Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный бюджет в системе финансового обеспечения государственного управления

Одной из главных функций государства и одним из наиболее действенных способов его воздействия на социально-экономическое развитие страны является государственный бюджет, который оказывает прямое влияние на отраслевую и региональную структуру производства, уровни ресурсного обеспечения и развития социальной сферы, государственный долг и т. д.

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций. В нем объединяются все основные финансовые институты - различные виды доходов и расходов. По сути, бюджет -это годовой финансовый планформирования и использования денежных средств государства или соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельских советов). В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости «помощь», которая производится, как правило, путем передачи денежных средств. Государственный бюджет разрабатывается в форме балансаи состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.

Основой формирования бюджетов в Республике Беларусь служат разработанные и утвержденные Министерством финансов Правила составления и использования республиканского и местных бюджетов, поступления средств в государственные внебюджетные и бюджетные целевые фонды и их использования (1998). Правила разработаны в соответствии с действующей в республике законодательной базой: Законами

Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» (1998); «О бюджетной классификации Республики Беларусь» (1998); «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» (1993); «О внешнем государственном долге Республики Беларусь» (1998); «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» (1991); Постановление Совета Министров «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь» и др.

Для систематизации доходов, расходов и источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций и т. д. используется бюджетная классификация, которая обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов, необходимую для соответствующего анализа бюджетно-финансовой политики государства.

Бюджетная классификация является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций. Она включает классификацию:

· доходов;

· расходов, включающую функциональную, экономическую (предметную) и ведомственную классификацию расходов;

· источников внутреннего финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов;

· источников внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета;

· видов внутреннего государственного долга Республики Беларусь;

· видов внешнего государственного долга Республики Беларусь.

По методам мобилизации денежных средств доходы государственного бюджета могут быть налоговыми и неналоговыми.

К неналоговым платежам (рис.14.4) в бюджет можно отнести:

· плату за основные производственные фонды и оборотные средства;

· рентные платежи;

· отчисления от прибыли;

· добровольные взносы граждан;

· поступления, связанные с использованием имущества, являющегося собственностью государства (земля, недра, воды, лес).

 
 

 


Рис. 14.4. Неналоговые поступления

 

В доходную часть бюджета поступают также средства, полученные от разбронированных государственных запасов и резервов; трансферы, получаемые от других государств в соответствии с заключенными договорами; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы государственных целевых бюджетных фондов и др.

Однако основная часть бюджета формируется за счет налоговых поступлений.

Определение объема бюджета, его доходной и расходной частей осуществляется на основе бюджетного планированияисходя из прогнозных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующих административно-территориальных единиц.

Организацию бюджетной системы и принципы ее построения определяет бюджетное устройство.Бюджетное устройство в Республике Беларусь предопределено ее административно-территориальным делением. Бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты как самостоятельные части консолидированного бюджета.

Республиканский бюджетявляется основным финансовым планом формирования и расходования денежных средств для обеспечения функций республиканскцх органов государственной власти и управления. Он обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение в области хозяйственного, культурного строительства и обороны.

В расходной части республиканского бюджета предусматривается финансирование по следующим направлениям (рис.14.5):

Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь, связанные непосредственно с государственным управлением и местным самоуправлением, в 2001 - 2005 годах составили (в процентах к итогу):

2001 г. – 2,8%, 2002 г. – 2,9%, 2003 г. – 3,0%; 2004 г. – 2,6%;, в 2005 г. – 1,8 %.

 

 


Рис.14.5. Расходы республиканского бюджета

 

К местным бюджетам относятся областные бюджеты, районные и городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов.

Основными направлениями использования местных бюджетов являются экономические, социальные, культурные и иные мероприятия, проводимые на соответствующей территории.

На своем уровне каждый местный Совет депутатов самостоятельно формирует бюджет исходя из:

· закрепленных источников расходов;

· нормативных отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в соответствии с Законом «О бюджете Республики Беларусь» на очередной финансовый год и решениями местных Советов депутатов для соответствующих бюджетов;

· дополнительных источников, определенных местными Советами депутатов;

· сумм дотаций и субсидий, получаемых из вышестоящих бюджетов;

· потребностей финансирования мероприятий, исходя из годовых прогнозов социально-экономического развития соответствующей территории.

Принципиально важным является сбалансирование республиканского и местных бюджетов, определяющее выработку государством налоговой и кредитной политики на очередной год.

Целевые бюджетные фондывходят в состав бюджета, имеют целевое назначение и создаются для финансирования отраслей, сфер, программ и мероприятий. Они используются органами исполнительной власти одновременно с исполнением расходной части бюджета.

Государственные внебюджетные фонды создаются для целевого использования. В зависимости от классификационных признаков внебюджетные фонды могут быть:

· государственными и местными (в зависимости от уровня управления);

· временными и постоянными (в зависимости от срока действия).

Источники формирования государственных внебюджетных фондов, направления и порядок их использования определяется актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.

При этом внебюджетные государственные фонды не являются частью бюджетов всех уровней и не подлежат изъятию.

В Республике Беларусь используются следующие виды фондов:

· содействия занятости;

· дорожный;

· охраны природы;

· поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;

· социальной защиты населения;

· гражданской авиации;

· энергосбережения и другие.

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...