Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свобода и ответственность в государственном управлении

Система государственного управления невозможна без предоставления субъектам управления определенной самостоятельности, так как в законе невозможно предусмотреть все нюансы общественной жизни. Самостоятельность, свобода действий, право субъекта на принятие решения именуется усмотрением (дискреционной деятельностью) в государственном управлении. Законодательство предусматривает, например, дискреционные полномочия государственных органов, должностных лиц по применению ими санкций. За служащими государственного аппарата жестко закреплено выполнение их обязанностей, а использование прав – по усмотрению.

Дискреционную деятельность можно охарактеризовать следующими чертами:

· усмотрение предполагает первичное решение определенных вопросов и, следовательно, управленческие действия;

· усмотрение должно осуществляться в соответствии с принципом принятия оптимального для данной ситуации варианта решения;

· управлению по усмотрению присуща субъективность, что требует внутреннего убеждения в правильности принимаемого решения, инициативы, предприимчивости;

· дискреционная деятельность осуществляется при отсутствии конкретных указаний, предписаний;

· границы и цели усмотрения определяются нормами права.

Можно выделить несколько видов усмотрения в государственном управлении:

По субъектам, реализующим усмотрение, можно выделить усмотрение, осуществляемое:

· Президентом Республики Беларусь;

· Советом Министров Республики Беларусь;

· республиканскими органами государственного управления;

· местными органами управления;

· отдельными должностными лицами.

По объекту выделяют усмотрение:

· по оценке определенных фактов;

· по принятии правовых актов;

· по совершении определенных действий: повышения по службе, поощрения, наказания или иных мер.

По форме государственного управления существует усмотрение:

· в правотворческой, правоприменительной и иной, юридически значимой деятельности;

· при проведении организационных мероприятий;

· при использовании материально-технических ресурсов.

По областям и сферам государственного управления:

· в хозяйственной сфере;

· социально-культурной сфере;

· административно-политической и иных сферах.

Субъектам управления предоставляются достаточно широкие права для самостоятельного решения многих вопросов государственного управления во всех сферах жизнедеятельности общества. Главное, чтобы их действия не вели к нарушению законности и произволу.

Свобода действий в государственном управлении предполагает и ответственность за них. Содержание ответственности подлежит измерению.

Мера ответственности связана с пониманием социальных последствий допущенного отклонения от законных норм. Она часто выражается понятиями «вина» (если виновен, следовательно, должен отвечать), причем вина устанавливает сам факт правонарушения, а мера выражает степень вины. Руководитель отвечает как за свои собственные решения, так и за действия подчиненных ему сотрудников.

Ответственность может быть политической, нравственной, юридической, дисциплинарной, административной.

Политическая ответственность наступает, как правило, за отклонение от согласованных политических программ, целей, решений. Политическую ответственность можно рассматривать по отношению не только к настоящему времени, но и в ретроспективе, когда оценку действиям тех или иных политиков дает история, или в перспективе, когда идет речь об ответственности перед будущими поколениями.

Конституция Республики Беларусь предусматривает политическую ответственность Президента Республики Беларусь, Национального собрания, Совета Министров. Так, статья 88 предусматривает возможность смещения с должности Президента в связи с совершением им государственной измены или иного тяжкого преступления; статья 94 предусматривает досрочное прекращение полномочий Палаты представителей, статья 102 – лишение депутатской неприкосновенности, статья 106 – отставку Правительства.

Нравственная ответственность в государственном управлении нормативно не зафиксирована. Это показатель отношения человека к самому себе, к нормам морали. Если у власти находятся люди с двойной моралью: одна для - имиджа, другая – для себя, то это чревато для общества опасными последствиями.

Юридическая ответственность следует в случае нарушения конкретных норм правовых актов. Она распространяется как на субъект, так и на объект управления и наступает в том случае, если произошло правонарушение, в результате чего были ущемлены права и интересы других граждан. Юридическая ответственность всегда связана с применением санкций (лат. sanctio – строжайшее постановление).

Одним из видов юридической ответственности является административная ответственность.Лица, совершившие административные правонарушения, несут ответственность перед государством в лице полномочного административного органа, либо компетентного лица, имеющего соответствующие полномочия по применению мер административного взыскания.

Дисциплинарная ответственность связана с нарушением правил (норм) труда, трудового распорядка и исполнения государственной должности. Существует специальное дисциплинарное законодательство, которое конкретизировано применительно к различным категориям служащих и работников. Дисциплинарные взыскания накладываются, как правило, вышестоящим руководителем в порядке подчиненности. Они имеют срок действия и могут накладываться временно.

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...