Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
V. Беседа «Значение природы для людей».ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Количество часов в год: 68 ч. Количество часов в неделю: 2 ч.
Продолжение табл.
Окончание табл.
Учащиеся должны знать: – что такое тела, вещества, частицы; – компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые, их основные свойства; – компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микроорганизмы; – группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, некоторые их отличительные признаки; органы растений; растениеводство как составная часть сельского хозяйства; – группы животных: насекомые, рыбы, земноводные; пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые их отличительные признаки; животноводство как составная часть сельского хозяйства; – некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой и живой природы (между растениями и животными, между различными животными); – взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в природе; – строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены. Учащиеся должны уметь: – различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных; – устно описывать объекты природы; – объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком; – подготовить рассказ природоведческого содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников; – измерять температуру воздуха с помощью термометра; – проводить самостоятельные наблюдения в природе; выполнять простейшие опыты; – оперировать с моделями, указанными в программе; – выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость; – в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы; – выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи.
Р а з д е л I. Как устроен мир У р о к 1 Цели:познакомить учащихся с разнообразием природы; рассмотреть взаимосвязи между живой и неживой природой; определить значение природы для человека, прививать бережное отношение к природе. О б о р у д о в а н и е: иллюстрации с изображением живой и неживой природы. Ход урока I. Организационный момент. С о о б щ е н и е т е м ы и ц е л е й у р о к а. – Доскажите словечко и узнаете тему нашего урока: Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года – Это все вокруг… (природа). – Правильно, тема нашего урока «Природа». Сегодня мы познакомимся с разнообразием природы. Рассмотрим взаимосвязи в природе и значение ее для человека. А поможет нам в этом наш новый учебник. – Прочитайте название нового учебника. С чем он будет знакомить вас на уроках? – Какие разделы вошли в данный учебник? Как называется первый раздел? II. Изучение нового материала. – Что такое природа? (Все, что нас окружает и не сделано руками человека.) И г р а - з а г а д к а. На столе у учителя разложены карточки с изображениями живой и неживой природы. Отгадав загадку, учащиеся распределяют их на две группы: живая и неживая природа. З а г а д к и: 1. Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.) 2. В воде она живет, нет клюва, а клюет. (Рыба.) 3. Синенькая шубенка весь мир покрыла. (Небо.) 4. По синему морю белые гуси плывут. (Облака.) 5. Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (Муха.) 6. Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь.) 7. Без него плачемся, Появится – Все прячемся. (Солнце.) 8. После ливня и грозы Мост невиданной красы, Ни потрогать, ни забраться – Можно только любоваться. (Радуга.) 9. Он с усами, но не кот Ходит задом наперед. Он не плотник, но с клещами… Догадайтесь, дети, сами. (Рак.) 10. Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. А пошли искать их днем – Ищем, ищем, не найдем. (Роса.) – Посмотрите, как распределились картинки на доске. Подумайте: какая закономерность прослеживается? – По каким признакам природу классифицируют или распределяют по группам на живую и неживую? Работа по учебнику. – Прочитайте абзацы раздела 1. – Нас окружает множество предметов. Есть ли среди них те, которые не относятся к природе? В ы п о л н е н и е з а д а н и я 1 (с. 8). – Живую природу изучает особая наука – биология. Это слово произошло от двух греческих слов: «биос» – жизнь, «логос» – наука. III. Занимательная страничка. 1. Наши поросятки Выросли на грядке, К солнышку бочком, Хвостики крючком. (Огурцы.) 2. Вечером наземь слетает, Ночью на земле пребывает, Утром опять улетает. (Роса.) 3. По горам, по долам ходят шуба да кафтан. (Баран.) 4. Летит – говорит, а сядет – молчит. (Оса.) 5. Без рук, без ног, а ворота отрывает. (Ветер.) 6. Дает время молодцу Ежегодно по кольцу. (Дерево.) 7. Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз.) – Прочитайте, какое слово получилось в выделенном столбце. (Царство.) – Как вы представляете себе «царство»? – Все живое ученые-биологи делят на большие царства: царство растений, царство животных, царство грибов. Еще одно царство, в котором живут крошечные организмы, увидели только тогда, когда изобрели микроскоп – увеличительный прибор. Это царство бактерий. – Найдите на с. 6 раздел «Подумай». Как бы вы выполнили это задание? И г р а «Живое-неживое». – Я показываю слова. Если это объект живой природы, показываете, как он двигается, а если объект неживой природы – стоите на месте. Снег, ласточка, дождь, заяц, мальчик, гора, дождь, медведь, солнце. IV. Выделение взаимосвязей. Н а д о с к е укрепить рисунок с изображением солнца, дерева, реки, тучи с дождем. – Я знаю, что эти элементы живой и неживой природы тесно связаны, но не знаю, как доказать. Докажите. VI. Работа со словарем. Если остается несколько минут, стоит показать детям алгоритм работы: 1) запись терминов; 2) вычитывание значения термина в учебнике или словаре; 3) запись значения в словарик; 4) прочтение записанного. VII. Итог урока. Ч т е н и е в ы в о д а по теме «Природа». – Что нового вы открыли для себя? & Домашнее задание:прочитать текст (с. 4–6); вопросы (с. 7); задания 1, 2 (с. 8). У р о к 2 Цели:показать отличие человека от животного как существа разумного; познакомить с особенностями познания человеком окружающего мира. О б о р у д о в а н и е: рисунки с изображением собаки, обезьяны, человека, дельфина. Ход урока I. Организационный момент. Отгадайте к р о с с в о р д. 1. Домовитая хозяйка Пролетает над лужайкой. Похлопочет над цветком – Он поделится медком. (Пчела.) 2. Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.) 3. Две антенны на макушке, А сама сидит в избушке. (Улитка.) 4. Гладишь – ласкается, Дразнишь – кусается. (Собака.) 5. По горам, по долам Ходят шуба да кафтан. (Овца.) 6. Зеленый поясок В траве затерялся. (Ящерица.) 7. Хвостиком виляет, Зубаста, а не лает. (Щука.) К л ю ч е в о е с л о в о: человек. – Прочитайте полученные слова. Что заметили общего? II. Проверка домашнего задания. 1. В ы с т у п л е н и е царя царства животных (учебник, с. 8, задание 2). 2. О т в е т ы н а в о п р о с ы раздела «Проверь себя». IV. Изучение нового материала. 1. Б е с е д а «Человек – существо разумное». – В словаре С. И. Ожегова дается толкование слова «человек». · Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда. · Человек – часть природы, его живого мира, относится к царству людей. Учитель предлагает рассмотреть на доске рисунки с изображением животных и людей. – Что общего у человека и животных? – В чем существенное отличие человека от животного? – Как разум помогает человеку устраивать свою жизнь? – Отличие человека от других объектов живой природы огромно. Человек – разумное существо. Среди животных тоже есть немало сообразительных (обезьяны, дельфины, собаки), но только человек обладает постоянным разумом. Благодаря этому люди создали особый мир – современные города, заводы, фабрики, дороги. – Прочитайте текст на с. 10–11. – Назовите предметы, созданные человеком. – Где «помещается» разум человека? – Есть ли головной мозг у животного? – Головной мозг человека, в отличие от головного мозга животного, особенно развит. Благодаря головному мозгу в любую минуту, не выходя из комнаты, мы можем представить удивительные картины окружающего мира, звездное небо, густой туман, моросящий дождь. Учитель предлагает сесть удобно, расслабиться и послушать музыку. (Звучит спокойная музыка.) – Какие картины вы представляли, слушая музыку? – Какие чувства вы испытывали в это время? – О том, что происходит в душе человека во время общения с окружающим миром, рассказывает особая наука – психология (от греческих слов «психе» – душа, «логос» – наука). – Знания не даются человеку от рождения. В течение всей жизни он познает мир. Как же человек познает мир? Познание начинается с органов чувств. – Какие органы чувств вы знаете? – Отгадайте з а г а д к и: 1. Два братца через дорогу живут, А друг друга не видят. (Глаза.) 2. Есть всегда он у людей, Есть всегда у кораблей. (Нос.) 3. Один говорит, Двое глядят, Двое слушают. (Язык, глаза, уши.) – О каких органах чувств говорится в загадке? 2. О с о б е н н о с т и п о з н а н и я. И г р а «По ступенькам познания». Восприятие. Выходят два ученика. Первый закрывает глаза. Второй принимает любую позу. Первый открывает на мгновение глаза, запоминает позу. Второй ученик садится на место, а первый воспроизводит увиденное. – Восприятие – это первая ступень познания. Сохранить полученную информацию помогает память. Память – это вторая ступень познания. Благодаря памяти человек накапливает в своем мозгу знания. Когда говорят «вспомни», значит, надо достать нужное из памяти. П р о д о л ж е н и е и г р ы «Память». Один ученик поворачивается лицом к доске. Несколько учеников становятся в ряд. Первый ученик поворачивается и запоминает последовательность игроков. Затем – снова отворачивается, а игроки меняются местами. Задачи первого игрока – восстановить первоначальный порядок учеников. – Но человек не только запоминает сведения об окружающем мире. Он их обдумывает, сравнивает, устанавливает связи, делает выводы. Это называется мышлением. Мышление – третья ступень познания. С мышлением связана еще одна способность человека – представлять себе то, чего нет перед ним. Эта способность называется воображением – это четвертая ступень познания. Без воображения невозможно творчество. В ы п о л н е н и е з а д а н и я «Подумай» (учебник, с. 14.) V. Итог урока. – Отгадайте з а г а д к у: На земле он всех сильней, Потому что всех умней. (Человек.) – Что нового вы узнали о человеке? Ч т е н и е в ы в о д а на с. 15. & Домашнее задание:с. 10–15; задание «Проверь себя». У р о к 3 Цели:дать учащимся представление о человеческом обществе и особенностях его развития (члены общества, символика); воспитывать бережное отношение к людям, любовь к Родине. О б о р у д о в а н и е: политическая карта мира; карта России; прослушивание Гимна России; рисунки «Герб», «Флаг». Ход урока I. Проверка домашнего задания. 1. Один ученик делает с о о б щ е н и е о народах мира (в рабочей тетради задание 4, с. 8). 2. К р а т к и й о п р о с по вопросам раздела «Проверь себя» (с. 15). IV. Групповая работа. Класс делится на группы. Каждой группе выдается лист с изображением человека. – Мы не знаем, в какой стране живет этот человек. Подумайте: какими качествами характера он должен обладать, живя на Земле? Дети выполняют задание. Зачитывают ответы. В ы в о д. Если все люди будут добрыми, умными, смелыми, сильными, честными и т. д., то на Земле исчезнут ссоры, войны. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга. V. Итог урока. – Прочитайте вывод на с. 20. & Домашнее задание:прочитать текст (с. 16–21); выполнить задания 1, 2 (с. 21).
У р о к 4 Цели:дать понятие об экологии как науке о взаимосвязях живых систем и неживой природы; развивать логическое мышление, память, воображение, речь. О б о р у д о в а н и е: политическая карта мира; схемы-опоры «Экологические связи» (с. 25). Ход урока I. Проверка домашнего задания. В о п р о с ы: – Каково значение человека на Земле? – Сколько народов живет на Земле? – Сколько государств на Земле? – Какую символику имеет каждое государство? II. Введение в тему урока. Берегите Землю. Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинке солнечные блики… Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите Землю! Берегите! – Почему необходимо беречь Землю? – Сегодня на уроке мы попробуем посмотреть на окружающий мир глазами ученого-эколога и подумаем над тем, почему каждый из нас должен стать хотя бы немного экологом. IV. Итог урока. – Какое значение для живых организмов имеет экология? Все, все на свете нам нужны! И мошки не меньше нужны, чем слоны. Нельзя обойтись без чудищ нелепых И даже без хищников, злых и свирепых. Нужны все на свете, нужны все подряд: Кто делает мед и кто делает яд: Плохие дела у кошки без мышки. У мышки без кошки не лучше делишки. И если мы с кем-то не очень дружны, Мы все-таки очень друг другу нужны. & Домашнее задание:прочитать текст (с. 22–26); выполнить задания 1, 2 (с. 26). У р о к 5 Цели:познакомить учащихся с влиянием человека на природу, с Красной книгой; воспитывать любовь к природе; учить правильному поведению в природе. О б о р у д о в а н и е: карточки с изображением живой и неживой природы. Ход урока I. Проверка домашнего задания. В о п р о с ы: – Что такое «окружающая среда»? – Что изучает наука экология? – Какое значение имеет для людей экология? – Составьте цепь питания: растение – гусеница – сокол – скворец. II. Введение в тему. Что значит человек без трав и птиц? И без любви к пчеле жужжащей? Без журавля над хвойной чащей, Без миловидных лисьих лиц? Когда поймете ж, наконец, Врубаясь в мертвые породы, Что человек – венец природы И без природы нам конец? – Прочитайте тему урока – «Природа в опасности!». – Природа, как израненная птица, кричит, просит о помощи! Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства. IV. Итог урока. – О чем вы узнали сегодня на уроке? – А что можете сделать для охраны природы вы, дети? – Используя природу, люди наносят ей вред, поэтому природу надо охранять. Вы должны помнить слова замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину». & Домашнее задание:прочитать текст (с. 27–32); ответить на вопросы «Проверь себя»; подготовить сообщения о редких и исчезающих видах растений и животных. На одной планете Дружно жили дети. Не разоряли гнезда птиц Ради нескольких яиц. Не ловили по дубравам Рыжих белок для забавы, Травку не топтали, Рек не загрязняли. Все старательно, с умом Берегли свой общий дом Под названием Земля, Где живем и ты, и я! У р о к 6 I. Тест. 1. К неживой природе относятся: а) растения, животные, человек, грибы и микробы; б) Земля, Солнце, вода, воздух, человек и все то, что сделано его руками; в) небо, облака, дождь, снег, вода, камень, Солнце, Земля. 2. К живой природе относятся: а) грибы и микробы, растения, животные, человек; б) Солнце, Земля, небо, облака, дождь, снег; в) Солнце, Земля, воздух, вода, человек и все то, что сделано его руками. 3. Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что: а) они передвигаются, растут, умирают; б) они говорят, бегают, прыгают, растут, умирают; в) они дышат, питаются, растут, размножаются. 4. Что такое окружающая среда? а) Это все то, что нас окружает, те места, где мы живем, работаем, отдыхаем; б) это все то, что нас окружает в природе; в) это совокупность живой и неживой природы. 5. Что такое экология? а) наука об окружающей среде; б) наука, которая изучает неживую природу; в) наука, которая изучает связи между живыми существами и окружающей средой, о Земле и о законах, по которым мы должны жить. 6. Что объединяет этих животных: дронт, морская корова, странствующий голубь? а) спасены человеком; б) стали редкими; в) уничтожены человеком. 7. Из-за чего на Земле становится меньше лесов? а) из-за пожаров и стихийных бедствий; б) из-за изменения климата на Земле; в) из-за строительства городов, дорог, возделывания полей. 8. Отчего загрязняется вода в реках и озерах? а) от использования воды в быту; б) от использования воды в производстве; в) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм. 9. Что люди делают для спасения живой природы? а) создают фермы, пасеки, птицефабрики; б) создают заповедники, ботанические сады; в) создают бульвары и скверы. 10. Что такое заповедники? а) это участки земли, где всякая природа неприкосновенна; б) это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых; в) это участки земли, где выращивают редкие растения всего мира. II. Сообщения учащихся (о редких и вымирающих видах животных и растений).
У р о к 7 Цели:познакомить детей с телами и их составом; развивать кругозор учащихся. О б о р у д о в а н и е: карточки-опоры (тела, вещества, частицы, естественные тела, искусственные тела, твердые, жидкие, газообразные). Ход урока II. Изучение нового материала. 1. З н а к о м с т в о с п о н я т и е м «тело». – В словаре Ожегова дается такое значение этого слова: «Тело – организм человека или животного в его внешних и физических формах». Но у этого слова есть и другое значение. Тела – это все предметы, окружающие нас. Среди бесчисленного количества окружающих нас тел могут быть и естественные, и искусственные. Н а д о с к е с х е м а:
– Распределите рисунки-отгадки на две группы. З а г а д к и: 1. Днем молчит, ночью кричит. (Филин.) 2. Сам не бежит и стоять не велит. (Мороз.) 3. Без языка, а все расскажет. (Книга.) 4. Никого не обижает, а все ее толкают. (Дверь.) 5. Без рук, без топоренка Построена избенка. (Гнездо.) 6. Закружу, заверчу, В небеса улечу. (Вертолет.) 7. Зубов много, а ничего не ест. (Расческа.) 8. В воде купался, а сух остался. (Гусь.) – Какие еще тела можно отнести к первой группе? Ко второй группе? 2. П о н я т и е «вещества». И г р а «Предмет – вещество». По цепочке один ученик называет предмет, а другой – вещество, из которого оно сделано (например: линейка – древесина, книга – бумага). Данные заносятся в таблицу.
– Эти тела образованы одним веществом. А как вы думаете: есть тела, состоящие из разных веществ? Учитель показывает кусочек гранита. Ребята убеждаются, что он состоит из разных веществ. Учитель показывает образцы, составляющие гранит: полевой шпат, кварц, слюду. – Что же такое вещества? – Прочитайте текст на с. 34–35. – Вернемся к таблице и еще раз прочтем название веществ. Какое вещество качественно отличается от других? (Вода.) – Почему? – Вещества бывают твердые, жидкие и газообразные. III. Выполнение заданий «Заполните таблицу» в рабочей тетради (с. 8, задание 9). Ч а с т и ц ы, и з к о т о р ы х с о с т о я т в е щ е с т в а. – Почему одни тела меняют форму с трудом, другие – легко? – Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. Как же убедиться, что эти частицы существуют? О п ы т: Растворение сахара в воде. – Для опыта нальем воды в стакан. Это однородное вещество. Бросим туда кусочек сахара. Сначала сахар хорошо виден. Помешаем ложкой. Он стал невидим. – Попробуйте воду на вкус. Она сладкая. – Что же произошло с сахаром? – Почему мы его не видим? В ы в о д: Вещества состоят из невидимых частиц. – Прочитайте текст (с. 36). – Рассмотрите рисунки с изображением частиц жидкого, твердого и газообразного вещества (с. 37). IV. Итог урока. – Что называется телом? – Из чего состоят тела? – Из чего состоят вещества? & Домашнее задание:прочитать текст (с. 34–38); ответить на вопросы «Проверь себя». У р о к 8 Цели:расширить знания учащихся о веществах, которые используются в быту; обучать правильно пользоваться ими. О б о р у д о в а н и е: соль, сахар, крахмал, лимонная кислота, раствор йода, пипетка. Ход урока IV. Итог урока. Ч т е н и е в ы в о д а (с. 43). & Домашнее задание:прочитать текст (с. 39–43); выполнить задания 1, 2. У р о к 9 Цели:познакомить учащихся с составом и основными физическими свойствами воздуха; определить значение воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения. Ход урока I. Проверка домашнего задания. – Каковы главные свойства поваренной соли и сахара? Где эти вещества встречаются в природе? – Какие кислоты встречаются в природе? Почему с кислотами нужно обращаться осторожно? II. Изучение нового материала. 1. Ч т о т а к о е в о з д у х? – Тема нашего урока «Прозрачный невидимка». Кто же это такой? Есть невидимка: в дом не просится, А прежде людей бежит, торопится. (Воздух.) – Убедиться в существовании воздуха очень легко. Проделаем опыты. 1) Наполните рот воздухом и, сомкнув губы, нажмите пальцами. – Что вы заметили? 2) Наполните пакет воздухом, завяжите и попробуйте смять. – Легко ли он сжимается? – Воздух – это смесь невидимых газов. Вся наша планета укутана воздухом – прозрачным невидимым покрывалом. Воздух есть повсюду: на улице, в классе, в земле, в воде. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью органов чувств. Ветер – это движение воздуха. Гигантская воздушная оболочка, окружающая нашу планету, называется атмосферой. Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от солнечной радиации. Без атмосферы лучи солнца мгновенно сожгли бы все живое на Земле. 2. С о с т а в в о з д у х а. Б е с е д а. – Воздух – это газ, а вернее, смесь газов. – Как вы думаете: какие газы составляют окружающий нас воздух? – В 100 литрах воздуха содержится: 78 литров азота, 21 литр кислорода, 1 литр углекислого газа. Кроме этих газов в воздухе есть примеси: водяной пар, пыль, дым. – Прочитайте текст на с. 44. – Рассмотрите схему (в учебнике) состава воздуха. 3. С в о й с т в а в о з д у х а. – Какими же свойствами обладает воздух? 1) Воздух прозрачен. Мы видим через него все окружающие предметы. – Прочитайте о прозрачности воздуха на с. 44. 2) Воздух бесцветен. – Можно ли сказать, что воздух красный, синий, фиолетовый? – Какого же цвета воздух? 3) Воздух не имеет запаха. – Почему по-разному пахнет в столовой, парикмахерской, больнице? 4) При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается. Данное свойство воздуха дети наблюдают при постановке опыта или по рисункам в учебнике на с. 45. – Почему происходит расширение и сжатие воздуха? – Воздух, как и все вещества, состоит из частиц. Частицы постоянно движутся, часто сталкиваются. Когда воздух нагревается, они начинают двигаться быстрее, сталкиваться сильнее и отскакивать друг от друга на большие расстояния. Промежутки между ними увеличиваются, и воздух расширяется. При охлаждении воздуха все происходит наоборот. 5) Воздух плохо проводит тепло. – О теплопроводности воздуха прочитайте на с. 46. 4. З н а ч е н и е в о з д у х а. О х р а н а в о з д у х а. В о п р о с ы к у ч а щ и м с я. – Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым»? – Всегда ли воздух чист и прозрачен? – Почему происходит загрязнение воздуха? – Можно ли с этим бороться? – Что вы предлагаете предпринять для сохранения чистоты воздуха? III. Итог урока. – Прочитайте вывод на с. 48. – Что нового узнали на уроке? & Домашнее задание:прочитать статью (с. 44–48), нарисовать плакат «Берегите воздух».
У р о к 10 Цель: познакомить учащихся со свойствами воды; значением экологически чистой воды в жизни растений, животных, человека. О б о р у д о в а н и е: глобус; материалы для практической работы: пробирка, зажим, спиртовка. Ход урока I. Проверка домашнего задания. Вопросы: – Перечислите основные свойства воздуха. – Почему воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается? – Какой газ нам необходим для дыхания? – Отчего загрязняется воздух? – Что надо делать для его охраны? III. Практическая работа. – Выясним свойства воды, выполняя п р а к т и ч е с к у ю р а б о т у (с. 50). – Постараемся заполнить таблицу, которую видим на доске:
С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а в группах (парах). П о д в е д е н и е у ч а щ и х с я к в ы в о д у. Вода – одно из главных богатств на земле. Трудно представить, что бы стало с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает все живое, оно вредно и для жизни человека. Поэтому воду надо беречь. IV. Итог урока. Ч т е н и е в ы в о д а на с. 52. & Домашнее задание:ответить на вопросы «Проверь себя»; подготовить сообщения: «Айсберг», «Туман» (с. 52). У р о к 11 Цели:формировать понятия о круговороте воды в природе, значении экологической ценности природы; развивать логическое мышление воображение, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к воде. О б о р у д о в а н и е: рисунки (море, солнце, туча, капли воды, маска Капитошки); необходимый инструмент для опыта (с. 54). Ход урока I. Организационный момент. Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. – Сегодня у нас очень интересный урок. Мы продолжим разговор об удивительном мире, нас окружающем. II. Повторение пройденного. В о п р о с ы: – Вспомните: на какие части делят природу? – Что относится к неживой природе? – Угадайте: о чем мы сегодня побеседуем? З а г а д к а: Меня пьют, Меня льют, Всем нужна я, Кто я такая? (Вода.) III. Сообщение темы урока. – Кого называют путешественником? – Можно ли отнести это к воде? Почему? – Сегодня мы вспомним все, что мы узнали о воде, и познакомимся с тем, как вода переходит из одного состояния в другое, то есть путешествует. В конце урока вы попробуете доказать, что вода – действительно путешественница. А поможет нам Капля по имени Капитошка. IV. Проверка домашнего задания. В о п р о с ы: – Расскажите Капитошке, что вы уже знаете о воде. (Вопросы можно оформить на карточках в виде капелек воды.) – Докажите, что в состав воды входит кислород. – Что значит вода-растворитель? – Как можно очистить грязную воду? – Какова роль воды в жизни организмов? – Почему воду надо беречь? – Как охраняют воду от загрязнения? V. Изучение нового материала. 1. Т р и с о с т о я н и я в о д ы. У ч и т е л ь. Вода о себе говорит так: Я и туча, и туман, Я ручей и океан, Я летаю и бегу, И стеклянной быть могу. – Как это понять? И н с ц е н и р о в а н и е с т и х о т в о р е н и я. Спросил на днях малыш-сосед У струйки, льющейся из крана: – Откуда ты? Вода в ответ: – Издалека, из океана. Потом малыш гулял в лесу, Росой искрилась вся поляна. – Откуда ты? – спросил росу. – Поверь, и я из океана. На поле лег туман седой, Малыш спросил и у тумана: – Откуда ты? Ты кто такой? – И я, дружок, из океана! – Ты, газировка, что шипишь? И из бурлящего стакана Донесся шепот: – Знай, малыш, И я пришла из океана. Удивительно, не так ли? В супе, в чае, в каждой капле, В звонкой льдинке И в снежинке, И в дождинке, И в росинке Нам откликнется всегда Океанская вода. – О каких трех состояниях воды говорится в стихотворении? – Где мы можем наблюдать воду в твердом состоянии? – При какой температуре замерзает вода? С о о б щ е н и е о б а й с б е р г е. – Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? Послушайте сообщение о тумане. С о о б щ е н и е о т у м а н е. – Где мы можем наблюдать воду в жидком состоянии? – Какие реки и озера нашего края вы знаете? К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре! Вот как славно освежились! А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно: Вместе – раз, это – брасс. Одной, другой – это кроль, Все как один плывем, как дельфин. Вышли на берег крутой И отправились домой. 2. П у т е ш е с т в и е в о д ы. Р а с с к а з у ч и т е л я с э л е м е н т а м и б е с е д ы. А дома нас ждет Капитошка. Он хочет рассказать о своих путешествиях. И мы узнаем, как вода из одного состояния переходит в другое. Жил когда-то Капитошка в б |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-08-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |