Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ПОМОЩЬ ЛИНДЕ В ПОИСКЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙИЛИ ВЗВЕШЕННОЙ МЫСЛИ В четвертую и пятую графы Линда вписала доводы, подтверждающие и опровергающие ее напряженную мысль «У меня сердечный при-
Письменное задание 7.1 ДНЕВНИК
Марисса: Альтернативное мышление 105 ступ». Опираясь на эти домам, запишите в шестую графу письменного задания 7.1 правдоподобную или взвешенную мысль, которая уменьшила бы страх Линды. Если вы испытываете затруднения в выполнении этого задания, используйте рекомендации из «Памятки» (в главе 7). Прежде чем двигаться дальше, заполните шестую графу письменного задания 7.1.
ЗАПОЛНЕНИЕ «ДНЕВНИКА МЫСЛЕЙ» ЛИНДЫ
МЫСЛЕЙ
106 Глава 7. Альтернативное и взвешенное мышление
Иногда бывает легче предложить альтернативную интерпретацию ситуации другим людям, а не себе самим. В главе 6 показан заполненный Линдой «Дневник мыслей» в отношении страха, который она испытала, сидя в самолете, путового к взлету (рис. 6.6), Частично заполненный ею «Дневник мыслей» продублировал в письменном задании 7.1. Сама Линда, заполняя шестую графу, проанализировала факты, зафиксированные ею в графах 4 и 5, и рассмотрела разнообразные альтернативы своей напряженной мысли. Факты свидетельствовали о том, что у нее не было сердечного приступа, а учащенное сердце-
ДНЕВНИК
Марисса: Альтернативное мышление 107 биение и потоотделение были вызваны тревогой и не представляли никакой опасности для здоровья. Линда заменила мысль «У меня сердечный приступ» выводом: «У меня бешено бьется сердце и выступил пот, потому что я испытываю тревогу из-за нахождения в самолете. Мой врач уверил меня, что учащенное сердцебиение не опасно, и скорее всего через несколько минут сердечный ритм войдет в норму». «Дневник мыслей», который Линда окончательно заполнила в самолете, стоявшем на взлетной полосе, представлен на рис 7.4.
МЫСЛЕЙ
108 Глава 7. Альтернативное и взвешенное мышление
Упражнение ____________________________________________________ ФОРМУЛИРОВАНИЕ СОБСТВЕННЫХ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ИЛИ ВЗВЕШЕННЫХ МЫСЛЕЙ
Заполните «Дневник мыслей», который вы начали в главе 6 (письменное задание 6.1) точно так же, как вы это сделали для Линды: проанализируйте все доводы и сформулируйте альтернативную или взвешенную мысль. Для начала используйте вопросы из «Памятки» («Альтернативное или взвешенное мышление»), которые помогут вам сформулировать альтернативную или взвешенную мысль в отношении напряженной мысли, выделенной в каждом из «Диетиков мыслей». Впишите альтернативную или
Письменное задание 7.2 ДНЕВНИК
Источник: Mind Over Mood by D. Greenberger & C. A. Padesky. © 1995, The Guilford Press. __________________________________________________________________ Марисса: Альтернативное мышление 109 взвешенную мысль е шестую графу «Дневника мыслей». Теперь оцените правдоподобность своих альтернативных или взвешенных целей по 100-балльной шкале. Впишите свои оценки рядом с мыслью в графе 6. Оцените свое чувство (чувства) после того, как вы записали альтернативную или взвешенную мысль. Запишите свое чувство (чувства) и оценку (оценки) а графу 7. Есть ли связь между правдоподобностью вашей альтернативной/вмешенной мысли и степенью изменения вашей эмоциональной реакции? Если ваше настроение не улучшилось, используйте «Руководство по поиску ошибок» (глава 7), чтобы попытаться понять, почему это произошло. Постарайтесь внести исправления в ваш «Дневник мыслей», так чтобы он более эффективно помог вам уменьшить неприятные чувства.
Полный «дневник мыслей» МЫСЛЕЙ
110 Глава 7. Альтернативное и взвешенное мышление
Когда Линда иначе проинтерпретировала свое учащенное сердцебиение и потоотделение, ее страх значительно уменьшился. Этот страх был связан с мыслью: «У меня сердечный приступ». Проанализировав доводы за и против этой мысли и придя к выводу, что у нее нет сердечного приступа, Линда смогла значительно уменьшить свой страх. Теперь вы таете все, что необходимо для того, чтобы заполнять семь граф «Дневника мыслей». Заполняя «Дневник мыслей», вы распознаете и изменяете мысли и представления, способствующие вантам неприятным переживаниям, формулирование альтернативных или взвешенных мыслей помогает избавиться от автоматических мыслей, которые вносят существенный вклад в ваши нынешние трудности. Если вы сумеете увидеть себя и ситуацию в ином ракурсе, возможно, ваше отношение к себе и своей жизни улучшится. Заполняйте «Дневник мыслей» два-три раза в неделю, и это поможет вам развить альтернативное/взвешенное мышление. (Пустые бланки для «Дневника мыслей» включены в приложение). В дальнейшем, столкнувшись с затруднениями при оценке той или иной мысли, вы можете записать все доводы в «Дневник мыслей». Регулярное заполнение «Дневника мыслей» имеет два преимущества. Во-первых, «Дневник мыслей» поможет вам шире взглянуть на беспокоящие вас ситуации, так что в основе ваших реакций будет многосторонняя, а не фрагментарная, порой искаженная информация. Во-вторых, «Дневник мыслей» реально поможет вам научиться более гибкому автоматическому мышлению. Заполнив «Дневник мыслей» 20-50 раз, многие люди отмечают, что в стрессовых ситуациях у них возникают альтернативные или взвешенные мысли, даже если они не записывают их в свои «Дневники». Достигнув этого состояния, вы начнете все реже и реже сталкиваться с действительно неприятными ситуациями и сможете потратить свои силы на разрешение оставшихся проблем и получение удовольствия от других ситуаций.
Резюме
• Графа 6 «Дневника мыслей» - «Альтернативные или взвешенные мысли» - обобщает важные доводы, зафиксированные в графах 4 и 5.
• Если факты не подтверждают вашу автоматическую мысль (автоматические мысли), зафиксируйте альтернативную точку зрения на ситуацию, которая бы согласовывалась с этими фактами.
Резюме 111
• Если факты лишь частично подтверждают вашу автоматическую мысль (автоматические мысли), впишите взвешенную мысль, обобщающую доводы за и против вашей исходной мысли.
• Задайте себе вопросы из «Памятки» (в этой же главе). Они помогут сформулировать альтернативную или взвешенную мысль.
• Альтернативное или взвешенное мышление – это не просто позитивное мышление или попытка сохранить хладнокровие. Альтернативные / взвешенные мысли отражают новое значение ситуации, основанное на всей полноте доступной информации.
• Повторно оцените интенсивность чувства (чувств), зафиксированного в графе 2, и запишите свои оценки в графу 7.
• Изменение эмоциональной реакции на ситуацию обычно связано со степенью правдоподобности зафиксированных альтернативных или взвешенных мыслей.
• Если после заполнения «Дневника мыслей» - вы не отметили изменения силы своих эмоций, используйте «Руководство по поиску ошибок» (с. 101), которое поможет понять, что ещё необходимо сделать, чтобы уменьшить неприятные переживания.
• Чем чаще вы будете заполнять «Дневник мыслей», тем быстрее вы станете гибко рассуждать о различных ситуациях и быстрее начнете автоматически учитывать альтернативные и взвешенные объяснения событий, не записывая их в «Дневник мыслей».
Глава 8 Эксперименты и планы действий
Мишель записалась на курсы испанского, чтобы подготовиться к путешест-вию в Мексику. Она научилась спрашивать направление, заказывать блюда и отвечать на простые вопросы. В Мексике Мишель обнаружила, что таксист и персонал гостиницы, в которой она остановилась, говорят по-английски. Распаковав чемоданы, Мишель решила сходить в ближайший круглосуточный магазинчик, чтобы купить открытки и почтовые марки. В магазине все очень быстро говорили на испанском. Мишель заглянула в разговорник, неуверенно подошла к прилавку и произнесла на испанском фразы, с помощью которых надеялась купить почтовые марки и открытки. К удивлению Мишель, продавщица улыбнулась ей и протянула нужное количество открыток и марок, которые Мишель намеревалась приобрести. Чем было вызвано удивление Мишель? Наше первое представление о чем-то новом обычно носит умственный характер. Мы знаем, что в другой стране говорят на другом языке, однако когда мы сами действительно говорим на этом языке, то сомневаемся, что нас поймут, поскольку произносимые слова и фразы очень отличаются от знакомых нам слов и фраз. Сначала наш родной язык кажется нам единственно верным способом изъяснения. Речь на другом языке воспринимается нами как реальное общение лишь после долгого периода практики. Хотя Мишель полагала, что ее фразы на испанском были составлены верно, она все же не была уверена в правильности своей речи, пока не начала получать позитивные реакции от людей, с которыми общалась в Мексике. Чем больше она разговаривала на испанском, тем большую уверенность обретала. Возможно, что формулирование альтернативных и взвешенных мыслей в «Дневнике мыслей» будет похоже на письменное изъяснение на иностранном языке. Как любой чужой язык, эти новые мысли.
Эксперимент Бена: Пронин руку и прикоснись и кому-нибудь 113 вероятно, покажутся неуклюжими, не совсем правдоподобными. Если автоматические мысли текут легко и спокойно, как знакомый родной язык, то альтернативные мысли возникают лишь благодаря приложенным усилиям. Возможно, вы поверите в новые мысли, но они не будут восприниматься как нечто гармонично связанное с вашим жизненным опытом, а также со старыми автоматическими мыслями. Как и для Мишель, осваивающей испанский, лучший способ для вас повысить правдоподобность альтернативных или взвешенных мыслей - это опробовать их в своей повседневной жизни. Если эти жизненные эксперименты повысят вашу веру в альтернативные / взвешенные мысли, положительный настрой станет более стабильным. Если такие эксперименты не подтвердят ваши новые представления, вы сможете использовать эту информацию для формулирования других альтернативных мыслей, которые будут лучше согласовываться с вашим жизненным опытом.
Эксперимент Бена: Протяни руку И прикоснись к кому-нибудь Обескураженность, которую испытал Бен в День благодарения, несколько уменьшилась, когда он осознал, что его детям к внукам все же было приятно его общество, и хотя они больше не нуждались в нем так, как раньше, они все еще прислушивались к его советам и по-своему нуждались в нем. Несмотря на то, что осознание этого улучшило настроение Бена, новая интерпретация ситуации не казалась ему вполне правдоподобной, хотя факты в целом ее подтверждали. Один из способов повышения уверенности Бена в своем новом выводе заключался в проведении некоторых «экспериментов», что позволяло проверить истинность его альтернативных мыслей. Бен решил проверить свои новые выводы («Они все еще по-своему нуждаются во мне, и им приятно мое общество»). Он позвонил своей дочери и зятю и предложил свои услуги в одном деле. Дочь и зять ответили, что в этом деле им не нужна его помощь. Бен не заключил из этого, что его отвергают, как он делал это раньше, а решил продолжить эксперимент: он спросил, не может ли он помочь в чем-то другом. Задумавшись на минуту, дочь ответила Бену, что лучшая подруга его внучки Эми переезжает в другой город, Эми чувствует себя одиноко, особенно после школы, когда обычно они играли со своей подругой. Бен с радостью согласился два-три раза в неделю приходить к Эми в послеурочное время.
114 Глава 6. Эксперименты и планы действий .
Эми также понравилась эта идея, особенно когда Бен спросил ее, чем бы ей было интересно заняться. Она ответила, что недавно записалась в футбольную команду и хотела бы поиграть в футбол. Бен согласился отвозить ее на площадку, где для этого было достаточно места. Эми обрадовалась, поскольку площадка находилась слишком далеко, чтобы добираться до нее пешком или на велосипеде, а родители работали и не могли ее туда отвозить. Бен был счастлив, что смог таким образом принять участие в воспитании своей внучки. Этот эксперимент позволил получить информацию, подтвердившую альтернативную мысль Бена («Хотя дети и внуки не нуждаются во мне так, как они нуждались раньше, им асе же приятно мое общество, и они все еще прислушиваются к моим советам»). Реакция семьи укрепила веру Бена в правильности его новой мысли и согласующихся с ней поступков и, кроме того, сделала возможным приятное времяпрепровождение с Эми. Бен, вероятно почувствовал бы себя отвергнутым, если бы рассуждал так, как раньше, и не стал бы настаивать, когда его дочь и зять сообщили ему о том, что его помощь в делах не нужна («Какой смысл? Я все равно им не нужен»). Альтернативные мысли Бена сделали его уверенным в поиске нового восприятия ситуации, поэтому он не отказался от действий после отклонения его предложения.
Эксперимент Линды: Ничегоне надо бояться, кроме самого страха Альтернативная мысль Линды, основанная на собранных ею фактах, заключалась в том, что учащенное сердцебиение и потоотделение - признаки тревоги, а не сердечного приступа. Хотя ее опыт подтвердил эту новую идею, Линда не была абсолютно уверена в новом объяснении своих симптомов. Чтобы обрести большую уверенность и собрать больше фактов, подтверждающих или опровергающих это объяснение, Линда решила проверить следующую мысль: «При учащенном сердцебиении и потоотделении мне ничего не угрожает. Эти симптомы могут быть вызваны физической нагрузкой, тревогой или другими факторами. Совсем не обязательно, что они вызваны сердечным приступом». Сидя в кабинете психотерапевта, Линда была вполне уверена, что физические симптомы являлись признаками тревоги. Однако в разгар панического приступа вне кабинета психотерапевта Линда все еще полагала, что ощущая сердцебиение и потоотделение, она умирает от сердечного приступа. Простого заполнения «Дневник» мыс-
Эксперимент Линды: Ничего не надо боятся, кроме самого страха 115 лей» было недостаточно, поскольку Линда верила в истинность альтернативных мыслей лишь тогда, когда не испытывала тревоги. Поэтому по совету психотерапевта Линда приступила к экспериментам, призванным проверить альтернативные мысли в состоянии тревоги. Для начала Линда с помощью психотерапевта осуществила ряд экспериментов в психотерапевтическом кабинете. При этом Линда увеличивала частоту сердечных сокращений, добивалась потоотделения и ощущения сдавленности в груди. Бег на месте и частое глубокое дыхание позволяли Линде за несколько минут вызвать все симптомы, которые ее так пугали. В кабинете психотерапевта Линда боялась их значительно меньше («Я вызвала их бегом и глубоким частым дыханием») и смогла убедиться в том, что потоотделение и сердцебиение возможны и без сердечного приступа. Во второй серии экспериментов Линда намеренно вызывала эти симптомы за пределами психотерапевтического кабинета. Ежедневно занимаясь физическими упражнениями, она вызывала у себя учащенное сердцебиение и потоотделение, а затем оценивала свою уверенность в том, что у нее нет сердечного приступа. Если у нее возникала мысль: «Со мной все в порядке, но если я позанимаюсь еще, то у меня начнется сердечный приступ», то она по совету психотерапевта продолжала физические занятия, чтобы проверить эту мысль. (Обратите внимание: прежде чем начать тренировки, Линда прошла полное медицинское обследование, и врач сообщил ей, что её сердце в порядке, поэтому продолжение занятий с медицинской точки зрения было неопасно, даже если Линда не всегда была в этом уверена.) Затем психотерапевт попросил Линду представить полет на самолете от момента взлета до момента посадки, пока из-за тревоги не начнется учащенное сердцебиение и потоотделение. Эти эксперименты помогли Линде убедиться в том, что тревога сама по себе способна вызвать учащенное сердцебиение и потоотделение. Во время таких воображаемых полетов Линда обретала уверенность в том, что эти симптомы не означают развития сердечного приступа. Наконец, Линда начала включать в свой график полеты на самолетах, которых раньше всячески избегала. Направляясь в аэропорт перед своим первым полетом, Линда надеялась, что проделанные эксперименты помогут ей не испытывать тревоги. Она с удивлением обнаружила, что с того момента, как она покинула дом, направляясь утром в аэропорт, ее сердце стало бешено биться, у нее выступил пот. Линда постаралась восстановить в памяти все ситуации, когда она испытывала те же ощущения, занимаясь спортом или вызвав у себя тревогу, и вспомнила, что ни в одной из
116 Глава 6. Эксперименты и планы действий
этих ситуаций у нее не было мысли о том, что симптомы, которые она ощущала по дороге в аэропорт, в действительности были признаками тревоги, а не сердечного приступа, Линда заставила себя отвлечься от телесных ощущений и сосредоточиться на отчете, который она взяла с собой и командировку. Через 10 минут сосредоточенной работы Линда заметила, что сердце пришло в норму. Поскольку отвлечение способно уменьшить тревогу, но не предотвратить сердечный приступ, Линда успокоилась - она не умирала, а просто нервничала. В дальнейшем, от месяца к месяцу Линде становилось летать на самолетах все легче и легче. Иногда она все же начинала тревожиться, особенно когда самолет попадал в зону турбулентности. Однако приступ паники прекращался, когда она напоминала себе, что её симптомы свидетельствуют о тревоге, а не о сердечном приступе. На рис. 8.1 показано, как Линда спланировала и осуществила два из её экспериментов. Даже когда приступы тревоги прекратились, Линда продолжала проводить поведенческие эксперименты для укрепления своей веры в то, что ее физические симптомы не опасны, а просто неприятны. Время от времени она не пыталась отвлечься от учащенного сердцебиения в течение 10 минут и более, чтобы еще раз убедиться в том, что оно неопасно, Линда поняла, что победила свою треногу, когда ей выдали первый бесплатный билет на самолет в качестве бонуса за частые полеты и когда она радостно запланировала еще один полет - в этот раз на отдых. Опыт Линды позволяет сформулировать несколько полезных рекомендаций в отношении планирования поведенческих экспериментов. 1. Разбейте эксперименты на небольшие этапы. Их легче преодолевать, а то, что вы узнаете на каждом небольшом этапе, поможет сам и дальнейшем делать более серьезные успехи. Линда начала свои эксперименты в кабинете психотерапевта, искусственно вызывая мучившие ее симптомы через физические упражнения. Затем она использовала физические упражнения уже дома, т.е. экспериментировала в отсутствие психотерапевта. Наконец, она начала совершать эксперименты, в которых ее симптомы провоцировались тревогой, - сначала с использованием воображения, а затем - в реальности. Полученный опыт ощущения сердцебиения при выполнении физический упражнений (первый небольшой этап) помог ей справиться с сердцебиением, вызванным тревогой. 2. Обычно нам необходимо провести целый ряд экспериментов, прежде чем мы сможем действительно поверить в правильность но-
Эксперимент Линды: Ничего не надо бояться, кроме самого страха 117
Рис. 8.1. Эксперимент Линды 118 Глава 8. Эксперименты и планы действий вого восприятий тех или иных событий. Линда верила, что ее симптомы не угрожают здоровью только тогда, когда не находилась в состоянии тревоги. Ей потребовалось совершить целый ряд экспериментов и осуществить не один полет на самолете, прежде чем она начала ощущать уверенность в своей новой мысли («При учащенном сердцебиении и потоотделении мне ничто не угрожает») не только в состоянии покоя, но и когда испытывала тревогу. Многочисленные эксперименты также помогли Линде лучше справляться со своей тревогой, так что у нее отпала необходимость избегать ситуаций, сулящих тревожные переживания. 3. Сама идея эксперимента заключается в том, чтобы выяснить, что же действительно происходит, когда мы пробуем совершить не что новое. Если результаты эксперимента не оправдали наших надежд, нужно найти решение проблемы, а не сдаваться. Поскольку во время первого полета на самолете Линда испытала довольно сильную тревогу, удивившую ее, то планируя свое второе путешествие, она внесла некоторые коррективы в стратегию преодоления беспокойства. Во-первых, перед доездкой в аэропорт она выпила стакан молока вместо прежнего кофе. Во-вторых, она выехала на полчаса раньше, чтобы не торопиться и иметь достаточно времени для того, чтобы успокоиться в случае, если она начнет нервничать. Эти два изменения ослабили влияние двух естественных причин учащения сердцебиения (кофеина и спешки). Линда также посвятила релаксации несколько минут до отъезда, так что частота сердцебиения перед поездкой в аэропорт оказалась ниже, что облегчило преодоление тревоги. 4. Важно в письменном виде изложить ход экспериментов и их результаты. Фиксирование экспериментов повышает вероятность того, что они вас чему-то научат. Летая на самолете до «официального» - начала экспериментов, Линда просто считала, что ей «повезло», если полет проходил нормально, и что «у нее поехала крыша», когда в полете у нее случались приступы паники. Изложив в письменном виде свои эксперименты, Линда смогла извлечь уроки и из положительного, и из отрицательного опыта.
Приложенные Линдой усилия помогли ей подготовиться к успешному преодолению первого полета на самолете. Для нее успех означал не отсутствие тревоги, а понимание того, что необходимо сделать, если она начнет ее испытывать. Линда добилась успеха еще и потому, что научилась убеждать себя в том, что учащенное сердцебиение вызвано тревогой, а не сердечным приступом.
Эксперимент Линды: Ничего не надо бояться, кроме самого страха 119
ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА
Вернитесь к поим затеям в «Дневнике мыслей», (сотовый вы заполнили в конце главы 6 (письменное задание 6.1) и главы 7 (письменное задание 7.2), и выберите альтернативную или взвешенную мысль, в которую вы недостаточно верите. Впишите эту мысль в строку «Мысль дм проверки» в письменном задании 8.1. Заполните столбцы письменного задания, организовав эксперимент, который поможет вам проверить вашу альтернативную/взвешенную мысль. Спрогнозируйте исход эксперимента, возможные проблемы в его осуществлении и разработайте стратегии для преодоления этих проблем. Используйте рекомендации из главы 8 для планирования своих экспериментов. Проведите эксперимент. Оцените его результаты и кратко охарактеризуйте та, чему он вас научил. Если результаты эксперимента не будут согласовываться с вашей альтернативной или взвешенной мыслью, проведите эксперимент еще раз, чтобы получить дополнительные данные, спланируйте другой эксперимент дня проверки этой же мысли, либо сформулируйте другую альтернативную / взвешенную мысль, которая бы соответствовала результатам эксперимента. Дополнительные бланки вы найдете в приложении. Не забудьте разбить эксперимент на небольшие этапы. Спланируйте и проведите еще несколько экспериментов для проверки тех же или других идей. Письменное задание 8.1 ЭКСПЕРИМЕНТ Мысль для проверки
Что мне помогли узнать эти эксперименты? __________________________________________________________________ Источник: Mind Over Mood by D. Greenberger & C. A. Padesky. © 1995, The Guilford Press. __________________________________________________________________ 118 Глава 8. Эксперименты и планы действий План действий Вика: Штиль после шторма Прочитав об экспериментах Бена и Линды, вы узнали, как с помощью одного или нескольких экспериментов проверить альтернативные / взвешенные мысли, сформулированные в «Дневнике мыслей». Эксперименты помогли Бену и Линде убедиться в правильности своих альтернативных представлений. Иногда заполнение «Дневника мыслей» приводит к выявлению проблемы, нуждающейся в разрешении. В этом случае после заполнения «Дневника мыслей» у вас макет возникнуть желание разработать план действий. Памятка__________________________________________________________
• Если заполнение «Дневника мыслей» привело к формулированию альтернативной или взвешенной мысли, которая соответствует фактам, но не кажется им достаточно правдоподобной, проведите ряд поведенческих экспериментов, чтобы проверить свои новые представления. • Если заполнение «Дневника мыслей» помогло выявить некую проблему, нуждающуюся в разрешении, составьте план действий для разрешения. __________________________________________________________________ Вспомним «Дневник мыслей» Вика в главе 7 (см. рис. 7.1). Проанализировав все доводы, Вик пришел к выводу о том, что он и его трезвость небезразличны Джуди. Он оценил свою уверенность в этом только на 80%, поскольку Джуди признала, что ее очень огорчают вспышки его гнева. Вик любил Джуди, поэтому он согласился с тем, что ему следует что-то изменить, иначе их отношения окажутся на грани разрыва, и решил составить план действий. Вик определил две задачи, выполнение которых гармонизировало бы их брак. Во-первых, он должен стать более внимательным к Джуди, чтобы показать, как он ее ценит. Во-вторых, он должен был впредь пресекать вспышки гнева. С помощью психотерапевта Вик разработал план действий (рис. 8.2). Это задание заставило Вика быть максимально конкретным. Он должен был установить время для реализации своего плана, предвидеть проблемы, которые могли бы помешать, а также разработать стратегия для разрешения этих проблем, с тем чтобы осуществить весь план целиком. Наконец, в бланке для задания были предусмотрены графы, в которых Вик мог фиксировать свои успехи.
План действий Мариссы: Свет в конце тоннеля 121 Вик добился значительных успехов в укреплении своего брака, составив конкретный план действий для улучшения отношений с Джуди и сокращения частоты вспышек гнева. Он действительно использовал рекомендации из колонки «Стратегии для преодоления проблем», что помогло ему преодолеть ситуации, которые раньше заканчивались вспышками гнева. Разработанный им совместно с психотерапевтом подробный план управления гневом разной силы помог Вику предотвращать эмоциональные взрывы. Вик следовал этому плану в течение многих недель, пока не научился справляться с разнообразными ситуациями, не впадая в ярость. Все случаи, когда он все же не сдерживался, Вик использовал для выявления новых проблем, которые предстояло решить, а также для разработки новых, более эффективных планов контролирования гнева.
План действий Мариссы: Свет в конце тоннеля Марисса и её психотерапевт посвятили несколько сеансов определению причин возникновения у Мариссы суицидальных мыслей. Одна из главных причин ощущаемой Мариссой глубокой безнадежности заключалась в ее уверенности в том, что её уволят и она не сможет содержать себя и детей. Ее жизнь была застрахована, поэтому она думала, что смерть от несчастного случая позволит о |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |