Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы государственного управления

Государственное управление осуществляется с помощью разнообразных методов. Они обеспечивают реализацию функций и достижение целей государственного управления.

Под методами (от греч. methodos – путь исследования, теория,учение) государственного управленияпонимаются приемы, способыреализации управленческой деятельности. С помощью методов осуществляется определенное воздействие субъектов управления на процессы общественного и государственного развития, на деятельность государственных структур и конкретных должностных лиц.

Разнообразная деятельность органов государственного управления предполагает использование различных методов управления: нормативного, балансового, методов экспертных оценок, экономико-математических и т. д.

Во всей совокупности методов государственного управления особое место занимает программно-целевой метод, который находит свое воплощение в целевых комплексных программах, направленных на решение имеющихся проблем. Он предполагает четкую постановку цели и выработку комплекса научно-исследовательских, опытно-констукторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам исполнения и обеспечивающих эффективное решение имеющейся проблемы.

Все многообразие разрабатываемых программ можно представить через следующие группы:

· по государственному статусу: межгосударственные, республиканские, региональные, местные;

· по функциональной сфере: экономические, социальные, научно-технические, экологические и др.;

· по срокам реализации: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.

Финансирование целевых программ может осуществляться за счет средств республиканского, региональных и местных бюджетов, внебюджетных источников финансирования, а также средств общественных организаций и союзов, структур частного сектора.

Методы государственного управления можно классифицировать по самым различным критериям. Можно выделить общенаучные и специальные методы, прямые и косвенные, административно-распорядительные, экономические, социально-психологические и т. д. (рис.4.1).

Административно-распорядительные методы– это способы прямого, непосредственного воздействия на поведение объекта управления. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения, носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т. д. К ним можно отнести распределение централизованных инвестиций или иных контролируемых государством ресурсов, лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование экспорта, импорта и т. д. Например, когда власти заинтересованы в прекращении определенного вида деятельности, они могут прекратить выдачу лицензий и, напротив, для расширения той или иной деятельности разрешить ее ведение. К мерам принуждения относятся правила, условия, соблюдение которых обязательно для хозяйствующих субъектов (определенные условия охраны труда, установление очистных сооружений и т. д.).

 
 

 

 


Административно-распорядительные методы государственного управления достаточно эффективны в сфере контроля над монопольными рынками, в области экологии, в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании минимально допустимых параметров жизни населения. Однако следует отметить, что в развитых странах с рыночной экономикой масштабы применения административно-распорядительных методов достаточно ограничены, но в критических ситуациях (военные действия, кризисные явления в экономике, стихийные бедствия) их роль существенно возрастает.

Экономические методы – это комплекс материальных средств, рычагов воздействия органов государственной власти на объект управления. Они воздействуют на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную политику. При этом отсутствует прямое принуждение или поощрение. Объект управления свободен в выборе вариантов действия при условии, что они не противоречат действующему законодательству. То есть, они призваны создать такие условия, чтобы объекту управления было выгодно действовать так, как того желает государство. Такими методами являются: налоговое, бюджетное, финансовое регулирование; материальное стимулирование; применение финансовых санкций; предоставление дотаций регионам; санация предприятий и т. д. Например, государство снижает налоги на производство детских товаров, стимулируя его рост, или устанавливает повышенные стипендии для студентов-отличников, заботясь о качестве подготовки специалистов. При этом важно, чтобы экономические методы применялись гибко и не являлись тормозом в реализации целей и функций государственного управления.

Социально-психологические методы – это способы социально-психологического воздействия на управляемые группы, коллективы и т.д. для достижения соответствующих целей, а именно:

· политическая агитация, пропаганда;

· разъяснение позиции государства, его политики, правовых актов с использованием СМИ;

· личные встречи руководителей государства с трудовыми коллективами;

· различные виды индивидуального поощрения, продвижения по службе и т. д.;

· нравственное осуждение, имеющее зачастую большее воздействие, нежели административное, или иное наказание.

С помощью социально-психологических методов формируются социальные установки, ценностные ориентации, групповое сознание, ориентация на лидера.

Можно также выделить прямые и косвенные методы государственного управления.

Прямые методы непосредственно воздействуют на объекты, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование (централизованные инвестиции), финансовую поддержку (дотации) и т. д.

Косвенные методы свое воздействие оказывают опосредованно, например, через налоги, кредитование.

Использование тех или иных методов зависит от формы собственности объекта управления. Прямые и административно-распорядительные методы, чаще всего, используются в управлении объектами государственной и коммунальной форм собственности. По отношению к объектам негосударственной формы собственности применяются в основном косвенные и экономические методы управления.

Все перечисленные методы тесно взаимосвязаны между собой и взаимодополняют друг друга.

Контрольные вопросы и задания

 

1. Что должны отражать и на что опираться цели государственного управления?

2. Чем можно объяснить сложность формирования целей государственного управления?

3. В чем суть формирования «дерева целей» государственного управления?

4. Какие можно выделить подходы к формированию иерархии целей и приоритетов в государственном управлении?

5. Представьте общие правила разработки целей государственного управления.

6. Покажите классификацию целей в государственном управлении.

7. Что такое функции государственного управления? Какие существуют классификации функций?

8. Назовите внутренние функции государства и охарактеризуйте их.

9. Перечислите внешние функции государства

10.Какие можно выделить политические функции государства?

11.Представьте и охарактеризуйте универсальные и специальные управленческие функции.

12.Что следует понимать под методом государственного управления?

13.В чем суть и каковы масштабы применения программно-целевого метода?

14.По каким критериям можно группировать методы государственного управления?

15.Назовите основные группы методов государственного управления и охарактеризуйте их.

 

 


Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...