Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные проблемы и направления совершенствования государственного управления

 

Проблемы государственного управления представляют собой очень сложную, противоречивую и спорную область. Они являются предметом анализа и серьезных дискуссий как среди ученых, так и практиков.

Сегодня в условиях динамичных изменений, протекающих в теории и мировой практике государственного управления, все большую роль начинают играть инновационные технологии управления, которые выступают как наукоемкий ресурс, который позволяет государству изучать протекающие в обществе процессы, принимать оптимальные управленческие решения и тем самым активно влиять на них, получать желаемый результат в установленные сроки и при наименьших затратах.

В системе государственного управления все большую значимость приобретают рациональное начало, знания, научное прогнозирование, программирование, моделирование, все более полно используется человеческий фактор.

Растет число управленцев-профессионалов, способных обеспечить эффективное воздействие на объект управления в заданном направлении. Государство как субъект управления все более четко выверяет сферу своей деятельности, освобождается от несвойственных ему функций, делегируя их регионам, союзам, ассоциациям, гражданам.

Вместе с тем в реальной жизни часто складываются ситуации, отражающие определенные противоречия между интеллектуальным потенциалом науки и уровнем использования современных знаний в государственном управлении, появляются проблемы как объективного, так и субъективного характера.

Так, например, глобальное противоречие современного мира, проявляющееся в отставании темпов социального прогресса от научно-технического, в государственном управлении проявляется через определенный разрыв между интеллектуальным потенциалом науки и уровнем его использования в управленческих технологиях, методах, механизмах.

Серьезные проблемы наблюдаются при формировании концептуальных основ взаимодействия общества и органов государственной власти как объекта и субъекта управления; в обеспечении соответствия в уровнях их развития; в ориентации на возможный учет интересов человека, коллектива, общества в целом при принятии управленческих решений. Актуальной остается проблема достижения высоких результатов при наименьших затратах, выбора критерия при оценке результативности и эффективности деятельности органов государственного управления.

Важнейшей проблемой остается проблема повышения научной обоснованности государственного управления, расширение направлений и масштабов применения новых разновидностей системного и ситуационного анализа – критического, аксиологического, классификационно-типологического, основанных на современных инновационных подходах.

Критический анализ представляет собой определенную совокупность оценок и мнений, позволяющую определить необходимость того или иного процесса или ситуации, сравнить происходящее с должным. При этом критика рассматривается как одна из эффективных форм нового мышления, позволяющая выявить и оценить поведение и действия любого масштаба и на любом уровне.

Основными направлениями целесообразности применения критического анализа являются:

· анализ проблем и проблемной ситуации;

· выдвижение и обоснование гипотез;

· выработка практических рекомендаций.

Инновационный подход к государственному управлению предопределяет целесообразность использования аксиологического анализа, суть которого сводится к выявлению определенных ценностей в жизнедеятельности общества и государства, к формированию и реализации ценностных ориентаций при принятии управленческих решений в установлении характера связи между ценностями различного порядка, различного уровня и масштаба.

С целью дифференцированного подхода к объектам управления и их классификации можно использовать классификационно-типологический анализ, который позволяет группировать объекты по определенным признакам, свойствам, качествам или делить объект как сложное целое на части по этим же признакам, свойствам, качествам.

Серьезной проблемой в государственном управлении является проблема, связанная с усилением мотивации восприимчивости субъектов управления к нововведениям, информационно-коммуникационному обеспечению управленческой деятельности.

Одной из проблем государственного управления остается проблема, связанная с объективной необходимостью повышения уровня организационной культуры органов государственного управления, а также с усилением внимания к социально-психологическим факторам в управлении, развитием высокопрофессионального кадрового потенциала государственной службы.

Несомненно, огромный интерес как с научной, так и практической точек зрения при изучении проблем государственного управления, представляют собой материалы анализа опыта проводимых реформ государственного управления за последние 10-15 лет в четырнадцати странах различных регионов: Австралии, Бразилии, Венгрии, Великобритании, Германии, Канады, Китая, Нидерландов, Новой Зеландии, Польши, США, Финляндии, Чили и Южной Кореи.

Анализ был проведен Всемирным банком по просьбе Правительства Российской Федерации с привлечением специалистов в области государственного управления этих четырнадцати стран, а также российских ученых и специалистов.

Основными направлениями анализа были:

· определение задач, масштабов и глубины проведенных в этих странах реформ государственного управления, а также мероприятий правительств этих стран в области проведения реформ;

· выделение переменных, наиболее подходящих к условиям Российской Федерации;

· извлечение уроков международного опыта для проведения реформ в Российской Федерации.

Анализ обозначил наиболее общие проблемы, крупномасштабные задачи и существенные различия в реформаторской деятельности этих стран, а также то, что в настоящее время международной конвергенции идей в области государственного управления практически не происходит.

Реформирование в указанных странах имеет очень широкий диапазон – от всеобъемлющих задач в Китае, до конкретных и сфокусированных задач в Нидерландах.

Наиболее общими проблемами и, соответственно, крупномасштабными задачами реформирования в выделенных странах являются:

· сокращение государственных расходов;

· повышение способностей к развитию и реализации политики;

· улучшение выполнения государственных функций работодателя;

· повышение качества предоставления услуг и укрепление доверия к власти со стороны населения и частного сектора.

С середины 1980-х и до конца 1990-х годов в анализируемых странах изменения коснулись:

· управления государственными расходами;

· управления кадрами и государственной гражданской службой;

· организационной структуры исполнительной власти;

· ответственности в системе государственного управления в сфере развития и реализации политики.

В Республике Беларусь совершенствование государственного управления является непрерывным процессом, связанным с социально-экономическими преобразованиями в стране, с процессами перехода к рыночной экономике и устойчивому развитию. При этом решается задача развития эффективно функционирующей системы государственного управления, обладающей отлаженным механизмом взаимодействия ее органов, организационной гибкостью, целевой и функциональной оптимальностью управленческой структуры в целом и ее звеньев, экономичностью.

Основополагающей задачей в области государственного управления в 2006-2010 годы является формирование инфраструктуры государственного управления в целях развития и поддержки сфер народнохозяйственного комплекса в целом во взаимоувязке с проблемами социально-экономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала.

Для этого требуется реализация следующих задач:

· оптимизации организационной структуры управления на основе исключения излишних звеньев и минимизации затрат на осуществление управленческих функций;

· повышения роли экономических методов управления, формирования их целостной системы, отвечающей требованиям рынка;

· внедрения современных технологий управленческой деятельности на основе компьютерно-информационных сетей;

· создания условий для эффективного использования информационных ресурсов в деятельности органов государственного управления;

· проведения системной кадровой политики; создания эффективной системы подготовки и переподготовки управленческих кадров;

· формирования кадрового потенциала, как важнейшего интеллектуального и профессионального ресурса белорусского общества, обеспечивающего социально-экономическое развитие страны, ее конкурентоспособность в международном разделении труда;

· повышения уровня управляемости различными, особенно новыми отраслями и сферами экономики, эффективности управленческих воздействия, использования научно обоснованных методов управления;

· дальнейшего формирования государственных органов сугубо на функциональной основе, позволяющей исключить возможность использования узкоотраслевых методов управления;

· разработки и реализации эффективных антикоррупционных мер.

Кроме того, целью эффективного государственного управления должна стать реализация стратегии, в рамках которой следует согласовывать и гармонизировать целевые установки в области рыночных преобразований, антикризисного регулирования, структурно-технологической перестройки, повышения уровня жизни населения, эффективного включения в мировую экономику. При этом государственное управление должно иметь трансформационно-опережающую стратегию и приобрести четкую социальную направленность.

Контрольные вопросы и задания

1. Когда появились первые научные разработки по государственному управлению?

2. Какие можно выделить этапы эволюции теории государственного управления? Охарактеризуйте их.

3. К какому периоду времени можно отнести развитие отечественной науки в области государственного управления?

4. Чем, по Вашему мнению, можно объяснить некоторое отставание в развитии теории государственного управления в бывшем СССР и БССР?

5. На чьи идеи и опыт должно опираться развитие отечественной науки в области государственного управления?

6. Кто считается основоположником теории государственного управления как самостоятельного научного направления?

7. Какие исторически сложившиеся школы в области государственного управления можно считать ведущими?

8. Охарактеризуйте американскую, немецкую, английскую и французскую научные школы государственного управления.

9. Какие можно выделить наиболее острые проблемы государственного управления?

10.Чем, по Вашему мнению, можно объяснить отсутствие международной конвергенции идей в области государственного управления?

11.По каким направлениям осуществлялось реформирование государственного управления в международной практике?

12.Представьте цели, задачи, направления совершенствования государственного управления в Республике Беларусь.


Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...