Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Автор: Доктор педагогических наук, профессор В.Г.Никитушкин

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Повышение эффективности подготовки бегунов на средние дистанции возможно лишь при условии, строгого соблюдения закономерностей построения многолетнего процесса спортивной тренировки. На стадии базовой подготовки структура учебно-тренировочного процесса основывается на объективных закономерностях физического развития, психофизической подготовленности, обучения двигательным умениям и навыкам не зависимо от вида спортивной деятельности. В тоже время, эти закономерности становления спортивного мастерства имеют специфическое отражение в конкретных видах спорта. Они определяют эффективность соревновательной деятельности, структуру функциональной подготовленности. В свою очередь закономерности обуславливаются многими факторами и, прежде всего, особенностями адаптации организма к характерным для данного вида спорта нагрузкам, их соответствием оптимальному для достижения определенных результатов возрасту спортсменов, средствами и методами педагогических воздействий, индивидуальными особенностями и другими факторами.

Учебно-тренировочный процесс следует рассматривать как совокупность различных структурных компонентов, подчиненных решению главной стратегической задачи – обеспечение разносторонней подготовленности спортсменов, обусловленной требованиями соревновательной деятельности, на базе создания оптимального функционального резерва и моторного потенциала. Поэтому стадия базовой подготовки является ключевой в системе многолетнего процесса развития юного спортсмена.

В тоже время неуклонный рост тренировочных и соревновательных нагрузок в юношеском возрасте предъявляет высокие требования к организму бегунов на средние дистанции. Использование неадекватных тренировочных нагрузок в этом возрасте может привести к хроническому перенапряжению или травмированию спортсменов. В связи с этим в настоящее время остро стоит проблема рациональной организации тренировочных нагрузок в годичном цикле и на отдельных его этапах.

Несмотря на значительное количество работ в области юношеского спорта, ряд важных разделов, а именно определение допустимых объемов тренировочных и соревновательных нагрузок на этапе базовой подготовки остаются недостаточно разработанными. В связи с этим решение этих вопросов на различных этапах многолетнего тренировочного процесса является актуальным.

 

ПОСТРОЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ

Анализ литературных данных показывает, что высоких результатов в беге на средние дистанции можно достигнуть только при целенаправленной многолетней систематической тренировке.

Причем все этапы многолетней подготовки должны тщательно планироваться с использованием системного подхода в процессе подготовки спортсмена.

Распределение процесса многолетней тренировки на условные этапы в исполнении различных авторов выглядит следующим образом.

При этом В.П. Филин [1980,1987] всю многолетнюю подготовку юных разделил на четыре основных этапа: 1) предварительной подготовки; 2) начальной спортивной специализации; 3) углубленной тренировки в избранном виде спорта; 4) спортивного совершенствования.

В.Г. Алабин в соав. [1993] считает возможным к ним добавить пятый этап – этап олимпийской подготовки.

Н.Г. Озолин [1988] всю многостороннюю подготовку спортсменов от начала занятий до достижения лучших результатов рекомендует разделять на два периода – подготовительный и специальный, последний из которых разделяется, в свою очередь, на первый, второй и третий этапы.

Л.И. Матвеев [1991] считает, что в процессе многолетних занятий спортом можно выделить в качестве крупных звеньев три стадии: 1) стадию базой подготовки; 2) стадию максимальной реализации спортивных возможностей; 3) стадию спортивного долголетия. Каждая стадия охватывает большие этапы, состоящие, как правило, из ряда годичных или полугодичных циклов. Так в рамках стадии базовой подготовки выделяется два этапа – предварительной, спортивной подготовки и начальной специализации. Стадию максимальной реализации спортивных возможностей, связанную с возрастом высших достижений, считается возможным подразделить на предкульминационный этап и этап высших достижений. А стадия спортивного долголетия включает этапы сохранения достижений и поддержания общей работоспособности.

Раскрывая особенности общей структуры построения многолетний подготовки спортсменов, применительно к конькобежному спорту В.Н. Платонов [1986,1988] определил следующие этапы многолетний подготовки: этап начальной подготовки (11-13 лет), этап предварительной базовой подготовки (14-16 лет), этап специализированной базовой подготовки (17-18 лет), этап максимальной реализации индивидуальных возможностей (19-24 лет), этап сохранения достижений (25-29 лет).

Так, В.П. Кубаткин [1983] в схему построения многолетний тренировки конькобежцев включает этапы: начальной спортивной подготовки (3-4 года), начальной спортивной специализации (4 года), углубленной спортивной специализации (2 года), спортивного совершенствования (3 года) и высшего спортивного мастерства (7-10 лет).

Понятно, что все эти деления носят условный характер, так как их начало и окончание во многом зависит от индивидуальных особенностей формирования организма юных спортсменов и чёткой грани между этапами провести вряд ли возможно. Но в практической работе тренера-преподавателя, с целью создания стройной и эффективной системы многолетней подготовки спортсменов, позволяющей соблюдать преемственность всего тренировочного процесса, необходимо придерживаться градации на определённые этапы подготовки. При этом на каждом из этапов ставятся конкретные задачи в тренировке, последовательно изменяются применяемые средства, методы и организация тренировки.

В легкой атлетике В.П. Филин [1980,1987] определил следующие этапы многолетней подготовки: предварительной подготовки, начальной спортивной специализации, углубленной тренировки в избранном виде спорта (легкой атлетики), спортивного совершенствования, высшего спортивного мастерства, спортивного долголетия.

Нам представляется, что предложенная В.П. Филиным [1987] периодизация тренировочного процесса юных спортсменов в наибольшей степени отвечает практическим запросам тренеров-преподавателей СДЮШОР по легкой атлетике, что нашло отражение в разработке примерной структуры многолетнего процесса спортивной подготовки юных бегунов на средние дистанции. В данной работе именно эта система многолетней подготовки спортивных резервов будет рассматриваться нами ниже.

Одним из главных условий эффективной подготовки спортсменов является длительная, планомерная тренировка. В процессе подготовки следует строго последовательно выдвигать конкретные задачи, выбирая оптимальные средства и методы тренировки с учетом возрастных особенностей, уровня подготовленности и степени адаптационных возможностей юных спортсменов.

С целью повышения эффективности управления многолетней подготовкой юных спортсменов, М.Я. Набатникова [1980,1982] сформулировала принципы и установки, которыми следует руководствоваться в работе с юными спортсменами. Это: 1) целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству; 2) эффект утилизации качеств в зависимости от возрастных особенностей юных спортсменов; 3) соразмерность развития основных физических качеств юных спортсменов; 4) ведущие факторы на различных этапах многолетней подготовки.

При многолетних занятиях спортом к числу наиболее важных проблем, требующих своего решения, относятся: 1) организационно-методические основы спортивной ориентации с учетом возрастных особенностей спортсменов; 2) построение эффективной системы многолетней спортивной тренировки; 3) использование модельных характеристик юных спортсменов; 4) разработка оптимальных тренировочных и соревновательных нагрузок на всех этапах многолетней тренировки; 5) определение системы комплексного педагогического контроля в процессе спортивной тренировки (этапного, текущего и оперативного); 6) методика воспитательной работы на основе комплексного подхода (нравственного, патриотического, трудового и других видов воспитания с учетом специфики спортивной деятельности.

Таким образом, несмотря на некоторые различия во взглядах специалистов на структурную организацию многолетней подготовки спортсменов практически во всех предлагаемых системах на начальных этапах рекомендуется вести разностороннюю физическую подготовку, укрепление здоровья, создание двигательного потенциала, освоение разнообразных двигательных навыков, включая навыки, соответствующие избранному виду спорта.

При этом проблема рациональности организационной структуры, соответствующей каждому этапу подготовки, преемственности подготовки юных спортсменов, оптимальности соотношений средств общей, вспомогательной и специальной подготовки требует дополнительных исследований.

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-08-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...