Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и диалектика управления, современная управленческая парадигма
Управление выступает как необходимый элемент жизнедеятельности людей. Оно является одной из трудных и ответственных сфер их интеллектуальной и практической деятельности, которое связано с реализацией их интересов и потребностей. Управление предопределено сознательным началом, знаниями, целевой ориентацией, волей и энергией человека. Отсюда управление можно рассматривать как процесс целенаправленного взаимодействия субъекта и объекта управления ради достижения социально значимых результатов. Управление в обществе связано с использованием власти и возникает тогда, когда в нем есть социальная потребность. При этом, чем масштабнее общественные объединения людей, тем больше социальная потребность в управлении. Как объективная реальность управление – это явление универсальное, поскольку имеет место во всех обществах, странах, во всех сферах общественной жизнедеятельности людей. Генезис управления в социальных сообществах позволяет рассматривать его как разновидность труда, исторически выделенную из групповой общественной деятельностилюдей. Следовательно, управление в социальных сообществах представляет собой специфический вид человеческой деятельности, который проявляется в различных формах и видах. В качестве объекта управления могут выступать естественные и физические процессы, технические системы, политические, экономические и социальные процессы, любые события, протекающие в обществе (естественно, речь идет о событиях, которыми можно управлять) и т. д. Многовекторный характер управления порождает различные подходы к самому определению управления и множество понятий «управления». Во всей совокупности подходов можно выделить несколько наиболее распространенных. Согласно общему подходу управление рассматривается как: · организация деятельности людей в соответствии с требованиями объективных законов; · наука и практика управления организациями; · организация и реализация целенаправленного воздействия; · организация и координация деятельности по использованию имеющихся ресурсов с целью достижения желаемого результата; · механизм реализации интересов всех участников производственного процесса: общественных, коллективных, индивидуальных. Функциональный подходпозволяет рассматривать управление как: · целенаправленную координацию общественной деятельности; · целенаправленное воздействие на трудовые коллективы с целью организации и координации их деятельности в процессе производства; · планирование, организацию, мотивацию труда и контроль. Исходя из процессуального подхода, управление можно представить как: · процесс подготовки, принятия и реализации управленческих решений; · процесс или форму деятельности, которая обеспечивает управление определенной группой людей исходя из целевой ориентации организации; · воздействие руководителя на поведение подчиненных для достижения поставленной цели. Субъектно-объектный подход дает возможность трактовать управление как: · осознанную целенаправленную деятельность человека, посредством которой он воздействует и подчиняет своим интересам элементы внешней и внутренней среды общества, живой и неживой природы, техники; · системную конкретную практическую деятельность, направленную на осмысленную организацию всего общественного производства на всех стадиях расширенного воспроизводства; · упорядочение и регулирование системы исходя из изменяющихся условий внешней и внутренней среды; · целенаправленное воздействие на объект управления для изменения его состояния и поведения в соответствии с изменяющимися условиями; · целенаправленное взаимодействие между субъектом и объектом в системе управления для достижения поставленных целей и решения задач; · осознанную деятельность людей, направленную на создание оптимальных условий для функционирования объекта; · воздействие органов и кадров управления на управляемый объект с помощью соответствующих методов для достижения поставленной цели. Исходя из всей совокупности представленных понятий, управление в самом общем понимании можно рассматривать как всевозможные формы и методы воздействия на объект с целью достижения желаемого результата. При этом управление является не только универсальным, но и необходимым элементом окружающего нас мира, под воздействием которого могут изменяться положение, поведение и даже свойства как объекта, так и самого субъекта управления. Управление в широком общесоциологическом смысле называетсясоциальным управлением.Оно связано с управлением обществом путем применения социальных стимулов, средств, механизмов, когда различные группы, организации, институты, личности, действуя в своих интересах и в то же время выполняя «общие дела», воздействуют на состояние и развитие общества. Исходной концептуальной схемой, моделью постановки проблем и их решения, методов управления выступает управленческая парадигма (от греческого paradigma – пример, образец). В общем виде парадигма отражает то, как мы видим других людей, события, ситуации, будущее, когда говорим об управлении не с точки зрения его психофизиологических возможностей, а в смысле умственного восприятия, понимания, толкования. С научной точки зрения термин «парадигма» наиболее часто используется в значении «теории», «концепции», «доктрины», «модели», «представления», «системы взглядов». Парадигма управления – это продукт видения и мышления, совокупность представлений об объекте, процессах, явлениях в системе управления и во вне его, это образ желаемого будущего, набор системообразующих идей и социальных ценностей, это сценарий возможных событий, обстоятельств и последствий. При этом принципиально важное значение имеет насыщенность парадигмы ценностями, значимыми для конкретной социальной системы, на развитие и воспроизводство которых нацелен процесс управления. Формирование парадигмы напрямую связано с принципами и законами управления. В последних, как известно, аккумулирован социальный опыт (положительный и негативный) многих поколений, и поэтому в различных управленческих ситуациях они выполняют роль отправного начала в информационном массиве при выборе позиции, оценке ситуации, принятии решения. Процесс формирования парадигмы – это движение мысли, образ объекта или действия, основанный, прежде всего, на индивидуальном опыте управленца, на учете и использовании группового знания и опыта, а также экспертизе модели (проекта) парадигмы с точки зрения ее соответствия принципам и законам управления и при необходимости ее дальнейшей коррекции. Любая система управления предполагает определенную иерархическую составляющую и, соответственно, несколько уровней управления. Это позволяет выделить общую и частную управленческие парадигмы и их содержание. Чем шире объект парадигмального отражения, тем значительнее должен быть представлен интеллектуальный компонент парадигмы, тем выше требования к философской культуре мышления и процедуре принятия решений. Сформированная управленческая парадигма отражает степень профессионализма субъекта управления и включает познавательный, аналитический, ценностный, творческий и организационно-волевой компоненты. В современных условиях развития управленческая парадигма должна опираться на четко выверенные ценностные ориентации, мировоззренческие позиции и установки, определять цели и содержание управленческого процесса с учетом состояния соответствующей системы управления. При этом наиболее значимой проблемой при формировании парадигмы является выделение системы ценностей, на которую ориентируется управленец при исполнении должностных обязанностей, а также принципы и законы управления, которые он знает и на которые он опирается. Сегодня можно говорить о необходимости формирования новой управленческой парадигмы, предопределенной необходимостью учета в ней устойчивых мировых тенденций развития управления. К ним следует отнести: · усиление социальной ориентации систем управления; · усиление внимания на современные технологии управленческого труда, предопределяющие возможность его совершенствования и оптимизации; · профессионализация управленческого труда; · переход от непосредственного воздействия на человека к формированию микросреды, в которой он может реализовать себя как личность; · умение осознавать социальную значимость и полезность управленческого труда; · расширение на практике «сервисного управления» – интеллектуального обслуживания аппаратом управления коллективного труда, жизнедеятельность трудовых организаций; · интернационализацию теории и передовой практики управления. При формировании парадигмы государственного управления необходимо исходить из перечисленных тенденций, а также учитывать природу и специфику государственного управления.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |