Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Педагогическая деятельность ветерана Великой Отечественной войны Бердникова В.Ф.Г.- 08.02.2017г. СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 2 1. Жизнь до фронта. 4 Детство и юность. 4 Служба в рядах Советской армии. 4 2. Боевой путь. 5 3. Педагогическая деятельность ветерана Великой Отечественной войны Бердникова В.Ф. 7 4. Награды, благодарности, ордена. 9 Заключение. 10 Список используемых источников: 11 Приложения. 12
«Я до сих пор забыть не мог Тревожных и долгих фронтовых дорог!» Введение В 2017 году Россия отмечает 72 - ю годовщину Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Огромную роль в обеспечении выдающейся победы нашей страны над фашисткой Германией сыграл боевой подвиг и трудовой героизм нашего народа, благодаря которому мир избавился от смертельной опасности. Война унесла жизни миллионов людей, погубила миллионы талантов, разрушила человеческие судьбы. В настоящие время молодежь мало знает об истории своей страны. Ведь свидетелей событий Великой Отечественной войны с каждым днем становится все меньше и меньше, и если не записать и не сохранить их воспоминания, то мы можем потерять невосстановимые материалы о войне, они просто исчезнут вместе с людьми, не оставив своего следа в истории. Подвиг людей, которые сделали все возможное и невозможное, чтобы освободить нашу землю от фашистов не должен быть забыт. Ведь вся сила народа в его прошлом. И пока хоть один ветеран, участник Великой Отечественной войны или потомок ветерана будет жить, история к его судьбе и жизни, к его прадеду, прапрадеду, будет интересна последующим поколениям. Среди жителей села Большие Ключищи земляков-ветеранов становиться все меньше и меньше, но мы будем свято хранить о них светлую память.
Бердников Василий Фёдорович. Его ежегодно приглашали на праздничные мероприятия школы и села, он был частый гость на наших открытых уроках и классных часах, посвященных Великой Отечественной войне. Жизнь до фронта
Детство и юность
Бердников Василий Фёдорович родился в 1921 году 11 апреля в с. Большие Ключищи. Детство было безрадостным, голодным. В 30 – ых годах началась коллективизация. Отец не хотел добровольно вступать в колхоз, были преследования и репрессии, отобрали лошадь, корову, годовой запас хлеба, в семье тогда было семь детей. Отец работал на земле в основном один. Учился в сельской школе, закончил семь классов, затем поступил в Ульяновский педагогический РАБФАК им М. Горького (в этом здании теперь ОБЛВОЕНКОМАТ) Служба в рядах Советской армии
В 1940 году был призван в Красную Армию. Учился в школе младших авиационных специалистов, в г. Чита. После чего был отправлен в воинскую часть. Здесь молодой солдат увидел, как хорошо жил лётный состав до войны. Деликатное и вежливое отношение офицеров с подчинёнными, настоящие товарищеские отношения. (Приложение 1) В помещениях была чистота и уют. В столовой обслуживали официантки, обеды по заказу. Перед началом Отечественной войны на аэродром г. Чита прилетели тридцать самолётов (целый полк). Собрали весь личный состав гарнизона и перед курсантами поставили задачу: разобрать на части каждый самолёт, погрузить на платформы поезда. Все работы выполнялись вручную, разобрали. Погрузили и поезд ушёл. На другой день началась война. Василий Фёдорович думает, что эти самолёты никто не собирал. (Приложение 2) Боевой путь. «Вскоре наша часть перебазировалась в Иркутскую область. Здесь я был зачислен в экипаж командира полка. Потом переучивались на самолёт ПЕ – 2. В конце 1942 года меня откомандировали в г. Казань в числе тринадцати экипажей и был зачислен в 36 – ой гвардейский полк. Основные активные действия начал в 1943 году на Курской Дуге. За время войны совершил 120 боевых вылетов из них 12 на «охоту» и разведку – для бомбардировщика – «дерзновению подобно», - вспоминал Василий Фёдорович,- есть такая книга «Ассы и пропаганда» (автор Юрий Мухин). Он пишет «главная сила авиации – это бомбардировщики. Ради бомбардировщиков и существует авиация. И к стати, именно лётчикам – бомбардировщикам требуется самое большое мужество в бою» В книге приводятся статистические данные – средняя живучесть летчика – истребителя во время Отечественной войны была 64 боевых вылетов, бомбардировщика – 48, штурмовика – 11, лётчика – торпедоносной авиации – 3,8 вылета. По мнению пилотов, профессия стрелков – радистов была самой опасной профессией на войне. На 12 вылете самолёт Василия Фёдоровича Бердникова был сбит истребителем противника. «Было это так, - вспоминал ветеран, - эскадрилья рано утром ушла на задание без прикрытия истребителей. Всё было нормально, удар по цели точный, уходили с левым разворотом, ещё чуть – чуть и своя территория. Мы были в строю крайними правыми, и на левом развороте пилот не уловил момент поворота, а штурман закрывал бомболюк, мы отстали от строя, этого момента и ждали вражеские истребители. Вышли, как будто из – под земли. Ведущий «Фокке – вульфа – 190» зашёл в атаку, НО НЕ УСПЕЛ ОТКРЫТЬ ОГОНЬ, как я его сбил, фашист загорелся, и, оставляя за собой шлейф дыма, рухнул на землю. Второй истребитель устремился в атаку сверху и достиг цели, снаряд истребителя попал в плечо пилота, пробитая рука оттянула газ и мы стали падать «листом», из последних сил пилот взял штурвал на себя и тут - уже земля. Нужно было спасать командира экипажа, он истекал кровью. Я побежал в ближайшую деревню (Сумская область, д. Сыроватка) за медсестрой. Без разговора она взяла санитарную сумку, и мы побежали к месту падения самолёта. По дороге встретили солдата, ехавшего на лошади, за селом я показал ему, где самолёт, просил ехать прямо. Но он ответил. Что это поле заминировано. -Я здесь бежал,- сказал я ему. - Ты парень, в рубашке родился! – услышал я от солдата. Очень внимательной и доброй оказалась медсестра. Она хорошо обработала раны, повезла лётчика в госпиталь. А мы пешком добирались до своей части. Нас считали погибшими. Пилот – Быков Михаил больше не воевал. Рука не действовала. Самый удачный и результативный вылет был на вражеский аэродром «Калиновка». Истребители противника не давали подняться нашей пехоте. Беспощадно долбили передовую линию фронта. На бреющем полёте мы зашли с тыла и точно по стоянке самолётов бросили 1000 килограммов бомб. Аэродром заглох! В Отечественную войну, да и после неё у нас не было «смертников». Но посылали на такие цели, когда выжить из 100 % было 1 или 2. К таким я отношу наш вылет на переправу через реку Днестр. Были сбиты три самолёта, в том числе экипаж Ивана Степановича Кудашкина (который повторил подвиг Гастелло). Была наша очередь. Подбили и наш самолёт. Но хватило сил дотянуть до своей территории. Мы остались живы, а самолёт ремонту не подлежал. Об этом эпизоде мои воспоминания изложены в стихотворении «Бой на Днестре»» Каждый вылет что – то значил. Войну Василий Фёдорович закончил под Берлином. «Наш полк бомбил Зееловские высоты – укрепление - «Замок к Берлину», - вспоминал ветеран. (Приложение 3) Эти события Василий Фёдорович отобразил в своём стихотворении «Штурм Берлина». (Приложение 4) В армии Василий Фёдорович прослужил 6 лет срочной службы. Пришёл домой в июне 1946 года. Затем поступил в Ульяновский педагогический институт. Окончил его в 1950 году. Распределили его в Западную Белорусию. А Василий Фёдорович попал в Большие Ключищи написала в своих воспоминаниях его однокурсница Ольга Солнцева. (Приложение 5) Заключение Бердников В.Ф. прошел славный боевой путь. Он ветеран - летчик, человек крылатых подвигов, - был им и останется навсегда,- жертвуя собой, спас боевого товарища, показывая примеры героизма и мужества в боях за Отчизну. Родина высоко оценила боевой труд ветерана, наградив орденами и медалями. Его воспоминания описывают опыт переживания событий периода Великой Отечественной войны. Они останутся в истории как важный источник по реконструкции взаимоотношений людей, а также событий повседневной жизни во время войны. О своих фронтовых подвигах Василий Фёдорович рассказывал не только на встречах с молодёжью, но и в своих стихах и рассказах. Сборник его произведений был представлен на выставке «Симбирская книга-2015» в апреле 2016 года в областной научной библиотеке (Приложение 7) Мы, учащиеся Большеключищенской школы, постараемся сохранить память о воинах, защищавших нашу землю, и передать собранный материал, видео-записи, слова очевидцев, подрастающему поколению. На основании собранного материала оформлен памятный стенд в уголке Боевой Славы, материал размещен на музейной страничке школьного сайта, проводятся тематические экскурсии «Человек крылатых подвигов». (Приложение 8) 72 года прошло, но, сколько бы лет ни миновало, наша святая обязанность- помнить о тех, кто защищал Родину в годы Великой Отечественной войны.
Список используемых источников: 1. Рассказ ветерана и его родственниках. 2. О. Солнцева «О людях хороших» 3. Личная летная книжка ветерана. Приложения Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
«Штурм Берлина». Ушёл апрельский тихий вечер. Над лётным полем сумрак пал. Затих тугой, упрямый ветер, Моторов сильный рёв пропал.
Взлетели «дальние» в бездну неба. Их скрыла ночь и сини мгла. В небе столько крылатых не было – К врагам в столицу трасса легла!
Шли молча до самой цели, Ведущий штурман дал сигнал. И бомбы точно в цель летели, Пилот отменно курс держал!
Дни и ночи крепость бомбили. Немцы в шоке, в море огня. «Катюши», танки, пушки били, И рухнул вражий щит – броня!
Наш полк бомбил плацдарм, стремнину, Много сил отдал, хлопот, Чтоб открыть замок к Берлину, Пробить рубеж Зееловских высот!
И вот он самый верх Рейхстага! Трепещет здесь советский флаг! Отважной армии атака Войну закончила, повержен враг!
Тогда слетел смельчак – фотограф И снял Рейхстаг для наших внуков. На нём оставили свои автографы Солдат, сержант и маршал Жуков.
Врага разбил народ – герой. И так бывало много раз. Светило солнце надо мной, И неба синь ласкала глаз.
Золотилось солнце над горой. И купол неба, бледно – голубой, Красиво отливал весеннею порой- В День Мира. И жизнь рождалась снова. В тот год любимая страна Над миром расцветала, как весна!
Приложение 5
Приложение 6 Автор – Ольга Солнцева.
Приложение 7 Приложение 8
Г.- 08.02.2017г. СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 2 1. Жизнь до фронта. 4 Детство и юность. 4 Служба в рядах Советской армии. 4 2. Боевой путь. 5 3. Педагогическая деятельность ветерана Великой Отечественной войны Бердникова В.Ф. 7 4. Награды, благодарности, ордена. 9 Заключение. 10 Список используемых источников: 11 Приложения. 12
«Я до сих пор забыть не мог Тревожных и долгих фронтовых дорог!» Введение В 2017 году Россия отмечает 72 - ю годовщину Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Огромную роль в обеспечении выдающейся победы нашей страны над фашисткой Германией сыграл боевой подвиг и трудовой героизм нашего народа, благодаря которому мир избавился от смертельной опасности. Война унесла жизни миллионов людей, погубила миллионы талантов, разрушила человеческие судьбы. В настоящие время молодежь мало знает об истории своей страны. Ведь свидетелей событий Великой Отечественной войны с каждым днем становится все меньше и меньше, и если не записать и не сохранить их воспоминания, то мы можем потерять невосстановимые материалы о войне, они просто исчезнут вместе с людьми, не оставив своего следа в истории. Подвиг людей, которые сделали все возможное и невозможное, чтобы освободить нашу землю от фашистов не должен быть забыт. Ведь вся сила народа в его прошлом. И пока хоть один ветеран, участник Великой Отечественной войны или потомок ветерана будет жить, история к его судьбе и жизни, к его прадеду, прапрадеду, будет интересна последующим поколениям. Среди жителей села Большие Ключищи земляков-ветеранов становиться все меньше и меньше, но мы будем свято хранить о них светлую память.
Бердников Василий Фёдорович. Его ежегодно приглашали на праздничные мероприятия школы и села, он был частый гость на наших открытых уроках и классных часах, посвященных Великой Отечественной войне. Жизнь до фронта
Детство и юность
Бердников Василий Фёдорович родился в 1921 году 11 апреля в с. Большие Ключищи. Детство было безрадостным, голодным. В 30 – ых годах началась коллективизация. Отец не хотел добровольно вступать в колхоз, были преследования и репрессии, отобрали лошадь, корову, годовой запас хлеба, в семье тогда было семь детей. Отец работал на земле в основном один. Учился в сельской школе, закончил семь классов, затем поступил в Ульяновский педагогический РАБФАК им М. Горького (в этом здании теперь ОБЛВОЕНКОМАТ) Служба в рядах Советской армии
В 1940 году был призван в Красную Армию. Учился в школе младших авиационных специалистов, в г. Чита. После чего был отправлен в воинскую часть. Здесь молодой солдат увидел, как хорошо жил лётный состав до войны. Деликатное и вежливое отношение офицеров с подчинёнными, настоящие товарищеские отношения. (Приложение 1) В помещениях была чистота и уют. В столовой обслуживали официантки, обеды по заказу. Перед началом Отечественной войны на аэродром г. Чита прилетели тридцать самолётов (целый полк). Собрали весь личный состав гарнизона и перед курсантами поставили задачу: разобрать на части каждый самолёт, погрузить на платформы поезда. Все работы выполнялись вручную, разобрали. Погрузили и поезд ушёл. На другой день началась война. Василий Фёдорович думает, что эти самолёты никто не собирал. (Приложение 2) Боевой путь. «Вскоре наша часть перебазировалась в Иркутскую область. Здесь я был зачислен в экипаж командира полка. Потом переучивались на самолёт ПЕ – 2. В конце 1942 года меня откомандировали в г. Казань в числе тринадцати экипажей и был зачислен в 36 – ой гвардейский полк. Основные активные действия начал в 1943 году на Курской Дуге. За время войны совершил 120 боевых вылетов из них 12 на «охоту» и разведку – для бомбардировщика – «дерзновению подобно», - вспоминал Василий Фёдорович,- есть такая книга «Ассы и пропаганда» (автор Юрий Мухин). Он пишет «главная сила авиации – это бомбардировщики. Ради бомбардировщиков и существует авиация. И к стати, именно лётчикам – бомбардировщикам требуется самое большое мужество в бою» В книге приводятся статистические данные – средняя живучесть летчика – истребителя во время Отечественной войны была 64 боевых вылетов, бомбардировщика – 48, штурмовика – 11, лётчика – торпедоносной авиации – 3,8 вылета. По мнению пилотов, профессия стрелков – радистов была самой опасной профессией на войне. На 12 вылете самолёт Василия Фёдоровича Бердникова был сбит истребителем противника. «Было это так, - вспоминал ветеран, - эскадрилья рано утром ушла на задание без прикрытия истребителей. Всё было нормально, удар по цели точный, уходили с левым разворотом, ещё чуть – чуть и своя территория. Мы были в строю крайними правыми, и на левом развороте пилот не уловил момент поворота, а штурман закрывал бомболюк, мы отстали от строя, этого момента и ждали вражеские истребители. Вышли, как будто из – под земли. Ведущий «Фокке – вульфа – 190» зашёл в атаку, НО НЕ УСПЕЛ ОТКРЫТЬ ОГОНЬ, как я его сбил, фашист загорелся, и, оставляя за собой шлейф дыма, рухнул на землю. Второй истребитель устремился в атаку сверху и достиг цели, снаряд истребителя попал в плечо пилота, пробитая рука оттянула газ и мы стали падать «листом», из последних сил пилот взял штурвал на себя и тут - уже земля. Нужно было спасать командира экипажа, он истекал кровью. Я побежал в ближайшую деревню (Сумская область, д. Сыроватка) за медсестрой. Без разговора она взяла санитарную сумку, и мы побежали к месту падения самолёта. По дороге встретили солдата, ехавшего на лошади, за селом я показал ему, где самолёт, просил ехать прямо. Но он ответил. Что это поле заминировано. -Я здесь бежал,- сказал я ему. - Ты парень, в рубашке родился! – услышал я от солдата. Очень внимательной и доброй оказалась медсестра. Она хорошо обработала раны, повезла лётчика в госпиталь. А мы пешком добирались до своей части. Нас считали погибшими. Пилот – Быков Михаил больше не воевал. Рука не действовала. Самый удачный и результативный вылет был на вражеский аэродром «Калиновка». Истребители противника не давали подняться нашей пехоте. Беспощадно долбили передовую линию фронта. На бреющем полёте мы зашли с тыла и точно по стоянке самолётов бросили 1000 килограммов бомб. Аэродром заглох! В Отечественную войну, да и после неё у нас не было «смертников». Но посылали на такие цели, когда выжить из 100 % было 1 или 2. К таким я отношу наш вылет на переправу через реку Днестр. Были сбиты три самолёта, в том числе экипаж Ивана Степановича Кудашкина (который повторил подвиг Гастелло). Была наша очередь. Подбили и наш самолёт. Но хватило сил дотянуть до своей территории. Мы остались живы, а самолёт ремонту не подлежал. Об этом эпизоде мои воспоминания изложены в стихотворении «Бой на Днестре»» Каждый вылет что – то значил. Войну Василий Фёдорович закончил под Берлином. «Наш полк бомбил Зееловские высоты – укрепление - «Замок к Берлину», - вспоминал ветеран. (Приложение 3) Эти события Василий Фёдорович отобразил в своём стихотворении «Штурм Берлина». (Приложение 4) В армии Василий Фёдорович прослужил 6 лет срочной службы. Пришёл домой в июне 1946 года. Затем поступил в Ульяновский педагогический институт. Окончил его в 1950 году. Распределили его в Западную Белорусию. А Василий Фёдорович попал в Большие Ключищи написала в своих воспоминаниях его однокурсница Ольга Солнцева. (Приложение 5) Педагогическая деятельность ветерана Великой Отечественной войны Бердникова В.Ф. «В Большеключищенской средней школе я работа 35 лет – учителем русского языка, завучем по воспитательной работе. Многие мои ученики закончили институты, военные академии. Например, Валерий Винокуров окончил университет им. Ломоносова в Москве и остался там работать. Недавно под редакцией доктора физико – математических наук, профессора В. А. Винокурова вышла книга «Творцы Мировой науки от античности до 20 века».Очень здорово, - говорит Василий Фёдорович, - что есть увлечённые люди, книга Валерия Винокурова направлена на популяризацию науки. Его библиографизическая энциклопедия содержит интереснейшую информацию о великих учёных, читать её – одно удовольствие, даже человеку, далёкому от точных наук, так сказать, с гуманитарным складом ума» (Приложение 6) С теплотой вспоминал своих учеников Василий Фёдорович: «В настоящее время в школе работают бывшие мои ученики: А. А. Дмитриев – директор школы, Горбунова Н. А., Гнусин В. А., Романчева Л. Н., Мартьянова О. П., Моисеева В. В., Гусева С. А., Огрызкова Н. И., Конева Н. А., Наумова М. В. – библиотекарь взрослой библиотеки, Н. А. Шишкина – директор ГУРЦ «Восхождение». Мои ученики закончили медицинские институты, работают врачами: Волков А. Н. – хирург высшей категории в г. Челябинске, Волков В. Н. – хирург – г. Ульяновск, Бердников В. В. – военврач, подполковник в отставке, Уйранов А. А. – пульманолог – г. Ульяновск (Областная больница), Калишкина А. И. – терапевт – г. Хантамантийск. Закончили Химико – технологический институт в г. Казани: Малёнкина Р. П. , Старостенко Э. И. Кузнецова Л., Огрызкова Т, Комисарова Г. (авиатстар г. Ульяновск) Бывшие ученики занимали высокие должности в Советской Армии: Бердников К. Н. – инженер по расследованию авиационных катастроф (г. Москва), Дубов А. А. – подполковник – командир части, Гнусин К. В. – военный инженер (Байконур г. Плисецк), политехнический институт – Сергеев А. И., Агафонов А. А. – конструкторское бюро на Механическом заводе г. Ульяновска. Смирнов А. В. – инженер г. Коломна. В школе была комсомольская организация (125 человек). Некоторые секретари комсомольской организации после окончания институтов занимали руководящие партийные должности: Малянова Н. Ф. – 3 секретарь райкома КПСС, Мартынова О. С. – глава администрации Большеключищенского сельского совета. Комсомольские вожаки – Малёнкина Раиса, Винокурова Татьяна, Алферьева Люба. Интересно проводились работы по военно – патриотическому воспитанию. Каждый год на местности проводилась игра «Зарница», к которой готовились в течение двух – трёх месяцев. После игры каждый класс готовил себе пищу на костре, на игру выходило около 250 человек. Зимой в выходные дни учителя с учениками ходили в лес на лыжах, на Мары. У многих ребят были свои лыжи, ходили добровольно, без принуждения и тоже не менее 200 человек. Летом работали в колхозе, потом в совхозе «Красная Звезда»- пололи свёклу, убирали кукурузу, собирали картофель, некоторые учащиеся старших классов работали помощниками комбайнёров, зарабатывали деньги» Василий Фёдорович с учениками и учителями часто выезжали на экскурсии в разные города: в Москву, Ленинград, Киев, Волгоград, Казань. Ходили в походы по родному краю. Например, к истоку реки Свияга, в Ивановский детский дом им. Матросова, в село Полбино (родина дважды Героя Советского Союза И. С. Полбина). «После ухода на пенсию, я часто бываю в школе, провожу беседы, на нравственно – патриотические темы. Люблю коллектив учителей. В школу хожу как в «родной дом»», говорил ветеран. Неоднократно о Василии Фёдоровиче были написаны стать в различных газетах. (Приложение 6)
12 |
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |