Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самодеятельные театральные движения 60-70-х годов. Всенародные юбилейные торжества и празднества

В 60-е и 70-е годы всенародные массовые празднества с осо­бой силой обнаруживают свое воспитательное, мобилизующее и организующее воздействие. Именно в этот период наиболее широ­кое распространение получили агитационно-художественные брига­ды— действенная форма идеологической работы в массах, помо­щи клубам в идейно-политическом, трудовом и нравственном воспитании советских людей.

Характерными особенностями развития агитбригадных пред­ставлений конца 60-х — начала 70-х годов являются: размах само-


 


1 Подробнее см.: Волович В. Большой московский карнавал.— В кн.: Массовые праздники и зрелища. М., 1961, с. 161.


1 См.: Глан Б. Режиссура массовых зрелищ. М., 1963, с. 20—21.


 




го движения', плодотворные поиски путей обогащения художест­венно-выразительных и агитационных средств, учет информиро­ванности и специфики восприятия современного зрителя.

В Москве в ноябре 1973 года была проведена декада агита­ционно-художественных бригад — участниц Всероссийского смот­ра сельской художественной самодеятельности, посвященного 50-летию образования СССР. Выступления лучших агитколлекти­вов убедительно показали успешность новаторских драматургиче­ских и режиссерских решений, плодотворность их опоры на до­стижения всех видов искусства, основанных на драматическом действии, тесную связь агитбригад с проблемами современной жизни, требовательность актеров-любителей к своему исполни­тельскому мастерству. Все это — залог дальнейшего, еще более широкого развития - агитбригадных представлений, призванных средствами искусства и наиболее демократическим путем способ­ствовать делу коммунистического воспитания самых широких сло­ев трудящихся.

И позднее, на зональных смотрах, на заключительном показе агитационно-художественных представлений Российской Федера­ции (1977), художники-публицисты самодеятельной сцены проде­монстрировали умение агитировать, высокий уровень мастерства, творческую зрелость. Руководители агитбригад и постановщики агитспектаклей достаточно хорошо владеют драматургией этого вида театрализованных представлений и находятся в постоянных поисках ярких образных решений.

Многие коллективы воплощают замысел в музыкальной, тан­цевальной, пластической форме. Частушки, куплеты, «подтанцов-ки» в современных агитбригадных выступлениях, как правило, трансформируются в завершенный по действию и сценически ин­тересно организованный номер. Расширяя жанровую палитру сво­их программ, агитбригадчики добиваются наибольших удач там, где их программы опираются на фольклорные традиции, прони­заны народной сатирой и юмором, воссоздают народные потешные, хороводные, песенные представления и действования. Эти коллек­тивы заимствуют из сокровищницы народного искусства и пере­рабатывают в соответствии со своими задачами элементы про­славления, величания, лиризма. В программах агитбригад из разных областей и краев Союза появляются в современной интерпрета­ции излюбленные народные персонажи, и это не просто дань мо­де, а плодотворное осмысление народного искусства.

Современная агитбригада не представляет собой чего-либо принципиально нового по сравнению с «живой газетой», ТРАМами или «Синей блузой». Совершенно правы те исследователи, кото­рые говорят о своеобразной модификации, переплавке средств и приемов самодеятельного искусства одного времени в другое, о

1 Только в одной Российской Федерации в конце 60-х годов насчитывалось более тридцати тысяч агитбригад, в которых участвовало почти полмиллиона человек.


преемственности и диалектическом переходе этих средств из одно­го качества в другое.

На современном этапе развития общества изменились задачи театрализованных представлений, как и задачи театрального ис­кусства во всем многообразии его видов. Качественно изменился: и объект пропаганды и агитации. Поэтому многие приемы, напри­мер, «живой газеты» (митинговость и информационность в пода­че материала, схематизм, эксцентричность и др.) не соответству­ют сегодняшним требованиям. Но основные принципы создания-агитационно-художественных представлений остаются неизменны­ми. Партийность, народность, документальность и художествен­ность — этими принципами руководствуются и будут руководство­ваться организаторы и участники агитбригадных и других видов театрализованных представлений.

Глубокая заинтересованность в решении своих идейно-творче­ских задач, огонь сердец, пытливый ум, талантливость-—все это есть у лучших современных агитбригадчиков и свидетельствует о несомненной перспективности агитбригадного движения на сов­ременном этапе, о возможности создания еще более ярких и зре­лых программ.

В 60—70-е годы отмечаются юбилейные даты ряда историко-революционных событий: 50- и 60-летие Великой Октябрьской со­циалистической революции, 100-летие со дня рождения В. И. Ле­нина, 25- и 30-летие победы советского народа в Великой Отече-ственой войне, 50-летие образования СССР.

Проведение этих празднеств в масштабах всей нашей страны, а также стран социалистического содружества и всего прогрессив­ного человечества, безусловно, способствовало укреплению социа­листического сознания, распространению влияния марксистско-ле­нинской идеологии на широчайшие массы, усилению авторитета Советской власти и Коммунистической партии.

Подготовка и проведение всенародных юбилейных торжеств создавали в трудовых коллективах благоприятную обстановку для подведения итогов проделанной работы, для пропаганды и усвое­ния важных сведений о внутреннем и международном положении, для стимулирования творческой активности трудящихся и кон­центрации их внимания на еще не решенных задачах. Пооощряя лучших, наиболее передовых труженников, социалистическое об­щество стремится на их примере и на примере коллективной дея­тельности всего народа мобилизовать людей на решительное пре­одоление недостатков, на повышение производительности труда, свободное проявление творческих способностей.

Что касается эстетического аспекта всенародных торжеств, то совершенно очевидно, что великие юбилеи вызвали к жизни невиданный размах движения артистов-любителей.

Два года продолжался фестиваль самодеятельного искусства, посвященный 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Год, предшествовавший юбилею, был объявлен годом всенародного смотра достижений художественной культуры за


 



6 Заказ N: 3661



полстолетие ее развития. Во всех концертных залах страны в честь юбилея были проведены большие тематические представления. Организовывались юбилейные выставки изобразительного и при­кладного искусства.

Профессиональные и народные драматические театры посвяти­ли юбилею свои лучшие спектакли, отражающие революционные завоевания советского народа. Накануне юбилея проводились смотры агитбригад и дни культуры и искусства союзных респуб­лик, где наряду с профессиональными выступали самодеятельные коллективы.

Кульминационным моментом праздника искусств, посвященно­го юбилею, явился заключительный концерт лауреатов смотра ху­дожественной самодеятельности в Кремлевском Дворце съездов 20 октября 1967 года.

Грандиозным торжеством ленинской национальной политики и культурного строительства в нашей стране явилось празднование 100-летия со дня рождения вождя мирового пролетариата В. И. Ленина. Юбилею был посвящен праздник искусств народов СССР под девизом «Искусство — народу». На родине В. И. Лени­на, в Ульяновске, состоялось торжественное открытие мемориала. Эти празднества явились и основой для подготовки юбилея 1980 года — 110-летия со дня рождения вождя революции.

Наиболее яркими театрализованными представлениями юби­лейного торжества в честь столетия В. И. Ленина были концерт в Кремлевском Дворце съездов (главный режиссер'—■ народный ар­тист РСФСР И. М. Туманов) и театрализованный концерт «Поэ­ма о вожде» в Ленинграде (постановщик — народный артист СССР Г. А. Товстоногов).

Звучит в зале Кремлевского Дворца съездов торжественное вступление. Раздвигается занавес, открывая празднично офор­мленную сцену. Пятнадцать полуколонн служат основаниями для гербов союзных республик. Все пространство сцены отдано ог­ромному хору и группам солистов, одетых в национальные костю­мы. «Мы — люди ленинского века»,— поют пятнадцать солистов — народных артистов СССР, лучших певцов национальных оперных театров.

Этот же прием был использован в исполнении своеобразной оды, составленной из стихов о Ленине поэтов союзных республик. Стихи читали «звезды» драматической сцены республиканских театров, каждый на своем языке, но одно слово звучало неизмен­но и понятно для всех: «Ленин».

Праздничный концерт вылился в демонстрацию политического единства больших и малых народов, составляющих одну семью.

В дни юбилея и предшествовавшие ему во всех клубах и До­мах культуры проводилась клубная Лениниана. Это были циклы мероприятий, посвященных великому празднику и включавших в себя: тематические театрализованные концерты, циклы лекций о жизни В. И. Ленина и его соратников, театрализованные митинги и чествования.

82 . • ■


т


Празднование 100-летнего юбилея со дня рождения В. И. Ле­нина явилось грандиозным торжеством ленинской национальной политики и культурного строительства в нашей стране.

Именно в честь славного юбилея Октября и в честь 110-летия со дня рождения В. И. Ленина была возобновлена давно сущест­вовавшая в нашей стране праздничная традиция — коллективные праздники в форме добровольного и широко организованного труда в интересах всего народа —всенародные массовые коммунисти­ческие субботники.

«Вершиной трудового подъема народа, незабываемым всена­родным праздником вдохновенного труда,— говорил Л. И. Бреж­нев,-— стал Всесоюзный ленинский субботник 11 апреля. Совет­ские люди вышли на него с мыслью о Ленине, о том историче­ском первом субботнике, в котором Владимир Ильич увидел „великий почин" нового, коммунистического отношения к труду»1.

Участие в торжествах, посвященных В. И. Ленину, более ста делегаций от коммунистических, рабочих, национально-демокра­тических и левосоциалистических партий и организаций из раз­личных стран продемонстрировало растущее единство мировых революционных сил, подтвердило выдающееся значение ленинско­го празднества в деле распространения социалистической идеоло­гии. Торжества, проходившие в атмосфере высокого политическо­го подъема, подводили славные итоги полувековой борьбы за дело социализма и коммунизма.

Такой же характер носили празднества в честь 50-летия обра­зования СССР, вылившиеся в демонстрацию единства, дружбы и братства многонационального советского народа, и празднества, посвященные 25-й и 30-й годовщине победы советского народа над фашистской Германией.

Траурно-торжественным моментом празднества, посвященного 25-летию победы в Великой Отечественной войне, явилась минута молчания в честь'павших героев войны: 9 мая в 18 часов 50 ми­нут вся страна, вспоминая своих героев, отдавала дань уваже­ния и признательности тем, кто ценой своей жизни отстоял свобо­ду и независимость нашей социалистической Отчизны.

Тридцатилетие победы над фашистской Германией в обстанов­ке разрядки международной напряженности вместе с советским народом отмечало все прогрессивное человечество.

Подготовка и проведение юбилейных празднеств проходили под воздействием идей и решений XXIV и XXV съездов КПСС. Огромный трудовой и политический подъем, с которым трудящие­ся всей страны отмечали важнейшие юбилейные даты Советского государства, свидетельствует о морально-политическом единстве нашего общества, о монолитной сплоченности партии и народа, о нерушимой дружбе и братском сотрудничестве всех народов ве­ликого Советского Союза.

1 Брежнев Л. И. Актуальные вопросы идеологической работы КПСС. М., 1978, т. 1, с. 374.


Юбилейным и знаменательным для советского народа датам были посвящены многочисленные смотры и фестивали самодея­тельного искусства в масштабах всей страны. Так, 50-летию об­разования СССР был посвящен Всесоюзный смотр сельской ху­дожественной самодеятельности. Заключительный концерт этого смотра состоялся 29 марта 1973 года в Кремлевском Дворце съездов.

В 1975 году вышло постановление Президиума ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, Министерства культуры СССР, Министерства выс­шего и среднего образования СССР и Госкомитета Совета Мини­стров СССР по профессионально-техническому образованию «О проведении Первого Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся». Проводившийся более двух лет (1975—1977) фестиваль способствовал активизации и всемерному развитию художественного народного творчества, во­влечению в самодеятельное искусство широких масс трудящихся. Он превратился в яркое свидетельство расцвета подлинно народ­ного искусства в нашей стране.

Кульминационным моментом всенародного фестиваля был театрализованный концерт в Кремлевском Дворце съездов 7 ок­тября 1977 года, в день принятия Верховным Советом СССР но­вой Конституции СССР (главный режиссер концерта — народный артист РСФСР И. Шароев). Сообщение об этом газета «Правда» заканчивала следующими словами:

«Наступает торжественный финал незабываемого праздничного концерта. Звучит новое вокально-симфоническое произведение „Ода Конституции". С огромным подъемом исполняется Государ­ственный гимн Советского Союза. Шесть тысяч зрителей, собрав­шихся в Кремлевском Дворце съездов, горячо аплодируют высо­кому мастерству артистов-любителей, продемонстрировавших расцвет многонациональной культуры Страны Советов»1.

Практика проведения массовых празднеств и театрализован­ных представлений в нашей стране свидетельствует, что такие празднества являются одним из элементов духовной жизни об­щества, способствующих творческому становлению человека как гармонической личности, сплачивающих весь народ, активизиру­ющих его творческую энергию и идейную целеустремленность.

Международное влияние советских театрализованных пред­ставлений и всенародных торжеств особенно ярко проявилось при проведении XI Всемирного фестиваля молодежи и студентов на Кубе летом 1978 года. Фестиваль явился выражением широкой международной солидарности с народом и молодежью Кубы — первого социалистического государства в Западном полушарии Земли.

Митинги, дискуссии, пресс-конференции, обсуждения, встречи делегаций в клубах, встречи по профессиям и интересам, совме-

Правда, 1977, 8 октября.


стные экскурсии — все было направлено на то, чтобы молодежь разных стран могла свободно общаться, обсуждая самый широ­кий круг вопросов. Параллельно проходила разнообразная куль­турная программа: гала-концерты делегаций, выступления нацио­нальных ансамблей и солистов, встречи композиторов, писателей, художников, архитекторов. При пионерлагере имени Хосе Марти ■осуществлялась развернутая детская программа фестиваля, охва­тывающая актуальные проблемы и детей, и взрослых. Спортсме­ны разных стран встречались на спортивных площадках в друже­ских соревнованиях, на тренировках. Во время фестиваля проходили заседания Международного трибунала, продолживше­го кампанию «Молодежь обвиняет империализм!».

На скамье подсудимых-—главный противник молодого поколе­ния — Империализм, обвиняемый в преступлениях против челове­чества: в сохранении и поддержании на земле колониальных режимов и проведении политики неоколониализма; в расовой дис­криминации людей; в развязывании агрессий и войн; в насажде­нии фашизма, террора и насилия.

Шесть дней длилось заседание суда, и был вынесен приговор. Империализм виновен по всем пунктам обвинения. Как система он виновен во всех бедствиях молодежи в экономическом, культур­ном и социальном отношении. Проводимая Империализмом поли­тика силы, нагнетания напряженности, гонка вооружений, вмеша­тельство во внутренние дела других государств, производство оружия массового уничтожения — все это является преступлением против человечества.

Но главным содержанием фестиваля был все-таки праздник, во -всей яркости и щедрости его красок. Незабываемым для гос­тей и хозяев зрелищем и развлечением стал карнавал на набе­режной Малекон в Гаване.

И конечно, вершиной искусства массовых театрализованных представлений последних лет явились величественные церемонии открытия и закрытия Олимпиады-80. Этим поистине массовым театрализованным представлениям рукоплескали миллионы людей всей планеты. Никогда еще в истории после древнегреческих празднеств-состязаний спорт и многообразное искусство народов так не приближались, не смыкались в единство, как в этих двух празднествах, явившихся органической частью всей московской •Олимпиады. 26 тысяч самодеятельных и профессиональных арти­стов, спортсменов и физкультурников участвовали в этих художе­ственных грандиозных спектаклях. «Нам хотелось средствами массового представления,— говорил главный режиссер празднеств открытия и закрытия игр народный артист СССР И. М. Тума­нов,— рассказать о гостеприимстве советского народа, о массово­сти нашего спорта, о разнообразии национальных культур, о вы­соком мастерстве деятелей культуры и спорта, передать ощуще­ние всенародного признания олимпийского движения, олимпий­ских идеалов». И это все несомненно было выражено театрально ярким языком народного искусства. А грандиозная по масшта-


           
   
     
 
 
 


бам танцевальная сюита была подлинным гимном национальной культуре нашей страны.

Над олимпийскими празднествами-представлениями работали выдающиеся деятели советского искусства: народные артисты СССР и РСФСР М. Годенко, Б. Петров, О. Димитриадзе, В. Со­колов, художник Р. Казачек, спортивные режиссеры В. Губанов, Г. Золотарева, М. Кондрашова и многие другие. 174 безупречно организованные картины «художественного фона» были созданы под руководством Л. Немчина.

Это знаменательное представление произошло буквально в мо­мент издания книги и более подробно о нем будут еще писать и говорить. Но здесь хочется привести выразившее чувства многих зрителей высказывание одного из зарубежных гостей: «То, что мы увидели в Москве во время открытия и закрытия Олимпийских игр, повторить, может быть, удастся, но превзойти — никогда».

Разумеется, совершенству нет предела, но бесспорно и то, что триумф олимпийских представлений в Москве — результат неви­данного расцвета массовых театрализованных представлений в Советской стране и странах социализма.

В. И. Ленин, говоря о сущности нового, социалистического ис­кусства, подчеркивал следующее: «Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, поднимать их»1.

Эти слова вождя пролетариата с полным правом можно отнес­ти к советским театрализованным представлениям и массовым празднествам, к театру поистине народному, «театру без занавеса и кулис».

Ленин В. И. О литературе и искусстве. М., 1967, с. 663.


Часть вторая

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-08

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...