Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современные проблемы и направления совершенствования государственного управления
Проблемы государственного управления представляют собой очень сложную, противоречивую и спорную область. Они являются предметом анализа и серьезных дискуссий как среди ученых, так и практиков. Сегодня в условиях динамичных изменений, протекающих в теории и мировой практике государственного управления, все большую роль начинают играть инновационные технологии управления, которые выступают как наукоемкий ресурс, который позволяет государству изучать протекающие в обществе процессы, принимать оптимальные управленческие решения и тем самым активно влиять на них, получать желаемый результат в установленные сроки и при наименьших затратах. В системе государственного управления все большую значимость приобретают рациональное начало, знания, научное прогнозирование, программирование, моделирование, все более полно используется человеческий фактор. Растет число управленцев-профессионалов, способных обеспечить эффективное воздействие на объект управления в заданном направлении. Государство как субъект управления все более четко выверяет сферу своей деятельности, освобождается от несвойственных ему функций, делегируя их регионам, союзам, ассоциациям, гражданам. Вместе с тем в реальной жизни часто складываются ситуации, отражающие определенные противоречия между интеллектуальным потенциалом науки и уровнем использования современных знаний в государственном управлении, появляются проблемы как объективного, так и субъективного характера. Так, например, глобальное противоречие современного мира, проявляющееся в отставании темпов социального прогресса от научно-технического, в государственном управлении проявляется через определенный разрыв между интеллектуальным потенциалом науки и уровнем его использования в управленческих технологиях, методах, механизмах. Серьезные проблемы наблюдаются при формировании концептуальных основ взаимодействия общества и органов государственной власти как объекта и субъекта управления; в обеспечении соответствия в уровнях их развития; в ориентации на возможный учет интересов человека, коллектива, общества в целом при принятии управленческих решений. Актуальной остается проблема достижения высоких результатов при наименьших затратах, выбора критерия при оценке результативности и эффективности деятельности органов государственного управления. Важнейшей проблемой остается проблема повышения научной обоснованности государственного управления, расширение направлений и масштабов применения новых разновидностей системного и ситуационного анализа – критического, аксиологического, классификационно-типологического, основанных на современных инновационных подходах. Критический анализ представляет собой определенную совокупность оценок и мнений, позволяющую определить необходимость того или иного процесса или ситуации, сравнить происходящее с должным. При этом критика рассматривается как одна из эффективных форм нового мышления, позволяющая выявить и оценить поведение и действия любого масштаба и на любом уровне. Основными направлениями целесообразности применения критического анализа являются: · анализ проблем и проблемной ситуации; · выдвижение и обоснование гипотез; · выработка практических рекомендаций. Инновационный подход к государственному управлению предопределяет целесообразность использования аксиологического анализа, суть которого сводится к выявлению определенных ценностей в жизнедеятельности общества и государства, к формированию и реализации ценностных ориентаций при принятии управленческих решений в установлении характера связи между ценностями различного порядка, различного уровня и масштаба. С целью дифференцированного подхода к объектам управления и их классификации можно использовать классификационно-типологический анализ, который позволяет группировать объекты по определенным признакам, свойствам, качествам или делить объект как сложное целое на части по этим же признакам, свойствам, качествам. Серьезной проблемой в государственном управлении является проблема, связанная с усилением мотивации восприимчивости субъектов управления к нововведениям, информационно-коммуникационному обеспечению управленческой деятельности. Одной из проблем государственного управления остается проблема, связанная с объективной необходимостью повышения уровня организационной культуры органов государственного управления, а также с усилением внимания к социально-психологическим факторам в управлении, развитием высокопрофессионального кадрового потенциала государственной службы. Несомненно, огромный интерес как с научной, так и практической точек зрения при изучении проблем государственного управления, представляют собой материалы анализа опыта проводимых реформ государственного управления за последние 10-15 лет в четырнадцати странах различных регионов: Австралии, Бразилии, Венгрии, Великобритании, Германии, Канады, Китая, Нидерландов, Новой Зеландии, Польши, США, Финляндии, Чили и Южной Кореи. Анализ был проведен Всемирным банком по просьбе Правительства Российской Федерации с привлечением специалистов в области государственного управления этих четырнадцати стран, а также российских ученых и специалистов. Основными направлениями анализа были: · определение задач, масштабов и глубины проведенных в этих странах реформ государственного управления, а также мероприятий правительств этих стран в области проведения реформ; · выделение переменных, наиболее подходящих к условиям Российской Федерации; · извлечение уроков международного опыта для проведения реформ в Российской Федерации. Анализ обозначил наиболее общие проблемы, крупномасштабные задачи и существенные различия в реформаторской деятельности этих стран, а также то, что в настоящее время международной конвергенции идей в области государственного управления практически не происходит. Реформирование в указанных странах имеет очень широкий диапазон – от всеобъемлющих задач в Китае, до конкретных и сфокусированных задач в Нидерландах. Наиболее общими проблемами и, соответственно, крупномасштабными задачами реформирования в выделенных странах являются: · сокращение государственных расходов; · повышение способностей к развитию и реализации политики; · улучшение выполнения государственных функций работодателя; · повышение качества предоставления услуг и укрепление доверия к власти со стороны населения и частного сектора. С середины 1980-х и до конца 1990-х годов в анализируемых странах изменения коснулись: · управления государственными расходами; · управления кадрами и государственной гражданской службой; · организационной структуры исполнительной власти; · ответственности в системе государственного управления в сфере развития и реализации политики. В Республике Беларусь совершенствование государственного управления является непрерывным процессом, связанным с социально-экономическими преобразованиями в стране, с процессами перехода к рыночной экономике и устойчивому развитию. При этом решается задача развития эффективно функционирующей системы государственного управления, обладающей отлаженным механизмом взаимодействия ее органов, организационной гибкостью, целевой и функциональной оптимальностью управленческой структуры в целом и ее звеньев, экономичностью. Основополагающей задачей в области государственного управления в 2006-2010 годы является формирование инфраструктуры государственного управления в целях развития и поддержки сфер народнохозяйственного комплекса в целом во взаимоувязке с проблемами социально-экономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала. Для этого требуется реализация следующих задач: · оптимизации организационной структуры управления на основе исключения излишних звеньев и минимизации затрат на осуществление управленческих функций; · повышения роли экономических методов управления, формирования их целостной системы, отвечающей требованиям рынка; · внедрения современных технологий управленческой деятельности на основе компьютерно-информационных сетей; · создания условий для эффективного использования информационных ресурсов в деятельности органов государственного управления; · проведения системной кадровой политики; создания эффективной системы подготовки и переподготовки управленческих кадров; · формирования кадрового потенциала, как важнейшего интеллектуального и профессионального ресурса белорусского общества, обеспечивающего социально-экономическое развитие страны, ее конкурентоспособность в международном разделении труда; · повышения уровня управляемости различными, особенно новыми отраслями и сферами экономики, эффективности управленческих воздействия, использования научно обоснованных методов управления; · дальнейшего формирования государственных органов сугубо на функциональной основе, позволяющей исключить возможность использования узкоотраслевых методов управления; · разработки и реализации эффективных антикоррупционных мер. Кроме того, целью эффективного государственного управления должна стать реализация стратегии, в рамках которой следует согласовывать и гармонизировать целевые установки в области рыночных преобразований, антикризисного регулирования, структурно-технологической перестройки, повышения уровня жизни населения, эффективного включения в мировую экономику. При этом государственное управление должно иметь трансформационно-опережающую стратегию и приобрести четкую социальную направленность. Контрольные вопросы и задания 1. Когда появились первые научные разработки по государственному управлению? 2. Какие можно выделить этапы эволюции теории государственного управления? Охарактеризуйте их. 3. К какому периоду времени можно отнести развитие отечественной науки в области государственного управления? 4. Чем, по Вашему мнению, можно объяснить некоторое отставание в развитии теории государственного управления в бывшем СССР и БССР? 5. На чьи идеи и опыт должно опираться развитие отечественной науки в области государственного управления? 6. Кто считается основоположником теории государственного управления как самостоятельного научного направления? 7. Какие исторически сложившиеся школы в области государственного управления можно считать ведущими? 8. Охарактеризуйте американскую, немецкую, английскую и французскую научные школы государственного управления. 9. Какие можно выделить наиболее острые проблемы государственного управления? 10.Чем, по Вашему мнению, можно объяснить отсутствие международной конвергенции идей в области государственного управления? 11.По каким направлениям осуществлялось реформирование государственного управления в международной практике? 12.Представьте цели, задачи, направления совершенствования государственного управления в Республике Беларусь. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |