Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 11. Управленческие технологииКлючевые слова: управленческие технологии; виды управленческих технологий; технологии государственного управления; технологический способ освоения социального пространства; этапы технологизации государственного управления; информационно-пропагандистские группы; электронное правительство; общественная информационная система.
11.1. Управленческие технологии: понятие, содержание, характеристика Содержание и организация управленческого процесса находят свое отражение в управленческих технологиях, которые сводят в единое целое научные знания, управленческие потребности, интересы общества и государства, цели, функции, принципы, методы, организационные структуры и персонал государственного управления. Главная цель используемых в государственном управлении технологий связана с постановкой и выработкой механизмов решения общественных проблем, с разработкой и реализацией соответствующими государственными и общественными структурами государственной политики. Процессы принятия управленческих решений в системе государственного управления весьма сложны и разнообразны по своей семантике. Они требуют в целом усиления системности государственного управления, его научного оснащения в увязке с практической действительностью. Результатом развития управленческой мысли, обеспечивающей системное соединение научных знаний, управленческих потребностей и возможностей управленческой деятельности с интересами общества, стали управленческие технологии, отражающие и организующие непосредственно управленческие процессы. В сложившейся практике широко используется термин «технология», который отражает совокупность приемов, способов получения, обработки и переработки сырья, материалов, заготовок и т. д. Его можно представить и как описание производственных процессов, как установленные требования или инструкции по их выполнению, как карты, графики. Вместе с тем, в современном мире технология имеет более широкий масштаб применения. Сегодня термин «технология» (от греч. tеcne – искусство, мастерство, умение, logos - учение, т. е. учение о мастерстве), охватывает широкий круг вопросов, связанных не только с производственными процессами, но также с наукой и управленческой практикой. В современной научной литературе можно проследить как содержание этого термина претерпело существенные эволюционные изменения. Если первоначально технология рассматривалась как дисциплина, изучающая взаимодействие средств труда, сырья и материалов в сфере производства, т. е. своеобразный «вещественный каркас» технологии, то сегодня можно рассматривать технологии с точки зрения их социального значения, где имеет место соответствующий социальный аспект технологии в общепринятом ее понимании – коллективной общественной практики. Материально-вещественные компоненты в единстве с коллективной общественной практикой образуют технологический способ освоения социального пространства. Этот способ позволяет глубже и лучше освоить механизмы взаимосвязи в системе «природа – материальное производство – общество – человек – наука и другие стороны общественной жизни». В основе этого освоения лежат новейшие достижения в области технических и социальных наук в их совокупности. Такое понимание технологии позволяет говорить не только о технологии производств конкретных видов материальной продукции, но и технологии государственного управления, образования, управления отдельными сторонами общественной жизни общества или всего общества в целом. В самом общем виде можно сказать, что технология управления – это деятельность субъекта управления, под влиянием которой изменяется объект управления в соответствии с поставленной целью. При этом технология управления предполагает выделение определенных элементов и операций, которые реализуются в определенной последовательности и совокупности знаний в различных областях обществознания, управлении, науки и техники и т. д. При этом действие рассматривается как элемент деятельности, который соотносится с целью, а операция как способ действия, который соотносится с условиями действия, с орудиями труда. Иными словами, технология управления – это приемы и способы реализации процесса управления в целом и составляющих его функций, это порядок взаимодействия работников аппарата управления, информации и технических средств управления при выполнении какой-либо управленческой деятельности. Именно с помощью технологии каждый их этапов процесса управления может быть расчленен на различные операции и процедуры. В процессе любой технологии труда создается определенный продукт труда. Технология управления каким-либо объектом обеспечивает постоянство определенной физической или иной величины, характеризующей состояние объекта или изменение этой величины в соответствии с некоторым законом на основании конкретной информации о состоянии объекта и окружающей среды. При этом следует особо подчеркнуть, что разработка соответствующей технологии применительно к конкретному объекту управления основывается не просто на обобщении эмпирического опыта, а на новейших достижениях науки и техники. Управленческие технологии как набор средств и методов осуществления управленческих воздействий включает: · методы и средства сбора и обработки информации; · приемы эффективного воздействия на работников; · принципы, законы и закономерности организации и управления; · системы контроля. В зависимости от конкретного набора средств различают несколько основных управленческих технологий (таблица 11.1). Таблица 11.1.Классификация основных управленческих технологий
Технология государственного управления -дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая приемы и способы реализации технологического процесса разработки управленческого решения путем получения, обработки или переработки информации в процессе реализации функций государственного управления. Технологии государственного управления выступают по отношению к технологиям в государственном управлении как часть по отношению к целому. К последним, в частности, в рамках дисциплин, читаемых в Академии управления при Президенте Республики Беларусь можно отнести: · технологии социальной работы; · технологии анализа хозяйственной деятельности; · технологии организации документооборота; · технологии профессиональной деятельности; · технологии кредитного процесса; · технологии трансляции культурного опыта; · информационные технологии и др. Технологии в государственном управлении можно рассматривать как определенную форму управленческой практики, которая воплощает в себе многообразные способы и методы управления. Технологическое содержание государственного управления определяется уровнем развития общественной практики, науки и техники, т. е. технологии государственного управления можно рассматривать как целенаправленную деятельность человека, основанную на новейших достижениях в области социальных и технических наук. При этом следует исходить из диалектического взаимодействия социальной и технических систем, которое имеет место в реальной жизни. Так, уровень развития техники определяется экономическими отношениями, сложившейся системой управления хозяйством, факторами политического и социального характера. Решающее влияние на технологии управления оказывает научно-технический прогресс, который порождает множество технологических нововведений, позволяющих по-новому решать проблемы государственного управления. Сегодня технологические изменения происходят во всех сферах деятельности человека и определяют, во-первых, уровень развития производительных сил; во-вторых, организационно-технологический уровень человеческой деятельности и, в-третьих, уровень управленческой деятельности. В технологии государственного управления находит свое воплощение согласованная деятельность субъектов государственного управления, направленная непосредственно на управляемый объект и осуществляемая с учетом имеющихся ресурсных возможностей, реальной социальной среды, а также уровня развития самой управляющей системы. В силу специфики государственного управления, используемые в нем управленческие технологии основаны, во-первых, на полномочиях и авторитете власти субъекта государственного управления и, во-вторых, обязательном и точном их выполнении. Государственные управленческие технологии включают несколько аспектов деятельности: теоретический, методический и процедурный. Каждый из выделенных аспектов можно рассматривать как самостоятельный этап технологизации, который включает целый ряд процедур и конкретных операций. Технологизация – это четкие и последовательные предписания (правила), которые необходимо соблюдать, чтобы достичь искомого результата решения управленческой задачи или, другими словами, определенная процедура выработки управленческих решений. Первый этап - теоретический связан с выделением объекта управления, определением его особенностей, состояния, условий и тенденций развития; определением и четкой постановки целей и задач в отношении управляемого объекта и т. д. Второй этап - методический связан с технологизацией, выбором методов, средств воздействия на объект управления, получением необходимой информации и ее обработкой и т. д. Третий этап - процедурный. На этом этапе осуществляется организация практической деятельности по разработке управленческой технологии. В современной литературе существуют различные модели самого процесса технологизации, среди которых можно выделить оптимальную модель, предложенную М. Марковым. В структуре этой модели выделено четыре стадии: первая стадия связана с формированием цели и выделяет следующие операции: диагноз, прогноз, формирование конечной цели, стратегия действия, конкретные задачи; вторая стадия – принятие решения. На этой стадии выделяют следующие операции: выявление проблемной ситуации, обоснование вариантов действия, выбор оптимального варианта, утверждение решения; третья стадия – это организация управленческого воздействия. Она включает операции: распределение задач между исполнителями, идеологические, информационное, ресурсное обеспечение, координация и регулирование процесса исполнения, контроль; четвертая стадия – это анализ результатов. Важнейшие операции этой стадии – сопоставление плановых и достигнутых результатов, новых проблемных ситуаций, формирование новых целей и задач. Следует отметить, что в современных условиях развития белорусского государства и общества по всем важнейшим аспектам организации и функционирования государственного управления требуется разработка и освоение новых инновационных технологий управления, способных обеспечить продвижение нашего общества вперед за счет инноватирования знаний, использования ноу-хау, наукоемких технологий. Инновационные технологии в государственном управлении Республики Беларусь должны обеспечить: · комплексную оценку возникающих проблемных ситуаций; · выявление всех ресурсных возможностей развития государства и общества; · выявление приоритетов; · непрерывный поиск организационных структур и механизмов государственного управления. К технологиям, наиболее часто используемым в отечественной системе государственно-административного управления, можно отнести: · маркетинговые технологии; · технологии реализации кадровой политики; · коммуникационные технологии; · технологии регулирования и разрешения конфликтов; · технологии ведения переговоров; · технологии формирования имиджа; · технологии лоббирования; · избирательные технологии; · технологии прогнозирования; · технологии консультирования и поддержки принятия решений. Перечисленный список технологий не претендует на исчерпывающую полноту. Особое место среди технологий в системе государственного управления занимают информационные технологии. |
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |