Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно - развивающей среде.Знакомство учащихся с помещением класса, с другими учениками и учителем. Выбор вместе с учащимися наиболее интересных для каждого из них бытовых предметов-орудий и игрушек (из ряда предложенных) — определение предпочтений учащихся. Совместное с учащимися проигрывание одного-двух действий с выбранными игрушками, предметами-орудиями. Знакомство учащихся с ближайшими к классу помещениями школы. Прогулка по школе (детскому дому-интернату) вместе с учащимися. Совместное взаимодействие с незнакомыми атрибутами, оборудованием помещений, предназначенных для игровых целей. При активном участии учителя мини-экскурсии и наблюдения для установления контактов учащихся с окружающим пространством («первые шаги в сенсорной интеграции», по Дж. Айрис). Организация пассивного участия учащихся в досугах старших школьников, а также побуждение к участию в простых играх с детьми старшего возраста (вместе с учителем). Это — я.Упражнения на ориентировку в собственном геле. Показ и называние частей тела: голова (глаза, нос, рот, уши), руки, ноги — совместно с учителем (с использованием невербальных и вербальных средств общения). Сравнение частей тела и лица ребенка с частями тела и лица дидактической куклы (вместе с учителем). Показ частей тела и лица на большой дидактической кукле, на антропоморфных игрушках большого размера (мишка, собака, кошка). При этом учитель показывает части тела на кукле и на мягкой игрушке, кратко поясняет, чем отличаются части тела куклы (аналога человека) и животных. Мои игрушки.Свободные предметные игры с любимыми игрушками. Игры с образными игрушками (учитель предлагает несколько игрушек и наблюдает за действиями учеников, вступая с ними в предметно-игровое сотрудничество). Игры на звукоподражания. Узнавание игрушек по звуковым параметрам (звукоподражания животным, звукам двигателя машины, стуку молоточка и т. п.). Задания на узнавание знакомых игрушек по краткому словесному и жестовому описанию учителя. Побуждение учащихся к первым высказываниям об игровых умениях с использованием невербальных и вербальных средств общения: Я играю. Играю с машиной. Пиктограммы «игрушки» — одна-две пиктограммы (См.: Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я говорю! Я — ребенок (см. список рекомендуемой литературы). Игры учителя вместе с учащимися с сюжетными игрушками, игры-имитации (передача в движении образов кукол, животных, птиц). Специально созданные игровые ситуации, позволяющие учащимся с помощью вербальных и невербальных средств общения, используя игрушки, выражать радость от достижения своих целей, побуждение детей вступать в общение с учителем, друг с другом (парное) при обучении в малых группах. ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ Это — я.Упражнения на ориентировку в собственном теле. Совместный с учителем показ и называние частей тела: голова (глаза, нос, рот, уши), шея, туловище, руки, ноги (с использованием невербальных и вербальных средств общения). Двигательные и жестовые упражнения типа «Я вижу, дышу, нюхаю, говорю, кушаю, слышу», «Руки — я все делаю», «Ноги — я хожу», «Я смеюсь, радуюсь, плачу», «Я играю, мои игрушки», «Моя кукла — она похожа на меня». Стимулирование в игровых упражнениях желания выражать с помощью вербальных и невербальных средств общения свои впечатления (звукоподражания, отдельные слова), возможности, желания: я могу, я хочу, мне нравится. Мои игрушки.Игры с образными игрушками. Проигрывание различных ситуаций общения с образными игрушками (роль ведет учитель, роль ведет учащийся совместно с учителем). Игровые ситуации на узнавание игрушки по рассказу учителя (один-два наиболее характерных признака). Нахождение игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, картинка, нарисованная учителем на глазах у ученика, картинка, составленная из двух-четырех частей). Узнавание знакомой игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь. Упражнения и игровые ситуации с детским конструктором и сборно-разборными игрушками: совместно с учителем, по подражанию построение комбинации из двух-трех элементов полифункционального мягкого модульного материала или деревянного (пластмассового) строительного набора, представляющей собой простую конструкцию (стол, стул, домик). Вместе с учащимися обыгрывается стройка по предложенному учителем элементарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, залезла под стол и т. п.). Совместная с учащимися игра со сборно-разборной игрушкой: выбирается одна игрушка (разобрать целое на части, собрать части в целое). По мере овладения игрой предлагается аналогичная игрушка с большим количеством деталей. (Интеграция с уроками по предмету «Математические представления и конструирование».) Знакомство с пиктограммами: «игрушки», «кукла», «мяч», машина». (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».) Игры и игровые упражнения с дидактическими игрушками и натуральными предметами: «Матрешка», «Моя кукла: чем она похожа на меня, чем отличается?», «Пирамидка (большая и маленькая)», «Подбери крышки к кастрюлям», «Прокати шары в воротики», «Собери картинку», Стирка одежды для куклы» и др. Моя семья.Члены семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра). Проигрывание в отобразительных играх ситуаций, отражающих любовь, доброе, заботливое отношение членов семьи друг к другу. Рассматривание фотографий членов семьи и возможное называние (показ) их на фотографии. Знакомство с пиктограммами: «мама», «папа», «ребенок», «дедушка», «бабушка» (исходя из возможностей учащихся). Явления природы.Совместные с учениками наблюдение за погодными явлениями (холодно, тепло, идет дождь, идет снег), побуждение к называнию их. Обучение учащихся в процессе игровых упражнений по подражанию учителю изображать погодные явления с помощью имитационных действий (см. «Математические представления и конструирование, первое полугодие). ПЕРВЫЙ КЛАСС Альтернативное чтение ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ «Чтение» телесных и мимических движений.Упражнения на рассматривание себя в зеркале, указательным жестом показ себя и своего отражения в зеркале. Упражнения на подражание выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям (жалеет — обнимает, гладит по голове; радуется — хлопает в ладоши и т. п.). (Интеграция с уроками по предмету «Адаптивная физкультура».) Движение по различным сенсорным дорожкам (учитель держит ученика за руку и указательным жестом показывает направление движения, движение по подражанию действиям учителя и по образцу). Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают»: Покажи, чем нюхают (понюхай хлеб...); Покажи, чем слушают (послушай, как я буду стучать деревянными ложками...). «Чтение» изображений на картинках.Совместные с учителем упражнения с фотографией: показ частей тела нафотографии и на себе. Аудиальные и визуальные упражнения с использованием большой дидактической куклы типа «Слушай и показывай на кукле»: у куклы — руки, у тебя — руки; у куклы — ноги, у тебя — ноги и т.д. (См.: Баряева Л. В., Логинова Е.Т., Лопатина Л. В. Я говорю! Я - ребенок (см. список рекомендуемой литературы). Игровые упражнения с куклой, которая соотносится с образом ученика. (Интеграция с уроками «Развитие речи и окружающий мир».) Зрительные упражнения с картинками: покажи куклу, мячик, медвежонка, кубики, барабан, машину, ведерко. Нахождение игрушки по картинкам (цветная картинка- иллюстрация). Узнавание игрушки по характерным звукам (звучащие игрушки). ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ «Чтение» телесных и мимических движений.Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения в зеркале. Упражнения на подражание выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям (улыбается, грустит, закрывает лицо, закрывает рот и т. п.). Движения учащихся по коврику «Гофр» со следочками, по различным сенсорным дорожкам (движение по подражанию учителю, по образцу, самостоятельно по указательному жесту учителя). (Интеграция с уроками «Адаптивная физкультура».) Упражнения на ковриках и дорожках со звуковым сопровождением музыкальных инструментов. Игры-имитации на передачу в движении образов животных (заяц, Лисичка). Показ движений учителем и выбор учащимися (совместно с учителем) игрушки, соответствующей образу. Повторение движений учениками за учителем, но показу игрушки или картинки. Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек. (Интеграция с уроками «Музыка и движение».) Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают»: Покажи, чем нюхают. Понюхай хлеб (цветок). Покажи, чем слушают. Послушай, как тикают часы, как шумит вода. Аудиальные и двигательные упражнения типа «Слушай и делай вместе со мной (чтение потешек, стихотворений, четверостиший)». Упражнения на движения мимической мускулатуры по подражанию (зажмуривание глаз, надувание щек). «Чтение» изображений на картинках и пиктограммах.Упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе. Аудиальные и визуальные упражнения с использованием дидактической куклы, которая соотносится с образом учащегося, типа «Слушай и показывай на кукле»: у куклы — руки, у тебя — руки; у куклы — ноги, у тебя — ноги и т. д. Аудиальные и зрительные упражнения типа «Слушай стишок и показывай картинку» (построчное иллюстрирование текста). Знакомство с пиктограммами: «нос», «голова», «ухо», «глаза». (Занятия с альбомом «Знакомимся с окружающим миром» (См.: Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Знакомимся с окружающим миром. — М.: ДРОФА, 2007.) Зрительные упражнения с картинками, которые выполняются по образцу, данному учителем: покажи куклу, мячик, медвежонка, кубики, барабан, машину, ведерко. Зрительные и аудиальные упражнения с игрушками и картинками: внимательно рассмотри куклу и мишку, слушай и показывай. Двигательные упражнения вместе с учителем, а потом самостоятельно (с минимальной жестовой помощью учителя): «Покажи, как это делают». Аудиальные и двигательные упражнения типа «Слушай и танцуй вместе...» (по тексту стихотворения). Аудиальные и зрительные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения в альбоме «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок.) Игровые ситуации на узнавание игрушки по рассказу учителя (один-два наиболее характерных признака). Нахождение игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, контурная картинка, картинка, нарисованная учителем, картинка, составленная из двух-четырех частей). Узнавание учениками знакомой игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь. ПЕРВЫЙ КЛАСС Графика и письмо ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ Упражнения для развития тонкой моторики рук. Привлечение внимания учащихся к предметам. Рассматривание предметов и обучение фиксации взгляда на объекте, активному восприятию, перемещению предметов в руке для рассматривания их со всех сторон учениками совместно с учителем. Упражнения для кистей рук: сжимание, разжимание (совместно с учителем, по подражанию его движениям). Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: игры с пирамидками и т. д. Упражнения с природным материалом и предметами- орудиями: «Раскопки», «Карандаши ставим в карандашницу», «Чашки на блюдца» и т. п. «Рисуночное письмо». Рисование учителем для учеников мелом на доске или кистью, фломастером, волоконным карандашом, маркером на большом листе бумаги предметных изображений и изображений детей с предметами: с куклой, мячиком, с медвежонком, с кубиками, с барабаном, с машиной, с ведерком. Выбор учащимися соответствующего предмета и действия с ним вместе с учителем. Игры на соотнесение реальных предметов, простых бытовых и игровых действий с их изображениями: подкладывание, демонстрация действий с использованием указательного и соотносящего жестов, называние учителем или учащимися с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации. Демонстрация учителем учащимся примеров рисования красками (на большом листе бумаги большой кистью): «Дорожка для машины», «По речке плывет уточка», «Капельки» и т. д. Пробуждение эмоционального отклика на яркие пятна, мазки, штрихи посредством привлечения внимания к ним, рассматривания, ассоциирования с реальными объектами. Жестовые игры. Игры на противоположные действия, включающие крупные и мелкие движения учащихся с музыкальным сопровождением и без него: шаги, бег, подпрыгивание, сохраняя равновесие и перенося предметы двумя руками: «Осенняя прогулка с листьями (в правой и левой руке)», «Осенняя прогулка с корзиной листьев (корзину держат двумя руками)», «Осенняя прогулка с ведерками с шишками (в правой и левой руках)» и т. п. Ритмические упражнения.Упражнения на общую моторику под ритмичные звуки музыкальных инструментов типа «Падаем и встаем, садимся и встаем»: «Гололедица» (См.: Забурдяева Е., Перунова Н. Посвящение К. Орфу: Учеб. пособ. по элементарному музицированию и движению. — СПб.: Невская нота, 2010. — Вып. 1. — С. 12-13), «Сижу — стою» и т. п. (Интеграция с уроками по предмету «Музыка и движение».) Ходьба в заданном направлении с игрушкой (погремушкой, ленточкой, прикрепленной к палочке), по сенсорной и игровой дорожкам, коврику «Топ-топ», коврику «Гофр» и другим под удары бубна, барабана, звуки музыкального треугольника. Игровые упражнения на прокатывание мяча двумя руками друг другу. Прыжки на мячах-хопах (фитбол) с речевым сопровождением (хоп-хоп), с музыкальным сопровождением с поддержкой педагогом. (Интеграция с уроками по предмету «Адаптивная физкультура».) ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ Упражнения для развития тонкой моторики рук.Упражнения для кистей рук: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием межанализаторного взаимодействия (зрительного, слухового и тактильного анализаторов) совместно с педагогом и по подражанию его движениям. Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: игры с пирамидками, матрешками, кубиками и т. д. Упражнения с природным материалом и предметами- орудиями: «Раскопки», «Прищепки», «Переливание из одного сосуда в другой», «Переливание из чайника в чашку», «Выжимание губки» и т. п. «Рисуночное письмо».Игры на соотнесение реальных предметов, простых бытовых и игровых действий с их изображениями: подкладывание, демонстрация действий с использованием указательного и соотносящего жестов, называние учителем или учащимися с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации. Игры и упражнения на идентификацию и простейшую группировку по образцу (совместно с учителем, с его помощью) статических и динамических изображений предметов, животных, людей. Игры с красками (вместе с учителем): создание цветных пятен большой кистью, губкой, рукой. Последующее ассоциирование этих пятен с реальными объектами (животными, тучами, растениями, людьми). Называние их учителем, а по возможности и учащимися. Демонстрация ученикам примеров рисования красками (на большом листе бумаги большой кистью): «Дорожка для машины», «По речке плывет уточка», «Капельки» и т. д. Пробуждение эмоционального отклика на яркие пятна, мазки, штрихи посредством привлечения внимания к ним, рассматривания, ассоциирования с реальными объектами. Упражнения, направленные на обучение учащихся правильно пользоваться кистью и карандашом (не сжимать карандаш в кулаке, придерживать бумагу свободной рукой, правильно держать кисть). Совместное рисование учителя и учеников пальцами, кистью и специально изготовленными средствами (тампоном из поролона, ваты) различных линий, фломастерами на индивидуальных досках, мелом на доске. Жестовые игры.Игры на противоположные действия, включающие крупные и мелкие движения (шаги, бег, подпрыгивание), сохраняя равновесие и перенося предметы двумя руками (с музыкальным сопровождением или без него): «Прогулка с игрушечным фонариком в руке» (чередование рук при остановке музыки), «Прогулка под зонтиком» (зонтик держат двумя руками, останавливаются по окончании звучания музыки), «Иду (бегу), держа кастрюлю с орехами» и т. п. Игры-пантомимы, этюды: «Ветер, ветер», «Земля в разные времена года», «Кукла заболела», «Кукла идет», «Катаю куклу в коляске», «Падающие листья», «Солнечные зайчики» и др. Ритмические упражнения.Упражнения на общую моторику, сопровождаемые ритмичными звуками музыкальных инструментов, звукоподражанием типа «Падаем и встаем, садимся и встаем»: «Гололедица» (бух), «Кошка» (опора на руки и колени — спинка выгнута: «мяу-мяу»), «Собачка» (опора на руки и колени — спинка прямая: «гав-гав»). Двигательные речевые упражнения с элементами массажа (речевое сопровождение учителя с чередованием упражнений, которые выполняют учащиеся или сам учитель (См. Забурдяева Е„ Перунова Н. Посвящение К. Орфу. С. 13). Упражнения на перешагивание через незначительные препятствия, сопровождаемые хлопками или ударами по музыкальным инструментам в момент перешагивания учениками, например веревку, невысокие (5 см) предметы (с помощью учителя и самостоятельно). Игровые упражнения с ритмическим сопровождением (хлопки учителя, удары по барабану, металлофону, в бубен) на прокатывание мяча двумя руками друг другу, под дуги, между предметами; ловля мяча, брошенного учителем (расстояние определяется, исходя из особенностей моторного развития учащихся), бросание мяча учителю, подбрасывание мяча вверх и ловля его. Прыжки на мячах-хопах (фитбол) с речевым сопровождением (хоп-хоп), с музыкальным сопровождением и т. п. (Интеграция с уроками по предметам «Адаптивная физкультура», «Музыка и движение».) ПЕРВЫЙ КЛАСС |
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-09-08 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |