Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПОМОЩЬ ЛИНДЕ В ПОИСКЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ

ИЛИ ВЗВЕШЕННОЙ МЫСЛИ

В четвертую и пятую графы Линда вписала доводы, подтверждающие и опровергающие ее напряженную мысль «У меня сердечный при-

 

 

Письменное задание 7.1

ДНЕВНИК

 

1. Ситуации С кем? Что? Когда? Где? 2. Чувства а. Что вы чувствовали? б. Оцените каждое чувство (0-100%) 3. Автоматические мысли (образы) а. Что возникло в вашем сознании непосредственно перед тем, как у вас возникло это чувство? Какие-нибудь другие мысли? Образы? б. Подчеркните самую напряженную мысль 4. Доводы в пользу истинности напряженной мысли
Воскресный вечер, в самолете, готовящемся к вылету. Страх (98%). Меня тошнит. Сердце начинает биться все чаще. Выступает пот. У меня сердечный приступ Я не смогу выбраться из самолета и вовремя попасть в больницу. Я умру. У меня бешено бьется сердце. Выступил пот. Это признаки сердечного приступа.

 

 

Марисса: Альтернативное мышление 105

ступ». Опираясь на эти домам, запишите в шестую графу письменно­го задания 7.1 правдоподобную или взвешенную мысль, которая уменьшила бы страх Линды. Если вы испытываете затруднения в вы­полнении этого задания, используйте рекомендации из «Памятки» (в гла­ве 7). Прежде чем двигаться дальше, заполните шестую графу пись­менного задания 7.1.

 

ЗАПОЛНЕНИЕ «ДНЕВНИКА МЫСЛЕЙ» ЛИНДЫ

 

МЫСЛЕЙ

 

5. Доводы против истинности напряженной мысли 6. Альтернативные взвешенные мысли а. Запишите альтернативную или более взвешенную мысль   б. Оцените свою уверенность в каждой из альтернативных или взвешенных мыслей (0-100%)   7. Оцените свои чувства теперь Оцените свои чувства, зафиксированные в столбце 2, а также свои новые чувства (0-100%)
Учащенное сердцебиение может быть признаком признакам тревоги. Врач объяснил мне, что сердце - это мышца. Использование мышцы неопасно, и поэтому учащенное сердцебиение неопасно. Учащенное сердцебиение не означает, что у меня сердечный приступ. Со мной и раньше такое случалось в аэропортах, в самолетах, при мысли о полете. В прошлом в таких ситуациях учащенное сердцебиение прекращалось, когда я сосредоточивалась на чтении, журнала, начинала глубоко дышать, заполняла «Дневник мыслей» или рассуждала оптимистично.

 

 

 

 

106 Глава 7. Альтернативное и взвешенное мышление

 

Иногда бывает легче предложить альтернативную интерпретацию ситуации другим людям, а не себе самим. В главе 6 показан заполненный Линдой «Дневник мыслей» в отношении страха, который она испыта­ла, сидя в самолете, путового к взлету (рис. 6.6), Частично заполненный ею «Дневник мыслей» продублировал в письменном задании 7.1.

Сама Линда, заполняя шестую графу, проанализировала факты, зафиксированные ею в графах 4 и 5, и рассмотрела разнообразные альтернативы своей напряженной мысли. Факты свидетельствовали о том, что у нее не было сердечного приступа, а учащенное сердце-

 

ДНЕВНИК

 

1. Ситуации С кем? Что? Когда? Где? 2. Чувства а. Что вы чувствовали? б. Оцените каждое чувство (0-100%) 3. Автоматические мысли (образы) а. Что возникло в вашем сознании непосредственно перед тем, как у вас возникло это чувство? Какие-нибудь другие мысли? Образы? б. Подчеркните самую напряженную мысль   4. Доводы в пользу истинности напряженной мысли
Воскресный вечер, в самолете, готовящемся к вылету. Страх (98%). Меня тошнит. Сердце начинает биться все чаще. Выступает пот. У меня сердечный приступ Я не смогу выбраться из самолета и вовремя попасть в больницу. Я умру. У меня бешено бьется сердце. Выступил пот. Это признаки сердечного приступа.

 

 

Марисса: Альтернативное мышление 107

биение и потоотделение были вызваны тревогой и не представляли никакой опасности для здоровья. Линда заменила мысль «У меня сердечный приступ» выводом: «У меня бешено бьется сердце и вы­ступил пот, потому что я испытываю тревогу из-за нахождения в самолете. Мой врач уверил меня, что учащенное сердцебиение не опасно, и скорее всего через несколько минут сердечный ритм вой­дет в норму». «Дневник мыслей», который Линда окончательно за­полнила в самолете, стоявшем на взлетной полосе, представлен на рис 7.4.

 

 

МЫСЛЕЙ

 

5. Доводы против истинности напряженной мысли 6. Альтернативные взвешенные мысли а. Запишите альтернативную или более взвешенную мысль   б. Оцените свою уверенность в каждой из альтернативных или взвешенных мыслей (0-100%)   7. Оцените свои чувства теперь Оцените свои чувства, зафиксированные в столбце 2, а также свои новые чувства (0-100%)
Учащенное сердцебиение может быть признаком признакам тревоги. Врач объяснил мне, что сердце - это мышца. Использование мышцы неопасно, и поэтому учащенное сердцебиение неопасно. Учащенное сердцебиение не означает, что у меня сердечный приступ. Со мной и раньше такое случалось в аэропортах, в самолетах, при мысли о полете. В прошлом в таких ситуациях учащенное сердцебиение прекращалось, когда я сосредоточивалась на чтении, журнала, начинала глубоко дышать, заполняла «Дневник мыслей» или рассуждала оптимистично. У меня бешено бьется сердце и выступил пот, потому что я испы­тываю тревогу из-за нахождения в самолете (95%). Мой врач уверил меня, что учащенное сердцебиение не опасно, и скорее всего через несколько минут сердечный ритм войдет в норму (85%). Страх (25%).

108 Глава 7. Альтернативное и взвешенное мышление

 

Упражнение ____________________________________________________

ФОРМУЛИРОВАНИЕ СОБСТВЕННЫХ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ

ИЛИ ВЗВЕШЕННЫХ МЫСЛЕЙ

 

Заполните «Дневник мыслей», который вы начали в главе 6 (письмен­ное задание 6.1) точно так же, как вы это сделали для Линды: проана­лизируйте все доводы и сформулируйте альтернативную или взвешен­ную мысль.

Для начала используйте вопросы из «Памятки» («Альтернативное или взвешенное мышление»), которые помогут вам сформулировать альтер­нативную или взвешенную мысль в отношении напряженной мысли, выде­ленной в каждом из «Диетиков мыслей». Впишите альтернативную или

 

Письменное задание 7.2

ДНЕВНИК

 

1. Ситуация 2.Чувства 3. Автоматические мысли (образы)
С кем выбыли? Что вы делали? Когда это произошло? Где вы находились? Охарактеризуйте каж­дое из своих чувств одним словом. Оцените интенсивность чувств (0-100%). Ответьте на некоторые или на все вопросы: Что возникло в моем сознании непосредственно перед тем, как я начал испытывал? это чувство? Что это говорит обо мне, ес­ли это действительно так? Что это означает относитель­но меня, моей жизни, моего будущего? Чего я опасаюсь? Каков наихудший вариант развития событий, если это действительно так? Что это говорит о том, что ду­мают обо мне и что чувствуют по отношение ко мне другие люди? Какие образы и воспомина­ния возникли в моем созна­нии в этой ситуации.

 

Источник: Mind Over Mood by D. Greenberger & C. A. Padesky. © 1995,

The Guilford Press.

__________________________________________________________________

Марисса: Альтернативное мышление 109

взвешенную мысль е шестую графу «Дневника мыслей». Теперь оцените правдоподобность своих альтернативных или взвешенных целей по 100-балльной шкале. Впишите свои оценки рядом с мыслью в графе 6. Оцените свое чувство (чувства) после того, как вы записали альтерна­тивную или взвешенную мысль. Запишите свое чувство (чувства) и оценку (оценки) а графу 7. Есть ли связь между правдоподобностью вашей альтернативной/вмешенной мысли и степенью изменения ва­шей эмоциональной реакции? Если ваше настроение не улучшилось, используйте «Руководство по поиску ошибок» (глава 7), чтобы попы­таться понять, почему это произошло. Постарайтесь внести исправле­ния в ваш «Дневник мыслей», так чтобы он более эффективно помог вам уменьшить неприятные чувства.

 

Полный «дневник мыслей»

МЫСЛЕЙ

4. Доводы в пользу истинности напряженной мысли 5. Доводы против истинности напряженной мысли. 6. Альтернативные / взвешенные мысли. 7. Оцените свои чувства теперь
Обведите в предыдущей графе напряженную мысль, для которой вы будете искать доказательства. Запишите факты, подтверждаю­щие этот вывод. (Пытайтесь избегать догадок и интерпретирования фактов.) Задайте себе вопросы из рубрики «По­лезные рекомендации», которые помогут вам найти доказательства ошибочности вашей напряженной мысли. Задайте себе вопросы из рубрики «Полезные рекомендации» (см. главу 7). Они помогут ни сформулировать альтернативную или взвешенную мысль. Запишите альтерна­тивную или взвешенную мысль. Оцените свою уверенность в каждой из альтернативных или вмешенных мыслей (0-100%). Продублируйте чувства из графы 2. Вновь оцените силу каж­дого из чувств, а также любые но­вые записи по 100-балльной шкале.

 

110 Глава 7. Альтернативное и взвешенное мышление

 

Когда Линда иначе проинтерпретировала свое учащенное сердце­биение и потоотделение, ее страх значительно уменьшился. Этот страх был связан с мыслью: «У меня сердечный приступ». Проанализировав доводы за и против этой мысли и придя к выводу, что у нее нет сердеч­ного приступа, Линда смогла значительно уменьшить свой страх.

Теперь вы таете все, что необходимо для того, чтобы заполнять семь граф «Дневника мыслей». Заполняя «Дневник мыслей», вы распознаете и изменяете мысли и представления, способствующие вантам неприятным переживаниям, формулирование альтернатив­ных или взвешенных мыслей помогает избавиться от автоматиче­ских мыслей, которые вносят существенный вклад в ваши нынешние трудности. Если вы сумеете увидеть себя и ситуацию в ином ракурсе, возможно, ваше отношение к себе и своей жизни улучшится.

Заполняйте «Дневник мыслей» два-три раза в неделю, и это по­может вам развить альтернативное/взвешенное мышление. (Пустые бланки для «Дневника мыслей» включены в приложение). В даль­нейшем, столкнувшись с затруднениями при оценке той или иной мысли, вы можете записать все доводы в «Дневник мыслей».

Регулярное заполнение «Дневника мыслей» имеет два преиму­щества. Во-первых, «Дневник мыслей» поможет вам шире взглянуть на беспокоящие вас ситуации, так что в основе ваших реакций будет многосторонняя, а не фрагментарная, порой искаженная информа­ция. Во-вторых, «Дневник мыслей» реально поможет вам научиться более гибкому автоматическому мышлению. Заполнив «Дневник мыслей» 20-50 раз, многие люди отмечают, что в стрессовых ситуа­циях у них возникают альтернативные или взвешенные мысли, даже если они не записывают их в свои «Дневники». Достигнув этого со­стояния, вы начнете все реже и реже сталкиваться с действительно неприятными ситуациями и сможете потратить свои силы на разре­шение оставшихся проблем и получение удовольствия от других си­туаций.

 

Резюме

 

• Графа 6 «Дневника мыслей» - «Альтернативные или взвешенные мысли» - обобщает важные доводы, зафиксированные в гра­фах 4 и 5.

 

• Если факты не подтверждают вашу автоматическую мысль (автоматические мысли), зафиксируйте альтернативную точку зрения на ситуацию, которая бы согласовывалась с этими фактами.

 

 

Резюме 111

 

• Если факты лишь частично подтверждают вашу автоматическую мысль (автоматические мысли), впишите взвешенную мысль, обобщающую доводы за и против вашей исходной мысли.

 

• Задайте себе вопросы из «Памятки» (в этой же главе). Они помогут сформулировать альтернативную или взвешенную мысль.

 

• Альтернативное или взвешенное мышление – это не просто позитивное мышление или попытка сохранить хладнокровие. Альтернативные / взвешенные мысли отражают новое значение ситуации, основанное на всей полноте доступной информации.

 

• Повторно оцените интенсивность чувства (чувств), зафиксированного в графе 2, и запишите свои оценки в графу 7.

 

• Изменение эмоциональной реакции на ситуацию обычно связано со степенью правдоподобности зафиксированных альтернативных или взвешенных мыслей.

 

• Если после заполнения «Дневника мыслей» - вы не отметили изменения силы своих эмоций, используйте «Руководство по поис­ку ошибок» (с. 101), которое поможет понять, что ещё необходимо сделать, чтобы уменьшить неприятные переживания.

 

• Чем чаще вы будете заполнять «Дневник мыслей», тем быстрее вы станете гибко рассуждать о различных ситуациях и быстрее начнете автоматически учитывать альтернативные и взвешенные объяснения событий, не записывая их в «Дневник мыслей».

 

 

 

Глава 8

Эксперименты и планы действий

 

 

Мишель записалась на курсы испанского, чтобы подготовиться к пу­тешест-вию в Мексику. Она научилась спрашивать направление, за­казывать блюда и отвечать на простые вопросы. В Мексике Мишель обнаружила, что таксист и персонал гостиницы, в которой она оста­новилась, говорят по-английски. Распаковав чемоданы, Мишель ре­шила сходить в ближайший круглосуточный магазинчик, чтобы ку­пить открытки и почтовые марки.

В магазине все очень быстро говорили на испанском. Мишель за­глянула в разговорник, неуверенно подошла к прилавку и произнесла на испанском фразы, с помощью которых надеялась купить почто­вые марки и открытки. К удивлению Мишель, продавщица улыбну­лась ей и протянула нужное количество открыток и марок, которые Мишель намеревалась приобрести.

Чем было вызвано удивление Мишель?

Наше первое представление о чем-то новом обычно носит умст­венный характер. Мы знаем, что в другой стране говорят на другом языке, однако когда мы сами действительно говорим на этом языке, то сомневаемся, что нас поймут, поскольку произносимые слова и фразы очень отличаются от знакомых нам слов и фраз. Сначала наш родной язык кажется нам единственно верным способом изъясне­ния. Речь на другом языке воспринимается нами как реальное обще­ние лишь после долгого периода практики.

Хотя Мишель полагала, что ее фразы на испанском были состав­лены верно, она все же не была уверена в правильности своей речи, пока не начала получать позитивные реакции от людей, с которыми общалась в Мексике. Чем больше она разговаривала на испанском, тем большую уверенность обретала.

Возможно, что формулирование альтернативных и взвешенных мыслей в «Дневнике мыслей» будет похоже на письменное изъясне­ние на иностранном языке. Как любой чужой язык, эти новые мысли.

 

Эксперимент Бена: Пронин руку и прикоснись и кому-нибудь 113

вероятно, покажутся неуклюжими, не совсем правдоподобными. Если автоматические мысли текут легко и спокойно, как знакомый родной язык, то альтернативные мысли возникают лишь благодаря прило­женным усилиям. Возможно, вы поверите в новые мысли, но они не будут восприниматься как нечто гармонично связанное с вашим жиз­ненным опытом, а также со старыми автоматическими мыслями.

Как и для Мишель, осваивающей испанский, лучший способ для вас повысить правдоподобность альтернативных или взвешенных мыслей - это опробовать их в своей повседневной жизни. Если эти жизненные эксперименты повысят вашу веру в альтернативные / взвешенные мысли, положительный настрой станет более стабильным. Если такие эксперименты не подтвердят ваши новые представления, вы сможете использовать эту информацию для формулирования дру­гих альтернативных мыслей, которые будут лучше согласовываться с вашим жизненным опытом.

 

Эксперимент Бена: Протяни руку

И прикоснись к кому-нибудь

Обескураженность, которую испытал Бен в День благодарения, не­сколько уменьшилась, когда он осознал, что его детям к внукам все же было приятно его общество, и хотя они больше не нуждались в нем так, как раньше, они все еще прислушивались к его советам и по-своему нуждались в нем. Несмотря на то, что осознание этого улуч­шило настроение Бена, новая интерпретация ситуации не казалась ему вполне правдоподобной, хотя факты в целом ее подтверждали. Один из способов повышения уверенности Бена в своем новом вы­воде заключался в проведении некоторых «экспериментов», что по­зволяло проверить истинность его альтернативных мыслей. Бен решил проверить свои новые выводы («Они все еще по-своему нуждаются во мне, и им приятно мое общество»). Он позвонил своей дочери и зятю и предложил свои услуги в одном деле. Дочь и зять ответили, что в этом деле им не нужна его помощь. Бен не заключил из этого, что его отвергают, как он делал это раньше, а решил продолжить экс­перимент: он спросил, не может ли он помочь в чем-то другом.

Задумавшись на минуту, дочь ответила Бену, что лучшая подруга его внучки Эми переезжает в другой город, Эми чувствует себя оди­ноко, особенно после школы, когда обычно они играли со своей по­другой. Бен с радостью согласился два-три раза в неделю прихо­дить к Эми в послеурочное время.

 

114 Глава 6. Эксперименты и планы действий .

 

Эми также понравилась эта идея, особенно когда Бен спросил ее, чем бы ей было интересно заняться. Она ответила, что недавно запи­салась в футбольную команду и хотела бы поиграть в футбол. Бен согласился отвозить ее на площадку, где для этого было достаточно места. Эми обрадовалась, поскольку площадка находилась слишком далеко, чтобы добираться до нее пешком или на велосипеде, а роди­тели работали и не могли ее туда отвозить. Бен был счастлив, что смог таким образом принять участие в воспитании своей внучки.

Этот эксперимент позволил получить информацию, подтвердившую альтернативную мысль Бена («Хотя дети и внуки не нуждают­ся во мне так, как они нуждались раньше, им асе же приятно мое об­щество, и они все еще прислушиваются к моим советам»). Реакция семьи укрепила веру Бена в правильности его новой мысли и согла­сующихся с ней поступков и, кроме того, сделала возможным прият­ное времяпрепровождение с Эми. Бен, вероятно почувствовал бы се­бя отвергнутым, если бы рассуждал так, как раньше, и не стал бы настаивать, когда его дочь и зять сообщили ему о том, что его по­мощь в делах не нужна («Какой смысл? Я все равно им не нужен»). Альтернативные мысли Бена сделали его уверенным в поиске нового восприятия ситуации, поэтому он не отказался от действий после от­клонения его предложения.

 

Эксперимент Линды: Ничегоне надо бояться, кроме самого страха

Альтернативная мысль Линды, основанная на собранных ею фактах, заключалась в том, что учащенное сердцебиение и потоотделение - признаки тревоги, а не сердечного приступа. Хотя ее опыт подтвер­дил эту новую идею, Линда не была абсолютно уверена в новом объ­яснении своих симптомов. Чтобы обрести большую уверенность и собрать больше фактов, подтверждающих или опровергающих это объяснение, Линда решила проверить следующую мысль: «При уча­щенном сердцебиении и потоотделении мне ничего не угрожает. Эти симптомы могут быть вызваны физической нагрузкой, тревогой или другими факторами. Совсем не обязательно, что они вызваны сер­дечным приступом».

Сидя в кабинете психотерапевта, Линда была вполне уверена, что физические симптомы являлись признаками тревоги. Однако в раз­гар панического приступа вне кабинета психотерапевта Линда все еще полагала, что ощущая сердцебиение и потоотделение, она уми­рает от сердечного приступа. Простого заполнения «Дневник» мыс-

 

Эксперимент Линды: Ничего не надо боятся, кроме самого страха 115

лей» было недостаточно, поскольку Линда верила в истинность альтернативных мыслей лишь тогда, когда не испытывала тревоги.

Поэтому по совету психотерапевта Линда приступила к экспери­ментам, призванным проверить альтернативные мысли в состоянии тревоги. Для начала Линда с помощью психотерапевта осуществила ряд экспериментов в психотерапевтическом кабинете. При этом Линда увеличивала частоту сердечных сокращений, добивалась по­тоотделения и ощущения сдавленности в груди. Бег на месте и час­тое глубокое дыхание позволяли Линде за несколько минут вызвать все симптомы, которые ее так пугали. В кабинете психотерапевта Линда боялась их значительно меньше («Я вызвала их бегом и глу­боким частым дыханием») и смогла убедиться в том, что потоотделе­ние и сердцебиение возможны и без сердечного приступа.

Во второй серии экспериментов Линда намеренно вызывала эти симптомы за пределами психотерапевтического кабинета. Ежедневно занимаясь физическими упражнениями, она вызывала у себя уча­щенное сердцебиение и потоотделение, а затем оценивала свою уве­ренность в том, что у нее нет сердечного приступа. Если у нее возни­кала мысль: «Со мной все в порядке, но если я позанимаюсь еще, то у меня начнется сердечный приступ», то она по совету психотерапевта продолжала физические занятия, чтобы проверить эту мысль. (Об­ратите внимание: прежде чем начать тренировки, Линда прошла полное медицинское обследование, и врач сообщил ей, что её сердце в порядке, поэтому продолжение занятий с медицинской точки зре­ния было неопасно, даже если Линда не всегда была в этом уверена.) Затем психотерапевт попросил Линду представить полет на само­лете от момента взлета до момента посадки, пока из-за тревоги не начнется учащенное сердцебиение и потоотделение. Эти экспери­менты помогли Линде убедиться в том, что тревога сама по себе спо­собна вызвать учащенное сердцебиение и потоотделение. Во время таких воображаемых полетов Линда обретала уверенность в том, что эти симптомы не означают развития сердечного приступа. Наконец, Линда начала включать в свой график полеты на самолетах, которых раньше всячески избегала.

Направляясь в аэропорт перед своим первым полетом, Линда надеялась, что проделанные эксперименты помогут ей не испытывать тревоги. Она с удивлением обнаружила, что с того момента, как она покинула дом, направляясь утром в аэропорт, ее сердце стало бешено биться, у нее выступил пот. Линда постаралась восстановить в памяти все ситуации, когда она испытывала те же ощущения, занимаясь спортом или вызвав у себя тревогу, и вспомнила, что ни в одной из

 

116 Глава 6. Эксперименты и планы действий

 

этих ситуаций у нее не было мысли о том, что симптомы, которые она ощущала по дороге в аэропорт, в действительности были признаками тревоги, а не сердечного приступа, Линда заставила себя отвлечься от телесных ощущений и сосредоточиться на отчете, который она взяла с собой и командировку. Через 10 минут сосредоточенной работы Лин­да заметила, что сердце пришло в норму. Поскольку отвлечение спо­собно уменьшить тревогу, но не предотвратить сердечный приступ, Линда успокоилась - она не умирала, а просто нервничала.

В дальнейшем, от месяца к месяцу Линде становилось летать на самолетах все легче и легче. Иногда она все же начинала тревожить­ся, особенно когда самолет попадал в зону турбулентности. Однако приступ паники прекращался, когда она напоминала себе, что её симптомы свидетельствуют о тревоге, а не о сердечном приступе. На рис. 8.1 показано, как Линда спланировала и осуществила два из её экспериментов.

Даже когда приступы тревоги прекратились, Линда продолжала проводить поведенческие эксперименты для укрепления своей веры в то, что ее физические симптомы не опасны, а просто неприятны. Время от времени она не пыталась отвлечься от учащенного сердце­биения в течение 10 минут и более, чтобы еще раз убедиться в том, что оно неопасно, Линда поняла, что победила свою треногу, когда ей выдали первый бесплатный билет на самолет в качестве бонуса за частые полеты и когда она радостно запланировала еще один по­лет - в этот раз на отдых.

Опыт Линды позволяет сформулировать несколько полезных рекомендаций в отношении планирования поведенческих экспериментов.

1. Разбейте эксперименты на небольшие этапы. Их легче преодоле­вать, а то, что вы узнаете на каждом небольшом этапе, поможет сам и дальнейшем делать более серьезные успехи. Линда начала свои эксперименты в кабинете психотерапевта, искусственно вы­зывая мучившие ее симптомы через физические упражнения. Затем она использовала физические упражнения уже дома, т.е. экспе­риментировала в отсутствие психотерапевта. Наконец, она начала совершать эксперименты, в которых ее симптомы провоцирова­лись тревогой, - сначала с использованием воображения, а за­тем - в реальности. Полученный опыт ощущения сердцебиения при выполнении физический упражнений (первый небольшой этап) помог ей справиться с сердцебиением, вызванным тревогой.

2. Обычно нам необходимо провести целый ряд экспериментов, пре­жде чем мы сможем действительно поверить в правильность но-

 

Эксперимент Линды: Ничего не надо бояться, кроме самого страха 117

 

Мысль для проверки При учащенном сердцебиении и потоотделении мне ничто не угрожает. Эти симптомы могут быть вызваны физической нагрузкой, тревогой и другими факторами. Совсем необязательно, что они вызваны сердечным приступом.
Эксперимент Прогноз Возможные Проблемы Стратегии преодоления этих проблем Результаты эксперимента В какой мере результат эксперимента подтверждает проверяемую мысль (0-100%)
В кабинете психотерапевта я вызову у себя учащенное сердцебиение бегом на месте. Когда я прекращу бег, сердце скоро придет в норму Возможно, я решу, что у меня сердечный приступ, и прерву из-за этого эксперимент. Я скажу психотерапевту о своем подозрении, и он поможет мне решить, что делать дальше Сердце начало биться чаще вскоре после начала бега и пришло в норму примерно через 10 минут после его прекращения 100%
Я представлю, что в аэропорту, захожу в самолет, он взлетает Когда я представлю эту сцену, сердце начнет биться чаще и выступит пот. Когда я прекращу фантазировать, все придет в норму Возможно, я прерву эксперимент, если сердце будет биться слишком сильно. Возможно, я подумаю, что у меня сердечный приступ и паника. Если мне покажется, что у меня сердечный приступ, то за минуту-две я смогу отвлечься от фантазий, успокоиться с помощью глубокого дыхания, а затем продолжить эксперимент. По мере того, как я фантазировала все больше, сердце стало биться все чаще, выступил пот. Когда я перестала фантазировать, сердце пришло в норму, потоотделение прекратилось 100%
Что мне помогли узнать эти эксперименты Учащенное сердцебиение и потоотделение могут быть вызваны тревогой или физической нагрузкой.

Рис. 8.1. Эксперимент Линды

118 Глава 8. Эксперименты и планы действий

вого восприятий тех или иных событий. Линда верила, что ее симптомы не угрожают здоровью только тогда, когда не находи­лась в состоянии тревоги. Ей потребовалось совершить целый ряд экспериментов и осуществить не один полет на самолете, пре­жде чем она начала ощущать уверенность в своей новой мысли («При учащенном сердцебиении и потоотделении мне ничто не угрожает») не только в состоянии покоя, но и когда испытывала тревогу. Многочисленные эксперименты также помогли Линде лучше справляться со своей тревогой, так что у нее отпала необ­ходимость избегать ситуаций, сулящих тревожные переживания.

3. Сама идея эксперимента заключается в том, чтобы выяснить, что же действительно происходит, когда мы пробуем совершить не­ что новое. Если результаты эксперимента не оправдали наших надежд, нужно найти решение проблемы, а не сдаваться. Посколь­ку во время первого полета на самолете Линда испытала довольно сильную тревогу, удивившую ее, то планируя свое второе путе­шествие, она внесла некоторые коррективы в стратегию преодо­ления беспокойства. Во-первых, перед доездкой в аэропорт она выпила стакан молока вместо прежнего кофе. Во-вторых, она вы­ехала на полчаса раньше, чтобы не торопиться и иметь достаточ­но времени для того, чтобы успокоиться в случае, если она начнет нервничать. Эти два изменения ослабили влияние двух естест­венных причин учащения сердцебиения (кофеина и спешки). Линда также посвятила релаксации несколько минут до отъезда, так что частота сердцебиения перед поездкой в аэропорт оказа­лась ниже, что облегчило преодоление тревоги.

4. Важно в письменном виде изложить ход экспериментов и их ре­зультаты. Фиксирование экспериментов повышает вероятность того, что они вас чему-то научат. Летая на самолете до «офици­ального» - начала экспериментов, Линда просто считала, что ей «по­везло», если полет проходил нормально, и что «у нее поехала крыша», когда в полете у нее случались приступы паники. Изложив в письменном виде свои эксперименты, Линда смогла извлечь уро­ки и из положительного, и из отрицательного опыта.

 

Приложенные Линдой усилия помогли ей подготовиться к успеш­ному преодолению первого полета на самолете. Для нее успех озна­чал не отсутствие тревоги, а понимание того, что необходимо сде­лать, если она начнет ее испытывать. Линда добилась успеха еще и потому, что научилась убеждать себя в том, что учащенное сердце­биение вызвано тревогой, а не сердечным приступом.

 

Эксперимент Линды: Ничего не надо бояться, кроме самого страха 119


Упражнение

ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

 

Вернитесь к поим затеям в «Дневнике мыслей», (сотовый вы запол­нили в конце главы 6 (письменное задание 6.1) и главы 7 (письменное задание 7.2), и выберите альтернативную или взвешенную мысль, в ко­торую вы недостаточно верите. Впишите эту мысль в строку «Мысль дм проверки» в письменном задании 8.1. Заполните столбцы письмен­ного задания, организовав эксперимент, который поможет вам прове­рить вашу альтернативную/взвешенную мысль. Спрогнозируйте исход эксперимента, возможные проблемы в его осуществлении и разрабо­тайте стратегии для преодоления этих проблем. Используйте рекомен­дации из главы 8 для планирования своих экспериментов.

Проведите эксперимент. Оцените его результаты и кратко охарактери­зуйте та, чему он вас научил. Если результаты эксперимента не будут согласовываться с вашей альтернативной или взвешенной мыслью, проведите эксперимент еще раз, чтобы получить дополнительные дан­ные, спланируйте другой эксперимент дня проверки этой же мысли, либо сформулируйте другую альтернативную / взвешенную мысль, ко­торая бы соответствовала результатам эксперимента. Дополнительные бланки вы найдете в приложении. Не забудьте разбить эксперимент на небольшие этапы. Спланируйте и проведите еще несколько экспериментов для проверки тех же или других идей.

Письменное задание 8.1

ЭКСПЕРИМЕНТ

Мысль для проверки

 

Экспе-римент Про- гноз Возможные проблемы Стратегии преодоления этих проблем Результаты эксперимента В какой мере результаты эксперимента подтверждают проверяемую мысль? (0%-100%)
           
           

Что мне помогли узнать эти эксперименты?

__________________________________________________________________

Источник: Mind Over Mood by D. Greenberger & C. A. Padesky. © 1995,

The Guilford Press.

__________________________________________________________________

118 Глава 8. Эксперименты и планы действий

План действий Вика: Штиль после шторма

Прочитав об экспериментах Бена и Линды, вы узнали, как с помо­щью одного или нескольких экспериментов проверить альтернатив­ные / взвешенные мысли, сформулированные в «Дневнике мыслей». Эксперименты помогли Бену и Линде убедиться в правильности своих альтернативных представлений.

Иногда заполнение «Дневника мыслей» приводит к выявлению проблемы, нуждающейся в разрешении. В этом случае после запол­нения «Дневника мыслей» у вас макет возникнуть желание разрабо­тать план действий.

Памятка__________________________________________________________

 

• Если заполнение «Дневника мыслей» привело к формулированию альтернативной или взвешенной мысли, которая соответствует фак­там, но не кажется им достаточно правдоподобной, проведите ряд поведенческих экспериментов, чтобы проверить свои новые пред­ставления.

• Если заполнение «Дневника мыслей» помогло выявить некую про­блему, нуждающуюся в разрешении, составьте план действий для разрешения.

__________________________________________________________________

Вспомним «Дневник мыслей» Вика в главе 7 (см. рис. 7.1). Проанализировав все доводы, Вик пришел к выводу о том, что он и его трезвость небезразличны Джуди. Он оценил свою уверенность в этом только на 80%, поскольку Джуди признала, что ее очень огорчают вспышки его гнева. Вик любил Джуди, поэтому он согласился с тем, что ему следует что-то изменить, иначе их отношения окажутся на грани разрыва, и решил составить план действий.

Вик определил две задачи, выполнение которых гармонизирова­ло бы их брак. Во-первых, он должен стать более внимательным к Джуди, чтобы показать, как он ее ценит. Во-вторых, он должен был впредь пресекать вспышки гнева. С помощью психотерапевта Вик разработал план действий (рис. 8.2). Это задание заставило Вика быть максимально конкретным. Он должен был установить время для реализации своего плана, предвидеть проблемы, которые могли бы помешать, а также разработать стратегия для разрешения этих проблем, с тем чтобы осуществить весь план целиком. Наконец, в блан­ке для задания были предусмотрены графы, в которых Вик мог фиксировать свои успехи.

 

 

План действий Мариссы: Свет в конце тоннеля 121

Вик добился значительных успехов в укреплении своего брака, со­ставив конкретный план действий для улучшения отношений с Джу­ди и сокращения частоты вспышек гнева. Он действительно исполь­зовал рекомендации из колонки «Стратегии для преодоления про­блем», что помогло ему преодолеть ситуации, которые раньше заканчи­вались вспышками гнева. Разработанный им совместно с психотера­певтом подробный план управления гневом разной силы помог Вику предотвращать эмоциональные взрывы.

Вик следовал этому плану в течение многих недель, пока не научился справляться с разнообразными ситуациями, не впадая в ярость. Все случаи, когда он все же не сдерживался, Вик использо­вал для выявления новых проблем, которые предстояло решить, а так­же для разработки новых, более эффективных планов контроли­рования гнева.

 

План действий Мариссы: Свет в конце тоннеля

Марисса и её психотерапевт посвятили несколько сеансов определе­нию причин возникновения у Мариссы суицидальных мыслей. Одна из главных причин ощущаемой Мариссой глубокой безнадежности заключалась в ее уверенности в том, что её уволят и она не сможет содержать себя и детей. Ее жизнь была застрахована, поэтому она ду­мала, что смерть от несчастного случая позволит о

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...