Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно - развивающей среде.

Знакомство учащихся с помещением класса, с другими учениками и учителем. Выбор вместе с учащимися наиболее интересных для каждого из них бытовых предметов-орудий и игрушек (из ряда предложен­ных) — определение предпочтений учащихся. Совместное с учащимися проигрывание одного-двух действий с выбран­ными игрушками, предметами-орудиями.

Знакомство учащихся с ближайшими к классу помеще­ниями школы. Прогулка по школе (детскому дому-интерна­ту) вместе с учащимися. Совместное взаимодействие с не­знакомыми атрибутами, оборудованием помещений, пред­назначенных для игровых целей. При активном участии учителя мини-экскурсии и наблюдения для установления контактов учащихся с окружающим пространством («первые шаги в сенсорной интеграции», по Дж. Айрис).

Организация пассивного участия учащихся в досугах старших школьников, а также побуждение к участию в про­стых играх с детьми старшего возраста (вместе с учителем).

Это — я.Упражнения на ориентировку в собственном геле. Показ и называние частей тела: голова (глаза, нос, рот, уши), руки, ноги — совместно с учителем (с исполь­зованием невербальных и вербальных средств общения).

Сравнение частей тела и лица ребенка с частями тела и лица дидактической куклы (вместе с учителем).

Показ частей тела и лица на большой дидактической кукле, на антропоморфных игрушках большого размера (мишка, собака, кошка). При этом учитель показывает ча­сти тела на кукле и на мягкой игрушке, кратко поясняет, чем отличаются части тела куклы (аналога человека) и жи­вотных.

Мои игрушки.Свободные предметные игры с любимыми игрушками. Игры с образными игрушками (учитель пред­лагает несколько игрушек и наблюдает за действиями уче­ников, вступая с ними в предметно-игровое сотрудниче­ство).

Игры на звукоподражания. Узнавание игрушек по зву­ковым параметрам (звукоподражания животным, звукам двигателя машины, стуку молоточка и т. п.).

Задания на узнавание знакомых игрушек по краткому словесному и жестовому описанию учителя. Побуждение учащихся к первым высказываниям об игровых умениях с использованием невербальных и вербальных средств обще­ния: Я играю. Играю с машиной. Пиктограммы «игруш­ки» — одна-две пиктограммы (См.: Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я говорю! Я — ребенок (см. список рекомендуемой литературы).

Игры учителя вместе с учащимися с сюжетными игруш­ками, игры-имитации (передача в движении образов кукол, животных, птиц).

Специально созданные игровые ситуации, позволяющие учащимся с помощью вербальных и невербальных средств общения, используя игрушки, выражать радость от дости­жения своих целей, побуждение детей вступать в общение с учителем, друг с другом (парное) при обучении в малых группах.

ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ

Это — я.Упражнения на ориентировку в собственном теле. Совместный с учителем показ и называние частей тела: голова (глаза, нос, рот, уши), шея, туловище, руки, ноги (с использованием невербальных и вербальных средств общения).

Двигательные и жестовые упражнения типа «Я вижу, дышу, нюхаю, говорю, кушаю, слышу», «Руки — я все делаю», «Ноги — я хожу», «Я смеюсь, радуюсь, плачу», «Я играю, мои игрушки», «Моя кукла — она похожа на меня».

Стимулирование в игровых упражнениях желания выражать с помощью вербальных и невербальных средств общения свои впечатления (звукоподражания, отдельные слова), возможности, желания: я могу, я хочу, мне нравится.

Мои игрушки.Игры с образными игрушками. Проигрывание различных ситуаций общения с образными игрушка­ми (роль ведет учитель, роль ведет учащийся совместно с учителем).

Игровые ситуации на узнавание игрушки по рассказу учителя (один-два наиболее характерных признака). Нахождение игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, картинка, нарисованная учителем на глазах у ученика, картинка, составленная из двух-четырех частей). Узнавание знакомой игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь.

Упражнения и игровые ситуации с детским конструктором и сборно-разборными игрушками: совместно с учи­телем, по подражанию построение комбинации из двух­-трех элементов полифункционального мягкого модульного материала или деревянного (пластмассового) строительного набора, представляющей собой простую конструкцию (стол, стул, домик). Вместе с учащимися обыгрывается стройка по предложенному учителем элементарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, залезла под стол и т. п.).

Совместная с учащимися игра со сборно-разборной игрушкой: выбирается одна игрушка (разобрать целое на части, собрать части в целое). По мере овладения игрой предлага­ется аналогичная игрушка с большим количеством деталей. (Интеграция с уроками по предмету «Математические представления и конструирование».)

Знакомство с пиктограммами: «игрушки», «кукла», «мяч», машина». (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)

Игры и игровые упражнения с дидактическими игрушками и натуральными предметами: «Матрешка», «Моя кукла: чем она похожа на меня, чем отличается?», «Пирамидка (большая и маленькая)», «Подбери крышки к кастрюлям», «Прокати шары в воротики», «Собери картинку», Стирка одежды для куклы» и др.

Моя семья.Члены семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра). Проигрывание в отобразительных играх си­туаций, отражающих любовь, доброе, заботливое отношение членов семьи друг к другу. Рассматривание фотографий чле­нов семьи и возможное называние (показ) их на фотографии.

Знакомство с пиктограммами: «мама», «папа», «ребе­нок», «дедушка», «бабушка» (исходя из возможностей уча­щихся).

Явления природы.Совместные с учениками наблюдение за погодными явлениями (холодно, тепло, идет дождь, идет снег), побуждение к называнию их.

Обучение учащихся в процессе игровых упражнений по подражанию учителю изображать погодные явления с по­мощью имитационных действий (см. «Математические пред­ставления и конструирование, первое полугодие).

ПЕРВЫЙ КЛАСС

Альтернативное чтение

ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ

«Чтение» телесных и мимических движений.Упражне­ния на рассматривание себя в зеркале, указательным же­стом показ себя и своего отражения в зеркале.

Упражнения на подражание выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям (жалеет — обнимает, гладит по голове; радуется — хлопает в ладоши и т. п.). (Интеграция с уроками по предмету «Адаптивная физкультура».)

Движение по различным сенсорным дорожкам (учитель держит ученика за руку и указательным жестом показыва­ет направление движения, движение по подражанию дей­ствиям учителя и по образцу).

Двигательные упражнения типа «Покажи, как это дела­ют»: Покажи, чем нюхают (понюхай хлеб...); Покажи, чем слушают (послушай, как я буду стучать деревянными ложками...).

«Чтение» изображений на картинках.Совместные с учи­телем упражнения с фотографией: показ частей тела нафотографии и на себе.

Аудиальные и визуальные упражнения с использованием большой дидактической куклы типа «Слушай и показывай на кукле»: у куклыруки, у тебяруки; у куклы — но­ги, у тебяноги и т.д. (См.: Баряева Л. В., Логинова Е.Т., Лопатина Л. В. Я говорю! Я - ребенок (см. список рекомендуемой литературы).

Игровые упражнения с куклой, которая соотносится с образом ученика. (Интеграция с уроками «Развитие речи и окружающий мир».)

Зрительные упражнения с картинками: покажи куклу, мячик, медвежонка, кубики, барабан, машину, ведерко.

Нахождение игрушки по картинкам (цветная картинка- иллюстрация). Узнавание игрушки по характерным звукам (звучащие игрушки).

ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ

«Чтение» телесных и мимических движений.Упражне­ния на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения в зеркале.

Упражнения на подражание выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям (улыбается, грустит, закрывает лицо, закрывает рот и т. п.).

Движения учащихся по коврику «Гофр» со следочками, по различным сенсорным дорожкам (движение по подража­нию учителю, по образцу, самостоятельно по указательному жесту учителя). (Интеграция с уроками «Адаптивная физ­культура».)

Упражнения на ковриках и дорожках со звуковым со­провождением музыкальных инструментов.

Игры-имитации на передачу в движении образов живот­ных (заяц, Лисичка). Показ движений учителем и выбор учащимися (совместно с учителем) игрушки, соответствую­щей образу. Повторение движений учениками за учителем, но показу игрушки или картинки.

Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек. (Интеграция с уроками «Музыка и движение».)

Двигательные упражнения типа «Покажи, как это дела­ют»: Покажи, чем нюхают. Понюхай хлеб (цветок). По­кажи, чем слушают. Послушай, как тикают часы, как шумит вода.

Аудиальные и двигательные упражнения типа «Слушай и делай вместе со мной (чтение потешек, стихотворений, четверостиший)».

Упражнения на движения мимической мускулатуры по подражанию (зажмуривание глаз, надувание щек).

«Чтение» изображений на картинках и пиктограммах.Упражнения с фотографией: показ частей тела на фотогра­фии и на себе.

Аудиальные и визуальные упражнения с использовани­ем дидактической куклы, которая соотносится с образом учащегося, типа «Слушай и показывай на кукле»: у ку­клыруки, у тебяруки; у куклыноги, у тебяноги и т. д.

Аудиальные и зрительные упражнения типа «Слушай стишок и показывай картинку» (построчное иллюстрирова­ние текста).

Знакомство с пиктограммами: «нос», «голова», «ухо», «глаза». (Занятия с альбомом «Знакомимся с окружающим миром» (См.: Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Знакомимся с окружающим миром. — М.: ДРОФА, 2007.)

Зрительные упражнения с картинками, которые выпол­няются по образцу, данному учителем: покажи куклу, мя­чик, медвежонка, кубики, барабан, машину, ведерко.

Зрительные и аудиальные упражнения с игрушками и картинками: внимательно рассмотри куклу и мишку, слушай и показывай.

Двигательные упражнения вместе с учителем, а потом самостоятельно (с минимальной жестовой помощью учите­ля): «Покажи, как это делают».

Аудиальные и двигательные упражнения типа «Слушай и танцуй вместе...» (по тексту стихотворения).

Аудиальные и зрительные упражнения (по тексту сти­хотворения). (Упражнения в альбоме «Знакомимся с окру­жающим миром» с использованием картинок.)

Игровые ситуации на узнавание игрушки по рассказу учителя (один-два наиболее характерных признака). На­хождение игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, контурная картинка, картинка, нарисованная учителем, картинка, составленная из двух-четырех частей). Узнавание учениками знакомой игрушки (целостное вос­приятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь.

ПЕРВЫЙ КЛАСС

Графика и письмо

ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ

Упражнения для развития тонкой моторики рук. Привлечение внимания учащихся к предметам. Рассматривание предметов и обучение фиксации взгляда на объекте, актив­ному восприятию, перемещению предметов в руке для рас­сматривания их со всех сторон учениками совместно с учи­телем.

Упражнения для кистей рук: сжимание, разжимание (совместно с учителем, по подражанию его движениям).

Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: игры с пирамидка­ми и т. д.

Упражнения с природным материалом и предметами- орудиями: «Раскопки», «Карандаши ставим в карандашни­цу», «Чашки на блюдца» и т. п.

«Рисуночное письмо». Рисование учителем для учеников мелом на доске или кистью, фломастером, волоконным ка­рандашом, маркером на большом листе бумаги предметных изображений и изображений детей с предметами: с куклой, мячиком, с медвежонком, с кубиками, с барабаном, с ма­шиной, с ведерком. Выбор учащимися соответствующего предмета и действия с ним вместе с учителем.

Игры на соотнесение реальных предметов, простых бы­товых и игровых действий с их изображениями: подкла­дывание, демонстрация действий с использованием указа­тельного и соотносящего жестов, называние учителем или учащимися с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации.

Демонстрация учителем учащимся примеров рисования красками (на большом листе бумаги большой кистью): «До­рожка для машины», «По речке плывет уточка», «Капельки» и т. д. Пробуждение эмоционального отклика на яркие пятна, мазки, штрихи посредством привлечения внимания к ним, рассматривания, ассоциирования с реальными объ­ектами.

Жестовые игры. Игры на противоположные действия, включающие крупные и мелкие движения учащихся с му­зыкальным сопровождением и без него: шаги, бег, подпрыгивание, сохраняя равновесие и перенося предметы двумя руками: «Осенняя прогулка с листьями (в правой и левой руке)», «Осенняя прогулка с корзиной листьев (корзину держат двумя руками)», «Осенняя прогулка с ведерками с шишками (в правой и левой руках)» и т. п.

Ритмические упражнения.Упражнения на общую мото­рику под ритмичные звуки музыкальных инструментов типа «Падаем и встаем, садимся и встаем»: «Гололедица» (См.: Забурдяева Е., Перунова Н. Посвящение К. Орфу: Учеб. пособ. по элементарному музицированию и движению. — СПб.: Невская нота, 2010. — Вып. 1. — С. 12-13), «Си­жу — стою» и т. п. (Интеграция с уроками по предмету «Музыка и движение».)

Ходьба в заданном направлении с игрушкой (погремуш­кой, ленточкой, прикрепленной к палочке), по сенсорной и игровой дорожкам, коврику «Топ-топ», коврику «Гофр» и другим под удары бубна, барабана, звуки музыкального треугольника.

Игровые упражнения на прокатывание мяча двумя ру­ками друг другу. Прыжки на мячах-хопах (фитбол) с рече­вым сопровождением (хоп-хоп), с музыкальным сопрово­ждением с поддержкой педагогом. (Интеграция с уроками по предмету «Адаптивная физкультура».)

ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ

Упражнения для развития тонкой моторики рук.Упраж­нения для кистей рук: сжимание, разжимание, встряхива­ние и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием межанализаторного взаимодействия (зрительного, слухового и тактильного анализаторов) совместно с педагогом и по подражанию его движениям.

Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: игры с пирамидка­ми, матрешками, кубиками и т. д.

Упражнения с природным материалом и предметами- орудиями: «Раскопки», «Прищепки», «Переливание из од­ного сосуда в другой», «Переливание из чайника в чашку», «Выжимание губки» и т. п.

«Рисуночное письмо».Игры на соотнесение реальных предметов, простых бытовых и игровых действий с их изо­бражениями: подкладывание, демонстрация действий с ис­пользованием указательного и соотносящего жестов, назы­вание учителем или учащимися с использованием вербаль­ных и невербальных средств коммуникации.

Игры и упражнения на идентификацию и простейшую группировку по образцу (совместно с учителем, с его по­мощью) статических и динамических изображений пред­метов, животных, людей.

Игры с красками (вместе с учителем): создание цветных пятен большой кистью, губкой, рукой. Последующее ассо­циирование этих пятен с реальными объектами (животны­ми, тучами, растениями, людьми). Называние их учителем, а по возможности и учащимися.

Демонстрация ученикам примеров рисования красками (на большом листе бумаги большой кистью): «Дорожка для машины», «По речке плывет уточка», «Капельки» и т. д. Пробуждение эмоционального отклика на яркие пятна, маз­ки, штрихи посредством привлечения внимания к ним, рассматривания, ассоциирования с реальными объектами.

Упражнения, направленные на обучение учащихся пра­вильно пользоваться кистью и карандашом (не сжимать карандаш в кулаке, придерживать бумагу свободной рукой, правильно держать кисть).

Совместное рисование учителя и учеников пальцами, кистью и специально изготовленными средствами (тампоном из поролона, ваты) различных линий, фломастерами на индивидуальных досках, мелом на доске.

Жестовые игры.Игры на противоположные действия, включающие крупные и мелкие движения (шаги, бег, под­прыгивание), сохраняя равновесие и перенося предметы двумя руками (с музыкальным сопровождением или без него): «Прогулка с игрушечным фонариком в руке» (чере­дование рук при остановке музыки), «Прогулка под зонти­ком» (зонтик держат двумя руками, останавливаются по окончании звучания музыки), «Иду (бегу), держа кастрюлю с орехами» и т. п.

Игры-пантомимы, этюды: «Ветер, ветер», «Земля в раз­ные времена года», «Кукла заболела», «Кукла идет», «Ка­таю куклу в коляске», «Падающие листья», «Солнечные зайчики» и др.

Ритмические упражнения.Упражнения на общую мото­рику, сопровождаемые ритмичными звуками музыкальных инструментов, звукоподражанием типа «Падаем и встаем, садимся и встаем»: «Гололедица» (бух), «Кошка» (опора на руки и колени — спинка выгнута: «мяу-мяу»), «Собачка» (опора на руки и колени — спинка прямая: «гав-гав»).

Двигательные речевые упражнения с элементами масса­жа (речевое сопровождение учителя с чередованием упраж­нений, которые выполняют учащиеся или сам учитель (См. Забурдяева Е„ Перунова Н. Посвящение К. Орфу. С. 13).

Упражнения на перешагивание через незначительные препятствия, сопровождаемые хлопками или ударами по музыкальным инструментам в момент перешагивания уче­никами, например веревку, невысокие (5 см) предметы (с помощью учителя и самостоятельно).

Игровые упражнения с ритмическим сопровождением (хлопки учителя, удары по барабану, металлофону, в бубен) на прокатывание мяча двумя руками друг другу, под дуги, между предметами; ловля мяча, брошенного учителем (рас­стояние определяется, исходя из особенностей моторного развития учащихся), бросание мяча учителю, подбрасывание мяча вверх и ловля его.

Прыжки на мячах-хопах (фитбол) с речевым сопровож­дением (хоп-хоп), с музыкальным сопровождением и т. п. (Интеграция с уроками по предметам «Адаптивная физкуль­тура», «Музыка и движение».)

ПЕРВЫЙ КЛАСС

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-08

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...