Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологии функционирования информационно-пропагандистских групп

 

В рамках реализации функций государственного управления в Республике Беларусь можно рассмотреть технологии функционирования информационно- пропагандистских групп (ИПГ).

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 16 июня 2003 года №254 «О деятельности информационно-пропагандистских групп и об участии руководителей республиканских и местных государственных органов и иных государственных организаций в идеологической работе» и «Положению об отраслевых и территориальных информационно-пропагандистских группах», принятому Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 08.10.2003 № 1284 целями создания ИПГ являются:

· получение гражданами полной и достоверной информации о деятельности государственных органов, иных организаций о политической, экономической, культурной и международной жизни;

· компетентное разъяснение населению республики государственной политики;

· обеспечение активного участия граждан в реализации государственной политики;

· изучение общественного мнения;

· оказание практической помощи местным исполнительным и распорядительным органам в решении общественно значимых проблем.

При этом деятельность республиканских информационно-пропагандистских групп осуществляется в рамках единых дней информирования населения в третий четверг каждого месяца по тематике, определяемой Администрацией Президента Республики Беларусь.

Руководители республиканских ИПГ обеспечивают равномерность проведения информационно-разъяснительных мероприятий среди коллективов работников и населения и не позднее чем за десять дней до проведения мероприятий сообщают руководителям местных исполнительных и распорядительных органов о датах и темах планируемых выступлений членов республиканских информационно-пропагандистских групп на территориях соответствующих административно-территориальных единиц в целях обеспечения своевременной организации указанных мероприятий и освещения местными средствами массовой информации тематики единого дня информирования.

Руководители местных исполнительных и распорядительных органов не позднее чем за пять дней до проведения мероприятий обеспечивают руководителей и членов республиканских информационно-пропагандистских групп справочными материалами о социально-экономическом развитии регионов и посещаемых организациях, в том числе по тематике единых дней информирования населения.

Совет Министров Республики Беларусь обеспечивает создание отраслевых ИПГ для разъяснения в коллективах работников государственной внутренней и внешней политики, а также для информирования по экономическим вопросам, в том числе о развитии отрасли. Состав отраслевых информационно-пропагандистских групп утверждается министрами, председателями государственных комитетов и комитетов при Совете Министров Республики Беларусь для разъяснения в коллективах работников государственной внутренней и внешней политики, а также для информирования по экономическим вопросам, в том числе о развитии отрасли.

Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь (ИАЦ) ежемесячно готовит адаптированные для публичных выступлений тематические материалы к единым дням информирования населения, которые направлять до первого числа месяца проведения мероприятия руководителям и членам республиканских информационно-пропагандистских групп, государственным органам, в том числе облисполкомам и Минскому горисполкому

Государственное учреждение «Редакция журнала «Беларуская думка» публикует до первого числа месяца проведения мероприятия научно-теоретические материалы по вопросам, выносимым для обсуждения в ходе очередного единого дня информирования населения.

Руководители государственных органов и иных государственных организаций ежемесячно участвуют в работе республиканских, отраслевых и территориальных информационно-пропагандистских групп, осуществляют личный прием граждан, проводят «прямые телефонные линии» с населением.

Технология работы ИПГ в Республике Беларусь представлена на Рис.10.3, при этом важное место в этом механизме может занять государственный сетевой информационный ресурс, в частности, ресурс, накопленный Академией управления при Президенте Республики.

Деятельность ИПГ представляет собой уникальную технологиюгосударственного управления, он позволяет сформировать более «прозрачную» и «отзывчивую» государственную службу в рамках белорусской модели социально-экономического развития.

Электронное правительство»

Переход к постиндустриальному обществу характеризуется разнообразием интересов и ценностей различных социальных групп и организаций, высоким уровнем межличностного доверия, рациональным отношением к власти, а также оптимальным с точки зрения общества функционированием всех ветвей и уровней государственной власти и управления.

Все это обусловливает необходимость развития в системе государственного управления инновационных технологий, способных обеспечить вызов времени.

В последнее время все большее значение и популярность приобретает функциональная идея «электронного правительства», оно рассматривается как единый социально ответственный и информационно открытый институт, имеющий гибкую действенную обратную связь с обществом.

Под «электронным правительством» понимается сетевая инфраструктура исполнительной власти и в целом вся инфраструктура государственной власти и управления.

При рассмотрении только контура исполнительной власти под «электронным правительством» следует понимать сетевую информационно-коммуникационную инфраструктуру, поддерживающую процесс выполнения органами исполнительной власти своих функций в обществе.

Электронное правительство как разновидность информационно-телекоммуникационных технологий имеет множество определений. Эти определения зависят от того, какой аспект функционирования электронного правительства выделяется – описательный, прикладной, технический, экономический и т. д. Например, электронное правительство можно рассматривать как:

· организацию государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации, предоставления услуг государственных органов всех ветвей власти всем категориям граждан электронными средствами, информирования граждан о работе государственных органов;

· информационное взаимодействие органов государственной власти и общества с использованием информационно-телекоммуникационных технологий;

· автоматизированные государственные службы, обеспечивающие экономию средств на содержание и финансирование деятельности государственного аппарата, открытость и прозрачность деятельности органов управления и т. д.

Часто понятие электронного правительства сводится к электронному общению власти с общественностью, обеспечивая при этом решение трех основных проблем:

· ввести электронный документооборот, позволяющий уменьшить бюрократические проволочки и ускорить принятие решений;

· обеспечить электронную форму общения граждан и бизнеса с властью;

· сделать государственное управление более прозрачным, приблизить власть к гражданам и дебюрократизировать ее.

Однако такие подходы к определению электронного правительства выделяют лишь отдельные его аспекты, отражают его как способ модернизации уже существующих структур, в то время как сама идея использования электронного правительства заключается в комплексной трансформации самих принципов организации управления государством. Его следует рассматривать как концепцию, направленную на повышение эффективности деятельности государства в целом.

Западный вариант электронного правительства включает три основных модуля:

G2G - правительство правительству;

G2B - правительство бизнесу;

G2C - правительство гражданам.

Он включает в себя многочисленные прикладные элементы: свободу доступа граждан к государственной информации; перевод государственных органов на безбумажное делопроизводство; установление для всех государственных органов показателей эффективности работы на год и регулярный их контроль, который проводится как парламентом, так и гражданами; введение в государственных органах пластиковых карт для идентификации госслужащих, перечисление им зарплаты, расчетов за командировки, перенесение в сеть большинства стандартных трансакций между государством и гражданами или бизнесами и т. п.

Рассматривая электронное правительство, следует отличать его от электронного интерфейса (он-лайнового правительства – government on-line) который является неотъемлемым элементом электронного правительства, его отдельным аспектом, частичным технологическим решением.

В Республике Беларусь подготовлен проект «электронного правительства», который состоит из двух взаимосвязанных (и одновременно самостоятельных) проектов. Это внутренняя правительственная информационная инфраструктура (корпоративная сеть) и внешняя информационная инфраструктура, взаимодействующая с гражданами и организациями.

В соответствии с проектом правительственная сетевая инфраструктура нацелена на решение актуальных политических, экономических и социальных задач государства и должна обеспечивать:

· реализацию прав граждан на доступ к открытой государственной информации;

· доведение до общественности объективной и достоверной информации о деятельности органов государственной власти, укрепляющей доверие к государству и проводимой им политике;

· взаимодействие и постоянный диалог государства с гражданами и институтами гражданского общества, а также необходимый уровень общественного контроля за деятельностью государственных органов и организаций;

· объединение информационных ресурсов и сервисов органов государственной власти, органов местной государственной власти и местного самоуправления в целях укрепления общенационального информационного пространства;

· совершенствование системы государственного управления, систем поддержки принятия решений, оптимизацию структуры государственного аппарата, снижение финансовых и материальных затрат на его содержание, поэтапный перевод части государственных услуг, имеющих стоимостное выражение, в систему государственных сетевых сервисов, отвечающую реальным потребностям граждан и организаций;

· эффективную поддержку экономической деятельности государственных хозяйствующих субъектов, позволяя им эффективно интегрироваться в общенациональное и мировое экономическое пространство;

· взаимодействие и сотрудничество с государственными органами зарубежных стран и международными неправительственными организациями.

Безусловно, создание и развитие правительственной сетевой информационной инфраструктуры требует соответствующей формализации в нормативно-правовых актах и необходимого бюджетного финансирования.

Следует понимать, что «электронное правительство» - это масштабный и долгосрочный проект.

Создание информационной сетевой инфраструктуры государства должно сопровождаться «реинжинирингом» всей системы управленческих процессов, их дебюрократизацией, преодолением стереотипов бюрократической культуры.

В «электронном правительстве» вся система органов государственной исполнительной власти рассматривается как единая сервисная организация, предназначенная для оказания услуг населению. Деятельность правительства открыта и информационно прозрачна для граждан. Все это вместе взятое призвано повысить как качество оказания услуг населению, так и эффективность функционирования самого правительства.

Сегодня в Республике Беларусь практически во всех отраслях (промышленности, экономике, статистике, правоохранительной, социальной, культурной и других сферах) созданы информационные системы, формируются и используются локальные информационные ресурсы. Каждое министерство самостоятельно ведет работы по созданию информационных систем, удовлетворению собственных информационных потребностей.

Проблемой остается взаимодействие с другими автоматизированными системами, целевое их применение в общереспубликанской системе.

Сегодня практически все информационно-аналитические системы государственных органов выполняют в основном функции статистической обработки информации. Интегрированный информационный ресурс как аналитическая составляющая принятия решения отсутствует. Вместе с тем для оптимизации процессов управления и оказания услуг необходима комплексная, интегрированная информация. В настоящее время она оказывается распределенной по различным источникам – владельцам, не связанным между собой.

Важнейшей целью интеграции информационных ресурсов является оптимизация управленческой деятельности, а также оказание информационных услуг населению. На основе государственного информационного ресурса должны разрабатываться государственные автоматизированные информационные системы, реализующие функции «электронного правительства».

Создание общегосударственной информационной системы, формирующей национальный информационный ресурси обеспечивающей информационное взаимодействие систем разных уровней с выходом в глобальные международные информационные сети, является целью и итоговым результатом Государственной программы информатизации «Электронная Беларусь» (разработана во исполнение поручения Президента Республики Беларусь от 27 мая 2002 года № 09/540-20 П195, утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2002 года № 1819.

Программа направлена на создание национальной информационной системы, в рамках которой будет сформирован единый порядок сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации на базе усовершенствованной информационно-коммуникационной инфраструктуры и единого национального информационного ресурса.

Для этого необходима разработка единых универсальных норм, регламентирующих создание и функционирование информационных систем, в том числе технических стандартов, механизмов управления правами доступа к информационным ресурсам, механизмов защиты и соблюдения прав интеллектуальной собственности.

Целью объединения информационных ресурсов республиканских органов государственного управления является создание системы, предназначенной для информационного обеспечения республиканских органов государственного управления, информационного обслуживания населения, а также для организации информационного взаимодействия органов, на которые возложены задачи обеспечения информационных потребностей различных категорий населения и юридических лиц.

Проект сетевой государственной инфраструктуры должен также включать стратегии, обеспечивающие выстраивание оптимальной системы взаимодействия государственного аппарата с сообществами граждан с одновременной поддержкой процессов становления самой инфраструктуры гражданского общества.

Главное, что обретает государство – это новое качество управления общественными процессами. Государственная машина в условиях информационного общества оставляет в своем арсенале технологии прямого администрирования (административного воздействия) и ограничений, унаследованных от традиционных и индустриальных формаций. Однако у государства появляются возможности повысить свою эффективность за счет использования сетевых механизмов и технологий, основанных на более гибких, горизонтально и вертикально интегрированных «управляющих алгоритмах», в основе которых стратегии непрямого воздействия и диалога. Эти механизмы могут быть менее жесткими и не всегда привязанными к традиционным (off-line) институтам государства.

Необходимость изменений содержания системы государственного управления диктуется тем, что новые информационные технологии совершенно меняют парадигму отношений «производитель-потребитель», что для государства означает пересмотр всей системы и процедур взаимодействия с клиентами и партнерами.

Бизнес уже давно почувствовал эти перемены и направляет усилия на борьбу за клиента, за постоянного потребителя. В случае с государством ситуация несколько иная. Клиентом государства является все общество, причем клиентом постоянным (по умолчанию). Однако если государство намерено гармонично вписаться в информационное общество и быть там вполне конкурентоспособным, то должно в своей деятельности ориентироваться на потребности конкретного человека.

В то же время граждане и общество в целом должны получать новые возможности более глубоко и детально влиять на управление протекающими в нем процессами.

Контрольные вопросы и задания

 

1. Что следует понимать под технологиями управления?

2. Что представляют собой технологии государственного управления и технологии в государственном управлении?

3. Выделите основные виды управленческих технологий и охарактеризуйте их.

4. Какие этапы технологизации государственного управления можно выделить?

5. Что должны обеспечивать инновационные технологии в государственном управлении?

6. Перечислите технологии, наиболее часто используемые в государственно-административном управлении.

7. Раскройте технологию функционирования информационно-пропагандистских групп в рамках реализации внутренних политических и специфических функций государственного управления в Республике Беларусь?

8. Чем обусловлена необходимость использования в системе государственного управления электронного правительства?

9. Что понимается под «электронным правительством»?

10. Какие задачи призвана решать правительственная сетевая инфраструктура?


Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...