Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структурно-функциональные характеристики редакционного коллективаГлава 1. СТРУКТУРА РЕДАКЦИИ Выступая в качестве элемента системы массовой информации, редакционный коллектив сам, в свою очередь, представляет сложную социальную систему, в которую входят многочисленные структурные элементы. Основная функция редакционного коллектива - производство общественно значимой информации для определенной аудиторией, которая испытывает в ней потребность - получает конкретизацию в функциях структурных подразделений редакции, а те, в свою очередь, в функциях отдельных сотрудников. Образуется своеобразная функциональная лестница, на вершине которой - целевая функция общества или ее части, социальной или политической группы, слоя, класса, опре- деляющая характер всех нижестоящих функций: целевая функция общества, функция системы СМИ, функция редакционного коллектива, функция подразде- ления редакции, функция журналиста. В соответствии с функциями, возложенными на редакционный коллектив, создается его структура. Понятие «структура» означает определённую взаимо- связь, взаиморасположение составных частей, характеризующих строение, уст- ройство чего-либо. Можно сказать, что структурой редакции является опреде- ленная взаимосвязь ее творческих и технических подразделений. Цель издателя и редакции - найти такую структурную форму коллектива (количество и взаимо- расположение редакционных звеньев, число сотрудников в них), которая бы оп- тимально способствовала поставленным перед изданием задачам. Однако струк- тура - это не только способ расположения элементов объекта в пространстве, подчеркивают философы, но и строение определенного процесса во времени, это определенная последовательность и ритм изменения процесса. Рассматриваемая структура функционирует в обществе, а не в мире вещей; поэтому в каком бы ви- де структура ни выступала, пишет В.Г. Афанасьев, она обязательно в конечном счёте проявляется в деятельности людей. Из действий людей слагается любая структура, любое отношение в обществе. На основе сказанного можно сделать вывод: структура редакции зависит от функций, выполняемых ее сотрудниками, складывается из их действий, состав- ляющих последовательный рабочий процесс, из их социальных и индивидуальных особенностей. Прообраз современной структуры редакции начал складываться с изобретени- ем печатного станка И. Гутенбергом. В отличие от средневековой редакции ру- кописной газеты, многолюдной из-за большого числа переписчиков новостей, аппарат редакции печатного издания состоял всего из нескольких человек - изда- теля, который часто выполнял и функции редактора, и его помощников, соби- равших и обрабатывавших информацию. В ходе развития газетного дела при ка- питализме, с увеличение конкуренции между изданиями редакционный коллек- тив газеты существенно расширил свою структуру за счет увеличения сотрудни- ков по сбору и обработке информации, специализировавшихся на конкретных темах и жанрах, а также за счет технических работников, постепенно превраща- ясь в частнокапиталистическое предприятие. Редакционная структура российских газет складывалась на протяжении мно- гих лет. В них соединились структурные элементы дореволюционных изданий. К примеру, одним из первых ввел отделы в структуру русской редакции известный фельетонист Влас Дорошевич. Прекрасно зная газетное дело Европы и Америки он работал в различных изданиях западной прессы. Свои лучшие структурные находки перенес в редакцию газеты «Русское слово» Ивана Сытина, в газеты со- ветского периода и постсоветского времени. Большая часть редакций российских газет, особенно региональных, до сих пор содержит в себе структуру, устано- вившуюся в советский период. После октябрьского переворота, прихода больше- виков к власти, перед так называемой рабочей печатью, были поставлены новые задачи - экономическое воспитание масс, вовлечение их в общую работу строи- тельства политико-хозяйственной жизни. Всё это нашло отражение в структуре редакций. Для губернских и уездных газет была, например, разработана следую- щая программа: а) сельскохозяйственное строительство; б) фабрично-заводская промышленность; в) городское хозяйство; г) партийная жизнь; д) народное про- свещение; е) красноармейская жизнь. В двадцатые годы советской власти, несмотря на коренное изменение темати- ки изданий, внутренняя организация редакций находилась еще под сильным влиянием дореволюционной буржуазной прессы. Многие газеты, особенно про- винциальные, строили редакционную работу не на отраслевой (по отделам), а на жанровой специализации отдельных журналистов (фельетонист, репортер, хро- никер, рецензент и т. д.). Штатное расписание редакций выглядело в ту пору очень разнообразно. Об этом была статья в журнале «Журналист» (1923. № 6). Губернская газета в Полтаве, например, имела одного фельетониста, семь репор- теров, корреспондента, обслуживающих всю газету, и четырех сотрудников, пи- шущих в рабочий отдел. Редакция тульской газеты состояла из двух репортеров, девяти корреспондентов и двух сотрудников рабочего отдела. Одним из первых подразделений, которое начало приобретать черты творческой ячейки, стал рабо- чий отдел. Для него, как это видно из приведенных выше примеров, выделялся уже не один, а несколько сотрудников, составлявших небольшой коллектив, в ко- тором каждый брал на себя определенную часть работы. В двадцатых и тридцатых годах творческие группы журналистов, занимаю- щихся близкими по тематике проблемами, окончательно оформились как струк- турные звенья редакционного аппарата. В те годы редактор газеты «Известия» Ю. Стеклов писал, что подобно тому, как в стране постепенно появлялись комис- сариаты, которые начали распределять между собой отдельные функции, точно так же строилась и наша печать. В редакциях постепенно развивались отделы, появлялись сотрудники конкретных творческих подразделений, заведующие от- делами. Каждый из руководителей отдела получал определенное задание, опре- деленную программу, в рамках которой он действовал достаточно самостоятель- но. В отделах журналисты имели возможность больше проявлять свою инициа- тиву. Задачей редактора газеты становится координация деятельности творче- ских подразделений. После Великой Отечественной войны в связи с увеличением объема газет была установлена конкретная структура аппарата редакции. В газетах союзных рес- публик учреждались отделы партийной жизни, пропаганды, советского строи- тельства, промышленности и транспорта, сельского хозяйства, иностранный, культуры и быта, внутренней информации, писем трудящихся, местной коррес- пондентской сети. Был установлен штат собственных корреспондентов из расче- та два корреспондента на область. В краевых и областных газетах - один коррес- пондент на два-три района. Количество творческих подразделений здесь было меньше - отсутствовали отделы советского строительства, иностранный, местной корреспондентской сети. Спустя некоторое время практика показала, что такое жесткое закрепление от- делов за изданием нецелесообразно. Неодинаковые местные условия обществен- ной жизни, развития экономики требовали необходимой перестановки кадров, перегруппировки творческих звеньев для более эффективной работы редакции. Поэтому в 1967 году редакционными коллегиям и редакторам газет было предос- тавлено право самостоятельно утверждать штаты редакции в пределах установ- ленных плановых месячных фондов заработной платы по должностным окладам работников редакции, перестраивать ее структуру, чтобы она лучше отвечала за- дачам и функциям издания. Это позволяло своевременно группировать творческие силы, сообразуя их с целями, стоящими перед газетой, укреплять, когда это необходимо, те или иные звенья редакции. В «Правде», например, за счет внутренних перестановок были сформированы отделы международной информации, зарубежных связей, вре- менные творческие подразделения для проведения важнейших газетных кампа- ний. Структура редакционного коллектива строилась с учетом специфики издания: общеполитические, деловые, отраслевые, специализированные, информационно- коммерческие газеты. Второй фактор - статус газеты: федеральный, республи- канский, краевой, областной, окружной, городской, районный, многотиражный. Третий фактор – периодичность выхода: от одного до семи раз в неделю. Чет- вёртый - объема номера, экономических особенностей региона, в котором изда- ется газета, национальных, возрастных и других особенностей читательской ау- дитории. Вместе с этим многолетняя редакционная практика выработала струк- турную основу, пригодную для достаточно эффективной деятельности любого аппарата редакции. Она состоит из двух основных звеньев: звена управления, ку- да входят редактор и его заместители, редакционная коллегия, секретариат, и звена исполнения, состоящего из отделов редакции, технических служб и корпу- са собственных корреспондентов. В зависимости от вышеперечисленных факто- ров структурные звенья редакций могут быть более развиты или, наоборот, иметь усеченный вид. Так, в местных изданиях - городских и районных газетах - редак- торат и секретариат представлены только редактором и ответственным секрета- рем, технические службы сведены к минимуму, отсутствуют собкоры. В редакциях региональных общеполитических газет сложился определенный состав творческих подразделений, которые в совокупности охватывают основ- ные сферы действительности. Так, в редакциях краевых и областных газет это политический, экономический, социальный отделы, культуры и быта, писем, ин- формации, местной корреспондентской сети. В каждом подразделении под руко- водством заведующего трудятся по два-три журналиста. Чем сложнее задачи, стоящие перед газетой, чем шире охват общественной жизни, больше объем издания, чаще периодичность, тем разветвленное струк- тура ее редакции. Кроме этого для проведения долгосрочных политических и хозяйственных кампаний создаются временные отделы. В структуре редакций крупных газет функционируют отделы по важнейшим проблемно-тематическим направлениям: политики, экономики, международной информации, внутренней информации, науки, культуры, спорта, писем. Есть своя корреспондентская сеть. Они должны давать точную и обширную инфор- мацию, правильно формулировать проблемы для тех, кто принимает решения. Например, руководство «Независимой газеты», одного из лучших качественных изданий последних лет, создало в структуре редакции отделы политики, эконо- мики, международной жизни, культуры, республик, оперативной информации, региональной корсети, фотоиллюстраций, отделы «Идеи и люди», «Стиль жиз- ни». Помимо творческих подразделений здесь функционируют также отдел ме- ждународных связей, отдел книгоиздания, компьютерный центр. Массовые бульварные информационно-коммерческие издания не стремятся освещать насущные политические и экономические проблемы. Наоборот, они стараются наполнить страницы развлекательной, скандальной информацией. В таких редакциях на первом месте стоят отделы новостей. Здесь нет особой спе- циализации сотрудников, все пишут обо всем, и глубоко разбираться в вопросах, о которых идет речь, незачем, надо только любой ценой найти и «обыграть» хоть какую-нибудь «изюминку», хоть какой-нибудь курьез. Деловая, отраслевая, специализированная пресса отличается структурным разнообразием редакций. Так, компьютерный еженедельник «Компьютера» име- ет отделы: новостей, развлечений, писем, иллюстраций, распространения, рекла- мы, верстки, литературную редакцию. «Редакция ждет ваших писем» - фраза в выходных данных - большая нынче редкость. Читатели ценят это. Им импони- рует то, что «это издание единственное, где рядовой пользователь может выска- зать свое мнение относительно компьютерной сферы. На страницах журнала можно вести полемику по разным вопросам, и вы не отдаете предпочтения ни одной из сторон. В других изданиях этого нет, там профессионал всегда прав» (Компьютера, 1996, № 7). Такой же компьютерный еженедельник «Софт маркет» не имеет литературных отделов, их заменяют два научных редактора. Структура редакции состоит из оформительских и технических подразделений - компью- терной верстки, компьютерного набора, отдела рекламы и маркетинга, отдел рас- пространения. Издательский Дом «РЦБ» выпускает журнал «Рынок ценных бумаг», бюлле- тень «Финансовый рынок», электронный бюллетень «Кизяатопеу» и содержит консультационное агентство «Соболев». Сотрудники этого журнала называют свои многочисленные структурные подразделения службами (служба маркетинга и сбора информации, анализа валютно-денежного рынка, корпоративного анали- за, долгосрочных исследований, информационной и технической поддержки, производственная служба, коммерческая служба, административно- хозяйственная служба, внештатные консультанты). Другой деловой журнал «Деньги без денег», наоборот, имеет усеченную структуру из трех отделов - ана- литического, статистического и отдела рекламы. Ежемесячный молодежный музыкальный журнал «ОМ» завел себе очень экзо- тические отделы «Мода», «Безумный мир глазами очевидца», «Тому, кто хочет быть лучше», «Колонки». Непосредственным образом отражаются на структуре редакции и новые воз- можности электронно-бумажных изданий. Так, в объединенной редакции «Пуш- кин Русский Журнал» нет привычного набора отделов, существующих в обыч- ных редакциях газет, кроме информационного отдела, отделов рекламы и рас- пространения. Зато существуют отделы редактуры и корректуры, Интернет- отдел, административный отдел (наиболее многочисленный).
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |