Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Введение. Предмет, задачи, методы и перспективы развития экологии и гигиены.

Занятие № 1

Тема: Введение. Предмет, задачи, методы и перспективы развития экологии и гигиены.

Вопрос: Предмет гигиены и экологии человека.

Предмет «Гигиена и экология человека» является комплексной дисциплиной, объединяющей знания трех наук: гигиены, экологии и экологии человека. Эти науки находятся в тесной взаимосвязи.

Гигиенавходит в комплекс медицинских наук. Главная цель гигиены- предупреждение заболеваний, поэтому в центре изучения гигиены находится здоровый человек. Термин «гигиена» происходит от греческого слова «здоровый». Гигиена является основой профилактической медицины.

Гигиена- это наука, изучающая влияние окружающей человека среды и производственной деятельности на здоровье людей и разрабатывающая оптимальные, научно обоснованные требования к условиям жизни и труда населения.

Экология- это наука о взаимосвязях между организмами и окружающей средой, о круговороте веществ и потоках энергии, делающих возможной жизнь на Земле.

Таким образом, и гигиена и экология изучают влияние факторов окружающей среды на организм. Гигиена оперирует гигиеническими понятиями и терминами и опирается на знание экологических законов. Как самостоятельные науки гигиена и экология появились во второй половине 19 века.

В настоящее время наука экология подразделяется на два основных раздела: общую и частную.

Общая экологияизучает общие закономерности взаимоотношений организмов и их сообществ со средой в естественных условиях.

Частная экологияизучает более узкие вопросы и делится на подразделы: экология почв, гидросферы, прикладная, социальная, экология человека. Наиболее активно развивается экология человека.

Экология человека изучает общие закономерности взаимоотношений природы и общества, рассматривает взаимодействие человека с окружающей средой.

В отличие от экологии человека, гигиена рассматривает места непосредственного обитания человека- жилище, предприятие, населенный пункт и т.д.

Задачи гигиены:

1. Разрабатывать мероприятия по профилактике заболеваний в больших коллективах, объединенных общими условиями работы.

2. Исследовать влияние всех условий существования человека на здоровье в целях разработки научно- обоснованных мероприятий по устранению или уменьшению влияния отрицательно действующих факторов и усилению положительно действующих факторов окружающей среды.

3. Изменение среды в соответствии с потребностями человека (улучшение условий труда, питания, благоустройство жилищ и т.д.).

4. Обоснование гигиенических нормативов окружающей среды.

2 вопрос: Методы гигиенических исследований.

1. Метод санитарного обследования- это обследование и описание объекта внешней среды (предприятие, жилище, столовая, школа и т.д.) с составлением акта о соответствии помещения его назначению.

2. Метод лабораторных исследований- физические, химические и биологические исследования с целью получения объективных данных для оценки и характеристики факторов внешней среды.

3. Экспериментальный метод- изучение влияния факторов окружающей среды на организм человека в искусственно созданных условиях.

4. Метод физиологических наблюдений- исследование функционального состояния органов и систем организма человека в различных условиях. На основании полученных результатов обосновывают и разрабатывают необходимые профилактические мероприятия.

5. Метод клинических наблюдений- применяется для оценки состояния здоровья населения, находящегося под воздействием негативных факторов окружающей среды. Для оценки состояния здоровья применяются тесты: биохимические, иммунологические и другие.

6. Санитарно- статистический метод- используют при оценке уровней заболеваемости, физического развития детей и подростков, демографических показателей естественного движения населения.

7. Эпидемиологический метод- включает изучение изменений здоровья населения под влиянием внутренних и внешних факторов и анализ медицинских учетных и отчетных документов при проведении одномоментных или длительных наблюдений с последующим расчетом показателей здоровья.

Вопрос: Профилактика, ее виды.

Цель гигиенической науки и практики- разработка и реализация основ первичной медицинской профилактики. Профилактика- это комплекс мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения, творческого долголетия, устранению причин заболеваний, улучшению условий труда, быта и отдыха населения, охране природной среды. Выделяют три уровня профилактики.

1) Активная наступательная профилактика- охрана здоровья населения, предупреждение заболеваний всей совокупностью мероприятий по обеспечению благоприятной среды обитания и здорового образа жизни.

2. Донозологическая профилактика- включает оценку реального и потенциального рисков здоровью людей, обусловленных неблагоприятным влиянием факторов среды обитания, диагностику донозологических нарушений в здоровье населения; проведение оздоровительно- реабилитационных мероприятий.

3. Оборонительная, пассивная профилактика- профилактика прогрессирования заболеваний, предупреждение осложнений и инвалидности как следствие хронической болезни.

Выделяют индивидуальную (личную) и общественную профилактику.

В зависимости от объекта приложения профилактических мер различают 2 вида профилактики:

1) первичная профилактика-когда меры направлены на непосредственную причину заболевания;

2) вторичная профилактика-в случае воздействия на условия и факторы, способствующие развитию уже возникшего заболевания.

Занятие № 2

Температура.

Солнечные лучи, проходя через атмосферу, практически не нагревают ее. Нагревание воздуха происходит за счет теплоотдачи почвы.

Температура воздуха является основным фактором, влияющим на теплообмен человека, причем значение имеет не только абсолютная температура, но и ее перепады по вертикали и горизонтали.

Оптимальная температура воздуха для человека- 18-220С, перепады температуры- по горизонтали 20С, по вертикали- 10С на каждый метр высоты.

Влажность воздуха.

Влажность воздуха- это содержание водяных паров в воздухе. Имеет большое значение, так как влияет на теплообмен человека.

Степень влажности воздуха определяется тремя понятиями: абсолютная, максимальная и относительная влажность.

Абсолютная влажность- это количество водяных паров в граммах, содержащихся в 1 кубическом метре воздуха.

Максимальная влажность- это количество водяных паров в граммах, необходимое для полного насыщения 1 кубического метра воздуха при данной температуре.

Относительная влажность- это отношение абсолютной влажности к максимальной, выраженное в процентах.

При обычных метеорологических условиях наиболее благоприятной для человека является относительная влажность 40-60%.

Движение воздуха

Разница в температуре и давлении обусловливает перемещение воздушных масс. Движение воздуха характеризуется направлением и скоростью. Направление определяется стороной света, откуда дует ветер, а скорость- расстоянием, проходимым массой воздуха в единицу времени (м/с). Преобладающее направление ветра в данной местности необходимо учитывать при планировке населенных мест. Для каждой местности характерна закономерная повторяемость ветров преимущественно одного направления. Для выяснения господствующего для данного места направления ветра строится роза ветров- графическое изображение числа повторяемости ветров по направлениям, в данной местности в течение года.

Гигиеническое значение движения воздуха заключается в том, что оно способствует вентиляции помещений, а также играет большую роль в удалении и самоочищении поступающих в атмосферу загрязнений. Ветер способствует проветриванию улиц, дворов и усилению естественной вентиляции в помещениях.

Скорость движения воздуха выражают в м/с. Нормы скорости движения воздуха определяются типом помещения. В жилых помещениях нормальной скоростью считается 0,1- 0,3м/с, в спортзалах- до 0,5м/с, на производстве – до 1-1,5м/с. Скорость движения воздуха влияет на теплообмен.

Атмосферное давление

Давление, производимое атмосферой на находящиеся в ней предметы и на земную поверхность, называется атмосферным давлением. Принято, что атмосферное давление в каждой точке атмосферы равно весу всего выше лежащего столба воздуха с основанием, равным единице. На уровне моря атмосферное давление в среднем близко к тому давлению, которое производит столб ртути высотой 760 мм. Атмосферное давление убывает с высотой по определённому закону в зависимости от вертикального распределения плотности воздуха. Так, на высоте около 5 км оно составляет около половины от значения у земной поверхности, а на высоте 100 км его практически нет. Часто задаётся вопрос – какое же давление является нормой? Для населённых пунктов, расположенных на высоте земной поверхности близкой к уровню моря, например, в Санкт-Петербурге, это значение давления составляет 760 мм.рт.ст. Тогда как в столице, расположенной географически на возвышенности, нормальным является значение 748 мм.рт.ст. Узнать, какое значение атмосферного давления является нормой для вашего города, можно обратившись в местное подразделение гидрометслужбы. Но атмосферное давление изменяется не только с высотой, но и по горизонтали, причём очень неравномерно и постоянно меняется. Атмосферное давление испытывает как периодические (суточный, годовой ход), так и непериодические колебания. Особенно резко, и мы в основном все это чувствуем, оно меняется при прохождении циклонов. Измеряется в Паскалях или мм. рт. столба. Норма атмосферного давления- 760 мм. рт. столба или 101,3 кПа. В Бузулуке нормальным значением атмосферного давления является 765 мм. рт.ст.

Ионизация воздуха.

В атмосфере постоянно образуются заряженные частицы- ионв, под влиянием радиоактивных элементов, электрических разрядов, УФ- и космических лучей.

В чистом воздухе преобладают легкие отрицательные ионы, в загрязненном- легкие и тяжелые положительные.

Загрязненный воздух городов менее ионизирован, чем воздух в сельской местности и в курортных зонах. В воздухе жилищ ионизация зависит от физических свойств воздуха. Чем больше в воздухе пыли, углекислого газа, чем выше его влажность и температура, тем больше в нем тяжелых ионов. Поэтому уровень ионизации воздуха в жилых помещениях и общественных зданиях является показателем чистоты воздуха.

Отрицательно ионизированный воздух с преобладанием легких ионов оказывает благоприятное влияние на организм, повышает физическую и умственную работоспособность, улучшает самочувствие. Воздух с высокой степенью ионизации используется при лечении некоторых заболеваний (гипертония, бронхиальная астма, аллергия и др.).

Положительные легкие и тяжелые ионы ухудшают функциональное состояние организма, снижают работоспособность и повышают артериальное давление.

Солнечная радиация

В состав солнечной радиации, достигающей поверхности Земли, входят инфракрасные, ультрафиолетовые и видимые лучи. Ультрафиолетовые лучи обладают бактерицидным и противорахитическим действием. Инфракрасные лучи- тепловым действием, видимые лучи- тепловым действием и ощущением света.

 

Вопрос: Нормы микроклимата.

Микроклимат- это совокупность физических параметров воздушной среды в данном помещении.

Нормы микроклимата завися от типа помещения.

В жилых помещениях:

Летом: температура до 24-250С, влажность 30-45%, скорость движения воздуха 0,3- 0,4м/с.

Зимой: температура до 19- 210С, влажность 30-60%, скорость движения воздуха 0,2- 0,3м/с.

В учебных помещениях:

И зимой, и летом температура 18- 210С, влажность- 40-60%, скорость движения воздуха не более 0,2м/с.

В производственных помещениях:

1) В помещениях, где нет производственных источников тепла:

Зимой: Температура при легкой работе 20-230С,

при работе средней тяжести- 17-200С,

при тяжелой работе- 16-180С.

Влажность воздуха 40-60%.

Скорость движения воздуха- при легкой работе не более 0,2м/с, при других работах- до 0,5м/с.

 

Летом: Температура не должна быть выше температуры наружного воздуха больше, чес на 30, но не выше 280С.

 

2) В помещениях с источниками тепла:

Летом: температура не должна превышать температуру наружного воздуха более, чем на 50, но не выше 330С.

Зимой: температура не выше 240С.

Влажность воздуха и летом и зимой не выше 75%, скорость движения воздуха при легкой работе 0,2- 0,5м/с, при тяжелой работе- 1-1,5м/с.

При нарушении санитарного режима в аптеке могут создаваться неблагоприятные микроклиматические условия. Воздействие этого вредного фактора испытывают работающие в моечной, дистилляционно- стерилизационной, стерилизационной и в торговом зале. В моечной, дистилляционно- стерилизационной и в стерилизационной создается перегревающий микроклимат с повышенной влажностью, а в торговом зале и в подвале- охлаждающий. Отклонения от норм микроклимата приводят к нарушению теплообмена работников аптек.

 

Вопрос: Теплообмен человека.

 

Теплообмен человека-это процесс отдачи в окружающую среду излишков тепловой энергии, образующейся в организме.

За теплообмен человека отвечает терморегуляционная система, главная задача которой- поддержание постоянной температуры тела человека.

Терморегуляционная система состоит из органов, вырабатывающих тепло (печень, работающие скелетные мышцы), и органов, выделяющих тепло в окружающую среду- органы дыхания, выделения, кожа.

 

Пути теплоотдачи:

1. Через органы дыхания

15% всей теплоотдачи при любых условиях

2. Через органы выделения

 

3. через кожу: при н.у. (220С, 40-60% влажности)- 85% теплоотдачи

а) испарение пота с поверхности кожи- при н.у. 10% теплоотдачи

б) излучение тепла по направлению к более холодным предметам- при н.у. 45% теплоотдачи.

в) конвекция за счет нагревания слоев воздуха, непосредственно прилегающих к телу- при н.у. 30% теплоотдачи.

Кожные пути теплоотдачи зависят от внешних условий.

При повышении температуры теплоотдача за счет конвекции и излучения уменьшается, а при температуре воздуха равной или более температуры тела, прекращаются. При снижении температуры воздуха потеря тепла за счет конвекции и излучения увеличивается. Движение воздуха также увеличивает отдачу тепла за счет конвекции.

Для испарения пота главный фактор- влажность. Чем меньше влажность, тем больше испарение пота, и наоборот. При повышенной температуре испарение пота увеличивается, при пониженной- уменьшается.

Высокая температура воздуха с низкой его влажностью переносится человекам легче, чем при высокой влажности. С увеличением влажности снижается отдача тепла.

Повышение влажности воздуха в условиях низкой температуры будет способствовать переохлаждению.

Сильный ветер резко увеличивает теплоотдачу путем конвекции и испарения пота. В жаркие дни ветер оказывает благоприятное влияние на организм, так как предохраняет его от перегревания. При низких температурах и высокой влажности наличие ветра способствует переохлаждению.

 

 

Занятие № 3

Лондонский, или влажный, смог.

Представляет собой смесь пылевидных частиц (в основном, сажи, золы), тумана и химических загрязнителей (сернистого и угарного газов). Это влажный смог в виде густого ядовитого тумана зеленовато- коричневого цвета с резким удушливым запахом. Наступает в осеннее- зимнее время.

Основной компонент-сернистый газ.

Условия возникновения-высокая влажность воздуха, низкая температура, безветрие.

Занятие № 4

Вопрос: Самоочищение водоемов.

Самоочищение водоемов-это процесс обезвреживания и разложения попавших в водоем примесей.

В результате самоочищения загрязненная вода становится более прозрачной, неприятный запах исчезает, органические вещества минерализуются, патогенные м/о отмирают и вода приобретает те качества, которые имела до загрязнения.

Скорость самоочищения зависит от степени загрязнения воды, времени года, видового состава обитателей водоема. При небольшом загрязнении процесс самоочищения занимает 3-4 суток. Однако способность водоема к самоочищению имеет пределы. При массивном антропогенном загрязнении нарушаются процессы самоочищения, что приводит к ухудшению качества воды.

В самоочищении водоема принимают участие 3 группы факторов:

Физические факторы:

1) Разбавление, растворение и перемешивание загрязненной воды;

2) Бактерицидное действие ультрафиолетовых лучей солнца.

Химические факторы:это окисление органических и неорганических примесей с участием растворенного в воде кислорода. По мере расхода запасы кислорода пополняются за счет диффузии из воздуха.

Биологические факторы:это совокупная деятельность всех обитателей водоема- гидробионтов.

Занятие № 5

Требования к качеству воды хозяйственно- бытового назначения.

Наземные водоисточники

Это открытые водоемы: ручьи, реки, озера и водохранилища. Они питаются атмосферными осадками и подземными водами. Вода в открытых водоемах непостоянного качества и часто загрязнена химическими веществами и м/о. Поэтому перед употреблением вода открытых водоемов требует обязательной очистки и обеззараживания.

3 вопрос: Гигиенические требования к качеству питьевой воды.

Употребление некачественной питьевой воды может быть причиной:

1) инфекционных и паразитарных заболеваний;

2) заболеваний неинфекционной природы, связанных с особенностями природного химического состава воды;

3) заболеваний неинфекционной природы, связанных с загрязнением воды химическими веществами.

В Российской Федерации с 2009г действуют Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы- СанПин 2.1.4.2496-09 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», которые учитывают современное санитарно- эпидемическое состояние окружающей среды и обеспечивают высокие требования к качеству питьевой воды и контролю за ним.

Питьевая вода должна быть бесцветной, прозрачной, без запаха, с приятным освежающим вкусом. Должна содержать минеральные вещества и микроэлементы в соответствии с физиологическими потребностями человека. Не должна содержать ядовитых и радиоактивных веществ, в концентрациях, опасных для человека. Должна быть безопасна в эпидемиологическом отношении. Эти требования положены в основу гигиенических нормативов качества воды. Соответствие качества питьевой воды нормативам, установленным стандартом, определяют путем санитарного химико- бактериологического анализа воды. Оцениваются следующие показатели:

1) Органолептические свойства-это свойства, определяемые при помощи органов чувств: вкус, запах, прозрачность, цветность.

2) Химический состав воды-показывает степень минерализации воды, т.е. содержание в ней неорганических веществ. Анализ химического состава воды очень важен, так как позволяет выявить и предотвратить геохимические эндемии- это массовые заболевания населения, связанные с особенностями химического состава местной воды и почвы. В нашей местности очень жесткая вода- это приводит к массовой мочекаменной болезни. Также в нашей воде мало йода- возникает гипофункция щитовидной железы (эндемический зоб).

3) Окисляемость-характеризует содержание в воде органических веществ.

4) Бактериологические показатели-характеризуют бактериологическую безопасность воды.

5) Аммиак, нитраты, нитриты, окисляемость-характеризуют загрязнение воды продуктами разложения органических веществ.

Органолептические свойства.

К ним относятся: мутность, цветность, запах и вкус.

Мутность или прозрачность воды зависит от наличия в ней взвешенных частиц песка, глины, ржавчины, соединений железа. В норме питьевая вода должна быть такой прозрачной, чтобы через ее слой толщиной 30см можно было прочесть шрифт определенного размера.

Цветностьпитьевой воды может быть вызвана наличием вымываемых из почвы гуминовых веществ, цветением воды в водоеме, примесями железа, загрязнением сточными водами. Цветность выражают в градусах цветности. В норме цветность воды не должна превышать 200.

Вкус и запах водымогут определяться наличием в воде органических веществ растительного происхождения, которые придают воде землистый, травянистый, болотистый запах и вкус. Запах и вкус могут быть также вызваны повышенным содержанием в воде некоторых металлов (железо, цинк, мель) или сточными водами. При анализе определяют характер запах и вкуса, а также их интенсивность в баллах. В норме не выше 2 баллов.

Химический состав воды

При химическом анализе питьевой воды оценивают те показатели, которые имеют наибольшее гигиеническое значение.

показатель действие ПДК
рН определяет реакцию среды 6,0- 9,0
плотный остаток характеризует степень минерализации воды 1000мг/л
железо придает воде мутность и цветность, неприятный вяжущий привкус 0,3 мг/л
соли кальция и магния придают воде жесткость, вызывают сухость и раздражение кожи, склонность к мочекаменной болезни 7 ммоль/л
хлориды и сульфаты придают воде соленый и горько- соленый привкус, угнетают секрецию желез желудки и кишечника 350 мг/л хлоридов, 500мг/л сульфатов
нитраты и нитриты вызывают водно- нитратную метгемоглобинемию 45мг/л
фтор при недостатке фтора возникает кариес, при избытке- флюороз- заболевание костно- связочного аппарата 1-1,5 мг/л
свинец мышьяк цинк медь в избытке придают воде характерный привкус, вызывают хронические отравления 0,03мг/л 0,05мг/л 5мг/л 0,1мг/л

3) Окисляемость- это количество кислорода, которое требуется для полного окисления всех органических веществ в 1 литре воды. Норма- 2-4 мг кислорода на 1 литр воды.

4) Бактериологические показатели качества воды:

В настоящее время об эпидемической опасности воды судят не по наличию в ней патогенных м/о, которые сложно обнаружить, а по косвенным показателям- по общему числу сапрофитных бактерий и кишечных палочек, находящихся в воде. Это связано с тем, что кишечная палочка попадает в воду с выделениями человека и более устойчива при прочих равных условиях, чем возбудители кишечных инфекций. Поэтому, если она погибает, то можно предполагать, что погибли и патогенные м/о.

Бактериологическое загрязнение воды характеризуется следующими показателями:Микробное число-это число сапрофитных бактерий в 1 мл воды. В норме не больше 100.Коли- титр-это наименьшее количество воды, в котором обнаруживается одна кишечная палочка. В норме не менее 300мл.Коли- индекс-это число кишечных палочек в 1 литре воды. В норме не больше 3. При таких показателях есть полная гарантия гибели возбудителей кишечных инфекций.

Занятие № 6

Санитарная охрана почвы.

Вопрос: Самоочищение почвы.

Самоочищение-это естественный процесс освобождения почвы от органических соединений и патогенных м/о, содержащихся в попавших в почву отбросах. Самоочищение почвы зависит от структуры почвы, ее химического состава, физических свойств, бактериальной микрофлоры почвы, времени года и степени загрязнения.

Процесс самоочищения почвы проходит в три этапа: минерализация, гумификация, нитрификация. Минерализация-это процесс разложения крупных органических молекул на более мелкие. Происходим как в аэробных, так и в анаэробных условиях. Гумификация-процесс образования гумуса (перегноя). Гумус- это органическое вещество, в котором невозможно распознать первоначальный материал. После образования гумуса в почве нет патогенных м/о. Нитрификация-процесс окисления органических веществ до минеральных солей, доступных для растений. Происходит только в аэробных условиях. Основными критериями оценки загрязнения почв химическими веществами является предельно- допустимая концентрация (ПДК) или ориентировочно допустимая концентрация (ОДК) химических веществ в почве. Оценка степени опасности загрязнения почвы химическими веществами проводится по каждому веществу. Химические вещества экзогенного происхождения при их накоплении в почве почти полностью подавляют весь биоценоз почвы, что приводит к нарушению процессов самоочищения.

Санитарно- химическими показателямисанитарного состояния почв является: санитарное числоили число Хлебникова-это отношении азота гумуса почвы к общему органическому азоту почвы. В чистой почве санитарное число составляет 0,98-1, в сильно загрязненной- 0,7 и меньше.

Санитарно- биологические показатели:

1) Косвенные-характеризуют интенсивность биологической нагрузки на почву. Это санитарно- показательные организмы группы кишечной палочки (коли- индекс) и фекальные стрептококки (индекс энтерококков).

2) Прямые санитарно- бактериологические показатели эпидемической опасности почвы- обнаружение возбудителей кишечных инфекций (возбудители кишечных инфекций, патогенные энтеробактерии, энтеровирусы).

Занятие № 7

Вопрос: Микроклимат жилища.

Архитектурно- планировочные и конструкторские решения должны обеспечить благоприятную внутреннюю среду жилища- микроклимат, воздушную и световую среду. Микроклимат жилища оценивается по температурному режиму, относительной влажности и скорости движения воздуха. Оптимальные параметры микроклимата в жилых комнатах таковы:

В холодный период года температура воздуха 20-220С, относительная влажность 45- 30%, скорость движения воздуха 0,15м/с. В теплый период года температура воздуха 22-250С, относительная влажность 60- 30%, скорость движения воздуха 0,2м/с. Поддержание оптимального микроклимата жилища поддерживается отоплением, чаще всего- водяным отоплением низкого давления, при котором температура нагревательных приборов не должна превышать 900С.

Вопрос: Световая среда жилища.

Основную роль в формировании климата жилища имеет световая среда- естественное освещение и инсоляция. Естественное освещение помещения определяется различными факторами: ориентацией по сторонам света, этажностью здания, размерами окон, плотностью застройки и т.д. В большинстве домов естественное освещение обеспечивается через боковые оконные проемы, причем коэффициент естественной освещенности в жилых комнатах и кухнях должен быть не менее 0,5% в середине помещения.

Жилые здания должны подвергаться инсоляции- облучаться прямыми солнечными лучами, оказывающими оздоровительное влияние на организм. В зависимости от климатических районов выделяют три типа инсоляционных режимов. Длительность инсоляции в жилых помещениях (не менее чем в одной комнате 1-3 комнатных квартир и не менее чем в двух комнатах 4-5 комнатных квартир) должна быть:

1) в центральной зоне- не менее 2,5ч в день;

2) в северной зоне- не менее 3ч в день;

3) в южной зоне- не менее 2 ч в день.

В случае прерывистого режима инсоляции суммарная длительность инсоляции должна быть увеличена на 0,5чю В жилых домах, где одновременно инсолируются все жилые помещения, допускается сокращение продолжительности инсоляции, но не более чем на 0,5ч.

Занятие № 8

Вопрос: Режим питания.

Под режимом питания понимают регулярный прием пищи в строго установленное время и целесообразное распределение суточного рациона питания между отдельными приемами пищи в течение дня.

Пища хорошо усваивается, если соблюдается правильный режим питания. Важно принимать пищу всегда в одни и те же часы, т.к. в этом случае вырабатывается условный рефлекс на время приема пищи и пища попадает в желудок, подготовленный к ее восприятию. В противном случае нарушается ритмичность работы пищеварительной системы, что со временем вызывает расстройство функций ее органов и отрицательно сказывается на состоянии всего организма.

Большое значение имеет распределение пищевого рациона в течение дня, т.к. обильная пища, принятая в один или два приема, усваивается значительно хуже, чем тоже количество, распределенное на большее число приемов. Это особенно важно для людей с заболеваниями пищеварительной системы и детей, у которых желудок имеет малый объем.

Распределение суточного рациона производится с учетом возраста, установившегося распорядка дня, особенностей трудовой деятельности.

Дети ясельного возраста должны принимать пищу через каждые 3- 3,5часа, дошкольного- через каждые 3,5- 4часа. Подросткам в обычных условиях жизни необходимо 4-х разовое питание. Для взрослых рекомендуется 3-4 разовое питание.

Рекомендуемое распределение рациона питания при 4-х разовом питании:

- завтрак- 25%;

- второй завтрак или полдник-15%;

- обед- 35%;

- ужин- 25%.

При 3-х разовом питании:

- завтрак- 30%;

- обед- 45%;

- ужин- 25%.

Завтрак должен создать в организме запас веществ, необходимый для предстоящей трудовой деятельности. Обед целесообразно съедать после окончания рабочего дня, чтобы компенсировать энергетические затраты организма. ужин должен состоять из легко перевариваемой и не возбуждающей нервную систему молочно- растительной пищи, которую рекомендуется принимать не позднее, чем за два часа до сна.

Для детей дошкольного возраста и пожилых людей рекомендуется режим питания с равномерным распределением суточного рациона между отдельными приемами пищи:

- завтрак- 25%;

- обед- 30%;

- полдник- 20%;

- ужин- 25%.

Занятие № 9

Недостаток углеводов

Основное энергетическое вещество организма человека- глюкоза. При недостатке углеводов в пище развивается гипогликемия-снижение уровня сахара в крови. При этом отмечаются резкие расстройства ЦНС, судороги, бред, потеря сознания, снижение температуры тела.

Недостаток жиров

Приводит к нарушению деятельности печени и ЖВС, так как липиды являются предшественниками многих гормонов. Кроме того, недостаток жиров вызывает недостаток жирорастворимых витаминов, при этом нарушается построение клеток тела, возникает преждевременное старение.

 

Через продукты питания.

Нужно учитывать, что мясные продукты, молоко и рыба могут быть причинами пищевых отравлений, инфекций, глистных инвазий.

Болезни, передающиеся человеку через мясо. Гельминтозы: тениидоз, трихинеллез, эхинококкоз, фасциолез. Болезни животных, передающиеся человеку через молоко: туберкулез, бруцеллез, ящур, лейкоз

Пищевые токсикоинфекции

Пищевые токсикоинфекции-это острые заболевания, вызываемые пищей, массивно обсемененной живыми микроорганизмами.

Токсикоинфекции вызывают: сальмонеллы, дизентерийная палочка, кишечная палочка, протей, энтерококки и др. м/о. Клиническая картина имеет черты и отравления и инфекции.

Симптомы: инкубационный период 6- 12ч, затем появляется тошнота, рвота, боли в области живота, понос, повышение температуры до 380С, боли в мышцах, ослабление сердечной деятельности.

Характерные черты токсикоинфекций:внезапное развитие вспышки, короткий инкубационный период, одновременное заболевание всех употреблявших зараженную пищу, выраженная связь заболевания с употреблением определенной пищи. быстрое прекращение вспышки после изъятия из употребления опасного продукта.

Причины: мясные изделия (особенно из фарша), студни, паштеты, вареные колбасы, рыба и рыбные изделия, яйца, молоко, сметана, мороженое, кондитерские изделия с кремом, салаты, винегреты.

Профилактика: строгое соблюдение санитарных правил при производстве, хранении, кулинарной обработке и реализации продуктов питания.

 

Пищевые токсикозы

Пищевые токсикозы – это заболевания, вызываемые микробными токсинами стафилококка или палочки ботулинус.

Ботулизм.

Ботулизм вызывается токсином палочки ботулинус.

Симптомы- инкубационный период 4- 72ч, после чего наступает общая слабость, головная боль, тошнота, поражение НС, расширение зрачков, опущение верхнего века, раздвоение предметов, затем паралич мягкого неба, глотки, в результате нарушается речь, акт глотания, температура тела нормальная или понижена, пульс учащен. Возможен летальный исход.

Причины: употребление продуктов, в которых создаются анаэробные условия- герметически закупоренные банки, толстые колбасы, красная рыба. Чаще всего причиной ботулизма являются грибные консервы.

Профилактика: соблюдение санитарных правил при приготовлении консервов, тщательный отбор сырья, вздутые консервные банки бракуют.

 

Стафилококковые отравления

 

Стафилококковые отравления: вызываются токсином стафилококков.

Симптомы: инкубационный период короткий (2-4ч), затем возникает тошнота, рвота, спазматические боли в области живота, понос. Через 1-2 дня заболевание заканчивается выздоровлением.

Причины- молочные продукты (творог, сметана), кремы, мясные и овощные блюда.

Профилактика: соблюдение чистоты на всех этапах приготовления пищи, хранение продуктов при низкой температуре, выявление носительства и заболеваний среди работников пищевых предприятий.

 

 

Занятие № 10

Занятие № 11

Вопрос: Персонал аптеки

Численность фармацевтического и вспомогательного персонала определяется аптекой самостоятельно и зависит от типа аптеки и объема ее работы. Возглавлять аптеку должно лицо с фармацевтическим образованием и стажем работы не менее 5 лет. Режим работы персонала должен обеспечить восстановление сил работающих, условия для отдыха.

Вопрос: Воздействие шума.

Шум является одной из основных производственных вредностей.

Шум-это совокупность звуков различной частоты и интенсивности, беспорядочно сочетающихся и изменяющихся во времени.

Шумовой режим в аптеках обусловлен как внешним шумом, проникающим с улицы, так и внутренним. Главным источником внешнего шума является городской транспорт. Шум внутри помещений создается за счет работы вентиляционных установок, водопроводных и канализационных устройств, эл

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...