Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игровая терапия в условиях школы

Появление в 60-х годах программ психологической помощи в начальной школе открыло путь для развития пятого направления в игровой терапии. До 60-х годов в литературе по игровой терапии указывалось, что это лечение относится к сфере частного специалиста и применяется, в основном, для лечения детей с аномальным психологическим развитием. Однако с появлением в начальной школе психологов-консультантов, стали появляться работы, описывающие применение методов игровой терапии в работе школьного психолога (Alexander, 1964; Landreth, 1972; Landreth, 1969; Muro, 1968; Myrich and Holdin, 1971; Nelson, 1966; Water-land, 1970)'. Авторы этих работ призывали использовать игровую терапию в школе для того, чтобы удовлетворить многие потребности, возникающие в жизни любого ребенка, а не только ребенка с дефектами психического развития. Так стало развиваться движение к превентивной роли игровой терапии.

Диммик и Хафф (Dimick, Huff, 1970) предположили, что до тех пор пока ребенок не научится легко и умело осуществлять вербальное общение, сумеет полно и эффективно сообщить о своих чувствах другим, для установления контакта между ребенком и психологом желательно использовать игровые материалы.

Таким образом, вопрос, по-видимому, не в том, нужно ли школьному психологу, консультанту или социальному работнику применять игровую терапию, а в том, как можно эффективнее использовать игровую терапию в начальной школе.

Начальная школа видит свою основную цель помощи детям в их интеллектуальном, эмоциональном, физическом и социальном развитии, предоставив им соответствующие возможности обучения. Таким образом, главная задача использования игровой терапии с детьми в начальной школе состоит в том, чтобы помочь детям подготовиться к тому, чтобы усвоить предлагаемые знания наилучшим образом. Детей нельзя заставить научиться чему-либо. Даже наиболее эффективно работавшие учителя не могут научить детей, которые еще не готовы учиться. В таком случае игровая терапия является дополнением к обучающей среде, опытом, который помогает детям наиболее эффективно использовать свои способности к учению.

Ассоциация игровой терапии

Создание Международной Ассоциации Игровой Терапии в 1982 г. положило начало шестому крупному направлению в развитии исследований в области игровой терапии. Организация АИТ стала плодом размышлений Чарльза Шефера и Кевена 0'Коннора, которые мечтали о международном обществе, которое посвятило бы свои усилия развитию игровой терапии. По своей ориентации Ассоциация Игровой Терапии является организацией междисциплинарной и эклектической. Она определяет игровую терапию как «четко определенный набор способов помощи клиенту, использующих игру как органический компонент терапевтического процесса». АИТ ставит перед собой следующие цели:

— объединить и предоставить возможность общения людям, занимающимся или интересующимся терапевтическим использованием детской игры;

— обеспечить подготовку, исследования и разработку материалов, которые позволили бы расширить практику игровой терапии;

— способствовать активному взаимодействию людей, занимающихся игровой терапией.

Ассоциация публикует прекрасный ежеквартальный информационный бюллетень и проводит ежегодную конференцию в каком-либо городе США или Канады. Членство в АИТ увеличилось от 450 в 1988 г. до почти 2000 в 1990 г. Это стремительное увеличение наглядно иллюстрирует, как быстро развивается эта область терапии. Желающие вступить в Ассоциацию могут написать по адресу: Association for Play Therapy, California School of Professional Psychology, 1350 «M» Street, resno, CA 93720

Направления в игровой терапии

Университетская подготовка. Все большее число университетов предлагают лекционные, курсы и практические занятия под руководством специалистов по игровой терпи и, стремясь удовлетворить все возрастающий интерес к подготовке в области игровой терапии. Опрос, проведенный в 1989 году Центром по игровой терапии Университета Северного Техаса показал, что 84 университета в США предлагают хотя бы минимальное введение в игровую терапию, как один из разделов лекционного курса, а 33 университета предлагают по крайней мере полный семестровый курс. На факультете по подготовке психологов-консультантов Университета Северного Техаса имеются лекционные курсы и организованы практические занятия по игровой терапии на магистерском и докторском уровнях в каждом семестре.

Конференции и семинары. Число объявлений о конференциях и семинарах по; игровой терапии стремительно возросло в последние годы, по мере того, как ведущие специалисты в этой области получили более широкие возможности для обучения своих коллег. О колоссальном интересе к игровой терапии свидетельствует огромное количество участников, которых собирают эти конференции и семинары. На Конференции по игровой терапии, проводимой ежегодно Университетом Северного Техаса, в 1990 г. присутствовали 700 участников. Это добрый знак роста и развития игровой терапии.

Центр по игровой терапии. В 1988 г. в Университете Северного Техаса был создан Национальный Центр по игровой терапии под руководством Гарри Лэндрета. Центр занимается распространением информации о публикациях по игровой терапии, обучением и исследовательской деятельностью. В Центре имеется шесть полностью оборудованных игровых комнат, он предлагает несколько курсов лекций по игровой терапии для студентов-старшекурсников, проводит семинары по подготовке специалистов, финансирует ежегодную конференцию по игровой терапии, организует ежемесячный Форум по игровой терапии и публикует результаты опросов и исследований, в том числе Справочник по обучению игровой терапии и Библиографию по игровой терапии. За информацией обращайтесь по адресу: Center for Р1ау Therapy, University of North 'Texas, P. 0. Box. 13857, Denton, Texas 76203, USA.

Родительская терапия. Одно из наиболее важных направлений в игровой терапии – это подготовка родителей к тому, чтобы стать терапевтическими агентами, для своих детей, обучение их навыкам игровой терапии. Этот новый подход был разработан в 60-х годах Бернардом и Луизой Гуэрни, командой, состоящей из мужа и жены, и была, широко принята в качестве модели для укрепления детско-родительских отношений. Луиза Гуэрни, работающая теперь в Университете штата Пенсильвания, продолжает играть ведущую роль и является признанным авторитетом в разработке идей родительской терапии.

Модель родительской терапии, как ее видят Гуэрни, представляет собой хорошо структурированную программу, в рамках которой родителей обучают навыкам, необходимым для проведения раз в неделю в домашних условиях игровых сеансов со своими детьми, с использованием приемов игровой терапии, центрированной на клиенте. Обучение состоит из сообщения учебной информации, наблюдения за работой терапевта и детьми, групповых обсуждений и игровых сеансов, за которыми наблюдает и которые анализирует терапевт, и консультаций, которые терапевт проводит с родителями. Как правило, родители приступают к учебе с идеей о том, что нужно изменить ребенка и в процессе обучения обнаруживают, что изменился их взгляд на своих детей, и они стали более терпимыми к детям, стали принимать их.

Терапевтическими навыками следует делиться с родителями. Если то, что терапевт делает в игровой комнате, оказывается полезным ребенку, значит, аналогичное поведение родителей должно помочь росту и развитию детей.

Игровая терапия со взрослыми. Хотя еще нельзя говорить об этом как о самостоятельном направлении» наблюдается все больший интерес к использованию игровой терапии в работе со взрослыми клиентами. Поскольку здесь в центре внимания находится игровая деятельность, а не сам клиент, взрослый погружается в игру и открывает в себе то, что неподвластно простой вербализации. Средствами игры клиент ведет разговор с самим собой, и это глубоко личное переживание, поскольку он непосредственно включен в игру. кукольный домик, ящик с песком, краски, Бобо – все это облегчает взрослым понимание своего внутреннего мира. Некоторые терапевты, позволявшие взрослым клиентам свободно выбирать игрушки в игровой комнате, описывают великолепные результаты. Некоторые терапевты ведут групповые занятия в игровой комнате, где они просят каждого члена группы выбрать предмет, который был бы символом его самого. Эти предметы затем становятся объектом для размышлений самого клиента, и он может получить обратную связь от других членов группы.

Приемы игровой терапии в семейной терапии. Семейные терапевты начинают сознавать необходимость использования на своих приемах игрушек и материалов для творчества, поскольку это помогает им заинтересовать детей и наладить общение с ними. Дети до девяти-десяти лет не обладают достаточными вербальными средствами, необходимыми для того, чтобы участвовать на равных в беседе семьи и терапевтов. Без использования игровой среды приемы в семейной терапии чаще превращаются в беседу терапевта со взрослыми, при этом либо дети пассивно ведут наблюдения за этой беседой, либо бесцельно слоняются по комнате, погруженные в свои мысли. Если предложить ребенку фигурки, изображающие членов семьи и попросить его показать, что происходит дома, можно добиться больших результатов, чем, если просить его описать это словами или подтвердить высказывания других членов семьи. Другая возможность состоит в том, чтобы вовлечь в игру всех членов семьи – это облегчает их взаимодействие и оказывает на них терапевтическое воздействие. Когда родителей просят спланировать игру вместе с детьми, они научаются способам решения задач, которые в дальнейшем облегчат взаимодействие внутри семьи. Игровая терапия с семьей позволяет терапевту в процессе работы с семьей принимать на себя несколько дней, в том числе роль фасилитатора, участника, наставника и т. д.

Групповая игровая терапия. Хотя групповая игровая терапия возникла с появлением игровой терапии как таковой, использовалась она весьма ограниченно. Единственной опубликованной работой в этой области является книга Хайма Джайнотта «Групповая психотерапия с детьми: Теория и практика игровой терапии», появившаяся в 1961 г. и с тех пор не переиздававшаяся. Именно по этой причине и в связи с быстро возрастающим интересом к этому разделу игровой терапии, работа в группах и упоминается здесь в числе основных направлений.

Как и при групповом консультировании подростков и взрослых, групповая игровая терапия представляет собой психологический и социальный прогресс, в котором дети, естественным образом взаимодействуя друг с другом, приобретают новые знания не только о других детях, но и о себе. В процессе взаимодействия дети помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений. Затем дети естественным образом переносят эти способы взаимодействия со сверстниками непосредственно за пределы группы. В отличие от других подходов в групповом консультировании, в групповой игровой терапии не существует групповых целей, а групповая сплоченность не является необходимой составляющей группового процесса. Наблюдая других детей, ребенок обретает смелость, необходимую для того, чтобы попробовать сделать то, что ему хочется.

Игровая терапия в больничных условиях. Госпитализация может вызывать у ребенка страх и напряжение, потому что он внезапно оказывается в незнакомой обстановке, где ему приходится проходить различные не слишком приятные процедуры. Вследствие этого у детей часто возникает чувство тревоги и им кажется, что они утратили контроль над ситуацией. Голден (Golden, 1983 г.) полагает, что игрушки, которыми располагает игровой терапевт, имеют в точности такое же значение, как и скальпель хирурга, для того, чтобы помочь детям покинуть больницу более здоровыми, чем они пришли в нее. Если у детей нет возможности в приемлемой форме выражать свои страхи и справляться с ними, могут возникнуть новые эмоциональные проблемы и; здоровая приспособляемость будет нарушена.

Принципы и методы игровой терапии применяются в больницах повсюду. В Соединенных Штатах программы «Жизнь ребенка» помогли внедрению игровых комнат и игровой тесании в «стерильную обстановку» больниц. Используя медицинские инструменты: шприц, стетоскоп, марлевые маски, а также кукол пли зверей, терапевт может познакомить детей с медицинскими процедурами в процессе, целенаправленной игры и тем самым значительно уменьшить беспокойство детей, связанное с пребыванием в больнице. Предоставление детям возможности выбрать игровой материал и самим управлять игрой также дало положительные результаты. В процессе игры дети часто отыгрывают то, что им пришлось пережить. Можно думать, что таким образом ребенок пытается понять свои переживания и развить способность управлять ситуацией.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...