Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование финансовых результатов

Основным аспектом при формировании и налогообложении прибыли организации следует считать ответ на вопрос: что следует считать доходами и затратами организации.

Для целей налогообложения состав доходов и затрат организации определяется Налоговым кодексом РФ (часть 2, глава 25).

В состав доходов относятся:

– выручка от реализации продукции;

– выручка от реализации имущества и имущественных прав;

– внереализационные доходы.

Доходами от реализации признается: выручка от реализации товаров, работ, услуг; выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав, определяемая исходя из всех поступлений, связанных с расчетами и выраженная в денежной или натуральной формах.

Внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в доходах от реализации, например:

– от долевого участия в других организациях;

– от операций по купли-продажи инвалюты;

– штрафы, пени, санкции за нарушение договорных обязательств;

– от сдачи имущества в аренду и субаренду;

– от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности;

– в виде процента, полученного по договорам займа и другим долговым обязательствам;

– в виде доходов, полученных от операций с финансовыми инструментами срочных сделок и т. д.

Формализованный расчет бухгалтерских финансовых результатов и виды этих результатов может быть представлен следующим образом:

Выручка от реализации продукции (без косвенных налогов) –

Себестоимость реализованной продукции =

Финансовый результат от реализации продукции +

Финансовый результат от прочей реализации (имущества) +

Внереализационные доходы и расходы =

Балансовый финансовый результат (прибыль до налогообложения) –

Налог на прибыль =

Финансовый результат, остающийся в распоряжении организации (чистая прибыль)

 

Налог на прибыль определяется в размере 20 % от налогооблагаемой прибыли – балансовой прибыли, скорректированной для целей налогообложения.

Уплатив в бюджет соответствующий налог на прибыль, организация получает в свое распоряжение оставшуюся, так называемую чистую прибыль. Эта прибыль используется ею самостоятельно.

Прибыль, остающаяся в распоряжении организации, служит источником финансирования не только производственного и материального развития, материального поощрения, но и в случаях нарушения действующего законодательства – уплаты различных штрафов и санкций.

В условиях рыночной экономики возникает необходимость резервировать средства в связи с проведением рисковых операций и, как следствие этого, – возможной потерей доходов. Поэтому при использовании чистой прибыли, организации вправе создавать резервные фонды. Создание подобных фондов является обязательным для акционерных обществ, кооперативов, предприятий с иностранным капиталом. Порядок формирования и размеры резервных фондов определяются организациями на основе действующего законодательства и фиксируются в Уставе организации. Резервные фонды являются целевыми, т.е. могут быть использованы только по назначению.

Чистая прибыль распределяется по двум направлениям – фонд потребления и фонд накопления. Фонд накопления представляет собой источник средств организации, аккумулирующий прибыль для создания нового имущества, приобретения основных фондов, оборотных средств и т. д. Фонд накопления показывает рост имущественного состояния организации за счет собственных средств.

Фонд потребления представляет собой источник средств организации, зарезервированный для осуществления мероприятий по социальному развитию, материальному поощрению работников организации, а также выплате соответствующей доли прибыли участникам организации. Направления расходования фонда потребления весьма разнообразны. Например, это:

– премии работникам по итогам работы организации за год;

– доходы (дивиденды, проценты), выплаченные участникам организации;

– сумма предоставленных трудовых и социальных льгот работникам (включая материальную помощь);

– оплата дополнительно предоставленных отпусков (сверх предусмотренного законодательством) работникам;

– оплата проезда членам семей работника к месту использования отпуска и обратно;

– компенсация удорожания стоимости питания в столовых, профилакториях и т.д.

С расширением спонсорской деятельности, часть чистой прибыли может быть направлена на благотворительные нужды.

Показатели рентабельности

Прибыль отражает величину эффекта, полученного организацией в результате своей деятельности – производственной, хозяйственной, финансовой. Качественная оценка деятельности, доходность может быть оценена относительными показателями, характеризующими эффективность использования различных ресурсов организации для получения прибыли. Называются эти показатели – показателями рентабельности. В общем виде рентабельность характеризует соотношение полученной прибыли и капитала, потребовавшегося для ее формирования.

Разнообразие показателей, используемых для измерения рентабельности, связано как с наличием нескольких видов прибыли в оценке результата деятельности организации (прибыль от реализации продукции, балансовая прибыль, чистая прибыль), так и с большим разнообразием в измерении необходимого капитала, ресурсов и затрат для получения прибыли.

Наиболее часто в анализе рентабельности используются следующие виды показателей рентабельности:

1. Рентабельность активов. Рассчитывается отношением прибыли (может быть любая – от реализации, балансовая, чистая) к средней за анализируемый период стоимости активов.

2. Рентабельность производства. Близкий к рентабельности активов показатель. В знаменателе при его расчете указываются не все активы, а их большая часть – сумма стоимости основных фондов и оборотных средств (средней за период).

3. Рентабельность затрат. Характеризует доходность текущих затрат организации. Рассчитывается отношением прибыли (как правило, от реализации) к себестоимости продукции. Может быть определена по каждому виду продукции, поэтому часто называется рентабельность изделия.

4. Рентабельность собственного капитала. Характеризует доходность собственных средств организации. Рассчитывается отношением прибыли (чистой прибыли) к средней стоимости собственного капитала.

5. Рентабельность продаж. Характеризует прибыльность продаж и определяется отношением прибыли (как правило, от реализации продукции) к выручке от реализованной продукции.

Все показатели рентабельности рассчитываются в процентах.

Финансовые результаты и их эффективность (рентабельность) являются показателями, позволяющими дать обобщающую оценку деятельности коммерческой организации. На их величину и динамику оказывают влияние многие факторы, среди которых можно выделить внутренние – зависящие от деятельности организации, и внешние – не зависящие от деятельности организации.

К внутренним факторам можно отнести все многообразие производственных, коммерческих и финансовых факторов.

Производственные факторы связаны с объемом производства, его ритмичностью, материальной, научно-технической, организационно-технической оснащенностью, качественными параметрами продукции, ее ассортиментом и структурой и т. д. Производственные факторы характеризуются наличием и использованием средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов. Среди них можно выделить экстенсивные – объем используемых ресурсов, их использование по времени, уровень комплексного использования ресурсов и т. д. Интенсивные факторы отражают эффективность использования ресурсов.

Коммерческие факторыохватывают в широком смысле понятие маркетинга: заключение хозяйственных договоров на основе изучения действующей и перспективной конъюнктуры рынка, ценовое регулирование сбыта, его направления и организационно-экономическое обеспечение. Надежность прогноза коммерческих факторов опирается, с одной стороны, на страхование рисков, с другой – на привлечение солидных, платежеспособных клиентов, что в свою очередь требует внепроизводственных затрат.

Финансовые факторы, охватывающие и выручку от реализации, и предпринимательский доход от всех видов деятельности, включают: формы расчетов, ценовое регулирование, привлечение кредитов, применение штрафных санкций, изучение и взыскание дебиторской задолженности, обеспечение ликвидности активов, обеспечение высокой оборачиваемости используемых капиталов и многое другое.

К внешним факторамотносятся изменение государственного регулирования, уровня налогов и штрафов, ставки рефинансирования, инфляции, а также влияние природных, географических, транспортных, технических и других условий.

Управление финансовыми результатами требует системного и комплексного подхода

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...