Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объекты государственного управления. Общественные процессы как объекты государственного управления

 

В самом общем понимании под объектом управления понимается то, на что направлено управляющее воздействие субъекта. При этом именно управляемый объект, его сущность предопределяют содержание процесса управления, выбор форм и методов управления.

В силу того, что объектами государственного управления являются многочисленные процессы, которые протекают в обществе, конкретное содержание самого понятия объекта может трактоваться по-разному.

В научных публикациях зафиксировано несколько, подчас самых противоположных, представлений об объектах государственного управления. Длительное время поддерживалось мнение, что государство призвано управлять чуть ли не всеми общественными процессами, определять сознание, поведение и деятельностью людей. Такое выделение объекта государственного управления характерно для тоталитарных систем. Обратные этому суждения вообще оставляют государство без управляемых объектов (либерализм).

В условиях командно-административной системы управления, исходя из марксистской концепции экономического детерминизма, в качестве основного объекта государственного управления выступала экономика. Безусловно, экономика играет важнейшую роль в жизнедеятельности общества с точки зрения его ресурсного обеспечения, удовлетворения потребностей человека. Но не менее значимыми являются и другие сферы и институты, отношения, которые складываются в обществе, взаимоотношения между личностью, обществом и государством. Например, в качестве особого объекта государственного управления можно выделить межнациональные отношения, которые относятся к общественно-политическим. Здесь государство берет на себя защиту интересов, прав и свобод и по отношению к отдельно взятому человеку, и по отношению к национально-этническим, профессиональным, культурным и иным меньшинствам. Другой пример – без государственного управления трудно представить развитие системы образования, здравоохранения, культуры, науки или обеспечить помощь нетрудоспособным гражданам, молодежи, детям, бороться с преступностью, коррупцией и т. д.

Наиболее обоснованной по этому вопросу является точка зрения Г. В. Атаманчука, который отмечает, что в общественных отношениях, различных видах деятельности и многообразных социальных ролях государство управляет не всеми, а только теми их проявлениями, сторонами, взаимосвязями, которые имеют значение для всего общества, относятся к реализации всеобщих потребностей, интересов и целей.

В качестве объекта государственного управления он выделяет «…те общественные отношения, виды деятельности и социальные роли, которые непосредственно связаны с воспроизводством материальных и духовных продуктов и социальных условий жизнедеятельности людей»[1].

Исходя из вышесказанного можно отметить, что общественные отношения, виды деятельности и социальные роли, которые связаны непосредственно с воспроизводством материальных благ и услуг, духовных продуктов и условий для жизнедеятельности людей, выступают в качестве объектов управления. Именно общественные интересы и потребности общества и граждан являются управляемыми со стороны государства.

При этом речь идет об общественных отношениях и их проявлениях, которые имеют значение для всего общества, отражают всеобщие потребности, интересы и цели.

Выделение объекта государственного управления, которое связано с общественными отношениями, видами деятельности и социальными ролями, которые складываются в определенной общности людей (социальной, национальной или иной), проявляются в поведении отдельных граждан, имеющем общественное значение, и связанные с воспроизводством материальных и духовных продуктов и социальных условий жизнедеятельности людей, отражают специфику включения управленца в те или иные общественные отношения, выполняемые им виды деятельности и социальные роли.

Например, управленец, имеющий техническое образование, находясь на государственной службе в аппарате управления, должен обеспечивать соответствующий уровень принимаемых решений и действий, опираясь на совокупность определенных знаний, навыков и опыт, в том числе и в области государственного управления. Управляя производственным процессом, его действия носят иной характер, он должен обеспечить эффективное производство, используя при этом иные знания.

Понимание и осмысление сущности объектов государственного управления позволяют понимать и оценивать, вырабатывать концептуальные подходы к решению многих проблем государственного управления.

Объект государственного управления представляет собой сложное структурное образование, включающее:

· важнейшие сферы жизнедеятельности;

· общественные процессы;

· территориальные образования;

· государственные и общественные организации;

· социальные общности;

· производство (промышленность, сельское хозяйство, строительство, энергетика, транспорт, связь, торговля, лесное хозяйство);

· социальную сферу (жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, культура, спорт, туризм);

· административно-политическую сферу (внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность, защита интересов, охрана прав и свобод граждан, субъектов хозяйствования).

В первую очередь необходимо выделить организованные объекты, ибо если нет организации, то и будет отсутствовать эффект управляющего воздействия. К признакам таких объектов относятся:

· наличие широкой сферы самостоятельности на основе саморегуляции при соблюдении гарантий их прав;

· закрепление функциональной подчиненности социальных объектов вышестоящим органам – т. е. каждый объект имеет свои, разноуровневые субъекты управления;

· предоставление объектам гарантий возможного участия в решении государственных задач на всех уровнях управления путем внесения вопросов на рассмотрение, обсуждение проектов решений, представительства в разных звеньях управления;

· юридическое закрепление статуса подобных объектов-организаций.

По отношению к объектам государственного управления принципиально важными являются следующие положения:

· объекты имеют приоритет перед субъектами государственного управления, ибо первичным и главным для жизнедеятельности людей является производство материальных и духовных продуктов и социальных условий;

· управляемые объекты напрямую воспринимают естественно-природные и общественно-исторические условия и закономерности, в соответствии с ними выстраивают технологии своей деятельности. Например: «человек-машина», «человек-технология», «человек-природа», «человек-машина-технология» и др.;

· управляемые объекты рационально и эффективно функционируют лишь в адекватных им организационных формах. Самое сложное и необходимое в данном аспекте для управляемых объектов заключается в работе таких организационных форм, которые бы создавали условия для полной реализации возможностей, заложенных в соответствующих общественных отношениях, видах деятельности и социальных полях;

· управляемые объекты, поскольку их активность имеет общественный характер, связана с потреблением и производством общественных ценностей, нуждаются в своевременном и возможно полном юридическом определении порядка формирования, общественного статуса, процедур общественной подотчетности и контроля.

Выделение объектов государственного управления позволяет использовать дифференцированный подход к различным видам общественных отношений, более четко конкретизировать и формулировать цели, вырабатывать механизм государственного управления, обеспечивать эффективность его функционирования.

Выступая в качестве объекта управления, общественные отношения придают ему отличительные черты. Это связано с тем, что именно человек, со свойственными ему ценностями, целями, мотивами, установками и т. д., является центром (стержнем) управляемых объектов. Отсюда можно выделить следующие свойства, присущие этому объекту управления:

· самоактивность как условие жизнедеятельности и естественное состояние человека;

· адаптивность к природным и социальным условиям, в которых человек сохраняет и развивает себя;

· целенаправленность,связанная с ориентацией человека на конечные результаты, отношения и т. д.;

· способность к самоуправлению,что присуще человеку и связано с его жизнедеятельностью и саморазвитием, его осознанной объективной деятельностью;

· зависимостьот объективных условий и факторов жизнедеятельности общества, их воспроизводства.

Выделенные свойства управляемого объекта предопределяют формы и методы управляющего воздействия со стороны государства, его масштабы.

Человеку, который является стержнем общественных отношений, свойственно объединение с другими людьми в процессе их совместной деятельности, что обусловливает появление коллективов, различных объединений людей, ведет к формированию широких и достаточно сложных общностей (классы, слои, сословия, профессиональные группы, территориальные общности и т. д.), производственные комплексы и т. д.

Поэтому в обществе как в управляемой системе в ее структурно-компонентном представлении, можно выделить три уровня: человек – коллективы и объединения людей – общество в целом. На первом уровне реализуются социальные роли; на втором – виды деятельности; на третьем – виды общественных отношений. Это позволяет определять диапазон управляющего воздействия государства.

Исходя из сущности и особенностей объектов государственного управления, можно выделить следующие присущие им свойства:

· самоактивность управляемых объектов, т. е. их способность к самодвижению на основе внутренних (собственных), побудительных причин. Самоактивность управляемых объектов реализуется в различных формах: в преобразовании окружающих условий и взаимодействий в соответствии с представляемыми их компонентами; в установлении с ними активного взаимодействия; в приспособлении к складывающейся ситуации;

· целенаправленный характерразвития объектов, ориентация их на конкретные предметы, явления, отношения, результаты;

· адаптивность (приспособленность) к условиям и факторам социального бытия;

· самоуправление (социальное саморегулирование) своей жизнедеятельности и своего развития;

· зависимость от объективных условий и факторов общественной жизнедеятельности.

Комплекс свойств управляемых объектов (систем), особенно таких, как: самоактивность, целенаправленность, приспособляемость, способность к самоуправлению определяет меру управляющих воздействий со стороны государства. Чем более развиты управляемые объекты (системы), чем сильнее и рациональнее проявляются их свойства, тем меньше они нуждаются в государственном управлении, тем само управление может быть «мягче» и сводиться лишь к управляющим воздействиям координационного характера.

В компонентно-структурном отношении в государственном управлении четко просматриваются три основных уровня управляемых объектов:

· человек в проявлениях его сознания, поведения, трудовой и общественной деятельности, в своей ценностной социально-продуктивной активности;

· коллективы и объединения людей, выступающие первичной формой общения и совместной деятельности;

· общество в целом, его социальные образования, отношения, связи и процессы, возникающие в нем вследствие активности людей и их объединений.

В соответствии с основными сферами жизнедеятельности управляемые объекты можно подразделить на следующие видовые группы: экономические, социальные и духовные.

В большинстве экономических управляемых объектов осуществлено непосредственное соединение рабочей силы (человека) и средств производства.

Социальные управляемые объекты осуществляют деятельность, направленную на сохранение жизни и здоровья человека, его физическое развитие, создание жилищных, коммунальных, торговых и бытовых условий, в которых выражается процесс воспроизводства и общение человека.

К духовным управляемым объектам относятся те организационные проявления активности личности, коллективов, общностей людей, посредством которых осуществляется как духовно-теоретическая деятельность, так и духовно-практическая.

Система, управляемая во всем многообразии составляющих ее компонентов, имеет существенное отличие от системы управляющей. Если для государственного аппарата характерно преобладание иерархических, субординационных, вертикальных отношений, то формирование и развитие гражданского общества опирается на горизонтальные, невластные, диспозитивные связи.

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...