Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использование количественных методов и ИТ в управлении

Развитие количественных методов обоснования решений в 50-60-х гг. прошлого столетия оказало существенное влияние на науку управления. Следствием этого прорыва стало применение математических методов и ИТ в управлении.

В нашей стране в этот период экономико-матетическое движение было очень сильным. Достаточно сказать, что пока единственный представитель России, являющийся лауреатом премии в области экономики – академик Л.В. Канторович. Он получил эту премию за разработки оптимизационных количественных методов. В целом движение экономических математиков оказало большое и положительное влияние на развитие управленческой науки.

Но надо отметить, что некоторые специалисты и сегодня находятся в плену иллюзий разрешения сложных проблем только с помощью логически выверенных математических моделей. Как показывает практика – это явное заблуждение. Но, тем не менее, именно количественная школа привлекла в управление теорию систем, кибернетику и ее приложения, что, несомненно, приносит пользу менеджменту, если:

§ применяется креативное мышление и групповая работа наряду с расчетами и компьютерными экспертными системами.

Такое сочетание способствует преодолению конфликта между рационализмом сторонников «науки управления» (исследование операций) и романтизмом энтузиастов налаживания гармонии в человеческих отношениях.

Количественные методыприобретают большое значение при принятии управленческих решений, когда для их обоснования требуется найти рациональные и логические аргументы.

1) Теория вероятностей. Помогает менеджерам в решении проблем, в которых присутствует элемент неопределенности. Изучение вероятностей затрагивает неопределенность и имеет целью определить объективные измерители для ряда потенциальных событий. Так, в таких специфических областях, как управление рисками и обеспечение гарантии качества, применяются разнообразные методы оценки вероятности. Применение правил оценки вероятности может помочь менеджерам при оценке возможности наступления отдельных событий и в повышении качества принимаемых решений.

2) Прогнозирование. Является важным инструментов в процессе принятия решений. Способность составить надежные оценки будущих показателей, например, спроса на товары, стоимости материалов, производственной себестоимости и затрат на персонал, обеспечивает многим компаниям преимущество в конкурентной борьбе. Такие прогнозы используются для принятия тактических и стратегических решений.

3) Управление запасами. Эта важная область применения количественных методов, особенно в обрабатывающей промышленности и в отраслях материально-технического снабжения (закупки, сбыт). Однако и другие отрасли экономики, в частности торговля и служба сервиса, также зависят от эффективности управления имеющимися запасами. Текущий уровень наличных запасов может оказаться одним из решающих факторов успешной деятельности предприятия. Затраты на хранение слишком больших запасов могут свести на нет доходность, точно так же неотъемлемо сопряжено с рисками поддержание запасов на слишком низком уровне. Компромиссное решение находится с помощью аналитических методов управления запасами.

5) Линейное программирование. Позволяет менеджерам решать различные задачи оптимизации в условиях ограничений. Маркетологу, например, требуется решить задачу сбора информации в кратчайшие сроки. Ситуации такого рода, требующие максимизации или минимизации заданного выражения зависимости от различных линейных ограничений, могут быть разрешены с помощью линейного программирования.

6) Моделирование. Можно использовать при принятии управленческих решений, когда чисто аналитические методы либо неприменимы, либо неприемлемы. Моделирование – это использование моделей, отображающих реальную жизненную ситуацию. Методы моделирования обычно требуют проведения большого количества повторяющихся действий и времени. Поэтому в большинстве практических ситуаций используют различные компьютерные программы моделирования. К типичным управленческим задачам, где можно эффективно использовать моделирование при принятии управленческих решений, относятся:

§ управление запасами;

§ работа системы массового обслуживания;

§ производственное планирование;

§ анализ рисков;

§ использование ресурсов.

7) Управление проектами. Сетевой анализ включает ряд приемов, которые используются при планировании и претворении в жизнь проектов. Эти приемы особенно полезны при управлении проектом, когда использование сетевых графиков помогает осуществлять контроль проекта, решить проблему перераспределения ресурсов, отслеживать затраты. На практике приемы анализа временной последовательности операций часто более целесообразны при осуществлении сложных проектов, включающих проведения сотен операций. Для этого используется специальное программное обеспечение. Например, Microsoft Expert, Project и Time Line и пр.

Современные информационные технологии существенным образом изменили построение многих преуспевающих корпораций, позволив им эффективно решать проблемы взаимозависимости в работе. В первую очередь последовательной и связанной взаимозависимостям, требующим большого обмена информацией между исполнителями. Например, компания Digital Equipment Corporation, используя информационную систему из 27 тыс. компьютеров в 29 странах мира обеспечивает доступ к ней 75 тыс. ее служащих из 118 тыс. ее работников. Другим наглядным примером использования новых информационных технологий является создание гибких производственных систем (ГПС), позволяющих объединять в рамках одного процесса работы в организации все три типа производств: мелкосерийное, массовое и опытное. Сегодня ГПС – это верный путь перехода массового производства к органическим организационным системам.

Значение информационных технологий для повышения эффективности управления организацией становится все более ощутимым. В конце 1980-х гг. применительно к ИТ была сформулирована получившая позднее широкое распространение концепция Enterpise Resourse Planning (ERP). В международной практике именно ERP-системы стали одним из главных инструментов, помогающим менеджерам обеспечивать выживание компаний в условиях резко возросших потребностей в оперативном принятии решений, прогнозировании и планировании изменений рыночной ситуации.

Другое применение ИТ в управлении получили в концепции управления взаимоотношениями с клиентами на конкурентном рынкеCustomer Relationship Management (CRM). CRM – это новая философия отношений между клиентом и поставщиком, попытка превратить заказчика в партнера. Концепция CRM предполагает, что с каждым потребителем должна быть установлена постоянная связь, информация о нем должна регулярно собираться, накапливаться в хранилищах данных, тщательно анализироваться. CRM-система должна быть тесно интегрирована с внутренними ИТ-системами компании (ERP), а ее бизнес-процессы устроены так, чтобы обратная связь с клиентами помогала выпускать конкурентоспособную продукцию.

Еще одна относительно новая управленческая концепция нацелена на информационное взаимодействие компании со своими поставщиками. Концепция управления цепочками поставок (Supply Chain Management – SCM) рассматривает логистические операции на протяжении всего жизненного цикла изделия – от его разработки, поставки сырья и комплектующих до изготовления и сбыта готовой продукции.

Ситуационный подход

На рубеже 70-х гг. прошлого столетия переломной для всей управленческой мысли явилась четко сформулированная идея о том, что организация – это открытая система, которая приспосабливается к своей весьма многообразной внутренней и внешней среде, и главные причины того, что в ней происходит, следует искать вне ее. Именно тогда зародился так называемый ситуационный подход.

Место возникновения – США. Период – конец 60-70-х гг. ХХ в.

Основные представители: Гарольд Кунц, Херберт Шерман, Уильям Гумберг, Джей Лорш, Поль Лоуренс, Джеймс Томпсон.

Ситуационный подход среди «синтетических» учений о менеджменте занимает заметное место. Суть данного подхода заключается в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут сильно отличаться друг от друга.

Ситуационный подход – есть не набор рекомендаций, а способ мышления об организационных проблемах и их решениях. Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации более эффективно.

Методология ситуационного подхода обычно объясняется как четырехшаговый процесс:

1. Руководитель должен знать средства профессионального воздействия, которые доказали свою эффективность;

2. Каждая из управленческих методик имеет свои сильные и слабые стороны. Руководитель должен уметь просчитать последствия;

3. Руководитель должен верно определить какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных;

4. Руководитель должен увязать применение конкретных приемов, которые вызвали бы минимальный отрицательный эффект с конкретными ситуациями.

Успех или неуспех ситуационного подхода в значительной степени базируется на третьем шаге, определяющем переменные ситуации и их влияние.

Однако определить все переменные, влияющие на организацию невозможно. Каждая грань характера человека, каждое предыдущее управленческое решение и все, что происходит во внешнем окружении человека, все определенным образом влияет на решения организации.

Конкретный выбор переменных, как и в случае с функциями управления, носит разную интерпретацию у разных авторов. Например, можно ориентироваться на следующее разбиение переменных.

Внутренние переменные – различаются степенью контролируемости Внешние переменные – факторы внешней среды, оказывающие влияние на организацию
цели организации крупные конкуренты
структура источники получения техники и технологии
задачи социальные факторы
технология государственное регулирование
люди прочие изменения

Если системный подход, рассматривал организацию как открытую систему, состоящую их нескольких взаимосвязанных подсистем. То ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на организацию. Поскольку в соответствии с этим подходом методики и концепции должны быть применимы к конкретным организациям, ситуационный подход часто называют ситуационным мышлением.

Различные ситуационные теории, базирующиеся на ситуационном подходе, давая описание того, как подстраивать организацию к конкретным требованиям, как производить изменения в перестановке наиболее рационально и безболезненно, как создавать и развивать организационный потенциал отрицают наличие универсальных подходов, всеохватывающих принципов построения и осуществления любого управления.

Управление, в первую очередь, - искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики и выбрать соответствующее решение, а уж потом следовать научным рекомендациям в области управления, носящим обобщающий и универсальный характер. На схеме ниже представлена система точек зрения на менеджмент, из которой следует, что ситуационный подход имеет преимущество, как «синтезатор» существующих учений.

 
 

 

 


Проектирование организационных структур на основе функционального и целевого подходов

Дж. Гелбрейт определил проектирование организации как постоянный поиск наиболее эффективного сочетания организационных переменных. Факторы, оказывающие влияние на этот процесс, как показали многие исследования, носят ситуационный характер. Выделяются четыре группы таких ситуационных факторов:

§ состояние внешней среды (сложность, динамизм);

§ технология работы в организации (неопределенность в сроках начала работ и месте их выполнения, неопределенность в способе выполнения работы);

§ стратегический выбор руководства в отношении ее целей (идеология управления, типы потребителей, типы рынков сбыта и территориальное размещение производства);

§ поведение работников (потребности, квалификация, мотивированность).

В 1962 г. А. Чандлер сформулировал принцип, согласно которому проектирование организационных структур должно соответствовать стратегии, выбранной компанией. Им был сделан вывод, что со сменой стратегии перед организацией возникают новые проблемы, решение которых непосредственно связано с проектирование новой организационной системы для компании. Отказ от перепроектирования организации приводит к тому, что компания оказывается не в состоянии достичь принятых ею целей.

Чандлер проводил свои исследования в 50-60-е гг. ХХ в. Он писал о возникновении ряда компаний в период с 1850 по 1920 гг. Он разделял их по типам деятельности на производственные и коммерческие (занимающиеся массовыми продажами). Он считал, что предпосылками развития этих фирм были:

§ развитие мирового рынка;

§ технологии массового производства.

По его представлению компании, существовавшие в таких условиях, должны были постоянно вести инновационную деятельность.

Стратегия – определение основных долгосрочных целей, вместе со вспомогательными целями, с соответствующими курсами действий и распределением ресурсов для достижения этих целей; система долгосрочных целей, которые обеспечиваются краткосрочными целями, ориентированная на изменения внешней среды.

Структура – организация, используемая для управления деятельностью, вырастающая из принятых стратегий.

Целевой подход

Выбор руководством той или иной стратегии оказывает непосредственное воздействие на многие решения в отношении проектирования организационной структуры. Можно рассмотреть три возможных области стратегического выбора. Первая касается той идеологии управления, которой придерживается высшее руководство. Ценности и принципы, лежащие в ее основе, могут решающим образом повлиять на такие элементы проектирования организации, как:

§ развитие горизонтальных связей;

§ масштаб управляемости;

§ количество уровней иерархии;

§ звенность организационной системы;

§ централизацию и децентрализацию.

Так, например, приверженность высшего руководства централизации при проектировании организационной структуры приведет к установлению в ней многоуровневой иерархии, доминированию вертикальных связей над горизонтальными, созданию контролирующих и подобных им подразделений.

Вторая область стратегического выбора имеет отношение к тому, какие потребители будут обслуживаться организацией. Если у организации имеются индивидуальные и «организованные» потребители, то эта двойственность должна найти отражение при ее проектировании во всех элементах. Так, предприятие, производящее машины, оборудование и товары широкого потребления не может сужать свою структуру только до обслуживания промышленных потребителей. Переход организации от стратегии, ориентированной на изготовление продукции, к стратегии, ориентированной на удовлетворение потребностей клиентов, требует от нее радикального перепроектирования и изменения основ своей деятельности.

Третье в стратегическом выборе – рынки сбыта и территориальное размещение производства. Выход компании с целью размещения производства или продажи продукции за рамки национальных границ требует учета при проектировании ее организационной системы, учета фактора интернационализации и глобализации в бизнесе. Естественно, это сделает структуру более громоздкой и сложной, о чем свидетельствует опыт транснациональных корпораций. Однако возникающее в данном случае дублирование структурных подразделений на разных уровнях и усложнение связей между последними является необходимым, если организация хочет сохранить себя как единое целое на международной арене.

 

Функциональный подход

Рост специализации отдельных работ в организации ограничивается возможностями их координации. Разрешить эту проблему можно, если начать группировать схожие работы и их исполнителей, то есть начать осуществлять определенное обособление исполнителей схожих работ. Данный процесс организационного обособления называется департаментализацией. Посредством департаментализации организация может расширяться практически беспредельно. Примеры: GM, IBM.

С развитием специализации работы, связанной с получением и распределением ресурсов в организации, возникла функциональная департаментализация. В производстве этот тип департаментализации получил развитие в период промышленной революции при создании крупных фабрик и заводов. Значительная часть организаций и сейчас использует этот подход.

При функциональном делении организации на части специализированные работы группируются преимущественно, вокруг ресурсов. Так, отдел планирования управляет таким ресурсом как время, служба персонала – людьми, отдел финансов – деньгами и т.д. Для производственной организации это означает, что наряду с линейным делением работ в ее основном звене добавляется функциональное деление высокоспециализированных работ, обслуживающих процесс производства.

Разновидностями функциональной департаментализации являются группирование работ по процессу (штучное, массовое, опытное производство), - по типу производства, и по технологии (механизация, автоматизация, роботизация), - по типу оборудования. Широкое использование функциональной департаментализации работ в проектировании организации связано с несколькими явными преимуществами, которые дает данный подход:

§ развитие функциональной специализации, которая экономит время;

§ упрощение подготовки работника,

§ позволяет квалифицированно обслужить любую другую часть организации в области специализированной функции.

Тот факт, что обособление функциональных служб следует в организационной схеме сразу же за уровнем высшего руководства, придает силу и престиж важнейшим функциям. Следствием этого является укрепление вертикальных связей и коммуникаций в организации и усиление контроля за деятельностью нижестоящих уровней в организации.

Практически все крупные корпорации выросли на основе этого типа департаментализации или его разновидностей. Человечество обязано этому способу группирования работ в организации тем, что он позволил выйти на массовое производство, механизацию и автоматизацию работ.

Обратной стороной функциональной департаментализации является функционализм, возникающий из-за сверхспециализации, создающей непроницаемые перегородки между сгруппированными работами и ослабляющей таким образом горизонтальные связи. Создается замкнутость в рамках отделов и становится меньше людей, думающих об организации в целом. Все это ведет к возникновению противоречий, конфликтов между функциональными участками.

Еще одним серьезным недостатком функциональной организации является порождаемый ею так называемый «эффект бутылочного горла». Суть его состоит в том, что развитие преимущественно вертикальных связей в рамках функционального подхода поднимает решение проблем, возникающих на различных уровнях организации, до ее главного руководителя. В результате попытки руководителей сконцентрироваться на решении стратегических задач тонут в оперативной работе, в текучке. И это не является виной руководителя, а виной используемой организационной структуры.

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...