Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды трансакционных издержек и способы их уменьшения

1) Издержки поиска соглашений. В условиях неопределенности (неполноты информации) возникают издержки, обусловленные взаимным поиском покупателей и продавцов (для трансакции сделки) или управляющих и наемных работников (для трансакции управления). Чтобы снизить неопределенность, агенты используют институты репутации, специализированных рынков, рекламы. Эти институты порождают организации, уменьшающие трансакционные издержки поиска: биржи, деловая пресса, банки-гаранты, фирмы-поручители.

Организованные рынки способствуют выравниванию цен за счет усиленной циркуляции информации об игроках и объектах сделок. Репутация также помогает сократить объем исходной информации, необходимой для начала сделки. Например, репутация фирм, где работал сотрудник, или кадрового агентства, которое его рекомендует, помогает фирмам и работникам быстрее заключать контракт найма. Схожую роль играют торговые марки и фирменные названия – например, в системах франчайзинга они гарантируют определенный уровень качества товаров и услуг, сокращая информационные затраты покупателей. Экономия на трансакционных издержках в этом случае настолько значительна, что часть ее может быть компенсирована торговой наценкой. Например, цена джинсов дизайнерских марок в несколько раз превышает издержки их изготовления, но, тем не менее, потребители соглашаются уплачивать эту разницу в обмен на еще большую экономию на издержках поиска джинсов гарантированного качества.

2)Издержки измерения. Любое благо имеет множество измерений. Например, приобретая автомобиль, индивид получает взамен определенную конфигурацию кузова и салона, вместимость багажника, ходовые качества, расход топлива, цвет отделки. Измерение предполагает затраты на соответствующую аппаратуру или экспертов, а также на приобретение информации о проявлениях полезных свойств. Торговые инспекции, общества потребителей, оценщики возникают в результате институциональной реакции на проблемы высоких издержек прямого измерения полезных свойств благ.

Поскольку существуют два рода товаров – опытные (со сверхвысокими издержками измерения их качества до момента потребления) и исследуемые (со сравнительно низкими затратами предварительного определения качества), необходимы два разных типа институтов, снижающих издержки измерения в каждом из этих случаев. Для исследуемых благ вполне пригодны неформальные нормы контроля: опора на привычки и обычаи, выборочная проверка, следование поведению основной массы потребителей. В случае покупки опытного блага (особенно длительного пользования) ключевую роль в снижении издержек играют институты предоставления гарантий, послепродажного обслуживания, отзыва при рекламациях (как это принято в отношении автомобилей). Гарантии и примыкающие к ним обязательства, заслуживающие доверия, являются своего рода страховкой, при которой часть сэкономленных покупателем трансакционных издержек измерения уплачивается производителю и продавцу в качестве торговой наценки.

3)Издержки заключения контракта. Поскольку неопределенность не позволяет определить субъективную вероятность многих событий (и даже предвидеть наступление этих событий), контракты должны содержать детальные условия, придающие устойчивость экономическим взаимодействиям. Но при этом разработка и согласование условий контракта между сторонами (как и адаптация контракта к меняющимся внешним условиям) требует значительных затрат. Например, прежде чем будет заключено кредитное соглашение между банком и заемщиком, происходит:

§ рассмотрение заявки и проведение интервью с клиентом,

§ сбор информации о кредитоспособности клиента и рискованности проекта,

§ оценка бизнес-плана с возможным привлечением независимых экспертов,

§ подготовка встречных предложений банка по условиям предоставления и погашения ссуды, срокам и проценту,

§ документальное оформление кредита, включая гарантии, предписывающие, разрешающие и запрещающие нормы и санкции за их нарушение.

Поскольку в повседневной деятельности фирмы такой же процесс согласований требовался бы в случае каждого совместного решения участников, они могут сэкономить на трансакционных издержках заключения контрактов, если вступят между собой в долгосрочные, не полностью определенные и гибкие соглашения, предусматривающие общие и не изменяемые в дальнейшем принципы отношений между предпринимателем и владельцем фактора производства. Фирма, понимаемая как сеть неявных контрактов между ее участниками, экономит на издержках постоянного перезаключения соглашений.

Чем более детально разработан контракт, тем меньше вероятность последующего оппортунизма одного из партнеров. Но снижение риска оппортунизма достигается за счет роста трансакционных издержек заключения контракта. Таким образом, компоненты трансакционных издержек могут заменять друг друга (в том смысле, что экономия на одном из их видов оплачивается возрастанием издержек другого вида).

Williamson (1985): издержки согласования контракта в общем случае тем выше, (а) чем сильнее проявляется неопределенность в последующей совместной деятельности сторон, (б) чем реже

осуществляются сделки данного вида, (в) чем в большей степени стороны используют специфичные активы (предназначенные только для данных сделок и данного круга партнеров). Формализация всех вариантов возможного развития событий, а также судебная защита правомочий сторон могут иметь слишком высокие трансакционные издержки. Поэтому стороны, связанные условиями редкости, неопределенности и специфичности сделок, стараются заключать неявные и не полностью определенные контракты с гибкими и неформальными институтами адаптации. В случае конфликта стороны стремятся к разрешению спора путем переговоров и неформального арбитража третьей стороны. Обращение в суд в данном случае считается нежелательным, поскольку разрушает саму возможность будущего сотрудничества в рамках сложных и долгосрочных проектов.

4)Издержки определения и защиты прав собственности. Спецификация прав собственности представляет собой определение субъекта, объекта и набора правомочий, используемых в экономических сделках, а также механизма их защиты. Издержки соблюдения прав собственности могут быть весьма значительными: даже такие простые трансакции, как, например, приобретение земельного участка, требуют большого объема легальных действий, связанных с размежеванием земли, внесением недвижимости в реестр и план застройки, согласованием на подвод коммуникаций, выдачей разрешения на строительство, выявлением ограничений на использование земли, содержанием судебных инстанций, которые защищают права собственника.

North (1990): безличный обмен в рамках специализированных контрактов может существовать только в системе формальных институтов, которые образуются и поддерживаются по воле государства (к ним, в частности, относится хозяйственное право, залоговое право, земельное право). Но важная роль в защите прав собственности принадлежит также неформальным институтам, которые помогают индивидам сформировать общие представления, нормы и мораль. Сильные неформальные институты позволяют экономить на издержках легального обеспечения прав собственности в экономических обменах за счет интернализации норм и уменьшения затрат на согласование экономических интересов.

5) Издержки противодействия оппортунизму. Неопределенность, несовпадение задач отдельных агентов и ограниченность их ресурсов ведут к проявлению оппортунистического поведения, то есть преследования своих экономических интересов с использованием обмана партнеров. Оппортунизм проявляется, если издержки уклонения от условий контракта оказываются ниже, чем ожидаемые выгоды от оппортунистического поведения.

(а) Предконтрактный оппортунизм реализуется, в частности, в форме неблагоприятного отбора. Пример: рынок подержанных автомобилей («лимонов»), где плохие и хорошие автомобили продаются по одной и той же цене. Автомобиль является опытным благом, так что до начала эксплуатации разобраться в его качестве трудно. Продавцы различают качество автомобилей, а покупатели – нет. Поэтому покупатели склонны занижать цену спроса, что не отвечает интересам владельцев хороших автомобилей, которые уходят с рынка, оставляя место плохим. Таким образом, наличие скрытых от наблюдателя свойств приводит к тому, что, в конечном счете, на рынке остаются экономические агенты, которые наименее желательны в качестве партнеров (Akerlof 1970).

Однако в этом случае продавцы хороших машин могут производить сигналы, позволяющие выделить их автомобили из общей массы. Например, фирмы могут давать гарантию на определенный пробег или срок эксплуатации хороших старых машин в форме выплат, которые устанавливаются пропорционально вероятности поломок (владельцы плохих машин в предоставлении таких гарантий не заинтересованы).

Другой вариант неблагоприятного отбора происходит на рынке труда. Если фирма устанавливает зарплату на уровне средней производительности в отрасли, то непроизводительные работники получают больше, чем выпускают, а производительные работники – наоборот, меньше. Поскольку хорошие работники считают, что им недоплачивают по сравнению с их реальной выработкой, они покидают фирму и постепенно в ней остаются только непроизводительные служащие.

Институциональной реакцией на такой вид оппортунизма может являться использование разнородных сигналов (например, дифференциация зарплаты не только по производительности, но и по другим параметрам – стажу, квалификации, опыту работы, учебному заведению), а также получение информации через независимые кадровые агентства, частные рекомендации, резюме и собеседования. Неформальные методы отбора на рынке труда применяются особенно часто там, где прямое измерение трудового вклада оказывается затруднительным (рекламные агентства, инновационные фирмы). Еще одним вариантом взаимного предотвращения оппортунизма может стать соглашение о недоплате зарплаты по сравнению с реальной производительностью в первое время работы на фирме, а впоследствии – повышение ее сверх уровня выработки. Работник не уйдет с фирмы, которая инвестирует в его человеческий капитал, поскольку рассчитывает на вторую часть программы, а фирма, в свою очередь, дорожит своей репутацией работодателя или несет формальные обязательства по компенсационным выплатам в случае досрочного увольнения сотрудника.

(б) Постконтрактный оппортунизм может проявляться в различных видах морального вреда (включая отлынивание). Он выражается в сокрытии информации одной стороной, что в ходе исполнения контракта приводит к ущербу для другой. Пример: покупка страховых полисов по одной и той же цене здоровыми и хронически больными (но скрывающими этот факт от страховой компании) клиентами. Отлынивание может заключаться в имитации бурной деятельности или усиленном потреблении менеджеров на рабочих местах. Возможен и вариант оппортунизма в форме давления на партнера с целью получения односторонних выгод уже после заключения контракта, если у стороны, оказывающей давление, есть важные преимущества (вымогательство).

Институциональной реакцией на проблемы морального вреда является мониторинг (например, со стороны топ-менеджеров фирм или банков-кредиторов), предварительный сбор информации о возможности постконтрактной зависимости от партнера, изменение системы стимулов в работе сотрудников (бонусы, опционы на покупку акций по льготной цене).

Трансакционные издержки имеют четко выраженный временной характер и могут быть разделены по принципу ex ante (затраты на составление соглашения и проведение переговоров по нему) и ex post (организационные затраты по мониторингу контрактов, их адаптации к возникающим событиям, разрешению споров и защите прав собственности).

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...