Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ СИТУАЦИИ

ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ

Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.

М. Горький

В процессе преобразований системы образования проблема организации детского отдыха и оздоровления сегодня особенно важна. Дети всегда ждут от лагеря чего-то нового и необычного, а педагоги всегда волнуются, напрягают творческую мысль - чем и как занять детей в период их активного отдыха, чтобы предлагаемая деятельность была:

· интересна и полезна для ребенка;

· социально значима;

· профессионально посильна;

В последнее время в лагере наиболее популярными становятся игровые формы работы. Игра – философия жизни ребёнка. С её помощью педагогический коллектив лагеря творит чудеса, добиваясь сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Игра развивает ум и смекалку, воспитывает честность и чувство солидарности, обучает, создаёт атмосферу доброжелательности, любви, внимательного отношения друг к другу. Януш Корчак писал: «Игра – это возможность отыскать себя в обществе, в человечестве, во вселенной».

Игровые формы работы создают возможность естественного вхождения ребенка в ситуации нравственного содержания, позволяют одновременно активизировать сознание, чувства, поведение детей. Являясь наиболее естественным и привлекательным для ребенка видом деятельности, игровые формы способствуют самовыражению ребенка, «проживанию» в игровом образе и приобретению им ценностного опыта, созданию оптимальных отношений в процессе игрового взаимодействия. Несомненно, и то, что именно игровые формы работы позволяют разнообразить жизнь в лагере, наполнять её творчеством, познанием, решать многие воспитательные задачи нестандартно. И уже даже учебные занятия в школе проходят более интересно, а всем наскучившее выполнение режимных моментов выполняется с удовольствием. В первую очередь, это относится к игровым ситуациям как педагогическому методу и как самостоятельной форме работы.

Игровая ситуация – это специально смоделированное обстоятельство, обыгрываемая проблема, решение которой необходимо найти в процессе коллективной и или индивидуальной деятельности.

В отличии от дел и мероприятий, игровые ситуации не относительно ограничены во времени, а в некоторых случаях реализуются независимо от конкретного места.

Игровые ситуации направлены на формирование способности действовать независимо, самостоятельно находить выход исходя из сложившейся обстановки сообразно выбранным для себя стилю поведения, темпу действий, формы и степени участия и т.д.

Организация игровых ситуаций есть ни что иное, как включение ребенка в нестандартную жизнь, в новый тип отношений, что позволит испытать другие чувства, ощущения, порой несвойственные в реальной жизни.

Проигрывание ситуаций для детей - разнообразное и интересное времяпровождение, для педагога - целенаправленная и контролируемая деятельность опосредованными способами.

Использование игровых ситуаций помогут педагогу решить многие возникшие проблемы:

ü снижение негативного эмоционального фона коллектива;

ü закомплексованность отдельных ребят;

ü максимальное участие всех детей в той или иной игровой форме;

ü установление межличностных отношений;

Апробация и внедрение игровых ситуаций в практику работы не новое направление деятельности лагеря, но с каждой сменой накапливается все больший опыт их организации и проведения, становится неотъемлемой частью единого воспитательного пространства смены

 

Классификация игровых ситуаций

По виду деятельности

Ø обучающие;

Ø развлекательные;

Ø развивающие;

Ø адаптационные;

Ø рефлексивные и т.д.

По форме организации

Ø коллективные;

Ø групповые;

Ø индивидуальные;

По времени реализации:

Ø игровые ситуации, ограниченные во времени (от нескольких минут до 5-6 часов);

Ø игровые ситуации, относительно неограниченные во времени (на протяжении нескольких дней или даже всей смены) ;

По направлению воспитательной деятельности

Ø психологические;

Ø творческие;

Ø экологические;

Ø экономические;

Ø социологические;

Ø валеологические и т.д.

По степени интенсивности

Ø малой интенсивности;

Ø средней интенсивности;

Ø высокой интенсивности;

По типу

Ø Фоновые (накладываются на другие виды деятельности);

Ø Самостоятельного действия;

Особенности

ü Эмоциональная контактность.

ü Творческий потенциал.

ü Высокая степень взаимодействия участников.

ü Вероятность совместных переживаний.

ü Педагогическая импровизация (возможность корректировки по ходу развития игровой ситуации).

ü Свободное решение игровой проблемы каждым ребенком.

ü Свободное проявление персонального «Я».

 

Функции

ü информационная: получение новой информации о ребенке, его адаптированности в коллективе, уровне творческого развития, степени взаимодействия и коммуникации в детском коллективе и др.

ü прогностическая: педагог прогнозирует организацию межличностного взаимодействия;

ü развивающая: создает условия для развития творческих и организаторских качеств личности;

ü рефлексивная: через участие ребенок для себя открывает новые свои возможности – творческие, коммуникационные, организационные;

ü ценностно-ориентировочная: дает представление о работе педагога в течение периода, смены.

 

Требования к организации игровых ситуаций:

Учет возрастных границ (в игровых ситуациях также как и для любых других форм работы важны возрастные границы, поэтому каждый педагог сам определит какую ситуацию предлагать для ребят по младше, а какую для ребят постарше.).

Наличие творческой идеи, новизны (ситуация должна содержать элементы новизны, нестандартности как в плане представления, так и в процессе реализации и удовлетворять потребности ребенка в новых впечатлениях).

Обязательное присутствие интриги (увеличивает силу эмоциональных реакций каждого члена отряда; предполагает обязательную развязку).

Психологическая комфортность каждого ребенка (для блага и удовольствия каждого ребенка).

Динамичность (хороший темп позволяет наращивать эмоции, повышать результативность).

Чувства меры (заигравшись не навредить себе и другим, не дойти до нежелательных явлений).

Своевременность (нужно выбирать ту форму подготовки настроения ребят, которая даст наилучший результат).

 

ПРИМЕРЫ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ

«Молчанка»

На экстренном сборе отряду сообщается, что в лагере объявился инопланетный шпион с планеты «Блу-блу-блу». Для его обезвреживания на протяжении определенного времени (оптимально в течение двух часов) отряд должен молчать. Общаться разрешается только при помощи жестов, мимики, переписки.

 

«Бантики-веснушки»

На протяжении дня в отряде объявляется запрет появляться в общественных местах (отрядное место, столовая, актовый зал и т.д.) без бантиков и веснушек. Принимается любые варианты – банты из бумаги, фантиков, ленты, для старших ребят – банданы и т.д. Веснушки можно приклеить или нарисовать, а можно использовать безопасные татуировки-наклейки. На вечернем разговоре по определенным номинациям подводятся итоги, выбирают «самых-самых» (например, самый оригинальный бант, самый заметный бант, самые натуральные веснушки и т.д.).

 

«Торобоан»

Накануне этой игровой ситуации следует изготовить бэйджи с именами детей, написанными наоборот. Торжественное вручение происходит на утреннем разговоре. С детьми оговариваются условия игровой ситуации. Так что это трудная задача для педагога и детей.

Говорите и думайте! Думайте, что говорите! Думайте, что делаете!

Примеры, что сделать наоборот:

Имена детей (Оля – Яло)

Имена вожатых (Юлия Николаевна – Николая Юльевна)

Одежда (шиворот навыворот)

Способ передвижения (наоборот)

Пожелания («Приятного аппетита» – «Ни пуха, ни пера!»)

Приветствия (Добрый вечер – доброе утро, вставать пора – спокойной ночи)

План дня (дискотека с утра – зарядка с вечера, вечерний разговор с утра – утренняя встреча с вечера и т.д.)

Действия (идите-стойте, принесите – отнесите и т.д.)

Режим дня (подъем – отбой, ужин-завтрак)

Меню и т.п.

«Кот в мешке»

На корпусном аукционе разыгрывается мешок с определенным предметом. Купить на аукционе мешок можно за:

а) за «зубрики» - денежная лагерная единица;

б) творческий номер от отряда;

в) самые громкие аплодисменты;

г) самую лучшую кричалку, и т.д.

Так с чем же мешок? Напоминаем, что никто не знает, что в мешке, кроме педагога-организатора, который накануне раскладывает в разные мешки сюрпризы:

сладкий приз;

уборка территории;

прогулка на паровозике без остановок на соседний корпус;

прополка грядки;

обед в кофе и т.д..

Мешки все очень похожи, так что и сам старший педагог вскоре забывает, что в каком мешке лежит. Да и детям дается право выбрать себе мешок. Выбери мешок – получи сюрприз.

«П-р-и-в-е-т»

Идея заключается в важности приветствия людей, важности внимание по отношению друг к другу. Приветствия у разных народов и в разные эпохи были разные. Какие? Прежде надо сесть и придумать: какое приветствие скажем утром, какое днем, вечером, в столовой, на дискотеке, пляже, на спортивной площадке, площади Дружбы и во всех других местах пребывания детей и отрядов в течение дня. Фантазируйте и приветствуйте! А конкурс на лучшее приветствие проведет совет лагеря.

«Бартер»

По условиям этой игровой ситуации происходит обмен ребятами из разных отрядов. Причем обмен может происходить среди разных возрастных групп, но при этом важное условие – учет личного желания каждого ребенка. Правила принятия других, понимание того, как сложно находиться в новой среде, среди незнакомых людей.

Розыгрыш

В течение дня действует «Корпорация сантехников» – организация, созданная из старших детей и воспитателей, помогающих разыгрывать других воспитателей и детей.

Почему сантехников? Да потому что только у них, как правило, есть разводные ключи.

О деятельности корпорации дается реклама по всему лагерю. Связаться с корпорацией можно, позвонив на мобильные телефоны ее представителям и сообщив, как именно ты хочешь разыграть своего друга, знакомого. Если этот розыгрыш вполне уместен, то «Корпорация сантехников» поможет тебе. Авторы самых лучших розыгрышей будут награждены.

«О, счастливчик»

Приятный сюрприз для только что прибывших детей в лагерь. Для этого у каждого ребенка под подушкой спрятаны сладости (шоколадка, конфеты, апельсин и т.д.) Каждый уже немного счастлив. А самый счастливый тот, кто кроме сладостей отыщет пригласительный на вечеринку счастливчиков. А их только по одному от каждого отряда.

«Табу»

На протяжении дня отряд не должен нарушить следующих табу:

- нельзя ходить по правой стороне «Солнечной аллеи»;

- нельзя кричать кричалки;

- нельзя собираться на отрядном месте;

- и не в коем случае нельзя друг с другом ссориться;

«Праздник моего отряда»

После подъема в один из лагерных дней ребята узнают, что с календарем что-то случилось и сегодня, 1 июля…Новый год (к примеру). Отсюда все поздравления, приветствия, подарки, нарядная елка, Дед мороз и Снегурочка и все остальные атрибуты, которые дети должны сделать в связи с объявленным днем. Таким образом, устроить себе настоящий праздник. И совсем неважно, что в действительности на дворе лето.

«Сюрприз»

Условия игровой ситуации считаются выполненными, если в этот день отряд смог преподнести сюрприз

Ø вожатым;

Ø педагогу-организатору;

Ø дежурному администратору.

Напоминаем, сюрприз – это приятная неожиданность.

«Скрытая камера»

Объявляется, что в этот день в лагере работает скрытая камера (виртуально), которая снимает только самое красивое. А что может быть самым красивым? Каждый должен ответить на этот вопрос самостоятельно. Дается ориентация на то, что «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Дальнейшие подробности не объявляются. Об этом ребята узнают только на вечерней встрече.

Места съемок: улица, корпуса, столовая, актовый, танцевальный и спортивный залы, ДДТ, школа и т.д. «Скрытая камера» определяет, выделяет и фиксирует самых заметных детей в следующих номинациях:

- прическа дня;

- самый аккуратный;

- самый вежливый;

- самый веселый;

- самый модный;

- самая стильная прическа;

- самый сезонный головной убор;

- самый летний запах;

- эксклюзивное украшение;

- нестандартная обувь.

На протяжении дня ребята-операторы (творческая группа) проводят «съемки» (наблюдения), а в конце дня оглашают итоги, поздравляют победителей.

 

«Не больше пяти»

В отряде каждый восьмой – агент «Кент». Он похищает ценные идеи и мысли. В целях соблюдения мер безопасности запрещается собираться более пяти человек со всеми вытекающими последствиями. Исключение – приемы пищи.

 

«Собери радугу»

На протяжении дня надо собрать радугу. Для этого ее надо найти по семи частям-дугам. Накануне игровой ситуации так называемые дуги прячутся в разных местах на территории лагеря. Кто нашел – счастливчик!

 

«Любимое место»

Детям сообщается, что они имеют право выбрать себе любое место в лагере. Это место будет важным для отряда, к нему они будут приходить в случае, если у отряда всё будет складываться великолепно или, наоборот, когда нужна будет помощь, когда нужно будет забыть горечь поражений, набраться сил для новых побед. Это место будет для отряда ритуальным, символическим, объединяющим. Здесь можно также проводить ритуалы «Передача дня». Этим местом может быть: Летняя эстрада, костровые места, романтический мостик, скверик Фантазий, родник Любви, аллея образов, волшебный фонарь, дерево желаний, алея дружбы и т.д. Также отряду необходимо будет к концу смены составить легенду о своём «Любимом месте». И, конечно же, за своим любимым местом нужно ухаживать и содержать его в порядке.

 

Информик

Каждый день загадочный «Информик» оставляет небольшие задания-послания, загадочные рисунки, ситуации, разгадать которые нужно в течение дня. Некоторые задания предусмотрены программой смены, некоторые педагоги сочиняют самостоятельно.

 

«Передача дня»

Суть игровой ситуации в том, что в смене у каждого отряда есть их собственный день. В этот день обязательно осуществятся все желания отряда, этот день ребята планируют самостоятельно для себя и организуют для других в малых формах (составление меню, например). Этот день ребята должны прожить максимально без конфликтов, с уважением друг к другу, накопить положительный заряд хорошего настроения и передать его следующему отряду. Передача осуществляется на Ритуальной площади (или на каком-нибудь другом месте в зависимости от погоды, вечернего мероприятия и т.д.). Отряд приглашает другой отряд, «Хозяина завтрашнего дня». Форма ритуала, название («Сосуд хорошего настроения», «Искры добра», «Кубок счастья» и т.д.) отряд продумывает самостоятельно в творческой, лирико-романтической форме. Продолжительность ритуала, желательно, не более 10 минут. Таким образом, в течение смены отряд два раза участвует в ритуале «Передача дня» - один раз как организатор, второй раз как участник.

 

«Шапка – невидимка»

Ситуация направлена на сближение ребят отряда, развитие внимания, умение оперативно реагировать. Разыгрывается на корпусном уровне.

Шапка-невидимка – атрибут дня. Ее можно сделать (оформить) и установить на видном месте. Каждому отряду (утренний отрядный разговор, общий сбор) доносится информация об ее назначении. Шапка-невидимка может «накрывать» все, что угодно так, что это становится невидимым. Если пропажа обнаруживается в течение 3 минут, то отряду засчитывается победа 1.0. в свою пользу. А если время потеряно, сразу надо засчитывать 0.1. в пользу шапки-невидимки. И более того, найти пропажу.

Примеры того, что (кого) может «накрыть» шапка-невидимка:

· ребенка из отряда;

· воспитателя отряда;

· даже весь отряд у воспитателя;

· стол с отрядного места;

· кровать из спальной комнаты;

· приборы в столовой и т.д.

 

«Ловушка»

Данную игровую ситуациюлучше организовывать на протяжении нескольких дней (от 3 до5) на корпусном уровне. Атрибутом выступает импровизированный прибор для «ловли» (капкан, удочка, сетка или еще что-то), который вывешивается на корпусном стенде. Детям сообщается, что в корпусе появилась ловушка, но никто не знает, что и какой момент она ловит. Главное не попасть в ловушку, а быть всегда на чеку.

Что может ловить ловушка?

· беспорядок в комнате;

· опоздавший отряд на мероприятие;

· мусор под окнами комнат;

· невежливые слова;

· отсутствие головных уборов и многие другие проблемы в жизнедеятельности детей.

На вечерней встрече отрядов все узнают, кто попался в ловушку, а также подводятся итоги, выносятся рекомендации.

 

«Образ «Х»

Игровая ситуация – свободное общение ребят друг с другом, возможности больше узнать о ребятах отряда, умение устанавливать отношения.

Ситуация разыгрывается на отряде. Вожатый для себя в тайне от всех назначает одного ребенка из отряда образом «Х», которого надо будет угадать. Все ребята отряда становятся агентами какого-либо детективного агентства. Сам ребенок-образ «Х» не посвящается в идею. Он тоже становится агентом по розыску. Задается определенное время по решению вожатого (2,4,6 часов или даже целый день). В игровой ситуации предлагается шесть попыток:

· очень любит капусту;

· удачным днем для себя считает пятницу;

· любимый предмет в школе математика;

· играет в шахматы;

· блондин с голубыми глазами;

· вчера был одет и т.д.

Могут быть другие характеристики, по мнению педагога. Но накануне педагогу необходимо самому пообщаться с ребенком и установить его предпочтения и увлечения.

Первая попытка объявляется для всех, остальные – наедине каждому ребенку. Допускается только три ошибки для каждого. Если ребенок уже использовал все свои возможности, то он выбывает из игры. Так что не следует торопиться с выводами – девиз игровой ситуации. Победитель, конечно же, тот, кто быстрее раскроет образ «Х».

Образом «Х» могут выступать предметы, изображения, действия и т.д. Например,

Автомобиль: кресло, зеркало, магнитофон, ключи, колесо,мотор

Бег: это может быть как мужским, так и женским хобби или даже образом жизни. Каждый имеет свой маршрут при этом у каждого своя скорость. Надо уметь правильно дышать. Ноги устают больше, чем руки. Если ты первый - то победитель.

Скрепка: на листочке бумаги рисуется скрепка. Для включения в игровую ситуацию наибольшего числа участников готовится несколько экземпляров. Потом все разрезается на 6 частей. Части нумеруются с обратной стороны, каждый получает только одну из них.

 

«Сказочный переполох»

Предварительно педагогу вместе с группой детей необходимо подобрать сказки, в названии которых упоминаются герои этих сказок. Например, «Волк и семеро козлят», «Али-баба и сорок разбойников», «Белоснежка и семь гномов» и т.д. Количество всех сказочных персонажей должно быть равно количеству детей, проживающих на корпусе. На отдельных карточках написать имена сказочных героев, перемешать все карточки-сказки и предложить каждому отряду количество карточек равное количеству детей в отряде, но уже в перемешенном виде, т.е. каждый отряд получает «солянку». Задача: к полудню собрать свою сказку. Для этого каждому участнику с помощью трех вопросов для другого участника необходимо отыскать свою сказку. Но ни в коем случае нельзя задавать прямых вопросов, например, ты из какой сказки? Уместно - в твоей сказке действие происходит в пещере? Иначе участник становится пленником. Чтобы выбраться из плена, необходимо выполнить творческое задание: спеть песню, рассказать анекдот, придумать четверостишье и т.д. К установленному времени дети собираются в обозначенном месте, но уже не по отрядам, а по своим сказкам.

Данная игровая ситуация эффективна для проведения в организационно-адаптационный период и направлена на интенсивное знакомство ребят друг с другом на уровне корпуса.

 

«12 месяцев»

Аналогичная ситуация, описанная выше. Только речь идет о месяцах и важных в них датах. Кто-то символизирует «1 Мая», кто-то – «9 мая» и другие важные даты. Собираются ребята по месяцам и констатируют, что обозначает их важная дата месяца, чему посвящена. А вот пленников нет. Вопросы могут быть даже прямыми.

«Большой Брат»

Старший отряд может взять (пока только на день) шефство над маленькими детьми. Пригласить их к себе в отряд (не более 5-ти), а в младшие отряды направить 5-ть человек своих «Больших Братьев». Так у старших детей появится возможность проникнуться проблемами маленьких детей и помочь им адаптироваться к условиям лагеря. Не секрет, что некоторые дети и отряды продолжат эту традицию и в дальнейшем.

 

«Тайная дверь»

На каждом корпусе определяется тайная дверь (при этом необходимо убедиттся, что она постоянно закрыта), за которой находится фея Дверинда. Она и будет общаться с детьми. Эту возможность следует использовать тогда, когда нужно поощрить детей или поддержать их в чем-то, дать им задание и т.д.

 

«Есть идея!»

Самостоятельный поиск интересных форм отрядной деятельности, моделей жизни отряда, корпуса и даже лагеря - основная цель данной игровой ситуации. Деятельность конструируется по следующему алгоритму:

ü эмоционально-проблемное погружение ребят в ситуацию;

ü определение творческо-деловой задачи;

ü объединение детей на группы;

ü самостоятельный творческий поиск идей в течение дня (2-3 дней);

ü сбор идей, предложений (используются различные атрибуты);

ü обсуждение, защита идей;

ü принятие единых решений;

ü определение победителей по номинациям: самая оригинальная идея, самое полезное дело, самое интересное предложение, самое увлекательное мероприятие, самая любопытная форма и т.д.

ü вручение поощрительных знаков.

Формами коллективного «мыслетворчества» могут выступать:

Ящик предложений – свободная, непринужденная форма сбора информации. Интересно оформленный ящик выставляется на отрядном месте, куда в течение установленного времени ребята и бросают свои предложения.

Сеанс предсказаний – игровая карта звездного неба. Чтобы «зажечь» одну из звезд, надо вписать свое предложение. Из звезд образуется созвездие предстоящих дел.

Чудо-Дерево. Важным является атрибут: из лесу приносят сухое деревце (веточку), которое необходимо «оживить». На веточки наносятся разноцветные листочки-предложения:

Желтый лист – интеллектуальные мероприятия

Красный лист – спортивные

Зеленый лист – культурно-досуговые

Коричневый лист – экологические, экономические и т.д.

Аукцион идей – проходит в форме обычного аукциона, где вместо товаров выставляют идеи. Обязательное условие данной формы: атмосфера аукциона, атрибуты аукциона, торги.

 

Прогноз-инфо – каждая группа составляет свой прогноз на предстоящую смену с помощью специальных символов.

солнышко – дела, которые приносят хорошее настроение;

звезды – дела, которые открывают каждого из нас (способности, таланты, возможности);

ветер – дела для силы, ловкости, находчивости;

облака – дела, которые воплощают наши мечты;

дождик – дела, которыми можно заниматься в спокойной обстановке во время плохой погоды;

тучи – то, от чего мы отказываемся, разгоняя тучи;

В арсенале каждого педагога должно быть много различных форм привлечения ребят к планированию. И чем богаче будет опыт коллективного опыта, тем ярче разгорится в детях огонек творчества, тем большую причастность к жизни коллектива и ответственность почувствуют они.

 

«Загадочное послание»

Дети в начале дня получают ключ, который позволит им «читать» текст, написанный в игровой карте, и саму шифровку. На протяжении дня они обязаны отыскать способ чтения кода и прочитать зашифрованное послание. Данное задание можно дополнить игровым элементом: предписать отряду в шифровке выполнить какое-то действие и выполнением задания считается выполнение данного действия.

Примечание: Сложность зашифрованного текста зависят от возраста детей.

 

«Ладошки дружбы»

Основная идея заключается в том, чтобы на протяжении дня собрать наибольшее количество разных рукопожатий (например: рукопожатия мальчиков, девочек своего отряда, соседнего отряда, соседнего корпуса, рукопожатия взрослых, рукопожатия утренние, вечерние, в полдень) Каждый участник игровой ситуации ведет собственный подсчет и никому об этом не говорит. На вечернем разговоре дети записывают на отдельный листочек и отдают в счетную комиссию. Только при этом каждому предложить быть честным в своих числах. У кого больше, тот самый дружелюбный, активный, контактный. А победили все, так они нашли себе новых знакомых.

 

«Сыщик»

Основная игровая интрига состоит в поиске «свидетелей» какого-либо происшествия. В центре игры – какая-то запутанная «детективная» история, появление чего-то необычного на корпусе или исчезновение какого-либо предмета интерьера корпуса. Поиск «свидетелей» разбит на этапы, каждый из которых - это поиск определённого человека. В качестве свидетелей выбирается, как правило, воспитатель корпуса либо тот из работников, который хорошо знаком детям – физрук, учитель, кружковод и т.п. Каждому свидетелю даётся описание внешности. Описание яркое, содержащее характерные черты. Свидетель «имеет» свою собственную часть истории исчезновения предмета. Каждый из найденных согласно описанию людей даёт описание следующего и т.д. Игра заканчивается, как только найден последний свидетель (у него-то и находится данный предмет). Победитель игры – только один отряд, который нашёл «свидетеля № 1» и соответственно вернул предмет раньше всех. Число свидетелей варьируется в зависимости от возраста детей и времени, имеющегося для проведения игры.

Этапы проведения игры:

1. Театрализованный подъём.

2. Вручение вводных инструкций (дается воспитателями или через записки организаторов.).

3. Поиск свидетелей.

В вводной детям даётся описание первого свидетеля, начало истории. Как только описываемый свидетель найден, дети подходят к нему с вопросом типа: что вы можете рассказать о произошедшем сегодня утром …?(указывается событие). «Свидетель» отвечает: «Я только видел, как (рассказывает свою часть истории), но вот лицо, которое я тогда видел, может рассказать полнее (даётся описание следующего свидетеля).

Игра останавливается после того, как найден последний свидетель (в качестве его может выступать методист-куратор корпуса). Предмет возвращается на корпус.

1. Подведение итогов.

Что было интересным?

Что было сложным?

Какие выводы сделал каждый для себя?

Оборудование: Карточки с описанием внешности и частью истории – по количеству отрядов.

 

«Настоящий герой»

Каждый день в коллективе определяется (любым способом) Герой дня. Ребенок получает такой статус авансом. Задача объявленного героя - стать в действительности таковым. А это значит, что от ребенка потребуется много сил, инициативы, активности. Поле предлагаемой деятельности широкое: интеллектуальное, творческое, практическое, организаторское, коммуникативное и т.п.

Насколько будет обеспечен успех, и можно ли в действительности считать себя настоящим героем решать всем вместе, как коллективу, так и самому объявленному герою на вечернем сборе отряда при подведении итогов дня.

Примерные вопросы для обсуждения:

Индивидуальные:

1. Какие чувства ты испытывал сегодня утром при объявлении тебя героем?

2. Насколько легко или сложно было справляться тебе с этой ролью?

3. Удалось или не удалось тебе справиться с данной задачей?

4. Героем чего ты себя объявляешь по итогам сегодняшнего дня?

5. Насколько интересна была для тебя эта роль?

6. Что узнал нового о себе?

7. Кто тебе помогал на протяжении дня справиться с задачей?

8. Кого ты благодаришь за это?

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Стал ли… (имя) настоящим героем? Почему?

2. Героем чего его можно назвать?

3. Что в большей степени ему удавалось?

4. Что его беспокоило?

5. Что или кто мешал (о)?

Завершается анализ поздравлениями или пожеланиями на будущее. Для более эмоциональной привлекательности желательно разработать ритуал посвящения в герои. Это могут быть наказы, пожелания. Например: ребята выстраиваются в две колонны. Объявленному герою завязывают глаза и он должен пройти между этими колоннами, сделав несколько остановок (их количество он заранее объявляет). При каждой остановке те, около которых оказался герой, произносят свои пожелания, положив руку на плечо героя.

 

«Биржа труда или потрудиться на славу»

Понятно, что обычное и шаблонное объявление о предстоящей трудовой акции не вызовет у детей особого энтузиазма и инициативы. А вот предложить открыть работу биржи труда, в которой можно выбрать работу по желанию отряда, заработать деньги (зубрики) своим трудом более эффективный способ организации трудовых дел и мероприятий. Педагогам важно организовать данную деятельность совместно с детьми, для чего необходимо:

Ø выбрать органы самоуправления биржи (директор, агенты, приемщики и т.д.);

Ø определить место нахождения биржи, время ее работы;

Ø наметить объекты, территорию, нуждающиеся в уборке, чистке;

Ø расценить работу в зависимости от ее трудоемкости;

Ø изготовить информационные плакаты;

Ø провести рекламу;

В заключении продумать и предоставить список, где возможно потратить заработанные деньги: сладкая ярмарка, посещение видеосалона, бассейна, компьютерного клуба, посещение дискотеки до 23 часов, вечеринки в кафе и т.д.

«Военная часть»

Игровая ситуация разворачивается на протяжении дня на всех корпусах (ротах), во всех отрядах (взводах). День начинается с театрализованного подъёма, воспитатели одеты по форме, сигнал к побудке приближен к армейским условиям. Утренняя зарядка обязательна и её проведение строго регламентировано. Вместо утренних разговоров на отряде – утренняя корпусная разводка, на которой командиры отрядов (или воспитатели), как положено, сдают рапорт педагогу-организатору согласно форме. Командир роты (педагог-организатор) зачитывает план дня, осуществляя, таким образом, корпусный (ротный развод). Название пунктов в плане дня выстраивается в соответствии с названиями пунктов плана дня, принятыми воинскими уставами. Выполнение регламента дня является неукоснительной задачей, стоящей перед отрядами. Перемещение отряда по лагерю осуществляется только строем или в паровозике. Для воспитателей вводится система званий: «воспитатель», «старший воспитатель» и т.д. Соответственно, системе званий подбираются знаки различия в виде погон, петлиц, на которые нанесены не звёздочки, а какие-либо другие знаки, например, треугольники, ромбы и т.д. Соблюдение дисциплины и субординации в этот день особенно строго регламентируется. Соответственно дню подбирается и лексикон, и тип поведения воспитателей (по-военному лаконичные). Заканчивается игровая ситуация вечером, на общем построении подводятся итоги. На каждом корпусе выявляется отряд-победитель.

 

«Психологический театр «Экспромт»

Для ребенка: досуговая форма для интересного и разнообразного времяпровождения.

Для педагога: методика ролевого ситуационного воспроизведения жизненных ролей с проблемным содержанием духовно-социального плана, проявление потенциальных возможностей детей.

Театр – потому, что у каждого роль, задача, возможность почувствовать себя другим, А экспромт – отсутствие специальной подготовки, право на свою импровизацию, действия и даже ошибки.

Что является самым важным? Индивидуальные проявления детей не только в творческих способностях, но и в личностных характеристиках. Как мы можем относиться к тем, кто меньше нас, кто слабее нас, как мы может поступать с теми, кто попал в затруднительную ситуацию?

Данная игровая ситуация-методика фонового плана и обязательно накладывается на текущее мероприятия отряда, но, конечно же, не спонтанным образом, все тщательно продумывается педагогом, какое мероприятие целесообразнее положить в основу. К данной игровой ситуации большой подготовки детей не требуется, это же экспромт. А в экспромте все как получится. Мы не являемся актерами, мы играем в них. Действуем просто и свободно.

Задачи: раскрепощенность ребенка, чувство необходимости данному коллективу. Мы сегодня не отряд, а маленькая театральная труппа.

Методика театра проста: раздать роли (по желанию, по жребию зависит от целеполагания), ознакомить с ними ребят. Дать время на вхождение в образ, на костюмирование (из подручного материала).

А как это будет смешно, весело, что будет, даже неожиданным будет зависеть от самих актеров, от мастерства педагога настроить на предложенную деятельность.

Что является самым обязательным?

Рефлексия. Как каждый чувствовал себя в новой роли? Комфортно или дискомфортно было проживать в образе? Какие чувства испытывал? Как изменялось отношение других? Какие выводы сделал лично для себя и т.д.

Подготовительная работа

Каждый ребенок в отряде получает свою роль. Эта роль ему дается лишь не некоторое время. Его устанавливает педагог (2 часа, 3 часа и т.д.) Кому какую вручить роль определит жребий, жетон или желание самих участников. Удобнее всего форма карточки, на которой обозначена как роль, так и пояснения к ней. Ребенку достаточно только предложить вытянуть карточку. После распределения ролей необходимо дать ребенку время войти в свой образ (10-15 минут): подготовить соответствующий внешний образ, аксессуары, другое оборудование для адекватных образу действий. Педагог должен помочь, подсказать, как лучше выполнить все необходимое. Создать эмоциональный фон театрального действа.

Театральные образы:

«Маленький» (внешний вид, лексика, поведение маленького ребенка). «Я – маленький, поэтому меня надо уважать и мне помогать».

«Двойня» (связанные по рукам и ногам двое ребят).

«Все делаем вместе, сообща, соизмеряя и согласовывая свои возможности, силы, желания».

«Наоборот»

«Выполняю все задания, указания, обращения наоборот, потому подумайте, что мне надо сказать, прежде чем попросить меня об этом».

«Зеркало»

«Любому покажу его отражение: мимику, движения, привычки. И не думайте, что я вас дразню. Это я буду делать, когда пожелаю сам или когда меня об этом попросят».

«Повторялкин»

«Повторяю все, что вы говорите, подстраиваюсь к любому, кому захочу, повторяю слово в слово и с той же интонацией».

«Новенький» (ребенок из другого отряда, которого обменивают на ребенка своего же отряда).

«Я никого зд

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...