляющий гостиницей

3. Директор на радио и телевидении

4. Агент по продаже недвижимости (домов, земельных участков)

5. Управляющий распродажей

6.Заведующий отделом маркетинга
7. Управляющий магазином

8. Адвокат

9. Директор рекламного агентства
10. Посредник в торговых операциях

11. Продавец, торговый работник

12. Судья

13. Брокер на бирже

14. Начальник спортивной команды

К Карьеры

1. Экономист

2. Счетовод

3. Секретарь

4. Кассир в банке

5. Инспектор в банке

6. Налоговый инспектор

7. Ревизор

8. Контролер кредитов

9. Оператор ЭВМ
10. Судебный исполнитель
11. Архивариус
12. Бухгалтер
13. Нотариус
14. Библиотекарь

 

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Для обработки результата необходимо подсчитать количество положительных ответов («Да») для каждого типа по всем трем блокам («Деятельности», (Способности», «Карьеры»).

Р – реалистический тип,

И – исследовательский тип,

А – артистический тип,

С – социальный тип,

П – предпринимательский тип,

К – конвенциональный тип.

Для анализа следует отдельно рассматривать результаты, полученные по каждому блоку, и общий суммарный результат. Полученные для каждого типа суммы следует сравнить. Букву с самым высоким количеством баллов выписать первой, затем - букву со следующим по величине количеством баллов, и так далее, последней - букву - с наименьшим по величине количеством баллов. Первые три буквы образуют код, полученный код испытуемого показывает степень его соответствия каждому из шести типов личности. Чем выше количество баллов по какой-либо шкале, тем больше соответствие испытуемого с данным типом и тем сильнее его интересы в этой области. Первая буква кода указывает на тип которому он соответствует больше всего, вторая буква - на тип, которому он соответствует чуть меньше, третья - тип с еще меньшим соответствием. Типы, которые не вошли в буквенный код - этотипы, которым обследуемый практически не соответствует. Например, коду РИС соответствуют профессии -испытатель в лаборатории, радиоинженер, закройщик, станочник;коду АПС- критик, издатель, дизайнер, хореограф; коду СПР - администратор, офицер милиции, шеф-повар, следователь; коду ПСК - гид, главврач, страховой агент; коду КСР- бухгалтер, оператор компьютера, машинистка;коду ИСА - психолог, психиатр, медсестра.

Рекомендуемый перечень профессий для разных кодов можно найти в книге Воробьёва А.П., Сенина И.Г., Чиркова В.И. «Опросник профессиональных предпочтений. Руководство (Адаптация теста Дж.Холланда) ». - Ярославль, 1994.

Интерпретация типов личности описана в книге Романовой Е.С. «99 популярных профессий» - СПб, 2003.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 14

 

 

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА ЭМПАТИИ

Цель исследования:овладение методом экспресс-диагностики эмпатии с помощью оригинального опросника.

Материалы и оборудование: опросник содержащий шесть диагностических шкал эмпатии, которые выражают отношение к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, незнакомым или малознакомым людям.

В опроснике 36 утверждений. По каждому испытуемый должен оценить, в какой мере он с ним согласен или не согласен, используя 6 вариантов ответа, которым соответствуют числовые значения: 0, 1, 2, 3, 4, 5.

Процедура исследования: испытуемому выдаётся протокол, в котором он должен сразу же заполнить анкетную часть. После этого испытуемый получает опросник.

Инструкция: «Предлагаем оценить несколько утверждений. Ваши утверждения не будут расцениваться как хорошие или плохие, поэтому просим проявлять откровенность.

Над утверждениями не следует долго раздумывать. Достоверные ответы те, которые первыми пришли в голову.

Прочитав в опроснике утверждение, в соответствии с его номером отметьте в ответном листе Ваше мнение под одной из шести градаций: «не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да». Ни одно из утверждений пропускать нельзя».

Если в процессе работы у испытуемого возникнут вопросы, то экспериментатор должен дать разъяснения, но так, чтобы испытуемый не оказался сориентированным на тот или иной ответ.

 

Обработка результатов:

Начинается с проверки достоверности данных.

Для этого необходимо посчитать, сколько ответов определённого типа дано на указанные номера утверждений опросника: «не знаю»: 2, 4, 16, 18, 33; «всегда или да»: 2, 7, 11, 13, 16, 18, 23. Кроме того, следует выявить, сколько раз ответ «всегда или да» получен на оба утверждения в следующих парах: 7 и 17, 10 и 18, 17 и 31, 22 и 35, 34 и 36; сколько раз ответ «всегда или да» получен для одного из утверждений, а «никогда или нет» – для другого в следующих парах: 3 и 36, 1 и 3, 17 и 28. После этого результаты подсчётов суммируются. Если общая сумма – 5 или более, то результат исследования не достоверен; при сумме равной 4 – результат сомнителен; если же сумма не более 3, результат исследования может быть признан достоверным.

При недостоверных или сомнительных результатах целесообразно, если это возможно, выяснить причины негативного отношения испытуемого к исследованию.

Следует иметь ввиду, что недостоверные результаты могут быть обусловлены, помимо нежелания обследоваться или стремление преднамеренно давать противоречивые, неискренние ответы, например, нарушением некоторых психических функций, их развития, а также социальным инфантилизмом.

При достоверных результатах исследования дальнейшая обработка данных направлена на определение количественных показателей эмпатии и её уровня.

 

 

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ:

 

 

Фамилия, имя, отчество ___________________________________________дата_________

Возраст_________________________________

Состав семьи, в которой воспитывался____________________________________________

Являюсь по счёту_____ ребёнком в семье. Посещал (не посещал) детский сад.

Число друзей со школьного возраста_____________________________________________

Основные интересы и увлечения в настоящее время________________________________

Профессия отца ________________________ Профессия матери _____________________

 

ОТВЕТНЫЙ ЛИСТ:

 

Номер утверждения Ответы
Не знаю Никогда или нет Иногда Часто Почти всегда Всегда или да
           
           
           
           

 

УРОВНИ ЭМПАТИИ:

 

Уровень Количество баллов
По шкалам В целом
Очень высокий 82 – 90
Высокий 13 – 14 63 – 81
Средний 5 – 12 37 – 62
Низкий 2 – 4 12 – 36
Очень низкий 0 – 1 5 – 11

 

Обработка результатов:

Результаты представляются в виде круговой диаграммы. В круге выделяются шесть равных секторов по числу диагностических шкал, обозначенных римскими цифрами от I до IV, соответственно тому порядку, в каком они перечислены в ключе-дешифраторе. Далее вычерчиваются окружности с таким расчётом, чтобы оси диаграммы (линии, разграничивающие соседние сектора) были разделены на 15 равных отрезков.

Каждый отрезок соответствует одному баллу, нулевая точка – в центре круга. На этой координатной сетке в каждом секторе наносится выделяющаяся (толщиной линии, цветом) очерковая дуга радиусом, соответствующим числу баллов, полученных по определенной диагностической шкале в исследовании. Очевидно, что чем ближе очерковые дуги к центру круга, тем ниже уровни составляющих эмпатии. Ступенчатость расположения очерковых дуг – свидетельство неравномерного развития отдельных составляющих эмпатии.

Для интерпретации данных, полученных при исследовании эмпатии, необходимо располагать хотя бы минимумом сведений об особенностях жизненного пути испытуемого, о его поведении и характере, об условиях воспитания и обучения, о ближайшем социальном окружении. Это позволяет сделать обоснованное заключение и дать необходимые рекомендации.

 

ОПРОСНИК:

1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

2. Взрослых детей раздражает забота старших.

3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.

4. Среди всех музыкальных передач предпочитаю современные ритмы.

5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упрёки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6. Больному человеку можно помочь даже словом.

7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

8. Старые люди, как правило, небеспричинно обидчивы.

9. Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слёзы.

10. Раздражённое состояние моих родителей влияет на моё настроение.

11. Я равнодушен к критике в свой адрес.

12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13. Я всегда родителям прощал всё, даже если они были не правы.

14. Если лошадь плохо тянет, её нужно хлестать.

15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

16. Родители относятся к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимание на плохое настроение своих родителей.

19. Я подолгу наблюдаю за поведением птиц и животных, откладывая другие дела.

20. Фильмы и книги могут вызывать слёзы только у несерьёзных людей.

21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22. В детстве я приводил домой бездомных собак и кошек.

23. Все люди необоснованно озлоблены.

24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

25. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.

26. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.

31. Из затруднительных конфликтных ситуаций человек должен выходить самостоятельно.

32. Если ребёнок плачет, на то есть свои причины.

33. Молодёжь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда задумчивы.

35. Беспризорных домашних животных следует уничтожать.

36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я перевожу разговор на другую тему.

 

КЛЮЧ-ДЕШИФРАТОР:

 

Номер шкалы Название шкалы Номера утверждений
I Эмпатия с родителями 10, 13, 16.
II Эмпатия с животными 19, 22, 25.
III Эмпатия со стариками 2, 5, 8.
IV Эмпатия с детьми 26, 29, 35.
V Эмпатия с героями художественных произведений 9, 12, 15.
VI Эмпатия с незнакомыми или малознакомыми людьми. 21, 24, 27.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...