Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности сценария массового театрализованного

Празднества

Особенности сценария массового театрализованного праздне­ства, как его литературной основы, так и элементов композиции, обусловлены прежде всего видовыми качествами самого праздне­ства. Но надо иметь в виду следующее. Если одной из родовых"! специфических особенностей драматургии театрализованных пред- | ставлений любого вида является непосредственная связь с кон- ) кретной действительностью, то этот признак для театрализованно-/ го празднества является главным, определяющим, потому что именно в празднестве грани между жизнью и искусством, актером и зрителем наиболее стерты, размыты.

Определяя сущность празднества на материале карнавальной культуры эпохи Возрождения, М. Бахтин подчеркивал, что в кар­навале сама жизнь играет без сценической площадки, без рампы, без актеров и без зрителей.

Комплексность и многогранность элементов празднества-пред-Л
ставления также определяют специфику его сценария. ^

Являясь наиболее сложной полифонической формой театрали­зованного представления, массовое театрализованное празднество требует и более сложной комплексной формы литературного вы­ражения и оформления.

В драматургии театральной и даже кино очень большое ме­сто отводится слову, разработке взаимоотношений между персо­нажами, причинно-следственных связей, психологическому разви­тию образов и т. п. В сценарии массового театрализованного пред­ставления словом пользуются чрезвычайно экономно, а причинно-следственные связи и психологизм заменяются другими компонен­тами и средствами выразительности. Иначе говоря, необходимость через внешнюю форму подачи материала выразить внутренний образ представления (соответствующий его идее, «сверхзадаче», особому ритму, настроению) обусловливает и специфику драма­тургии массового театрализованного празднества, проявляющую­ся в поэтапности работы над сценарием и в его структурных осо­бенностях.

В практике организации и постановки театрализованных празднеств четко обозначились три основных этапа работы и со­ответствующие им варианты, или звенья, сценария: так называе­мый сценарный (рабочий) план, литературный сценарий, рабочий сценарий (или монтажный лист).

Что касается самого творческого процесса, то здесь канонов, безусловно, быть не может. Методически определить четкую по­следовательность этапов работы невозможно: они взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Но практика показывает, что создание сце­нарного плана часто предшествует написанию литературного сце­нария или последний отдельно не пишется вовсе, а лишь обгова­ривается в первых «прикидках», в эскизных мечтаниях. Отсутствие


же сценарного плана и монтажного листа практически исключает возможность организации постановки театрализованного праздне­ства как социально-художественного явления.

Итак, создание сценарного плана — это часто первый подступ к теме и к решению художественного образа празднества-пред­ставления в целом. Этот момент драматургической работы, как правило, совпадает с процессом изучения материала (места и вре­мени действия —■ в первую очередь). Сценарист-режиссер любого театрализованного представления, а массового празднества тем более, на первых этапах работы неизбежно уподобляется ученому: он должен в идеале лучше всех знать предмет исследования. Не случайно один из видных современных режиссеров А. В. Эфрос говорит о том, что он может поспорить с любым шекспироведом относительно знания эпохи и автора, когда работает над поста­новкой пьесы великого драматурга.

А какая огромная, несколько лет продолжавшаяся исследова­тельская работа всего творческого коллектива создателей и орга­низаторов празднеств открытия и закрытия московской Олимпиа­ды предшествовала появлению замысла и общего плана незабы­ваемых уникальных представлений!

Обычно решение общего замысла и отдельных важных эпизо­дов возникает, «открывается» лишь в процессе работы, в поиске. Вот как рассказывает народный артист СССР И. М. Туманов об одной из «находок» празднеств Олимпиады, о дорожке для факе­лоносцев.

— В Швейцарии в штаб-квартире МОК мне показали кино­записи церемоний открытия многих Олимпиад. Я обратил внима­ние на одну деталь: спортсмены с факелами, направляясь к чаше, все время были спиной к зрителям. Хотелось избежать этого. Появился замысел дорожки, на которой факелоносец к любой три­буне находился бы в профиль. Сколько же трудностей пришлось преодолеть, прежде чем появилась дорожка! В ее создании при­няли участие несколько научно-исследовательских институтов.

Именно в процессе изучения материала возникает общее ви­дение будущего театрализованного празднества как необходимая часть всей его драматургии. Это представление и оформляется сначала в сценарный план.

Следовательно, сценарный план — не что иное как обобщен­ное выражение композиционной структуры театрализованного празднества. Именно в сценарном плане наиболее отчетливо про­ступает конструктивная мысль автора. И совершенно правы сце­наристы и режиссеры, утверждающие в сценарной драматургии приоритет каркасно-конструктивных «балочных» принципов по­строения над всеми другими. При этом необходимо, чтобы кон­струкции были заметны и отчетливы только в процессе работы. Дальнейшие этапы творческого процесса как раз и призваны обес­печить непосредственность и непрерывность развития действия.

Определение основных эпизодов и характер их чередования, создающий тот или иной ритмический рисунок будущего сцена-


рия — вот главное, что дает в процессе создания празднества ра­бота над сценарным планом.

В конкретно-графическом изображении сценарный или рабо­чий план — это запись по порядку наименований эпизодов и но­меров внутри эпизодов, а также краткая характеристика проло­га и эпилога празднества.

У опытных режиссеров сценарный план иногда возникает в сознании сразу же в процессе знакомства с материалами, харак­тером и условиями проведения празднества-представления и поч­ти не претерпевает существенных изменений. В большинстве же случаев при последующих этапах сценарной работы и постановки коррективы велики, существенны, и это закономерно, так как ра­бота при дальнейшем литературном оформлении материала празд­нества идет целенаправленно в русле развития темы, «сверхзада­чи» и идеи будущего представления.

Итак, в литературном сценарии дается общее описание всех эпизодов празднества, разрабатываются тексты, основные прин­ципы оформления, характер передвижения групп людей, масс и многое другое.

В процессе работы над литературным сценарием еще более конкретно определяется и уточняется общая структура всего празднества, напряженность действия (и связанная с нею эмоцио­нальность) того или иного эпизода. На этом этапе работы уста­навливается и необходимый темп всего празднества-представления в целом, динамика его единого драматического действия. А от этого в известной степени будет зависеть и длительность эпизодов, и количество номеров, и многое другое.

Описания места и времени действия (общего «настроения дей-стви'я»), данные в литературном сценарии, служат отправным пунктом для работы художника, которая не может начинаться с середины или в конце драматургической работы, продолжающей­ся в течение почти всего периода организации и постановки празд­нества-представления.

Вот как записан в литературном сценарии фрагмент Пролога стадионного празднества-представления в честь 60-летия Ленин­ского комсомола.

«Звучит сигнал фанфар. В ворота № 1 на полном скаку въез­жают три всадника в кавалерийской форме. В руках у первого горящий факел, у второго — красный флаг, у третьего — кавале­рийская труба. Всадники совершают круг по беговой дорожке и останавливают коней по центру фоновой трибуны, повернув их в сторону зрителей. Один из всадников оставляет повод товарищу и, сойдя с коня, поднимается вверх по фоновой трибуне к факель­ной чаше. Вспыхивает огонь Славы. В обе стороны от середины фоновая трибуна заполняется алым цветом.

Всадник с флагом поднимается в стременах и, словно к кава­лерийскому строю, обращается к зрителям... На красном фоне фо­новой трибуны появляется желтая надпись—1919».

В литературном сценарии театрализованного празднества да-


I


ется также подробное описание сюжета хореографических и пла­стических композиций, светозвуковых, фоновых и других изобра­жений.

Третий заключительный момент драматургической работы над созданием массового театрализованного празднества — это напи­сание рабочего сценария или монтажного листа. Надежным по­мощником режиссера в организации всего массового театрализо­ванного празднества называет рабочий сценарий И. М. Туманов, подчеркивая, что этот сценарий является «документом, включаю­щим в себя все то, что происходит во время праздника: время, место, участники, ход действия». Режиссерской документацией на­звал все, что включается в понятие рабочий сценарий или мон­тажный лист, другой известный постановщик массовых празднеств Д. В. Тихомиров. В своей книге «Беседы о режиссуре театрали­зованных представлений» он отмечает, что правы те, кто называет монтажный лист режиссерской партитурой, в которой «точно рас­писываются все компоненты каждого номера, все средства его обеспечения. В нем содержатся задания всем службам».

И в самом деле, музыка, свет, пиротехника, специальная бута­фория и даже передвижение масс — все это элементы драматур­гии празднества, и партитура его — это конечное интегрирован­ное выражение предшествующих звеньев сценария. Без огромной предварительной общей и конкретной, с учетом каждой детали работы не может быть четкого и реально осуществимого монтаж­ного листа. И в этом смысле план-задание по каждому эпизоду или номеру, по каждому элементу празднества — тоже часть его драматургии. Вот как конкретно и точно был представлен план-задание комитету по профессионально-техническому образованию при подготовке к проведению одного из массовых празднеств.

План-задание

Комитету по профессионально-техническому образованию по подготовке и проведению театрализованной манифестации, посвя­щенной 50-летию Киргизской ССР и Компартии Киргизии.

1. 400 спортсменов в спортивных белых костюмах.

2. Колонна учащихся и мастеров-наставников в форме ПТУ
со знаменами, лозунгами и транспарантами — 2000 человек, из
них 200 человек выпускников на посвящение. В руках серпы и мо­
лоты для выполнения определенных упражнений.

3. Три машины с металлорежущими станками.

4. Красные ленты для молодых рабочих •— 200 шт.

5. Отпечатать типографским способом «наказы» молодым ра­
бочим — 250 шт.

6. Изготовить 400 бутафорских тюльпанов.

7. 1000 человек для спортивной композиции, в том числе:
ГПТУ № 17 — 500 человек, ГПТУ № 10 — 500 человек.

8. Изготовить металлических линеек, размер 1200x80x2 мм —
1000 шт.


9. Щитки фанерные, разноцветные, размером 40X40—100 шт.

Количество граф и колонок, в которых сверху до низу распи­сываются действия каждого компонента в рабочем сценарии или монтажном листе может быть разным в зависимости от масштаба празднества и количества составляющих его элементов.

В книге Д. В. Тихомирова «Беседы о режиссуре театрализо­ванных представлений» дается исчерпывающая характеристика двенадцати таким графам, содержащимся в партитурах некото­рых, созданных им массовых представлений и приводится образец монтажного листа.

Мы охарактеризовали здесь три основные этапа сценарной ра­боты и три формы сценарного воплощения этих этапов (звеньев). Но, разумеется, можно вычленить и еще более конкретные звенья работы и формы их воплощения. Так, например, сценарный план в самом первом приближении «проглядывает» уже в режиссер-ско-сценарной заявке. Также можно вычленить момент в репети­ционной работе, когда тексты и отдельные детали мешают репе-тиционно-монтажной работе и создается расширенный сценарно-режиссерский план всего представления. Частью всей сценарной работы является и режиссерская схема празднества, представляю­щая собой руководство к действию для всех служб, принимающих в нем участие.

Подводя итоги рассмотренным в учебнике проблемам, сле­дует еще раз подчеркнуть мысль о необходимости учета тесной связи теории и практики, в данном случае самого процесса раз­вития и становления театрализованных представлений на протя­жении целых исторических эпох. Без такого общего и широкого взгляда на театрализованные празднества сегодня немыслимо углубленное рассмотрение и осмысление их сущностных элемен­тов, как невозможно увидеть и перспективу дальнейшего разви­тия самого этого многоаспектного явления.

Совершенно очевидно, что драматургии народных театрализо­ванных представлений и празднеств прошлого в литературном выражении нет и быть не могло, и ее история — это то, что мы знаем о самих представлениях по описаниям этнографов, очевид­цев, собирателей фольклора и т. п. До настоящего времени исто­рия этого рода представлений рассматривалась бессистемно, глав­ным образом в отдельных разделах учебников и учебных пособий по истории мирового театра и рассматривалась чаще всего как придаток к театру профессиональному или, в лучшем случае, как предыстория профессионального театра той или иной историче­ской эпохи. На неправомерность такого отношения к народным театрализованным представлениям совершенно справедливо ука­зывает исследователь русского народного театра Н. И. Савуш-кина. В своей работе «Русский народный театр» (М., 1976) она отмечает: «Сравнительно рано материалы по народному театру вошли в труды по истории русского профессионального театра и истории литературы как «истоки» профессионального искусства.


Авторы работ такого плана (как дореволюционных, так и со­ветских) рассматривают общую историю театрализованного искус­ства как процесс развития от самых низших, элементарных форм, к формам сложным, высшим. В этом ряду народному театру при­надлежит «нижнее» место. С точки зрения истории профессио­нального театра это, возможно, и правильно. Однако примени­тельно к народному театру, как таковому, т. е. народному теат­ральному искусству в его самостоятельном историческом разви­тии, такое рассмотрение неверно, так как в народной культуре процесс накопления и изменения драматических и исполнитель­ских форм был самостоятельным, хотя и происходил не без влия­ния профессионального искусства. Кроме того, многие элементар­ные формы народного театра сосуществовали с развитыми в на­стоящем взаимодействии, обладая как общими признаками, так и отличительными чертами, основанными на народной эстетике».

К сожалению, в рамках данного издания автор не мог более подробно изложить историю театрализованных представлений. В настоящую книгу (из-за ее объема) не включены описание и анализ театрализованных представлений и празднеств в странах Востока и других континентов, народы которых донесли до нас почти в первозданной целостности элементы празднеств древней­ших доисторических и более поздних эпох. Тем не менее, мы по­пытались, по возможности концептуально, проследить общую схему развития театрализованных представлений с доисториче­ских времен до наших дней.

Теория драмы, как и всякая теория, не терпит догм, раз и навсегда утвержденных определений, не стоит на месте. Именно поэтому автор счел необходимым предложить вниманию студен­тов разработки, сделанные на основе современных исследований (см. список рекомендуемой литературы).

Изучая проблемно-теоретическую сторону одного из древней­ших и вместе с тем современнейших видов искусства, каким явля­ется искусство массовых театрализованных представлений и на­родных празднеств, постигая то, что сегодня многим практикам, успешно работающим в сфере этого искусства, еще кажется тайной за семью замками, мы исходили из того, что нельзя разрешить ни одной проблемы, пока не найден основополагающий принцип, свя­зующий в органическое единство все составляющее явление.

Таким самым главным и сущностным принципом, дающим воз­можность и право считать сценарную драматургию театрализо­ванных представлений именно драматургией, на наш взгляд, явля­ется особая природа драматического конфликта, проявляющегося через композицию как монтаж внешне разнородных, но имеющих глубокую внутреннюю связь элементов.

Это явилось основанием построения системы понятий, позво­ляющих разобраться в специфических особенностях драматургии народного театра разных видов, театра в самом широком смысле этого слова, не отрывая его от художественно-культурной сфе­ры, от сферы искусства.


Рекомендуемая литература

Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. М., 1976.

Ленин В. И. О литературе и искусстве. М., 1976.

Брежнев Л. И. О коммунистическом воспитании трудящих­ся. М., 1975.

О мерах по дальнейшему развитию художественного творчест­ва. Постановление ЦК КПСС—Правда, 1978, 2 апреля.

О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспита­тельной работы. Постановление ЦК КПСС—Советская культура, 1979, 9 мая.

Крупская Н. К. Основы политико-просветительной рабо­ты.—Пед. соч. М., 1959, т. 6.

Луначарский А. В. Агитация и искусство. — Собр. соч. М., 1967, т. 7.

Луначарский А. В. О театре и драматургии. М., 1958.

Луначарский А. В. О народных празднествах.— В сб.: Золотые россыпи России. М., 1966.

Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М., 1970.

Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957.

Ардов В. Е. Разговорные жанры эстрады и цирка. М., 1968.

Асеев Б. Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века. М., 1977.

Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная куль­тура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

Белоусов Я. Праздники старые и новые. Алма-Ата, 1974.

Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства.

м- 1971- лд ,«~,

Бра бич В., Плетнёв Г. Зрелища древнего мира. М., 1У/1.

Брехт Б. Театр.—Собр. соч. М., 1965 т. 5/2. Б рудный В. И. Обряды вчера и сегодня. М., 1968. Владимиров С. Действие в драме. Л., 1969. Виноградов-Мамонт Н. Г. Красноармейское чудо. Л.,

1972.

Волькенштейн В. Драматургия. М., 1969.

Генкин Д. М. Массовые праздники. М., 1975.

История зарубежного театра/Под ред. Г. Н. Бояджиева и др. М., 1971, 1972, 1977, т. 1-3.

Карягин А. Драма как эстетическая проблема.—В сб.: Во­просы эстетики. М., 1960, вып. 3.

Катышева Д. Н. Литературный монтаж. М., 1973.

Клубоведение/Под ред. С Н. Иконниковой, В. И. Чепелева.

М., 1980.

ЛоусонДж. Г. Теория и практика создания пьесы и кино­сценария. (Перевод с англ.). М., 1960.

Мазаев А. И. Праздник как социально-художественное яв­ление. М., 1978.

П е т р о в И. В. 50 и 500. М., 1960.

Поэзия крестьянских праздников. Л., 1970.


Пудовкин В. Избранные статьи и письма. М., 1955.

Массовые праздники и зрелища/Сост. В. Н. Глан. М., 196]

Режиссура массовых зрелищ. М., 1964.

Рабинянц Н. Театр юности. Л.—М., 1959.

Розовский М. Режиссура зрелища. М., 1973.

Руднев В. А. Советские обычаи и обряды. Л., 1974.

Русская народная драма XVII—XX веков. Хрестоматия. М., 1953.

Сахновский-Панкеев В. Драма. Л., 1969.

С era л М. Д. Физкультурные праздники и зрелища. М., 1977.

Театрализованные праздники и зрелища 1964—1972. М., 1976.

Товстоногов Г. А. Круг мыслей. М., 1976.

Тихомиров Д. В. Беседы о режиссуре театрализованных представлений. М., 1977.

Тривас М. Сатира и юмор на эстраде. М., 1973.

Туманов И. М. Режиссура массового праздника и театра­лизованного концерта. М., 1976.

Угринович Д. М. Обряды. За и против. М., 1975.

Чечётин А. И. Драматургия театрализованных представле­ний. М., 1979.

Шароев И. Режиссер эстрады и массовых представлений. М., 1975.

Юнаков с кий В. С. Сценарное мастерство. М., 1974.

Яхонтов В. Театр одного актера. М., 1958.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие.......................................................................................................... 3

Часть первая

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-08

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...