Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменения в технических процедурах

 

Один из способов выяснить, что составляет сущность психоаналитической терапии, — бросить взгляд с высо­ты птичьего полета на его историческое развитие и отметить основные этапы изменений технических проце­дур и процессов лечения. После этого следует изложить краткое содержание выдающихся работ Фрейда по данным вопросам. Более детальные исследования каж­дого предмета, включающие работы других авторов, будут найдены в соответствующем месте в последую­щем тексте.

Позвольте мне определить терминологию. Я исполь­зую термин «техническая процедура», говоря о ком­плексе приемов, инструмента, взаимодействий, а так­же об определенных принятых на себя терапевтом или пациентом обязательствах, в целях дальнейшего про­цесса, терапевтического. Гипноз, внушение, свободная ассоциация, интерпретация — примеры технических процедур. Термин «терапевтический процесс» исполь­зуется по отношению к взаимосвязанным сериям пси­хических событий, последовательности психических влияний и действий, которые имеют лечебную цель или эффект. Они обычно бывают спровоцированы путем технических процедур. Отреагирование, восстановление памяти, инсайт — терапевтические процессы (см. Е. Вибринг (1954) — похожий, но более общий подход). Техника психоанализа не была обнаружена вдруг. Она постепенно эволюировала по мере того, как Фрейд искал способы эффективной помощи невротическим па­циентам. Хотя позже он и отрицал восторженность по поводу терапии, как таковой, именно излечение как цель привело его к открытию психоанализа.

Фрейд был проницательным клиницистом, он смог увидеть, что имеет значение в запутанных последова­тельностях клинических событий, являющихся послед­ствиями различных технических процедур, которые он применил. У него был также дар воображения и тео­ретического осмысления, соединяя которые, он строил

 

– 10 –

 

гипотезы соответствия техники клиническим проявле­ниям и терапевтическим процессам. К счастью, Фрейд обладал той комбинацией темперамента и черт харак­тера, которые дали ему возможность быть и завоевате­лем сознания, «искателем приключений», и вниматель­ным научным исследователем (Джонес, 1953, с. 348; 1955, Глава 16). У него была уверенность в успехе и спо­собность исследовать новые области мышления энергич­но и творчески. Когда что-то оказывалось неверным, у не­го хватало скромности изменить как технику, так и теорию.

При внимательном чтении статей Фрейда по технике и клинике обнаруживается, что изменения в технике не были резкими или завершенными. Можно увидеть изменения в расстановке акцентов или в порядке зна­чимости, отмеченном для данной процедуры или тера­певтического процесса. Вместе с тем можно описать различные фазы в развитии технических процедур и в теории терапевтического процесса. Сам Фрейд кратко описал три фазы, но это было до того, как он подошел к структурной точке зрения (1914с).

 

 

Хотя Фрейд знал о случае Анны О. от Брейера в 1882 году и изучал гипноз у Шарко с октября 1885 по февраль 1886 гг., он ограничивался использованием общепринятых терапевтических методов того времени, когда начинал практиковать. На протяжении почти 20 месяцев он применял электростимуляцию, водолечение, массаж и т. д. (Джонес, 1953; Глава 12). Неудовлетворен­ный результатами, он начал использовать гипноз в декаб­ре 1887 г., очевидно, пытаясь подавить симптом пациента. В случае Эммы фон Н. (1889) Фрейд впервые исполь­зовал гипноз в целях катарсиса. Его терапевтический подход состоял в следующем: он гипнотизировал паци­ентку и приказывал ей рассказывать о происхождении каждого из ее симптомов. Он настойчиво спрашивал, что испугало ее, что вызвало рвоту или опечалило ее, когда происходили те события и т. д. Пациентка отве­чала серией воспоминаний, что сопровождалось сильным аффектам. В конце Фрейд внушал пациентке, чтобы она забыла эти воспоминания.

 

– 11 –

 

К 1892 году Фрейд осознал, что его способность гипнотизировать пациентов небезгранична, и он встал перед выбором: либо отказаться от катартического ле­чения, либо попытаться делать это без сомнамбуличес­кой стадии (Броер и Фрейд, 1893—95, с. 108). Чтобы объяснить свой подход, он напомнил, что Бернхейм продемонстрировал, что пациентов можно заставить вспомнить события просто путем внушения (с. 109). Фрейд, следовательно, пришел к предположению, что пациенты знают все, что имеет для них патогенное значение, и вопрос только в том, чтобы заставить их со­общить это. Он приказывал пациентам лечь, закрыть глаза и сконцентрироваться. Он надавливал на лоб и настойчиво говорил, что воспоминания должны появить­ся (с. 270).

Элизабет фон Р. (1892) была первой пациенткой, ко­торую Фрейд вылечил внушением в бодрствующем со­стоянии. К 1896 году Фрейд отказался от гипноза1. Не совсем ясно, когда он отказался от использования вну­шения как основного терапевтического инструмента. Тем не менее, к 1896 г. Фрейд уже совершенно закон­чил свою работу над «Толкованием сновидений», хотя она не была опубликована до 1900 г. Вероятно, со спо­собностью постигать структуру и значение сновидений возросло его умение интерпретировать их. Как следст­вие этого, Фрейд получил возможность все более и бо­лее полагаться на спонтанное продуцирование материа­ла пациентом. Он мог использовать интерпретации и конструкции, чтобы достичь вытесненных воспоминаний.

Точной даты открытия процедуры свободных ассо­циаций нет. Вероятно, она постепенно развивалась между 1892 и 1896 годами, уверенно очищаясь от гипно­за, внушения, давления и опрашивания, которые сопро­вождали ее вначале (Джонес, 1953, с. 242—244). На­меки на нее появились уже в 1889 г., в случае Эммы фон Н. (Брейер, Фрейд, 1893—95, с. 56). Джонес опи­сывает исторический случай, когда Фрейд настойчиво расспрашивал Элизабет фон Р. и она упрекнула его в том, что он прерывает ход ее мыслей. Фрейд скромно принял этот совет, и метод свободной ассоциации сде­лал гигантский шаг вперед.

__________

 

1 См. комментарии «Страки. Стандарт Эдишн», 2:111.

 

– 12 –

 

Фрейд объяснял, что при отказе от гипноза и внуше­ния утрачивается возможность доступа к вытесненному материалу и, следовательно, возможность получить па­тогенные воспоминания и фантазии. Свободная ассоци­ация — совершенно достаточный заменитель их, позво­ляющий непроизвольным мыслям пациента проявиться в терапевтической ситуации. Вот описание этого метода, сделанное Фрейдом: «Не оказывая какого-либо давле­ния, аналитик предлагает пациенту лечь удобно на со­фе, тогда как сам он сидит на стуле за ним, вне поля зрения пациента. Он даже не просит его закрыть глаза и избегает любых прикосновений, так же, как избега­ет всяких других процедур, которые могут напомнить о гипнозе. Сеанс, следовательно, проходит как беседа меж­ду двумя людьми, в равной степени бодрствующими, но один из них воздерживается от любых мускульных усилий и любых отвлекающих ощущений, которые мо­гут отвлечь его внимание от его собственной умствен­ной деятельности. Для овладения идеями и ассоциаци­ями пациента аналитик просит «разрешить ему войти» в такое состояние, как если бы они беседовали бесцель­но, бессвязно, наугад» (1904, с. 250—251). Процедура свободной ассоциации стала известна как (фундамен­тальное, или основное, правило психоанализа (Фрейд, 1912а, с. 107).

Свободная ассоциация остается основным и единст­венным методом коммуникации для пациентов в ходе психоаналитического лечения. Интерпретация же оста­ется основным, наиболее важным инструментом анали­тика. Эти две технические процедуру придают психо­аналитической терапии отличительную печать. Другие способы общения также встречаются во время курса психоаналитической терапии, но они являются не ос­новными, а подготовительными, или вторичными, они не типичны для психоанализа. Этот момент будет обсуж­даться в секции 1.34.

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...