Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели и приоритеты государственного управления

 

Наиболее актуальным и важным вопросом в теории и практике государственного управления является вопрос формирования целей и задач, в которых должны отражаться интересы народа, всего общества, с одной стороны, и которые должны опираться на государственную власть – с другой. Определение целей означает установление конечных результатов, к которым стремится в своем развитии общество и государство, либо конкретный объект государственного управления. Соответственно, в системе государственного управления выделяют конкретные цели и цели глобального порядка, которые не должны противоречить общечеловеческим ценностям (свободе, демократии, социальной справедливости и т. д.). Цели управления отражают суть управленческого решения, предопределяют выбор действий, при помощи которых цели должны быть достигнуты.

Цели государственного управления должны быть признанными, привлекательными, популярными, поддерживаемыми гражданами и при этом – реальными. Чтобы все цели были поддержаны, опирались на возможности и силу управления, они должны быть переложены на строгий и ясный язык управляющих воздействий. Не вообще цели, а цели, достижимые в обозначенное время, в точном объеме и при использовании определенных ресурсов; цели, конкретизированные, четко доведенные до отдельного коллектива, группы, человека и вместе с тем скоординированные между собой таким образом, чтобы одна цель не противоречила другой, а наоборот, способствовала ее реализации.

Субъектом формирования целей государственного управления может быть народ, правящая элита, глава государства. В условиях демократического государства субъектом формирования целей государственного управления является народ.

Основными принципами формирования целей в демократическом государстве являются открытость, прозрачность и гласность.

Вся история человечества свидетельствует, что формирование целей государственного управления – дело крайне сложное. Над этим процессом неумолимо довлеют три негативных фактора:

· субъективность;

· большое число целей, их изменчивость и противоречивость;

· неопределенность в развитии и функционировании государственного организма, его отдельных частей, которая передается сфере управления и пронизывает ее (неполная определенность внешней среды и внутренних свойств государства имеет результатом неполную определенность целей государственного управления).

Поэтому при определении целей необходимо формировать определенную их иерархию в соответствии с актуальностью, потребностями общества, политической целесообразностью, конкретной ситуацией и наличием соответствующих ресурсов.

Исходя из приоритетов целей строится, так называемое «дерево целей», которое обеспечивает взаимосвязь между множеством целей и подцелей разного содержания (политических, экономических, социальных, духовных и др.), их согласованность для получения желаемого результата.

Дерево целей образует систему, каждый структурный элемент которой занимает определенное место и играет определенную роль в достижении главной цели.

Дерево целей – это образ, позволяющий сравнить систему целей государственного управления с деревом, уходящим «корнями» (средствами коммуникации) в «почву» (общество), которая его питает. Если же питательная среда не в состоянии обеспечить жизнедеятельность дерева целей, то оно погибает, какими бы прекрасными не были предложенные идеи.

При формировании дерева целей субъект управления должен иметь полную информацию о состоянии общества, его проблемах, болевых точках, ресурсах для достижения целей и т. д. Кроме того, структурируя систему целей, следует иметь в виду, что каждая предыдущая цель должна детерминировать последующую, а также развивать и дополнять основную цель.

Цели и задачи, требующие первоочередного решения, рассматриваются как приоритетные. Поэтому важно определить иерархию целей государственного управления, построенную на принципе приоритетности, хотя построение абсолютной иерархии проблематично, как и познание абсолютной истины. Это всегда лишь субъективные оценки, кажущиеся оптимальными в конкретных условиях функционирования системы, которые могут приближаться к действительно оптимальным по мере изучения жизни общества.

Формирование иерархии целей и приоритетов часто сопровождается необходимостью выбора между эффективностью государственного управления и социальной справедливостью. Суть возникающей проблемы связана с тем, что преобладание принципа справедливого распределения часто ведет к снижению экономической эффективности и наоборот. Поэтому при выборе целей иногда имеют перевес конъюнктурные соображения. Например, необходимость быстрого решения проблемы, связанной с текущим моментом, общественным мнением либо политической ситуацией. Если преобладают стратегические цели и выверенные ценности – безопасность, стабильность, демократия и др., тогда при выборе цели и приоритетов используется структурный подход. На практике в чистом виде эти подходы не применяются, как правило, они используются вместе, взаимодополняя друг друга.

Если приоритеты определены неверно, то это часто выявляется уже после того, как появились отрицательные последствия, неизбежные в данном случае.

Иногда важно определить иерархию недостижимых целей – это может служить показателем качества работы макросистемы управления во всей совокупности отношений с обществом, скорректировать взаимоотношения власти и общественных институтов, граждан.

Существуют два подхода к построению дерева целей. В одном случае его строят сверху, т. е. идут от идентификации целей высшего порядка к целям низшего порядка. Во втором – наоборот, формируют цели снизу, начиная с целей низшего порядка, и переходят к целям более высокого уровня.

Механизм определения целей и приоритетов в демократическом обществе является достаточно сложным и отражает не только формальные, но и неформальные отношения и связи между различными государственными и общественными структурами. Большое влияние на него оказывают идеологические факторы, экономические интересы различных элит и социальных групп.

Можно выделить несколько общих правил разработки целей государственного управления:

1. Соответствие выделенных целей существующему строю – его сохранению, укреплению и достижению генеральной цели деятельности государства на соответствующем этапе его развития.

Цели, не свойственные существующему строю, могут быть поставлены только при чрезвычайных обстоятельствах (войны, стихийных бедствий и т. д.).

2. Практическая необходимость и научная обоснованность целей.

3. Поставленная цель не должна наносить ущерба другим целям, либо этот ущерб должен полностью возмещаться.

4. Взаимодействие выделенной цели со всеми другими целями в соответствии с ее местом в системе приоритетов целей.

5. Цели должны формироваться в рамках возможного и в пределах реальных границ.

6. Для реализации целей должно быть достаточно ресурсов, средств и методов, обеспечивающих их выполнение. Механизм реализации должен включать в себя:

· организационно-управленческий механизм;

· нормативно-правовую основу;

· ресурсную базу (материальную, финансовую и т. д.).

7. Цели должны быть четкими и понятными обществу.

В Республике Беларусь согласно действующей Конституции политикагосударства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь своих граждан. Это – главная цель государственного управления, магистральное направление внутренней и внешней политики белорусского государства. Ее достижению подчинены другие цели государственного управления, к которым следует отнести:

· обеспечение внутренней и внешней безопасности государства;

· создание условий для развития демократических институтов общества;

· гарантированную защиту прав и свобод граждан;

· создание равных правовых условий для развития всех форм собственности, формирования рыночных механизмов;

· создание благоприятной экологической среды обитания;

· взаимовыгодное сотрудничество центральной и местных властей.

Главные цели государственного управления конкретизируются в целях-заданиях для каждого государственного органа. Государственные служащие должны уметь увязывать базовые, общезначимые цели и задачи с конкретными целями, поставленными перед организацией.

В государственных организациях можно выделить три вида целей: цели-задания, цели-ориентации и цели самосохранения.

1. Цели-задания государственным организациям ставятся вышестоящим субъектом управления – это собственно управленческие цели, т. е. цели управления социальной системой, содержательно ориентированные и подчиненные достижению главной ее цели. Они, как правило, закрепляются в нормативно-правовых документах: положениях, уставах, регламенте, которые отражают назначение данной организационной структуры, ее место и роль в системе управления, т. е. то, ради чего она создана.

Очень важно, чтобы цели-задания были четко сформулированы, так, например, социальные цели (поддержка малоимущих и т. д.) имеют слишком общий смысл. Чтобы деятельность органа была эффективной, нужны более конкретно поставленные цели и задачи для органа управления и его коллектива, так как каждый работает лучше, если ясно представляет, чего от него ждут. Цель определяет поведение, а целенаправленная деятельность – механизм, обеспечивающий работу органа управления.

При выполнении цели-задания возможно возникновение различных проблем:

· неадекватное восприятие их органом управления;

· возможное несоответствие между содержанием сформулированных задач и ожиданиями коллектива организации;

· противоречие между высоким пафосом задач и низким ресурсным уровнем их обеспечения.

2. Цели-ориентации отражают общие интересы членов коллектива органа государственного управления и не должны противоречить социальным целям-заданиям.

3. Цели самосохранения организационной структуры управления отражают ее стремление сохранить свою целостность и стабильность, равновесие во взаимодействии с окружающей средой.

Каждый орган управления должен быть ориентирован не только на достижение целей, заданных сверху, но и на выполнение внутренних задач. Это обстоятельство не должно игнорироваться субъектом управления.

При постановке целей-заданий могут и должны учитываться и цели-ориентации организации. В противном случае всегда будет присутствовать поистине неразрешимый вопрос: «Выполняет ли система государственного управления свое общественное предназначение?»

Итак, в системе государственного управления цели должны быть:

· масштабными, но реально достижимыми;

· понятными и понятыми во всей полноте работниками управляющих и управляемых организаций;

· скоординированными во всей своей совокупности.

Цели государственного управления можно классифицировать по горизонтальному и вертикальному срезам. Горизонтальный срез представлен цепью основных видов целей государственного управления: общественно-политических – социальных – духовных – экономических – организационных – деятельностно-праксеологических – информационных – разъяснительных.

В общественно-политических целях выражена стратегия развития общества на длительную перспективу. А высшей ценностью и целью общества и государства провозглашается человек, его права, свободы и гарантии их реализации. Стратегической долгосрочной целью развития Республики Беларусь является поступательное движение к обществу постиндустриального типа, повышение уровня и качества жизни населения.

Социальные целиопределяются общественно-политическими целями. Исходя из этого, в Республике Беларусь они заключаются в реализации принципа справедливости и создании условий, обеспечивающих достойные уровень и качество жизни человека.

Цели в духовной сфере состоят в создании условий для формирования высоконравственной, духовно богатой личности, Кроме того, они направлены на использование духовного потенциала граждан для реализации общественно-политических и социальных целей.

Цели государственного управления в экономической сфере – это определение долгосрочной стратегии экономического развития, создание оптимальных условий для ее реализации. Основной экономической целью Республики Беларусь является переход к социально ориентированной рыночной экономике и на ее основе повышение благосостояния жизни граждан.

Организационные цели направлены на создание оптимальной, эффективно действующей организационной структуры государственного управления.

Информационные цели направлены на установление прямых и обратных связей между объектом и субъектом управления для получения информации о реакции объекта на принятые управленческие решения и, при необходимости, коррекции управляющего воздействия.

Важную роль в государственном управлении играетобъективная необходимостьразъяснения выделенных целей и приоритетов.Граждане государства должны четко представлять имеющиеся проблемы, которые решает государство, иметь аргументированную информацию о протекающих в обществе процессах, о мотивах решений органов власти, в том числе и непопулярных.

Представленный горизонтальный срез целей не дает полного представления об их субординации. Вертикальный срез располагает цели по их значимости: стратегические, тактические, оперативные.Тактические цели определяют конкретные действия по достижению стратегических и оперативных целей, поэтому их еще называют обеспечивающими.Оперативные целивыдвигаются на определенном временном отрезке, с учетом складывающейся общественно-политической и экономической ситуации.

Цели государственного управления могут быть классифицированы и по другим критериям. Например, по объему они могут быть:

· общими, охватывающими весь комплекс государственного управления;

· частными, охватывающими отдельные подсистемы.

По результатам: конечными и промежуточными.

По временным рамкам выделяют:

· долгосрочные цели (стратегические) (свыше 5 лет);

· среднесрочные цели (на 5 лет);

· краткосрочные цели (тактические) (год и менее года).

По отношению к главным целям могут возникнутьпобочные (вторичные) цели, которые не связаны напрямую с реализацией стратегических целей.

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...