Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дидактическая игра «Помоги Буратино»

Программное содержание. Закреплять знания детей о понятиях «природный мир», «рукотворный мир».

Материал. Предметные картинки: собака, балалайка, кошка, гармонь, птица, дудочка, петух, колокольчик.

Ход занятия

В гости к детям приходит Буратино и просит ребят объяснить ему, какая есть разница между животными и музыкальными инструментами – ведь все они поют. Он показывает картинки: «Вот сами посмотрите. Собака скулит, когда ей грустно, кошка мурлычет, птичка весело поет, а петушок кукарекает. Поют и дудочка, и гармошка, и колокольчик, и балалайка».

Дети объясняют Буратино, что музыкальные инструменты придумали и сделали своими руками люди, а животных создала природа. Буратино раскладывает карточки по этому критерию:

•дудочка – колокольчик – гармонь – балалайка;

•собака – кошка – птица – петух.

После этого дети и Буратино играют на детских музыкальных инструментах.

Дидактическая игра «Музыкальная шкатулка»

Программное содержание. Развивать интерес к рукотворному миру, умение узнавать предметы по описанию; совершенствовать навыки выразительного пения и музыкально-ритмических движений.

Материал. Шкатулка; картинки с изображением предметов.

Ход занятия

В шкатулке находятся 5 картинок. Воспитатель загадывает загадку. Дети отгадывают ее, называют предмет, вынимают картинку с изображением этого предмета из шкатулки. Далее дети рассматривают предмет, выделяют основные его признаки и назначение.

Затем все дети вместе или кто-либо из ребят индивидуально исполняют песню или танец, связанный с этим предметом.

Игра «Назови предмет»

Вариант 1

Цель. Закреплять умение группировать предметы по происхождению (рукотворный и природный мир), по назначению.

Материал. Муляжи овощей и фруктов (по три предмета); кукольная посуда; мебель и одежда (по три предмета).

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть предметы и назвать те, которые они узнали. Дети берут по одному предмету, называют, рассказывают, кто сделал этот предмет. Например: «Платье – это одежда, ее делают взрослые, относится к рукотворному миру»; «Яблоко – это фрукт, растет на дереве, относится к природному миру».

Задание считается выполненным, если дети назвали все предметы. Воспитатель может использовать в игре наводящие вопросы.

Варианты усложнения игры

1. Увеличивать количество предметов.

2. Предлагать детям выделять группы предметов (мебель, посуда, одежда, игрушки, фрукты, овощи).

3. Один ребенок описывает предмет, остальные дети находят этот предмет среди других.

Вариант 2

Цель. Побуждать детей правильно называть объекты природного и рукотворного мира.

Материал. Картинки с предметами природного и рукотворного мира.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям серию картинок с изображением предметов. Они должны быстро найти среди предметов рукотворного мира предмет природного мира и обосновать свой выбор.

Вариант 3

Цель. Побуждать ориентироваться в частях или деталях предмета.

Материал. Разрезные картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира.

Ход игры

Воспитатель предлагает каждому ребенку собрать из разрезной картинки целое изображение, назвать изображенный предмет природного или рукотворного мира и обосновать свой ответ.

Игра «Правильно ли я сказал?»

Программное содержание. Учить детей при описании предмета называть детали, название, функции и материал. Развивать внимание.

Материал. Картинки с предметами рукотворного мира.

Ход игры

Дети становятся в круг. Ребенок, выступающий в роли ведущего, стоит в центре круга.

Ведущий называет предмет и начинает перечислять его детали, он не всегда называет детали правильно, пытаясь запутать детей. Если ведущий говорит правду, дети подпрыгивают, если неправду – приседают. Если кто-либо ошибается, он отдает фант. Фантами могут быть личные вещи ребят. После игры дети разыгрывают фанты «штрафников».

Игра «Подбери материал для названного предмета»

Вариант 1

Цель. Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны; воспитывать наблюдательность, внимание.

Материал. Картинки с изображением предметов, кусочки разных материалов (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса – для каждого ребенка).

Ход игры

До начала игры воспитатель проводит короткую беседу, в процессе которой уточняет знания детей о том, что все окружающие предметы сделаны из разных материалов; просит ребят вспомнить, какие они знают материалы. Затем предлагает детям поиграть.

Воспитатель показывает картинку с изображением предмета. Дети показывают кусочек того материала, из которого, по их мнению, сделан изображенный на картинке предмет. Задание можно считать выполненным, если дети подобрали материалы ко всем предметам.

Усложнить игру можно, увеличив количество картинок.

Вариант 2

Цель. Упражнять детей в умении различать предметы по материалу и группировать их, выделяя данный признак.

Материал. Картинки с изображением предметов; кусочки разных материалов (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса – для каждого ребенка); предметы, сделанные из разных материалов.

Ход игры

Воспитатель показывает ребятам предметы, сделанные из металла, дерева, глины, бумаги, ткани, стекла. Дети называют материалы, из которых сделаны эти предметы, и рассказывают об их качествах и свойствах.

Варианты усложнения игры

1. Воспитатель показывает картинки с изображением предметов и просит одного ребенка найти предметы, сделанные из бумаги, другого – предметы, сделанные из дерева и т. д.

2. Детям раздают по одной картинке. Воспитатель называет какой-нибудь предмет, не изображенный на картинках. Дети поднимают картинки с изображением предметов из этого же материала. Например, воспитатель называет матрешку. Дети, у которых есть картинки с изображением предметов из дерева, поднимают их и т. д.

3. Детям раздают картинки с изображением предметов, изготовленных из разных материалов (например, машин). Ребенок выбирает кусочки тех материалов, из которых сделан предмет, изображенный на его картинке.

Игра «Оглянись вокруг»

Цель. Закреплять знания детей о свойствах и качествах материалов. Учить устанавливать причинно-следственные связи между потребностями человека и возможностями материала.

Ход игры

Дети закрывают глаза, воспитатель говорит: «Оглянись вокруг, и увидишь, что вдруг все предметы стали бумажными… (стеклянными, металлическими и т. д.)».

Ребята высказывают свои предположения о том, какими были бы предметы, исходя из свойств и качеств материалов.

Игра «Чем был, чем стал»

Цель. Закреплять представления о многообразии рукотворного мира; совершенствовать умение определять предметы по признакам материала.

Ход игры

Вариант 1

Воспитатель называет материал (глина, дерево, ткань), а дети подбирают предметы рукотворного мира, изготовленные из него. Выигрывает ребенок, подобравший большее количество предметов.

Вариант 2

Игра может быть оформлена как настольно-печатная. Ребенок подбирает к определенному материалу предметные картинки.

Игра «Хорошо – плохо»

Цель. Активизировать способность определять свойства и качества материалов, устанавливать причинно-следственные связи между признаками материала и его назначением.

Ход игры

Воспитатель называет материал, дети определяют его положительные или отрицательные признаки при использовании для изготовления конкретных предметов.

Игра «Найди друзей»

Цель. Закреплять умение подбирать предметы из заданного материала.

Ход игры

Вариант 1

Воспитатель называет предмет, а дети, сидящие за столами, рисуют предметы, сделанные из такого же материала. Например: «Стол. Он сделан из дерева. А что еще делают из дерева? Нарисуйте».

Вариант 2

Игру можно сделать подвижной с помощью набора предметных картинок, разложенных на столе на некотором расстоянии от играющих. Ведущий называет предмет, ребенок должен добежать до стола и выбрать картинку с изображением предмета, сделанного из такого же материала.

Игра «Путаница»

Цель. Закреплять умение группировать материалы (рукотворные и природные).

Материал. Большая карта, поделенная пополам: на одной половине символ природного мира (дерево), на другой символ рукотворного мира (человек); набор карточек с изображением материалов (глина, бумага, дерево и т. д.).

Ход игры

Детям предлагается разложить карточки с изображением материалов на большой карте, разложив их правильно у символов «дерево» и «человек».

Игра «Узнай по звуку»

Цель. Упражнять детей в умении различать материалы по звуку.

Материал. Предметы из разных материалов, фишки.

Ход игры

Воспитатель сидит напротив детей. Все предметы находятся за ширмой, рядом с воспитателем. Педагог поочередно извлекает звуки из предметов. Дети должны назвать материал, из которого сделан предмет.

За каждый правильный ответ дети получают фишки. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

 

Игра «Расскажи о предмете»

Цель. Закреплять представления детей о материалах, из которых сделаны предметы.

Материал. Кубик, на гранях которого изображены разные материалы (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса, ткань).

Ход игры

Дети по очереди подбрасывают кубик и ловят его.

Ребенок должен рассказать о материале, изображенном на выпавшей в результате его хода грани. Остальные дети контролируют правильность определения свойств и качеств материала.

Игра «Что лишнее?»

Цель. Учить детей вычленять общие признаки предметов; закреплять знания о видах материалов. Развивать внимание.

Материал. Карточки с изображением четырех предметов; три предмета изготовляются из одного и того же материала, а один – из другого (например, платье, шорты, пальто, ваза).

Ход игры

Воспитатель раздает детям карточки с изображением четырех предметов, три из которых изготовляются из одного и того же материала, а один – из другого. Ребята по очереди определяют лишний предмет, материал которого не соответствует материалу других трех, и объясняют свой выбор.

Усложнение игры: после того как ребенок определит лишний предмет, ему задают вопрос, например: «Что будет, если вазу сделать из ткани?»

Игра «Отгадай материал»

Цель. Закреплять знания детей о свойствах и качествах материалов и их названиях.

Ход игры

В гости к ребятам приходит Незнайка и сообщает, что он забыл названия материалов, и помнит только их свойства. Просит детей помочь ему вспомнить названия. Например, Незнайка говорит: «Этот материал легко мнется, рвется, размокает в воде. Как он называется?»

Усложнение игры: Незнайка показывает детям полный алгоритм описания свойств и качеств материалов. Дети определяют по нему название материала.

Игра «Где твое место?»

Цель. Закреплять знания о свойствах и качествах материалов. Развивать внимание, быстроту реакции.

Ход игры

Каждый ребенок загадывает, каким предметом рукотворного мира он будет в игре. Воспитатель называет одно из свойств и качеств любого материала и действие, которое должны выполнить дети. Например: «Если материал, из которого вы сделаны, утонет в воде, – похлопайте в ладоши», «Те, кто боится упасть на пол и разбиться, встаньте около меня» и т. д.

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...