Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Юридическая ответственность в государственном управлении

 

Ответственность в государственном управлении приобретает особый характер, так как многие управленческие решения и действия порождают глубокие социальные последствия. Ответственность – суть объективное явление, проявляется в конкретных действиях и может быть оценена, видима. Она предметна, так как отвечать всегда нужно за что-то. Содержание ответственности раскрывается в действиях по восстановлению нарушенных необходимых или целесообразных связей, норм, отношений. Ответственность – свойство личности и, соответственно, должно найти нормативное признание как профессиональное качество управленца. Отсюда вытекает, что ответственность – это не только средство, предотвращающее нарушение, восстанавливающее правовые нормы, но и нормативное средство воспитания в человеке внутренних регуляторов поведения, побуждающих его активно действовать в соответствии с объективными требованиями данной ситуации и современным этапом.

Содержание ответственности подлежит измерению, имеет меру. Мера ответственности связана с пониманием, установлением социальных последствий допущенного отклонения от законных или целесообразных, или необходимых норм, отношений.

Виды ответственности: политическая, нравственная, юридическая.

Политическую ответственность несут за отклонение от согласованных политических программ, целей, решений. Политическая ответственность может быть в настоящем времени, ретроспективная и перспективная. Мера и механизм политической ответственности в настоящее время в Республике Беларусь не получили четкого оформления. В частности, в Конституции Республики Беларусь предусмотрен в общих чертах механизм политической ответственности высших должностных лиц, так статья 88 допускает возможность отрешения от должности Президента Республики Беларусь, статья 102 – лишение неприкосновенности депутатов Национального собрания, статья 106 – отставки Правительства.

Нравственная ответственность в государственном управлении не зафиксирована нормативно. Нравственная ответственность – это показатель отношения человека к самому себе, к нормам морали. В Законе о «Государственной службе в Республике Беларусь» обращается внимание на этот аспект государственного управления.

В некоторых странах разработаны и действуют законы об этике. Например, закон о правительственной этике был принят в 1978 году в США, закон об этике национальной государственной службы 1999 году в Японии и т. д.

Юридическая ответственность в государственном управлении с теоретической и нормативной точек зрения наиболее отработана и практически действующая. Это ответственность за нарушения конкретных норм законов, применяемая в определенных процессуальных формах уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления. Основные определения ответственности в государственном управлении носят юридический характер.

Ответственность – это реализация таких отношений, урегулированных правом, в которых субъект управления, призванный старательно выполнять определенные обязанности, умышленно, небрежно или по неосторожности не выполняет их или выполняет с нанесением социально значимого вреда интересам государства, общества, граждан, в результате чего создается юридический факт, в связи с которым специальные органы от имени государства применяют к нарушителю меры воздействия либо наказания, цели которых – восстановить нарушенный интерес (право) потерпевшего, покарать нарушителя, воспитать его и пресечь возникновения подобных нарушений со стороны других субъектов управления и тем самым создать условия для устойчивого правопорядка и государственной дисциплины в управлении.

Признаки юридической ответственности:

· с теоретической и нормативной точек зрения наиболее проработана, практически действует;

· распространяется как на субъект государственно-административного управления, так и на объект;

· наступает в случае, если субъект допустил правонарушение, т. е. отклонение от нормы (правила), установленной в законе (другом нормативном правовом акте), повлекшее нарушение прав, интересов граждан, юридических лиц;

· наступает в случае, если объект управления допустил неправомерные действия, поступки, решения, повлекшие нарушение закона (иного нормативного акта);

· предполагается определение состава правонарушения, наличие вины. Уровень вины, состава правонарушений помогает понять, совершен проступок или преступление, что влечет различные меры юридической ответственности;

· основана на зависимости меры ответственности от причинно-следственных связей содеянного проступка или преступления. Определяется умышленная вина (обдуманное, осознанное нарушение) или неумышленная (по случайности, небрежности, самонадеянности, легкомыслию, неосторожности), когда нарушитель не предвидел, не задумывался и не хотел наступивших неблагоприятных последствий;

· всегда связана с применением санкций, юридическая ответственность имеет универсальное применение в системе государственного управления.

Виды юридической ответственности: дисциплинарная, административная и уголовная. Каждый вид ответственности отличается санкцией и порядком ее применения.

Санкция (лат. sinker – постановить, делать связанным), – 1) утверждение, одобрение высшей инспекцией какого-либо факта, придающее ему юридическую силу (силу закона); 2) элемент нормы права, в котором предусмотрены меры государственного принудительного воздействия, средства обеспечения норм; часть статьи закона, в котором указываются правовые последствия нарушения данного закона; 3) система мер воздействия на субъекты хозяйственных отношений в целях обеспечения реальной ответственности за выполнение договорных обязательств, плана, рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Они выполняют компенсационную, стабилизирующую и стимулирующую функции; 4) в современном международном праве – меры воздействия (экономические, финансовые, военные) против государств, нарушивших международные договоры; 5) одобрение, разрешение, согласие на что-либо.

Дисциплинарная ответственность связана с нарушением правил (норм) труда, трудового распорядка и исполнения государственной должности. Дисциплинарное производство проходит ряд стадий: а) возбуждение производства по факту правонарушения; б) рассмотрение дисциплинарного дела – определение и оценка состава правонарушения; в) принятие решения о мере санкции – виде дисциплинарного взыскания и его исполнение; г) обжалование (при необходимости) решения по дисциплинарному делу.

Административное право выполняет различные функции в установлении и реализации дисциплинарной ответственности. Оно определяет круг субъектов и полномочия органов управления (должностных лиц) в осуществлении дисциплинарной власти. Реализуется дисциплинарная ответственность через должностных лиц, обладающих дисциплинарной властью, объем которой определяется административными нормами. В отношении большинства работников дисциплинарная ответственность регламентируется комплексом норм трудового и административного права. Для каждого вида дисциплинарной ответственности законодательством предусмотрены свои взыскания. Дисциплинарная ответственность обладает большими возможностями формирования рациональных отношений между людьми, укрепления порядка и организованности.

Административная ответственность связана с административными проступками.

Административная ответственность – это меры официального государственного осуждения и принуждения в виде административных взысканий, применяемых за совершение административных правонарушений.

Административная ответственность: имеет свои особенности. Это 1) субъектом административного проступка (правонарушения) является любое лицо, достигшее 16 лет и являющееся вменяемым. Административный проступок представляет собой противоправное деяние с негативными последствиями, нарушающее общеобязательные правила (нормы) ведения определенных государственно и общественно значимых дел); 2) административный проступок совершается в личном качестве и предполагает личную административную ответственность, независимо от должностного статуса и иных общественных качеств того или иного лица; 3) административные взыскания (мера юридической ответственности за совершение административного правонарушения) накладываются организационными структурами и должностными лицами, специально уполномоченными на осуществление контроля за соблюдением конкретных административно-правовых норм; 4) виды и перечень административных взысканий, порядок их установления и применения описаны в законодательстве об административных правонарушениях; 5) существует административное производство, за соблюдением которого осуществляется контроль прокуратуры и судов.

В системе государственного управления совершаются преступления. Преступления – особо опасные деяния, подрывающие конституционный строй и нарушающие права и свободы граждан. Состав преступлений четко определен в уголовном законодательстве, систематизированном, как правило, в форме Уголовного кодекса. Соответственно, составу преступлений законодательно предусмотрена уголовная ответственность в виде наказания. Уголовная ответственность применяется исключительно судом на основе уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а исполнением наказаний – специальными органами и государственными учреждениями в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством.

Структура правового обеспечения государственного управления должна быть такой, чтобы каждому из элементов государственного управления была придана та юридическая форма, которая соответствует его сущности, предназначению и обеспечивает его эффективную реализацию.

Контрольные вопросы и задания

1. Правовое регулирование как государственный управленческий процесс отражает единство социологического, нормативного и практического аспектов. В чем это выражается?

2. Охарактеризуйте суть правового регулирования государственного управления.

3. Охарактеризуйте метод правового регулирования отношений в системе государственного управления.

4. Назовите и охарактеризуйте способы правового регулирования отношений в системе государственного управления.

5. Назовите формы правового регулирования, которые используются для определения правового состояния государственных органов и государственных должностей.

6. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Что это такое?

7. Что такое законность в государственном управлении, ее свойства?

8. Что такое правопорядок, его сущность?

9. Дисциплина в государственном управлении, раскройте это понятие, охарактеризуйте сущность.

10. Какие структуры государственного аппарата должны заниматься обеспечением правового характера законности, правопорядка и государственной дисциплины?

11.Что такое ответственность в государственном управлении? Виды ответственности.

12.Что такое юридическая ответственность? Признаки юридической ответственности.


Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...