Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прямые и обратные связи в системе государственного управления

 

Для эффективного государственного управления необходимо взаимодействие субъекта и объекта управления, что осуществляется посредством прямых и обратных связей между ними. Прямая связь означает воздействие субъекта (государственного органа, должностного лица) на объект, т. е. направляет поведение объекта. Обратные связи свидетельствуют о реакции объекта на управленческие решения и действия субъекта и в конечном счете, определяют качество управления.

Доминирующий в системе управления властвующий субъект является движущей силой управленческого процесса, его определяющим фактором. Здесь следует отметить, что структура субъекта и тип взаимосвязи между его элементами воспроизводят организацию государственной власти. Высшему институту власти соответствует центральный управляющий орган; функциональное разделение государственной власти на ее ветви воспроизводится в соответствующих центрах принятия управленческих решений на высшем и региональном уровнях; иерархическое структурирование субъекта управления дублирует иерархическое строение власти и т. п.

Прямые связи могут быть вертикальными (связи подчиненности, субординации) и горизонтальными. В зависимости от времени воздействия они могут быть постоянными (служебная субординация), временнымиилиэпизодическими (например, в случае принятия главой государства каких-либо чрезвычайных мер в кризисной ситуации). В хорошо отлаженном управленческом механизме прямое воздействие может быть мягким («управлением дирижера»), или вовсе незаметным и, как правило, именно оно дает наилучшие результаты. В кризисных ситуациях управленческое воздействие может осуществляться в силовых формах.

Вертикальные связиозначают взаимодействие органов государственного управления в соответствии с их иерархией. Например, исполнение предписаний одних органов другими: местного управления и самоуправления – региональным органам управления, а региональных – правительству страны. Это – связи соподчинения. Централизация государственного управления всегда базируется на вертикальных связях.

Вертикальные связи бывают восходящими и нисходящими, осуществляются между руководителем и коллективом, между руководителями различного уровня. Наличие прямых вертикальных связей не противоречит автономности объекта управления.

Горизонтальные связихарактеризуются взаимодействием управленческих органов как относительно самостоятельных и равноправных по своим полномочиям (в рамках, установленных законом) предметов ведения. Они осуществляются внутри подразделения, между подразделениями, между руководителями, между сотрудниками. Это - связи координации, взаимодействия и сотрудничества, однако они могут включать и элемент подчинения. В Республике Беларусь отношения между многими министерствами носят координационный характер, однако, например, Министерство образования может давать обязательные распоряжения Министерству здравоохранения, Министерству сельского хозяйства и продовольствия и другим органам по вопросам, касающимся их подведомственных образовательных учреждений.

Вертикальные связи имеют тенденцию к доминированию над горизонтальными, поскольку государственной власти присуще свойство централизации и концентрации. Такая тенденция часто встречает противодействие, например, со стороны территориальных органов управления.

Системные взаимосвязи субъектов управления динамичны; они реализуются и воспроизводятся в виде живых противоречий, регулируемых и разрешаемых в рамках конституционных норм.

Прямое управляющее воздействие предполагает изменение поведения объекта в нужном для субъекта направлении. Однако отметим, что не всегда объект реагирует таким образом. Он может не только не подчиниться, но и активно противостоять решениям и действиям субъекта. Такая ситуация требует изменения характера прямых связей. Так, субъект, если его действия не противоречат конституции, вправе воспользоваться легитимным принуждением.

Система государственного управления приобретает устойчивость только в том случае, если прямые связи дополняются обратными. Можно выделить два типа обратных связей в зависимости от места возникновения и реализации: объектные и субъектные.

Объектные обратные связи отражают реакцию восприятия управляющего воздействия со стороны управляемой системы через выражение согласия, несогласия, поддержки, противодействия. Эта информация в открытой системе государственного управления поступает к субъекту в лице государственных органов или должностных лиц, в соответствующие аналитические центры, которые производят ее отбор, делают анализ, обобщения, соответствующие выводы для принятия новых управленческих решений, что находит новый отклик в управляемой системе. Таким образом, прямые и обратные связи носят циклический характер.

Объектные обратные связи по способам выражения могут быть активными (например, забастовка, митинг протеста и т. д.) и пассивными (текущая информация).

Субъектные обратные связи позволяют понять и оценить реакцию и действия нижестоящего субъекта управления на решения и действия вышестоящего субъекта управления. К ним относятся: контроль, анализ и оценка выполнения функциональных обязанностей должностных лиц. Особую роль эти связи играют при разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также при децентрализованном управлении. Необходимо иметь в виду, что абсолютная автономия подсистем, противопоставление интересов и полномочий структур государственного аппарата друг другу могут привести к обрыву обратных связей, разбалансированности действий структурных элементов управляющей системы, к дублированию их функций. Субъектные и объектные обратные связи тесно переплетены.

В зависимости от того, как функционируют прямые и обратные связи, выделяют системы демократические, авторитарныеитоталитарные, хотя в чистом виде они не встречаются. Для демократических систем характерно наличие и прямых, и обратных связей, а механизм принятия решений прозрачен для общества. В авторитарных системах преобладают прямые связи, обратные - блокируются. В тоталитарных – система государственного управления отделена от общества, используются только прямые связи (сверху вниз), государственный интерес является приоритетным.

Степень открытости системы может быть различной, однако эффективно и стабильно она работает лишь тогда, когда адекватно реагирует на потребности и запросы общества. Нарушение этого правила приводит к тому, что система начинает работать на себя: власть используется не как средство, а как цель, что неизбежно приводит к ее стагнации, а в обществе появляются силы, заинтересованные в ее замене. Управленческие кадры должны это учитывать в своей деятельности и принимать соответствующие превентивные меры: изменять задачи, тактику управленческого процесса, переориентировать усилия и т. д.

Все вышесказанное указывает на то, что прямые и обратные связи в системе государственного управления должны носить динамичный и постоянно развивающийся характер.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое система, каковы ее свойства?

2. К какому типу систем следует отнести государственное управление. В чем проявляется его специфика?

3. Перечислите свойства системы государственного управления.

4. Обозначьте системообразующие элементы в структуре государственного управления. Дайте им характеристику.

5. Из каких подсистем состоит система государственного управления? Охарактеризуйте их.

6. Что представляет собой усмотрение в государственном управлении?

7. Раскройте понятие ответственности в государственном управлении и какой она может быть?

8. Какую роль выполняет механизм представительства интересов в государственном управлении?

9. Каковы функции системы представительства интересов?

10.Что представляют собой группы интересов и каковы их функции в государственном управлении?

11.Раскройте понятие лоббизма и дайте ему характеристику.

12.Какова роль трипартизма в государственном управлении?

13.Какие методы используют организованные группы для оказания влияния на парламент и правительство?

14.Что следует понимать под общественным мнением и какова его роль в государственном управлении?

15.Какие функции выполняет на себя общественное мнение и какие можно выделить присущие ему наиболее значимые характеристики?

16.Покажите роль и масштабы влияния средств массовой информации на систему государственного управления.

17.Что означают прямые связи, каковы их виды?

18.О чем свидетельствуют обратные связи?

19.В чем различие между объектными и субъектными обратными связями?

20.Какие системы государственного управления можно выделить в зависимости от функционирования прямых и обратных связей?


Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...