Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие демократии – важнейшее направление преодоления негативных явлений в государственном управлении

 

Демократия (от греч. demos – народ и cratos – власть, т. е. дословно – народовластие) – особая форма организации государственной власти, одна из основных разновидностей политического режима. Под политическим режи­мом (от лат. regimen – управление) понимается совокупность способов, средств и методов, используемых государственной властью для практиче­ской реализации политической воли. Учет политического режима в стране позволяет установить способ и порядок формирования представительных учреждений; механизм взаимоотношений между органами законодательной, исполнительной и судебной властями, между гражданским обществом и государством; степень развитости гражданского общества и возможности его влияния на государственное управление; определить стиль государственного управления. В современной научной литературе выделены три основных политических режима: тоталитарный, авторитарный и демократический. Республика Беларусь согласно действующей Конституции является унитарным демократическимсоциальным правовым государством (статья 1).

Основными признаками демократии являются следующие:

· признание народа источником верховной государственной власти, что означает право народа на формирование органов государственного
управления, на формирование целей государственного управления;

· реализация на практике принципа разделения властей по горизонтали (законодательная, исполнительная и судебная) и вертикали (центральная и местная);

· постоянное и реальное функционирование избранных народом органов центральной и местной власти;

· организация практики общественного обсуждения и дискуссий по вопросам местного самоуправления (в ча­стности, по благоустройству территорий, работе общественного транс­порта, обслуживанию населения), охраны природы и окружающей сре­ды и т. д.;

· развитое гражданское общество, представленное различными общественными структурами: партиями, общественными организациями, движениями, и его влияние на принятие управленческих государствен­ных решений;

· прозрачность деятельности органов государственного управления, воз­можность общественного контроля со стороны гражданского общества;

· функционирование всех государственных институтов на основе право­вых законов, равенство всех перед законом: и граждан, и служащих государствен­ных органов;

· отказ от принудительной опеки со стороны государства в сфере духовной жизни;

· уважение к человеку, воспитание в нем чувства собст­венного достоинства и доверия ко всем формам управления и к согра­жданам;

· устранение привилегий для отдельных общественных групп и катего­рий граждан, учреждений и органов власти и государственного управ­ления;

· принятие решений большинством, но признание за меньшинством пра­ва на выражение собственной точки зрения и создание конструктивной
легальной оппозиции;

Гарантом демократии является контроль и критика со стороны общества, которые, взаимодействуя с контролем сверху, играют санитарную роль в обществе.

Однако следует отметить, что для развития демократии необходимы определенные условия, например, плюрализм форм собственности, рыночная экономика, понимание гражданами ценностей демократии и жела­ние их разделять и применять в реальной жизни.

В зависимости от того, кто – народ или его представители осуществляют функции власти и государственного управления, многообразные концепции демократии можно разделить на две группы: прямые (непо­средственные) и представительные (репрезентативные) формы демокра­тии.

Непосредственная демократияозначает, что воля народа и государственная власть должны быть идентичны, что народ должен непосредственно принимать участие в подготовке, принятии и реализации управленческих решений. Непосредственная демократия в классическом варианте была реа­лизована в функционировании народного вече, в Древних Афинах, Новго­роде, Полоцке, Витебске.

Основными видами непосредственной демократии в настоящее время являются выборы, референдумы как общенационального, так и местного значения, общие собрания граждан, съезды и конференции представителей различных групп населения, система функционального представительства интересов и т. д. Граждане непосредственно решают, кто займет высший государственный пост в стране, какой партии можно доверить формирование правительства. Путем голосования на референдуме граждане могут принять, или изменить конституцию, тот или иной закон. Через систему функцио­нального представительства население предъявляет государственным органам свои требования, оказывая непосредственное влияние на принятие решения. Адекватные интересам, потребностям граждан управленческие реше­ния усиливают доверие граждан к государству, стимулирует их активность. Несомненно, что этот вид демократии способствует преодолению отчужде­ния граждан от власти, расширяет круг участников и интеллектуальный по­тенциал управленческого процесса, что повышает эффективность государст­венного управления. Кроме того, прямая демократия обеспечивает эффек­тивный контроль за государственными органами и должностными лицами, предотвращая злоупотребление властью, выявляя бюрократизм и коррумпированность чиновников.

Однако следует признать, что иногда принимаемые широким кругом лиц решения неэффективны из-за недостаточной компетентности, отсутствия профессионализма, эмоциональной неустойчивости масс. На практике достаточно сложно привлечь большинство граждан к систематическому уча­стию в управлении без принуждения, нарушения личной свободы. Поэтому такое участие необходимо, прежде всего, на уровне местного и территори­ального общественного самоуправления и в тех сферах, которые имеют для гражданина личностную значимость: на рабочем месте, в учебных заведениях, в сфере организованного досуга.

Представительная демократияпредполагает компетентное и ответственное перед народом представительное управление и является в настоя­щее время самой распространенной формой. Ее суть состоит в том, что гра­ждане на свободных выборах избирают своих представителей, которым до­веряют защищать свои интересы, закреплять их через законы и иные норма­тивно-правовые документы. То есть речь идет о тесном переплетении и взаимодействии элементов непосредственной и представительной демокра­тии. Так, граждане Республики Беларусь всенародно избирают Главу госу­дарства, депутатов Палаты представителей Национального собрания, поручая им от своего имени вести государ­ственные и общественные дела.

Отношения между народом и его представителями в органах власти строятся на основе доверия, контроля, конституционных ограничений компе­тенций государственных органов и должностных лиц и их независимости в рамках закона. Специфика представительной демократии состоит в сле­дующем:

· необходимости организации работы парламентариев на профессиональной основе, что означает как специальные знания, так и работу в законодательном органе на постоянной основе;

· ответственности органов государственного управления всех уров­ней. По отношению к депутатскому корпусу она выражается в праве
граждан на отзыв депутата;

· формирование представительного органа должно осуществляться на основе свободных и честных выборов, что во многом предопределя­ется действующей избирательной системой. Следует признать, что в
современном мире как мажоритарная, так и пропорциональная системы не всегда отражают подлинные настроения населения. Поэтому представляется актуальным, во-первых, совершенствование избирательного законодательства, и, во-вторых, формирование у граждан чувства долга, ответственности за свои действия (или бездействие).

Основное предназначение представительных органов власти – принятие законов, регулирующих как общественную жизнедеятель­ность, так и функционирование государственных органов.

Реализация всех нормативно-правовых документов в реальной жизни принадлежит исполнительно-распорядительным органам госу­дарственного управления. Не подлежит сомнению, что в настоящее время невозможно рационально и эффективно управлять без использо­вания демократических технологий. Это означает, во-первых, предос­тавление большей степени самостоятельности в решении вопросов на местном уровне при контроле как сверху, так и снизу, т. е. речь идет об оптимальном сочетании централизации и децентрализации в государ­ственном управлении. Во-вторых, более широкое применение принци­па коллегиальности в принятии управленческих решений, использова­ние в полной мере творческого потенциала служащих государствен­ного органа. Наконец, важно отметить необходимость внедрения демо­кратических начал в организацию функционирования самой государ­ственной службы, в частности, проведение открытых конкурсных эк­заменов, упорядочение динамики карьерного роста государственных служащих и т. д.

Чрезвычайно важным представляется обеспечение прозрачности функционирования государственных органов, открытости информации и механизма принятия решений, а также возможности контроля со стороны общества. Представляется, что реализация на практике демокра­тизации процесса управления будет способствовать рационализации государственного управления и искоренению таких негативных явле­ний, как бюрократизм и коррупция.

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...