Главная Случайная страница


Ландшафтный дизайн садового участка цена gardenparadisse.ru

Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4.2. Педагогическая диагностика.

Диагностика – область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня развития, достигнутого индивидом или группой.

Диагностика (от греч. «диа» - прозрачный и «гнозис» - знание) – Общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе. (И.П.Подласый)

Значение диагностики в области развития аналогично значению хорошо поставленного «прояснения» характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены его признаки и причины возникновения, то можно надеяться на благоприятный исход лечения. Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Все сказанное в области телесного (соматического) здоровья относится к психологическому здоровью, а поэтому диагностика в области развития – чрезвычайно важное дело, требующее высокой квалификации и ответственности.

Задачи диагностики:

1. Выяснение состояния развитости соответствующего свойства.

2. Определение динамики его развития и преобразования в течение определенного периода времени.

3. Установление тех реальных изменений, которые произошли под влиянием организованных учебно-воспитательных воздействий.

4. Определение перспектив развития свойства (качества).

5. Разделение обследуемых (детей или групп) на категории для дальнейшей дифференцированной работы с ними с учетом достигнутых результатов развития.

6. Выработка рекомендаций (для ребенка или группы детей).

7. Определение одаренности ребенка, его задатков, индивидуальных способностей с целью принятия своевременных мер по их развитию.

8. Сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для повышения их развивающей функции.

Перечисленные задачи являются общими для диагностики.

Сущность педагогической диагностики - изучение результативности

учебно – воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей.

Педагогическая диагностика призвана ответить на следующие вопросы: что и зачем изучать в духовном мире воспитателей и воспитанников, по каким показателям это делать, какими методами пользоваться, где и как использовать результаты информации о качестве педагогической деятельности. При каких условиях диагностика органически включается в целостный учебно – воспитательный процесс, каким образом научить учителей самоконтролю, а учащихся – самопознанию.

Сущность педагогической диагностики определяет ее предмет: кого воспитывать в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания (объект воспитания, критерии воспитанности), при каких условиях (воспитательная ситуация), кто и что при этом должен делать (определение функций общества, семьи, школы, классного коллектива, самого ребенка), какими средствами, путями, методами воздействовать на воспитателей и воспитанников (деятельность субъектов воспитания).

Объектом педагогической диагностики является не только воспитанник, но и воспитательные возможности зоны его ближайшего социального окружения.

Объект диагностики – школьник – имеет общие и индивидуальные параметры развития. Надо учитывать всю сложность и противоречивость духовного мира школьника, его движение от простого к сложному, от детского к взрослому, от биологического к социальному и т.д. В бесконечном разнообразии мира человек не составляет исключения. Одинаковых людей не существует. Когда ребенок приходит в школу, он уже имеет ярко выраженную индивидуальность. Не будь ее – сама педагогическая диагностика была бы механической, однозначной.

Однако было бы неправильным полагать, что в педагогической диагностике, прежде всего, изучается именно то индивидуальное своеобразие человека, которое отличает его от всех остальных. В психологии существует точное правило: всякое нормальное своеобразие есть неповторимая комбинация типичных проявлений психики (А.Г.Ковалев).

И хотя типичных проявлений немало – от темперамента до типа памяти – комбинация типичных проявлений у каждого своеобразна, и это в значительной мере определяет общую и конкретную характеристику личности воспитанника. Все это дает педагогу возможность едиными педагогическими методиками изучать разных по воспитанности детей.

Для воспитания важно знать не только воспитанность детей, но и внешние условия, педагогические возможности детского коллектива, семьи, учителей, общественных воспитателей. Поэтому возникает вопрос о постоянной педагогической диагностике воспитательного процесса. Причем критериями качества воспитательной работы должны выступать те параметры жизни школы, которые определяют обучаемость и воспитанность школьников, их отношение к воспитанию и обучению, к школе и педагогам.

 

 

  Виды диагностики  

 

 

полная   промежуточная   частичная

 

Предварительная (вводная)   Итоговая (конечная)

 

Цель вводной: выявление исходного уровня, состояния детей для составления программы развития детей, плана работы.

Цель промежуточной: оценка эффективности педагогических воздействий, своевременная коррекция программ развития, составление дальнейшего плана работы.

Цель: выявление достигнутого уровня развития способностей, экстренная необходимая коррекция для детей выпускных групп, комплексная оценка педагогической деятельности.

Формы промежуточной диагностики:

Ø Срезовый контроль

Ø Тестовые задания

Ø Ведение дневника наблюдений за ребенком

Ø Конкурсы

Ø Выставки рисунков и т.д.

Принципы диагностики:

1. Краткость – например, диагностирование познавательных способностей детей 3-4 лет считается целесообразным анализировать всего 5-6 умений.

2. Комплексность методик – при диагностировании каждой конкретной способности необходимо видеть систему, например, диагностируя наблюдательность можно говорить о памяти, внимании, гибкости мышления, особенностях восприятия и, конечно же, об особенностях речи, овладении обще учебными умениями, конкретных знаниях детей.

3. Прочность – диагностирующих достижений не много, методики просты в работе. Соблюдается принцип преемственности между возрастами, получаемая в итоге информация может быть использована при планировании и организации работы с детьми.

Изучение продвижения учащихся в умственном развитии как важное условие обеспечения полноценного усвоения знаний. Проблемы психодиагностики умственного развития учащихся. Методики изучения умственного развития школьников разного возраста.

Психологические причины трудностей обучения в школе и их диагностика.

Специфика критериально-ориентированного тестирования интеллектуального развития детей. Проблема выбора критерия.

Система возрастной нормативной диагностики умственного развития.

Тесты, ориентированные на социально-психологический норматив: Тест диагностики психологических предпосылок готовности к школе детей 4–5 лет (Е.М. Борисова, Т.Д. Абдурасулова), Тест умственного развития младших школьников – ТУРМШ (Е.М. Борисова, В.П. Арсланьян), Школьный тест умственного развития (ШТУР) для учащихся средних классов (К.М. Гуревич, М.К. Акимова и другие), Тест умственного развития для старшеклассников и абитуриентов – АСТУР.

Диагностика школьной дезадаптации

Карта наблюдений Стотта для изучения особенностей учеников, дезадаптированных к условиям школы (16 симптомокомплексов).

Методика оценки уровня социального развития дезадаптированных подростков С.А. Беличевой.

Методика «Многомерной оценки детской тревожности» для оценки детской тревожности и нарушения адаптации.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...