Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структурно-функциональные характеристики редакционного коллектива

Глава 1. СТРУКТУРА РЕДАКЦИИ

Выступая в качестве элемента системы массовой информации, редакционный

коллектив сам, в свою очередь, представляет сложную социальную систему, в

которую входят многочисленные структурные элементы.

Основная функция редакционного коллектива - производство общественно

значимой информации для определенной аудиторией, которая испытывает в ней

потребность - получает конкретизацию в функциях структурных подразделений

редакции, а те, в свою очередь, в функциях отдельных сотрудников. Образуется

своеобразная функциональная лестница, на вершине которой - целевая функция

общества или ее части, социальной или политической группы, слоя, класса, опре-

деляющая характер всех нижестоящих функций: целевая функция общества,

функция системы СМИ, функция редакционного коллектива, функция подразде-

ления редакции, функция журналиста.

В соответствии с функциями, возложенными на редакционный коллектив,

создается его структура. Понятие «структура» означает определённую взаимо-

связь, взаиморасположение составных частей, характеризующих строение, уст-

ройство чего-либо. Можно сказать, что структурой редакции является опреде-

ленная взаимосвязь ее творческих и технических подразделений. Цель издателя и

редакции - найти такую структурную форму коллектива (количество и взаимо-

расположение редакционных звеньев, число сотрудников в них), которая бы оп-

тимально способствовала поставленным перед изданием задачам. Однако струк-

тура - это не только способ расположения элементов объекта в пространстве,

подчеркивают философы, но и строение определенного процесса во времени, это

определенная последовательность и ритм изменения процесса. Рассматриваемая

структура функционирует в обществе, а не в мире вещей; поэтому в каком бы ви-

де структура ни выступала, пишет В.Г. Афанасьев, она обязательно в конечном

счёте проявляется в деятельности людей. Из действий людей слагается любая

структура, любое отношение в обществе.

На основе сказанного можно сделать вывод: структура редакции зависит от

функций, выполняемых ее сотрудниками, складывается из их действий, состав-

ляющих последовательный рабочий процесс, из их социальных и индивидуальных

особенностей.

Прообраз современной структуры редакции начал складываться с изобретени-

ем печатного станка И. Гутенбергом. В отличие от средневековой редакции ру-

кописной газеты, многолюдной из-за большого числа переписчиков новостей,

аппарат редакции печатного издания состоял всего из нескольких человек - изда-

теля, который часто выполнял и функции редактора, и его помощников, соби-

равших и обрабатывавших информацию. В ходе развития газетного дела при ка-

питализме, с увеличение конкуренции между изданиями редакционный коллек-

тив газеты существенно расширил свою структуру за счет увеличения сотрудни-

ков по сбору и обработке информации, специализировавшихся на конкретных

темах и жанрах, а также за счет технических работников, постепенно превраща-

ясь в частнокапиталистическое предприятие.

Редакционная структура российских газет складывалась на протяжении мно-

гих лет. В них соединились структурные элементы дореволюционных изданий. К

примеру, одним из первых ввел отделы в структуру русской редакции известный

фельетонист Влас Дорошевич. Прекрасно зная газетное дело Европы и Америки

он работал в различных изданиях западной прессы. Свои лучшие структурные

находки перенес в редакцию газеты «Русское слово» Ивана Сытина, в газеты со-

ветского периода и постсоветского времени. Большая часть редакций российских

газет, особенно региональных, до сих пор содержит в себе структуру, устано-

вившуюся в советский период. После октябрьского переворота, прихода больше-

виков к власти, перед так называемой рабочей печатью, были поставлены новые

задачи - экономическое воспитание масс, вовлечение их в общую работу строи-

тельства политико-хозяйственной жизни. Всё это нашло отражение в структуре

редакций. Для губернских и уездных газет была, например, разработана следую-

щая программа: а) сельскохозяйственное строительство; б) фабрично-заводская

промышленность; в) городское хозяйство; г) партийная жизнь; д) народное про-

свещение; е) красноармейская жизнь.

В двадцатые годы советской власти, несмотря на коренное изменение темати-

ки изданий, внутренняя организация редакций находилась еще под сильным

влиянием дореволюционной буржуазной прессы. Многие газеты, особенно про-

винциальные, строили редакционную работу не на отраслевой (по отделам), а на

жанровой специализации отдельных журналистов (фельетонист, репортер, хро-

никер, рецензент и т. д.). Штатное расписание редакций выглядело в ту пору

очень разнообразно. Об этом была статья в журнале «Журналист» (1923. № 6).

Губернская газета в Полтаве, например, имела одного фельетониста, семь репор-

теров, корреспондента, обслуживающих всю газету, и четырех сотрудников, пи-

шущих в рабочий отдел. Редакция тульской газеты состояла из двух репортеров,

девяти корреспондентов и двух сотрудников рабочего отдела. Одним из первых

подразделений, которое начало приобретать черты творческой ячейки, стал рабо-

чий отдел. Для него, как это видно из приведенных выше примеров, выделялся

уже не один, а несколько сотрудников, составлявших небольшой коллектив, в ко-

тором каждый брал на себя определенную часть работы.

В двадцатых и тридцатых годах творческие группы журналистов, занимаю-

щихся близкими по тематике проблемами, окончательно оформились как струк-

турные звенья редакционного аппарата. В те годы редактор газеты «Известия»

Ю. Стеклов писал, что подобно тому, как в стране постепенно появлялись комис-

сариаты, которые начали распределять между собой отдельные функции, точно

так же строилась и наша печать. В редакциях постепенно развивались отделы,

появлялись сотрудники конкретных творческих подразделений, заведующие от-

делами. Каждый из руководителей отдела получал определенное задание, опре-

деленную программу, в рамках которой он действовал достаточно самостоятель-

но. В отделах журналисты имели возможность больше проявлять свою инициа-

тиву. Задачей редактора газеты становится координация деятельности творче-

ских подразделений.

После Великой Отечественной войны в связи с увеличением объема газет была

установлена конкретная структура аппарата редакции. В газетах союзных рес-

публик учреждались отделы партийной жизни, пропаганды, советского строи-

тельства, промышленности и транспорта, сельского хозяйства, иностранный,

культуры и быта, внутренней информации, писем трудящихся, местной коррес-

пондентской сети. Был установлен штат собственных корреспондентов из расче-

та два корреспондента на область. В краевых и областных газетах - один коррес-

пондент на два-три района. Количество творческих подразделений здесь было

меньше - отсутствовали отделы советского строительства, иностранный, местной

корреспондентской сети.

Спустя некоторое время практика показала, что такое жесткое закрепление от-

делов за изданием нецелесообразно. Неодинаковые местные условия обществен-

ной жизни, развития экономики требовали необходимой перестановки кадров,

перегруппировки творческих звеньев для более эффективной работы редакции.

Поэтому в 1967 году редакционными коллегиям и редакторам газет было предос-

тавлено право самостоятельно утверждать штаты редакции в пределах установ-

ленных плановых месячных фондов заработной платы по должностным окладам

работников редакции, перестраивать ее структуру, чтобы она лучше отвечала за-

дачам и функциям издания.

Это позволяло своевременно группировать творческие силы, сообразуя их с

целями, стоящими перед газетой, укреплять, когда это необходимо, те или иные

звенья редакции. В «Правде», например, за счет внутренних перестановок были

сформированы отделы международной информации, зарубежных связей, вре-

менные творческие подразделения для проведения важнейших газетных кампа-

ний.

Структура редакционного коллектива строилась с учетом специфики издания:

общеполитические, деловые, отраслевые, специализированные, информационно-

коммерческие газеты. Второй фактор - статус газеты: федеральный, республи-

канский, краевой, областной, окружной, городской, районный, многотиражный.

Третий фактор – периодичность выхода: от одного до семи раз в неделю. Чет-

вёртый - объема номера, экономических особенностей региона, в котором изда-

ется газета, национальных, возрастных и других особенностей читательской ау-

дитории. Вместе с этим многолетняя редакционная практика выработала струк-

турную основу, пригодную для достаточно эффективной деятельности любого

аппарата редакции. Она состоит из двух основных звеньев: звена управления, ку-

да входят редактор и его заместители, редакционная коллегия, секретариат, и

звена исполнения, состоящего из отделов редакции, технических служб и корпу-

са собственных корреспондентов. В зависимости от вышеперечисленных факто-

ров структурные звенья редакций могут быть более развиты или, наоборот, иметь

усеченный вид. Так, в местных изданиях - городских и районных газетах - редак-

торат и секретариат представлены только редактором и ответственным секрета-

рем, технические службы сведены к минимуму, отсутствуют собкоры.

В редакциях региональных общеполитических газет сложился определенный

состав творческих подразделений, которые в совокупности охватывают основ-

ные сферы действительности. Так, в редакциях краевых и областных газет это

политический, экономический, социальный отделы, культуры и быта, писем, ин-

формации, местной корреспондентской сети. В каждом подразделении под руко-

водством заведующего трудятся по два-три журналиста.

Чем сложнее задачи, стоящие перед газетой, чем шире охват общественной

жизни, больше объем издания, чаще периодичность, тем разветвленное струк-

тура ее редакции. Кроме этого для проведения долгосрочных политических и

хозяйственных кампаний создаются временные отделы.

В структуре редакций крупных газет функционируют отделы по важнейшим

проблемно-тематическим направлениям: политики, экономики, международной

информации, внутренней информации, науки, культуры, спорта, писем. Есть

своя корреспондентская сеть. Они должны давать точную и обширную инфор-

мацию, правильно формулировать проблемы для тех, кто принимает решения.

Например, руководство «Независимой газеты», одного из лучших качественных

изданий последних лет, создало в структуре редакции отделы политики, эконо-

мики, международной жизни, культуры, республик, оперативной информации,

региональной корсети, фотоиллюстраций, отделы «Идеи и люди», «Стиль жиз-

ни». Помимо творческих подразделений здесь функционируют также отдел ме-

ждународных связей, отдел книгоиздания, компьютерный центр.

Массовые бульварные информационно-коммерческие издания не стремятся

освещать насущные политические и экономические проблемы. Наоборот, они

стараются наполнить страницы развлекательной, скандальной информацией. В

таких редакциях на первом месте стоят отделы новостей. Здесь нет особой спе-

циализации сотрудников, все пишут обо всем, и глубоко разбираться в вопросах,

о которых идет речь, незачем, надо только любой ценой найти и «обыграть» хоть

какую-нибудь «изюминку», хоть какой-нибудь курьез.

Деловая, отраслевая, специализированная пресса отличается структурным

разнообразием редакций. Так, компьютерный еженедельник «Компьютера» име-

ет отделы: новостей, развлечений, писем, иллюстраций, распространения, рекла-

мы, верстки, литературную редакцию. «Редакция ждет ваших писем» - фраза в

выходных данных - большая нынче редкость. Читатели ценят это. Им импони-

рует то, что «это издание единственное, где рядовой пользователь может выска-

зать свое мнение относительно компьютерной сферы. На страницах журнала

можно вести полемику по разным вопросам, и вы не отдаете предпочтения ни

одной из сторон. В других изданиях этого нет, там профессионал всегда прав»

(Компьютера, 1996, № 7). Такой же компьютерный еженедельник «Софт маркет»

не имеет литературных отделов, их заменяют два научных редактора. Структура

редакции состоит из оформительских и технических подразделений - компью-

терной верстки, компьютерного набора, отдела рекламы и маркетинга, отдел рас-

пространения.

Издательский Дом «РЦБ» выпускает журнал «Рынок ценных бумаг», бюлле-

тень «Финансовый рынок», электронный бюллетень «Кизяатопеу» и содержит

консультационное агентство «Соболев». Сотрудники этого журнала называют

свои многочисленные структурные подразделения службами (служба маркетинга

и сбора информации, анализа валютно-денежного рынка, корпоративного анали-

за, долгосрочных исследований, информационной и технической поддержки,

производственная служба, коммерческая служба, административно-

хозяйственная служба, внештатные консультанты). Другой деловой журнал

«Деньги без денег», наоборот, имеет усеченную структуру из трех отделов - ана-

литического, статистического и отдела рекламы.

Ежемесячный молодежный музыкальный журнал «ОМ» завел себе очень экзо-

тические отделы «Мода», «Безумный мир глазами очевидца», «Тому, кто хочет

быть лучше», «Колонки».

Непосредственным образом отражаются на структуре редакции и новые воз-

можности электронно-бумажных изданий. Так, в объединенной редакции «Пуш-

кин Русский Журнал» нет привычного набора отделов, существующих в обыч-

ных редакциях газет, кроме информационного отдела, отделов рекламы и рас-

пространения. Зато существуют отделы редактуры и корректуры, Интернет-

отдел, административный отдел (наиболее многочисленный).

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...