Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причинно-следственные диаграммы

Другие названия: дерево причин, рыбий скелет, диаграмма Ишикавы.

Причинно-следственная диаграмма помогает организовать деятельность по решению проблемы, создавая несколько пластов факторов, вызывающих появление проблемы. Она является формальным отображением структуры проблемной ситуации в виде иерархически ориентированного незамкнутого графа, вершины которого соответствуют элементам проблемы, отражающим причины ее возникновения, а дуги - связи между ними. На нижнем уровне иерархии будут находиться базовые проблемы - причины, а на верхнем (кардинальные проблемы) - следствия, характеризующиеся наибольшей степенью агрегированности.

При применении причинно-следственных диаграмм важно определить, какие причины наиболее значимы. Для определения значимости существует 3 метода:

1. метод экспертного опроса

2. метод парных сравнений (одному эксперту предъявляют пары сравнимых объектов)

3. анализ Парето

Временная диаграмма – способ отслеживания результатов, которые возникают на протяжении определенного периода времени. Она бывает полезна для предоставления данных, когда измерения фиксируются в течение определенного периода времени.

Анализ Парето

На стадии анализа и интерпретации информации необходимо выявить различия между тем, что является более важным, и тем, что относительно менее важно. Цель анализа по Парето состоит в том, чтобы различить «немногие первостепенные причины» и «многочисленные тривиальные причины». Этот метод включает ранжирование информации по типам проблемы или причинам проблемы в порядке их важности. Это может использоваться для выдвижения на первый план тех аспектов, где принятие решений будет особенно полезно.

Анализ по Парето основан на часто встречающемся явлении, когда относительно немногие причины объясняют большинство результатов. Например, основу дохода для любой компании составляют поступления от относительно немногих наиболее крупных клиентов. Это часто называют правилом 80-20: обычно 80 процентов проблем или возможностей может быть объяснено 20 процентами вероятных причин. То есть относительно небольшое число факторов вызывает большой процент всех случаев жалоб, дефектов, проблем и.т.д.

Основы классификационного метода

Классификационный метод состоит в том, что при исследовании происходит более или менее эквивалентная замена физически целостного объекта на набор аспектов его деятельности.

Под качественной классификацией понимается та, которая удовлетворяет следующим требованиям:

§ Отсутствие «выпавших» из рассмотрения элементов

§ Отсутствие элементов, попавших более чем в одно подмножество

§ Близкая степень подробности раскрытия детализированных составляющих

§ Однородность элементов в подмножествах, получившихся в результате классификации

Качественные методы разработки УР

Неформальные или качественные методы основываются на опыте экспертов. Основаны на совокупном мнении специалистов, обычно в пересекающихся областях деятельности, например, в социологии, психологии, РУР. Они относятся к субъективным методам.

Это попытка формализовать процесс РУР. Создается некий алгоритм с перечнем действий, который надо адаптировать к конкретной ситуации. Все качественные методы основаны на использовании экспертов.

Эксперт - это лицо, которое ЛПР или проводящая экспертизу аналитическая группа считает профессионалом достаточно высокого уровня для оценки объекта экспертизы, чьи оценки и суждения учитываются при принятии решений. Задача экспертов заключается во всестороннем изучении анализируемого объекта с тем, чтобы подготовить необходимую количественную или качественную информацию для формирования последующих решений.

Подходы к подбору экспертов:

1. использование формальных показателей

2. успешность участия в предыдущих экспертизах

3. личностные качества

4. взаимооценка и самооценка компетентности экспертов – «метод снежного кома»

Качественные методы РУР:

§ эвристические – основаны на интуиции

§ экспертные (дискуссионные и анкетные)

2.3.9. Дискуссионные методы (метод комиссий, метод суда, метод мозгового штурма), их преимущества и недостатки

Дискуссионные методы

Подобные методы чаще всего используются для согласования оценок или мнений экспертов, полученных предварительно в ходе работы по исследованию проблемы.

Метод комиссий

Это достаточно распространенный метод, который состоит в том, что эксперты – члены комиссии обсуждают за «круглым столом» ту или иную проблему, пока все участники не придут к единому мнению, которое и фиксируется как коллективное мнение группы. Единое мнение вырабатывается голосованием; также возможна выработка компромиссного варианта. Для эффективной работы комиссии выбирается председатель, который является своеобразным ведущим, и секретарь, фиксирующий основные направления дискуссии. Для участия рекомендуется привлекать 10 - 12 экспертов.

Достоинства: рост информированности экспертов в ходе обсуждения и наличие обратной связи (получив новую информацию, эксперт может изменить точку зрения).

Недостатки: отсутствие анонимности; различная активность экспертов, не всегда связанная с их компетентностью.

Метод суда

Разновидностью метода комиссий является метод суда. В данном подходе применяются аналогии с судебными процессами. Оптимальное количество участников, как и в предыдущем случае, 10 - 12 человек, но возможно и большее число (из группы в дальнейшем формируются три подгруппы).

Сначала эксперты вместе фиксируют (без обсуждения) все предложенные альтернативы. Затем, для выбора конечного решения, участники делятся на части: одна часть становится «защитниками», эта подгруппа ищет максимальное число достоинств всех предложений, другая часть – «противники», старается предусмотреть все возможные недостатки, а третья – «судьи», которые и решают на основе представленных в ходе обсуждения мнений судьбу проблемы. В процессе обсуждения участники могут меняться ролями.

Преимущества и недостатки: как и при использовании метода комиссий.

Мозговой штурм (описан выше)

Основные принципы метода мозгового штурма:

Основа предложенного Осборном метода состоит в разделении процесса поиска решения на конструктивные этапы и в подборе людей для выполнения этого. Структурно метод довольно прост, и включает в себя два этапа:

§ Этап выдвижения (генерации) идей.

§ Этап анализа выдвинутых идей.

Работа в рамках этих этапов должна выполняться при соблюдении ряда основных принципов.

Принципы первого этапа:

1. Четкая формулировка целей или задач и ограничений.

2. Тщательный подбор участников мозгового штурма.

Во-первых, по специализации: подбор как минимум должен обеспечивать покрытие исследуемой области. Во-вторых, по квалификации: специалисты должны быть одинакового уровня, но иногда также полезно введение новичка. В-третьих, необходимо обеспечить психологическую совместимость членов группы.

3. Обеспечение максимальной свободы участников.

Каждому участнику предоставляется слово, поощряются все выдвигаемые идеи, даже нереальные и фантастические. При этом существует строгий запрет критики выдвигаемых участниками идей. Возможны повторы идей, развитие и модификация уже выдвинутых.

4. Запрет обоснований выдвигаемых идей.

Принципы второго этапа (цель этапа – выявление возможности реализации идеи, ее перспективности и практической значимости):

1. Все представленные на первом этапе идеи должны быть классифицированы и обобщены.

2. Должны быть сформулированы четкие критерии для обеспечения объективности анализа и оценки идей.

3. Дополнительная разработка идей и их конкретизация (при необходимости).

4. Ранжирование идей и выбор наиболее приемлемой.

Роль ведущего при проведении мозгового штурма многозначна и трудна. Общей целью ведущего, реализуемой на всех фазах, является введение генераторов в состояние максимальной творческой раскованности, душевного подъема, концентрации мысли на рассматриваемом объекте.

Основной целью ведущего во время этапа генерации является получение большого числа различных идей, направленных непосредственно на решение поставленной проблемы или сопутствующих ее решению. В деятельности ведущего во время генерации можно выделить следующие стороны:

§ обеспечение процедурной части процесса генерации;

§ психологическая поддержка участников (ведущий должен создавать бесконфликтную и целенаправленную атмосферу);

§ управление процессом генерации с целью расширения или сужения поля поисков (ведущий должен уметь «выявлять идеи»).

Однако сам ведущий не выдвигает идеи; он может только стимулировать, побуждать к этому генераторов.

Как уже отмечалось, во время аналитического этапа эксперты развивают выдвинутые на этапе генерации идеи с целью их конкретизации, а деятельность ведущего должна быть направлена на выявление возможности реализации идей.

 

Существует несколько разновидностей метода мозгового штурма:

1. Метод коллективного обсуждения фиксированных идей. Идеи могут быть сформулированы заранее и розданы участникам мозгового штурма в отпечатанном виде.

2. Метод 6-3-5. Создается группа из шести человек. Каждый специалист в течение пяти минут придумывает и записывает на листе бумаги или на карточках по три решения данной проблемы. Через пять минут происходит обмен записями по часовой стрелке. Коллега, которому вы передали свои варианты, должен развить записанные на карточке идеи, дополнить их новыми. Аргументы в защиту своей точки зрения он также должен представить в письменном виде. Затем, опять через пять минут, происходит следующий этап обмена по часовой стрелке, и так далее, в течение 30 минут. Результатом такой работы будут уже готовые и аргументированные решения. Они могут повторяться, но если все предложения различны, то на выходе получится 18 альтернатив. Итак, после шестикратного обмена составляется сводный перечень выдвинутых идей и затем выдвинутые предложения представляются на рассмотрение всех членов группы. Далее, они также как и в случае мозгового штурма, сокращаются до одного конечного решения исходной проблемы.

Достоинства: существенная формализация сценария проведения мозгового штурма, наличие обоснованных рекомендаций к каждому предложению, полное отсутствие конфликтов во время разработки идей, значительное снижение конфликтности во время обсуждения (благодаря тому, что в генерации каждой идеи участвуют все члены группы), минимальные требования к профессиональным навыкам ведущего. Другими важными особенностями является то, что участники вынуждены придерживаться заданного временного графика и не отступать от поиска решений исходной проблемы.

3. Метод аналогий помогает решить сложную, нестандартную для данной области задачу, используя известные решения из других областей; он дает возможность посмотреть на проблему с неизвестной стороны и применить известные способы. Существуют разные виды аналогий: прямая аналогия (рассматриваемая проблема или объект сопоставляется с похожими проблемами в другой области); личная аналогия (участники пытаются вжиться в объект и посмотреть на него изнутри, понять условия и механизм его действия); символическая (участники подбирают краткое, емкое определение, отражающее суть проблемы); фантастическая (участники вводят в решение проблемы фантастические предметы, которые могли бы выполнить то, что помогло бы решить задачу).

4. Морфологический метод, как правило, применяется для разработки или модификации какого-либо продукта. В процессе обсуждения продукт разбивается на составные части и выделяются наиболее важные параметры продукта, изучается соотношение между этими параметрами, всевозможные варианты их сочетания, отбрасываются явно абсурдные или нереальные, а над оставшимися группа работает и выбирает то сочетание, которое отвечает критериям фирмы.

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...