Главная
Случайная страница
Категории:
ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Как проверить работу педагогов по экологическому воспитанию детей
Как проверить работу педагогов по экологическому воспитанию детей
Алена Кандыкова старший воспитатель ЧДОУ «Детский сад № 191 ОАО “РЖД”» г. Ачинска Красноярского края
Соответствует ли работа по экологическому воспитанию в ДОО современным требованиям? По каким критериям и с помощью каких методик ее оценить? Воспользуйтесь готовыми табличными формами, чтобы проверить качество и эффективность работы воспитателей в этом направлении.
Дошкольное экологическое воспитание – первый этап системы непрерывного экологического образования. Наиболее эффективными формами работы педагогов с воспитанниками в рамках экологического воспитания являются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственно контактировать с природой. В этом случае у них формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. Чтобы работа по экологическому воспитанию была эффективной, ее необходимо планировать и регулярно анализировать. Для этого следует включать в годовой план работы детского сада тематический контроль «Состояние работы ДОО по экологическому воспитанию дошкольников».
Цель контроля – проанализировать состояние работы ДОО по экологическому воспитанию и дать рекомендации воспитателям, как повысить ее эффективность.
Заведующий детским садом утверждает сроки и план проведения тематического контроля, а также формы и критерии анализа, которые разрабатывает творческая группа педагогов. В каждом детском саду они могут быть свои. Предлагаем готовые табличные формы для тематической проверки, которые используют педагоги ЧДОУ «Детский сад № 191 ОАО „РЖД“» г. Ачинска Красноярского края, чтобы оценить свою работу по экологическому воспитанию детей и внести соответствующие коррективы.
Приложение 1
Карта анализа непрерывной образовательной деятельности по экологии в группах ДОО
Дата:
Ф. И. О. воспитателя:
Группа:
Количество детей:
Вопросы для изучения
| Критерии оценки
| Да
| Нет
| Частично
| Деятельность воспитателя
| Умение составить конспект образовательной деятельности в соответствии с поставленными целями, определить его содержание и структуру, подобрать дидактические игры
|
|
|
| Умение творчески использовать готовые конспекты образовательной деятельности (вносить необходимые изменения в ход деятельности, корректировать цели в соответствии с индивидуальными особенностями детей)
|
|
|
| Подготовка к образовательной деятельности
| Подбор демонстрационного и раздаточного материала по экологии
|
|
|
| Рациональное размещение материала
|
|
|
| Предварительная работа с детьми
| Организация разных видов деятельности (бесед, наблюдений, дидактических игр, восприятие художественной литературы)
|
|
|
| Санитарно-гигиенические требования
| Удовлетворение двигательной активности (организация динамических пауз, физкультминуток)
|
|
|
| Соблюдение санитарно-гигиенических требований
|
|
|
| Смена деятельности детей в течение НОД
|
|
|
| Соответствие продолжительности НОД санитарно-гигиеническим нормам
|
|
|
| Использование разных форм организации детей
| Организация работы детей малыми подгруппами
|
|
|
| Организация работы детей в паре
|
|
|
| Индивидуальная и коллективная работа детей
|
|
|
| Использование разнообразных приемов работы с детьми
| Игровые приемы
|
|
|
| Привлечение и сосредоточение внимания детей
|
|
|
| Обеспечение эмоциональности, интереса детей
|
|
|
| Активизация самостоятельного мышления детей
|
|
|
| Подача нового с опорой на имеющиеся у детей знания
|
|
|
| Оправданность и рациональность выбора приемов работы с детьми (имеются или нет)
|
|
|
| Умение регулировать поведение детей в процессе НОД, сохранять интерес воспитанников в течение всей НОД
|
|
|
| Индивидуальная работа с детьми
|
|
|
| Оценка работы в ходе НОД (детьми, воспитателем), качество оценки
|
|
|
| Деятельность детей
| Поведение детей в процессе НОД
|
|
|
| Проявление инициативы
|
|
|
| Сохранение интереса на протяжении НОД
|
|
|
| Активность слухового внимания, сосредоточенность при выполнении заданий
|
|
|
| Проявление творчества детей во время НОД
|
|
|
| Усвоение детьми программного содержания
|
|
|
| Получить рекомендацию по работе с воспитателями
Приложение 2
Карта самоанализа воспитателя 2-й младшей группы по теме «Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности»
Воспитатель: ____________________________________ Дата: ___________________________________________
Вопросы для самоанализа
| Критерии
| Да
| Частично
| Нет
| 1. Уголок природы:растения соответствуют возрастным рекомендациям, оборудование для труда в уголке присутствует
|
|
|
|
| 2. Содержание растений в группе
|
| Количество растений в группе достаточное
|
|
|
|
| Внешний вид растений ухоженный
|
|
|
|
| Присутствуют инструменты для ухода за растениями: рыхления, мытья, полива
|
|
|
|
| Есть паспорт на каждое растение в группе
|
|
|
|
| Все растения безопасны для детей
|
|
|
|
| Растения расположены безопасно для детей и удобно для ухода за ними (растения не стоят на высоких полках, не висят в подвешенных кашпо, не заслоняют свет)
|
|
|
|
| 3. Моделирование.В группе присутствуют материалы для развития у детей моделирующей способности:
|
| • условные символы
|
|
|
|
| • календари наблюдений в природе
|
|
|
|
| • протоколы опытов
|
|
|
|
| • алгоритмы познавательной деятельности, опытов и экспериментов
|
|
|
|
| • изобразительные средства
|
|
|
|
| 4. Наличие познавательной литературы
|
|
|
|
| 5. Наличие обучающих игр по экологии
|
|
|
|
| 6. Наличие наглядного материала:
|
| • наборы картинок для группировки (реалистические изображения), до 4–6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты
|
|
|
|
| • картины, альбомы, загадки, энциклопедии
|
|
|
|
| • серии из 4 картинок: части суток
|
|
|
|
| • серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей)
|
|
|
|
| 7. Наличие календаря природы, соответствие возрасту
|
|
|
|
| 8. Наличие природного материала (эстетика хранения)
|
|
|
|
| 9. Наличие картотек (наблюдения, прогулки, опыты, эксперименты)
|
|
|
|
| 10. Наличие инструментов для экспериментальной деятельности:
|
| • набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости одинакового и разного объема (4–5) и разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания – черпачки, сачки
|
|
|
|
| • набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, формочки разной конфигурации и размера, емкости, предметы-орудия – совочки, лопатки
|
|
|
|
|
Вывод: _______________________________________________________________________________
Приложение 3
Карта самоанализа воспитателя средней группы по теме «Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности»
Воспитатель _____________________________________ Дата: ___________________________________________
Вопросы для самоанализа
| Критерии
| Да
| Частично
| Нет
| 1. Уголок природы:растения соответствуют возрастным рекомендациям, оборудование для труда в уголке присутствует
|
|
|
|
| 2. Содержание растений в группе
|
| Количество растений в группе достаточное
|
|
|
|
| Внешний вид растений ухоженный
|
|
|
|
| Присутствуют инструменты для ухода за растениями: рыхления, мытья, полива
|
|
|
|
| Есть паспорт на каждое растение в группе
|
|
|
|
| Все растения безопасны для детей
|
|
|
|
| Растения расположены безопасно для детей и удобно для ухода за ними (растения не стоят на высоких полках, не висят в подвешенных кашпо, не заслоняют свет)
|
|
|
|
| 3. Моделирование.В группе присутствуют материалы для развития у детей моделирующей способности:
|
| • условные символы
|
|
|
|
| • календари наблюдений в природе
|
|
|
|
| • протоколы опытов
|
|
|
|
| • модели сезонных изменений в природе
|
|
|
|
| • описания птиц, животных (схемы, модели)
|
|
|
|
| • схемы-памятки ухода за комнатными растениями
|
|
|
|
| • алгоритмы познавательной деятельности, опытов и экспериментов
|
|
|
|
| 4. Наличие познавательной литературы
|
|
|
|
| 5. Наличие обучающих игр по экологии
|
|
|
|
| 6. Наличие наглядного материала:
|
| • наборы картинок для группировки и обобщения (до 8–10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения
|
|
|
|
| • картины, альбомы, загадки, энциклопедии
|
|
|
|
| • серии картинок: части суток
|
|
|
|
| • серии картинок: времена года (сезонные явления и деятельность людей)
|
|
|
|
| 7. Наличие календаря природы, соответствие возрасту
|
|
|
|
| 8. Наличие природного материала (эстетика хранения)
|
|
|
|
| 9. Наличие картотек (наблюдения, прогулки, опыты, эксперименты)
|
|
|
|
| 10. Наличие инструментов для экспериментальной деятельности:
|
| • набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости одинакового и разного размеров (5–6) различной формы, мерные стаканчики, предметы из разных материалов (тонет – не тонет), черпачки, сачки, воронки
|
|
|
|
| • набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, емкости разного размера и формы (4–5), предметы-орудия разных размеров, форм, конструкций
|
|
|
|
|
Вывод: ___________________________________________________________
Приложение 4
Карта самоанализа воспитателя старшей группы по теме «Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности»
Воспитатель _____________________________________ Дата: ___________________________________________
Вопросы для самоанализа
| Критерии
| да
| частично
| нет
| 1. Уголок природы:растения соответствуют возрастным рекомендациям, оборудование для труда в уголке присутствует
|
|
|
|
| 2. Содержание растений в группе
|
| Количество растений в группе достаточное
|
|
|
|
| Внешний вид растений ухоженный
|
|
|
|
| Присутствуют инструменты для ухода за растениями: рыхления, мытья, полива
|
|
|
|
| Есть паспорт на каждое растение в группе
|
|
|
|
| Все растения безопасны для детей
|
|
|
|
| Растения расположены безопасно для детей и удобно для ухода за ними (растения не стоят на высоких полках, не висят в подвешенных кашпо, не заслоняют свет)
|
|
|
|
| 3. Моделирование.В группе присутствуют материалы для развития у детей моделирующей способности:
|
| • календари наблюдений в природе
|
|
|
|
| • протоколы опытов
|
|
|
|
| • экологические дневники
|
|
|
|
| • книжки-самоделки
|
|
|
|
| • экологические цепочки, экосистемы, модули
|
|
|
|
| 4. Наличие познавательной литературы
|
|
|
|
| 5. Наличие обучающих игр по экологии
|
|
|
|
| 6. Наличие наглядного материала
|
| • наборы картинок для иерархической классификации (установления родо-видовых отношений): виды животных; виды растений; виды ландшафтов
|
|
|
|
| • картины, альбомы, загадки, энциклопедии
|
|
|
|
| • серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей)
|
|
|
|
| 7. Наличие календаря природы, соответствие возрасту
|
|
|
|
| набор карточек с символами погодных явлений (ветер, осадки, освещенность – облачность)
|
|
|
|
| 8. Наличие природного материала, коллекция семян и плодов (эстетика хранения)
|
|
|
|
| 9. Наличие картотек (наблюдения, прогулки, опыты, эксперименты)
|
|
|
|
| 10. Наличие инструментов для экспериментальной деятельности:
|
|
|
|
| • набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости и мерные сосуды разной конфигурации и объемов, кратные друг другу, действующие модели водяных мельниц, шлюзов, насосов
|
|
|
|
| • набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, орудия для пересыпания и транспортировки разных размеров, форм и конструкций с использованием простейших механизмов
|
|
|
|
|
Вывод: _________________________________________________________________________
Приложение 5
Приложение 6
Сводная таблица по результатам самоанализа воспитателей«Создание условий для познавательноисследовательской деятельности»
Вопросы для самоанализа
| Возрастная группа
| | | | | 1. Уголок природы: растения соответствуют возрастным рекомендациям, оборудование для труда в уголке присутствует
| + -
| + -
| + -
| + -
| 2. Содержание растений в группе
| + -
| + -
| + -
| + -
| 3. Моделирование. Наличие в группе материалов для развития моделирующей способности
| + -
| + -
| + -
| + -
| 4. Наличие познавательной литературы
| + -
| + -
| + -
| + -
| 5. Наличие обучающих игр по экологии
| + -
| + -
| + -
| + -
| 6. Наличие наглядного материала
| + -
| + -
| + -
| + -
| 7. Наличие календаря природы, соответствие возрасту
| + -
| + -
| + -
| + -
| 8. Наличие природного материала, коллекции семян и плодов
| + -
| + -
| + -
| + -
| 9. Наличие картотек (наблюдения, прогулки, опыты, эксперименты)
| + -
| + -
| + -
| + -
| 10. Наличие инструментов для экспериментальной деятельности
| + -
| + -
| + -
| + -
|
Примечание: в таблицу переносятся результаты («нет» или «есть») из карт самоанализа воспитателей.
Как проверить работу педагогов по экологическому воспитанию детей
Алена Кандыкова старший воспитатель ЧДОУ «Детский сад № 191 ОАО “РЖД”» г. Ачинска Красноярского края
Соответствует ли работа по экологическому воспитанию в ДОО современным требованиям? По каким критериям и с помощью каких методик ее оценить? Воспользуйтесь готовыми табличными формами, чтобы проверить качество и эффективность работы воспитателей в этом направлении.
Дошкольное экологическое воспитание – первый этап системы непрерывного экологического образования. Наиболее эффективными формами работы педагогов с воспитанниками в рамках экологического воспитания являются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственно контактировать с природой. В этом случае у них формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. Чтобы работа по экологическому воспитанию была эффективной, ее необходимо планировать и регулярно анализировать. Для этого следует включать в годовой план работы детского сада тематический контроль «Состояние работы ДОО по экологическому воспитанию дошкольников».
Цель контроля – проанализировать состояние работы ДОО по экологическому воспитанию и дать рекомендации воспитателям, как повысить ее эффективность.
Заведующий детским садом утверждает сроки и план проведения тематического контроля, а также формы и критерии анализа, которые разрабатывает творческая группа педагогов. В каждом детском саду они могут быть свои. Предлагаем готовые табличные формы для тематической проверки, которые используют педагоги ЧДОУ «Детский сад № 191 ОАО „РЖД“» г. Ачинска Красноярского края, чтобы оценить свою работу по экологическому воспитанию детей и внести соответствующие коррективы.
|