Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика современной системы государственного управления

 

В современном мире любую совокупность элементов (компонентов, подсистем), взаимосвязанных между собой и образующих определенную целостность, единство, рассматривают как систему.

Система как единое целое приобретает новые качества, новые свойства, не содержащиеся в образующих ее элементах. Это ее свойство, отражающее закон перехода количественных изменений в качественные, определено понятием эмерджентность.

Так как системность присуща любому объекту, явлению, в современном материальном мире выделяют разнообразные системы: биологические, социальные, экономические, политические и другие в том числе, простые и сложные, макро- и микросистемы.

Для характеристики системы используют присущие ей общие и специфические свойства.

К общим свойствам системы можно отнести:

· адаптивность системы к окружающей ее внешней среде, к тем изменениям, которые там происходят. Способность системы сохранять свои параметры при взаимодействии с внешней средой именуется гомеостазисом;

· динамизм,отражающий ее изменение во времени и в пространстве;

· структурированность. Структура системы отражает основные, системообразующие элементы и связи, которые и обеспечивают ее основные свойства;

· целостность. Систему нельзя свести к сумме составляющих ее элементов. Она представляет собой иную качественную целостность;

· функциональность. Любая система имеет свое предназначение, выполняет свои, только ей присущие функции.

Системы, в которых протекают процессы целенаправленного воздействия для достижения определенного полезного эффекта, называются системами управления.

Система управления в процессе своего функционирования разделяется на управляющую, управляемую и коммуникативную подсистемы.

Структура системы управления представлена на рис. 5.1.

К характерным особенностям систем управления независимо от их природы и назначения относятся:

· наличие информационных связей, которые играют.решающую роль в сохранении целостности системы. Без обмена информацией между элементами система не может функционировать и сохранять свою целостность;

· способность переходить в различные состояния в соответствии с управляющими воздействиями;

· множество допустимых линий поведения системы, из которых выбирается наиболее предпочтительная;

· наличие определенной структуры, отражающей контуры управления;

· открытость, что обусловливает, с одной стороны, возможность воздействия на систему и, с другой - ее воздействие на внешнюю среду, которое может иметь самую различную природу и последствия;

· целенаправленность функционирования системы.

 


Государственное управление является социальной системой со всеми присущими ей свойствами. Причем социальные системы создаются людьми, основным структурным элементом являются люди и в силу этого проявляется как творческий характер социального управления, его сила, так и уязвимость. Ввиду того, что управление общественными процессами, людьми является наиболее сложной системой, она имеет ряд дополнительных признаков, присущих только ей:

· иерархичность статусов элементов;

· наличие в системе механизмов самоуправления;

· самосознание субъектов и объектов управления;

· формальные и неформальные отношения;

· организация (социальная система и обеспечивающая ее подсистема государственного управления – это всегда организованная целостность).

Кроме того, следует отметить, что реализация функций системы государственного управления связана с осуществлением властных полномочий. Только она имеет право на издание законов и применение принуждения, формирование бюджета, налоговой системы и т. д.

Предназначение системы государственного управления состоит, прежде всего, в обеспечении стабильности, прогрессивного развития общества, удовлетворения его потребностей, интересов, ожиданий.

На входе в систему, окруженную социальной средой, постоянно поступают импульсы в виде требований и поддержки, на выходе (рецепторе) – управленческие решения и действия.

 
 
Свое влияние на процесс управляющего воздействия оказывает окружающая среда, которая питает его ресурсами или блокирует управленческие решения. Система государственного управления, адекватно реагирующая на происходящие в обществе изменения, является рациональной.

 

 
 

 


Требования к системе формируются исходя из общественных потребностей и интересов и по своему содержанию они могут касаться:

· распределительных процессов – распределения природных, денежно-финансовых, людских ресурсов, заработной платы, рабочего времени, условий получения образования, медицинской помощи и др.;

· регулирования, которое может осуществляться в различных формах и видах. Например, контроль за рынком товаров и услуг, производителями, безопасностью и т. д.;

· коммуникативных процессов, заключающихся в предоставлении определенной информации, возможностей проведения митингов, демонстраций и т. д.

Если на входе накапливается слишком много требований, то это свидетельствует о невнимании государственных управленческих структур к потребностям общества, что характерно для закрытых систем.

Управляющая система нуждается в поддержке, которая проявляется в лояльности и благожелательном отношении объекта к управленческим решениям и действиям и выражается в материальной и нематериальной форме. Формы проявления поддержки – законопослушание, служба в армии, уплата налогов, проведение мероприятий в поддержку политики властей, добросовестное исполнение решений органов государственного управления. В случае, если система перегружена требованиями, а поддержка со стороны окружающей ее среды недостаточна, то неизбежны кризисные явления.

Главным результатом функционирования управляющей подсистемы государственного управления являются управленческие решения и действия.

Система государственного управления формируется под влиянием различных факторов - уровня развития данного общества, состояния политической культуры, политических традиций, господствующих форм религии, конкретной исторической ситуации и даже территориально-географических условий страны, что обусловливает различие между системами государственного управления в различных странах. Например, в европейских странах церковь отделена от государства, а в исламских - религиозные учреждения являются одним из главных элементов системы, а догматы Корана – ее идеологической основой. Даже в странах со сходными формами государственного устройства имеют место различные модификации систем власти и управления. То есть в реальной жизни универсальных систем государственного управления не существует. Конкретный тип системы определяется в основном характером политического режима, а также другими особенностями государственного устройства общества.

Универсальным свойством систем является их структурированность. Теоретический анализ структурных элементов системы и ее организации выявляет внутренние качественные характеристики и системные признаки элементов, схемы распределения полномочий и предметов ведения.

Система государственного управления – это сложное образование, состоящее из нескольких подсистем, которые являются самостоятельными, но взаимосвязанными между собой социальными системами. Она включает:

· систему управляющую (субъект);

· систему управляемую (объект);

· коммуникативную систему, т. е. систему взаимодействий между элементами управляющей и управляемой системы: прямые и обратные связи, вертикальные и горизонтальные, подчиняющие и поддерживающие и т. д.

Вертикальный срез управляющей системы можно представить в виде двух подсистем:

· подсистемы А, осуществляющей публичное управление обществом и реализующую власть в масштабах всего государства тремя ветвями власти. Она призвана определять цели, задачи, стратегию развития общества, обеспечивать национальный суверенитет, отстаивать национальные интересы на международной арене;

· подсистемы Б – государственно-административной, выполняющей функции по управлению повседневными делами в конкретных областях общественной жизни.

Горизонтальный срез системы государственного управления выделяет:

· институциональную подсистему;

· нормативно-правовую подсистему;

· функционально-структурную подсистему;

· коммуникативную подсистему;

· профессионально-кадровую подсистему;

· профессионально-культурную подсистему;

· научно-технологическую подсистему.

Каждый структурный элемент подсистемы также является сложным образованием, имеющим свою структуру, свои задачи и функции.

Важнейшей является институциональная подсистема, так как невозможно оказывать управляющее воздействие, не определив, ктоконкретно имеет право и может это делать.

Нормативно-правовая подсистема –основа функционирования системы государственного управления. Она включает совокупность правовых законов, правил и норм как на «входе» в систему, так и на «выходе».

Коммуникативная подсистемапредставляет собой комплекс управленческих отношений, официальных и неофициальных связей субъектов управления между собой по горизонтали и вертикали, а также их взаимодействие с общественными объединениями, гражданами. Иными словами, это система взаимодействий в управлении.

Функционально-структурная подсистемаопределяет роль и место каждогоструктурного элемента системы, его предназначение и выполняемые им специфические функции.

Она отражает форму государственного устройства, уровень централизации и децентрализации, развитость местного самоуправления.

Управленческие функции органов государственного управления многообразны и зависят от объекта, содержания, способа, объема управляющего воздействия. Функциональная система позволяет не только очертить функции, но и обеспечить их распределение по горизонтали и вертикали управления, обнаружить и исключить дублирование в различных органах, устранить несоответствие организационно-структурного строения государственного органа его функциям.

Профессионально-кадровая подсистемапредопределяеткачество и эффективность государственного управления.

Неотъемлемой составляющей профессионально-кадровой подсистемы является профессионально-культурная подсистема, которую можно представить как совокупность и характер профессиональных знаний управленцев, образцов административной этики, политических, социальных, правовых ценностей и норм, исторических традиций и современных достижений науки.

Культура управленческих кадров как субъективный фактор системы государственного управления во многом определяет ее зрелость, качество, целостность. От уровня профессиональной культуры во многом зависит устойчивость системы.

Необходимо также выделить научно-технологическую подсистемукак необходимый компонент, обеспечивающий ее целостность и организованность, и одновременно как важнейшее условие повышения эффективности функционирования системы государственного управления.

Управляемая система (объект) государственного управления включает все компоненты общества, подверженные государственному воздействию и выступающие как объекты управления. Каждый объект имеет свои, разноуровневые субъекты управления, в том числе и в управляемой системе.

Управляемая система отличается от управляющей системы по ряду признаков. Если для управляющей системы характерно преобладание иерархических, субординационных, вертикальных отношений, то для объекта управления характерны многообразные, многослойные горизонтальные, невластные, диспозитивные связи. Это – отношения, связанные с жизнеобеспечением общества (язык, семья, мораль, рынок, нация и др.), социокультурные и политические отношения, связанные с предпочтениями, ценностными ориентациями, выражающимися в поддержке того или иного общественно-политического института и т. д.

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...