Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конфигурация компьютерного оборудования

Министерством образования Республики Беларусь в целях систематизации процесса развития инфраструктуры и организационно-экономических механизмов разработаны рекомендации по конфигурации программно-аппаратного комплекса, компьютерного класса, локально-вычислительной сети, проекционного и периферийного оборудования учреждений образования («Требования, предъявляемые к компьютерной технике и программному обеспечению, закупаемым для учреждений дошкольного образования»). Подробная информация представлена на сайте ГИАЦ (http://www.giac.unibel.by, раздел «Информатизация образования»).

Гигиенические требования к организации образовательного процесса

При организации образовательного процесса с использованием ИКТ и ЭСО (электронные средства обучения) необходимо руководствоваться Санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений дошкольного образования» (утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8), «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами» (утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.06.2013 № 59) с соблюдением следующих условий:

игровые занятия с использованием ПЭВМ проводятся с воспитанниками с 5-6-летнего возраста не более 2 раз в неделю в присутствии педагогического работника;

продолжительность непрерывного занятия, связанного с фиксацией взгляда непосредственно на экране видеомонитора ПЭВМ, должна составлять не более 10 минут;

функциональные и эргономические параметры компьютерного места воспитанника 5-6-летнего возраста должны соответствовать требованиям выше обозначенных Санитарных норм и правил;

одновременное использование одного ПЭВМ для двух и более детей не допускается;

использование в работе с воспитанниками портативных ПЭВМ (нетбуки, ноутбуки и другое) и ВДТ (планшеты, электронные книги и другое), компьютерных игр с напряженным темпом развертывания событий, жестоким содержанием запрещается;

длительность просмотра телевизионных передач в учреждениях дошкольного образования не должна превышать 20 минут для воспитанников 4-5-летнего возраста, 30 минут – для воспитанников 6-летнего возраста;

обеспечение освещения верхним светом или местным источником света при просмотре телевизионных передач в вечернее время, закрытие окон шторами в дневные часы.

Республиканский конкурс «Компьютер. Образование. Интернет»

В целях развития информационного образовательного пространства Республики Беларусь, выявления и распространения лучших образцов инновационного опыта педагогических работников, разработки и использования ИКТ и ЭОР в образовательном процессе, создания условий для профессиональной и личностной самореализации педагогических работников Министерство образования Республики Беларусь совместно Национальным институтом образования, ГИАЦ ежегодно проводит Республиканский конкурс «Компьютер. Образование. Интернет» (далее – Конкурс). Информация о проведении Конкурса публикуется на интернет-портале Министерства образования Республики Беларусь (http://edu.gov.by), сайте ГИАЦ (http://www.giac.unibel.by), Национальном образовательном портале (http://adu.by), сайте Конкурса (http://koi.unibel.by).

Работы, отмеченные дипломами I, II, III степени и похвальными отзывами на заключительном этапе Конкурса, включаются в республиканский банк электронных образовательных ресурсов, который размещен на Национальном образовательном портале.

Министерство образования Республики Беларусь рекомендует управлениям образования областных исполкомов, комитету по образованию Минского горисполкома своевременно информировать участников образовательного процесса об условиях проведения Конкурса, стимулировать к участию в нем и оказывать содействие при подготовке.

 

ГОДОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

В соответствии с поставленными задачами в годовом плане могут быть отражены следующие направления деятельности учреждения дошкольного образования.

1. Анализ работы за предыдущий год, задачи на предстоящий год. Эффективность планирования во многом зависит от качественного анализа выполнения годового плана за предыдущий год, на основе которого определяются годовые задачи на предстоящий год (2—3 задачи). В учреждениях дошкольного образования, имеющих 1-3 возрастные группы, может быть запланирована одна годовая задача.

Основными требованиями к анализу работы учреждения дошкольного образования могут выступать: четкость построения по блокам (разделам) годового плана; логическая последовательность изложения материала; аргументированность, сравнение с предыдущим учебным годом; точность оценок, исключающих субъективизм; доказательность выводов; конкретность и педагогическая обоснованность предложений; возможно применение иллюстративных материалов (графики, таблицы, диаграммы и др.).

2. Организационно­педагогические мероприятия: организация образовательных услуг, предоставляемых учреждением дошкольного образования, в том числе на платной основе; формирование и оснащение развивающей среды; взаимодействие с заинтересованными органами и организациями; периодичность повышения квалификации педагогических работников, организация деятельности педагогических советов и др.

3. Работа с педагогическими работниками: формы повышения квалификации в межкурсовой период, диагностическая работа, подготовка аттестации педагогических работников, изучение, обобщение, внедрение, распространение эффективного педагогического опыта, самообразование педагогических работников, экспериментальная (инновационная) деятельность педагогического коллектива и др.

4. Воспитательная работа: мероприятия с участием воспитанников по социально­нравственному, личностному и физическому воспитанию (проведение конкурсов, выставок, экскурсий, физкультурно­оздоровительных мероприятий и т. д.).

5. Психолого­педагогическое и медико­социальное сопровождение образовательного процесса: формы работы педагога­психолога, медицинских работников, социального педагога.

6. Взаимодействие с семьями воспитанников: формы работы по повышению психолого­педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников, включению их в образовательный процесс.

7. Взаимодействие с учреждениями общего среднего образования: формы работы с участниками образовательного процесса по обеспечению готовности воспитанников к обучению на первой ступени общего среднего образования.

8. Организация работы в летний оздоровительный период: мероприятия по подготовке учреждения дошкольного образования к деятельности в летний период, формы работы с участниками образовательного процесса.

9. Руководство и контроль: виды и содержание контроля.

10. Административно­хозяйственная деятельность: работа по укреплению материально­технической базы учреждения дошкольного образования (приобретение средств обучения, спортивного инвентаря, технологического оборудования, осуществление ремонтных работ и т. д.).

При оформлении годового плана необходимо придерживаться определенных технических требований.

содержание титульного листа предполагает наличие следующей информации: название управления (отдела) образования, спорта и туризма района (области), учреждения образования города (района, области), вид планирования, год планирования, реквизит «УТВЕРЖДАЮ», наименование должности лица, утвердившего документ, его подпись, расшифровка подписи, дата утверждения.

Обращаем внимание на то, что в предложенную структуру плана могут вноситься изменения и дополнения с учетом условий, специфики деятельности учреждения дошкольного образования.

 

Планирование образовательного процесса

в учреждениях дошкольного образования

 

План реализации образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста может включать следующие структурные компоненты:

Годовые задачи учреждения дошкольного образования.

Научно­методическое обеспечение (перечень учебных изданий, официально утвержденных либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованных научно­методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь).

Список детей по подгруппам (с учетом возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников; подгруппы детей могут изменяться в течение года).

Циклограмма совместной деятельности педагогического работника с воспитанниками в течение дня (содержание деятельности с воспитанниками в первую и вторую половину дня).

Взаимодействие с семьями воспитанников (формы и содержание работы по психолого­педагогическому образованию родителей и включению их в образовательный процесс).

Индивидуальная работа с воспитанниками (содержание работы по образовательным областям учебной программы дошкольного образования на основе ежедневных наблюдений педагогического работника и с учетом результатов детской деятельности. Коррекционно­развивающая работа планируется и осуществляется педагогом­психологом, учителем­дефектологом).

Закаливание (основные виды закаливания планируются
с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей воспитанников, сезонных изменений, условий учреждения дошкольного образования).

Двигательная активность (содержание мероприятий распорядка дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на 1­й и 2­й прогулках, активный отдых).

Специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом дошкольного образования (игра, занятие).

Планируется по образовательным областям на основе расписания игр, занятий на каждый день недели в соответствии с учебным планом. Определяются тема и цель деятельности в течение недели. В содержание планирования включаются: образовательная область и вид занятия; тема занятия; программные задачи; источники планирования. Планирование специально организованной деятельности в разновозрастной группе осуществляется в соответствии с общими требованиями, но имеет определенное своеобразие. При планировании фронтальных форм работы следует учитывать различие содержания (по степени трудности) и продолжительности деятельности детей каждого возраста. Необходимо указывать программные задачи применительно к каждому возрасту; предусмотреть дифференцированные задания для детей.

Нерегламентированная деятельность воспитанников (виды детской деятельности: общение, игра, познавательная практическая (предметная — в группах раннего возраста), художественная, элементарная трудовая).

В учреждениях дошкольного образования рекомендуется часть структурных компонентов плана (годовые задачи учреждения дошкольного образования; научно­методическое обеспечение; список воспитанников по подгруппам; циклограмма совместной деятельности педагогического работника с воспитанниками в течение дня; взаимодействие с семьей; индивидуальная работа с воспитанниками; закаливание; двигательная активность) разрабатывать на год, полугодие, месяц, а часть (специально организованная и нерегламентированная деятельность) - на каждый день недели месяца.

При планировании образовательного процесса в группах раннего возраста с целью качественной реализации содержания учебной программы дошкольного образования необходимо обеспечить повторность проведения занятий.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧЕБНЫМИ ИЗДАНИЯМИ И СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ

К использованию в образовательном процессе допускаются учебные издания (учебники, учебные пособия и иные учебные издания), содержащие с учетом возрастных особенностей обучающихся систематизированные сведения научного или прикладного характера, необходимые для реализации образовательных программ, изложенные в форме, удобной для организации образовательного процесса, официально утвержденные либо допущенные в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь.

Учреждения дошкольного образования на основе анализа имеющихся учебных изданий и средств обучения формируют заказ:

на учебные издания с учетом количества педагогических работников (воспитателей дошкольного образования, музыкальных руководителей, руководителей физического воспитания, педагогов­психологов, учителей­дефектологов), возрастных групп и воспитанников в учреждении;

на приобретение средств обучения, игрового и учебного оборудования и др. в соответствии с современными требованиями.

Алгоритм заказа учебных изданий следующий:

учреждения дошкольного образования, иные учреждения образования и организации (независимо от формы собственности и подчиненности), реализующие образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, представляют сформированный заказ отделам (управлениям) образования районных (городских) исполнительных комитетов;

отделы (управления) образования районных (городских) исполнительных комитетов — управлениям образования облисполкомов и комитету по образованию Мингорисполкома;

управления образования облисполкомов и комитет по образованию Мингорисполкома — научно­методическому учреждению «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь.

В соответствии с представленными заявками научно­методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь формирует тираж учебных изданий.

При формировании районного, городского, областного заказа на учебные издания (для педагогических работников и детей) учитывается количественный состав учреждений дошкольного образования, педагогических работников и воспитанников как системы Министерства образования, так и иных ведомств, специалистов управлений (отделов) образования, других учреждений образования (специальное дошкольное учреждение, ясли­сад–начальная школа, ясли­сад–базовая школа, детский социальный приют и др.), а также всех заинтересованных.

Формируя заказ, необходимо обращать внимание на аннотацию, в которой содержится информация: о виде учебного издания (учебно­методическое пособие, пособие, учебное наглядное пособие, рабочая тетрадь, хрестоматия и др.), адресной направленности (для педагогических работников, для воспитанников), о типе (при необходимости уточнения — виде) учреждения образования, для которого учебное издание предназначено. Например, учебное издание рекомендовано педагогам, работающим в группе с детьми от 5 до 6 лет. Считается количество функционирующих групп для детей данного возраста, добавляется не менее одного экземпляра учебного издания для методического кабинета. В случае, если учебное издание является наглядным и издано в виде учебного пособия, рабочей тетради (например, УМК «Мои первые уроки»), то необходимо сделать заказ на всех воспитанников данной возрастной группы. Учебные издания серий «Мир детства», «Твоя столица» и т. п. заказываются из расчета не менее 2—3 единиц на группу.

В каждом учреждении дошкольного образования (методическом кабинете, возрастной группе, кабинетах музыкальных руководителей, руководителей физического воспитания, педагогов-психологов и др.) ведется аннотированный учет обеспеченности учебными изданиями, официально утвержденными либо допущенными в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованными организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования. Перечень учебных изданий по дошкольному образованию ежегодно обновляется и размещается на Национальном образовательном портале в онлайн-каталоге «Учебники.by» (раздел «Дошкольное образование»), включается в инструктивно-методическое письмо к началу соответствующего учебного года (Приложение 3).

Обеспеченность учебными изданиями рассчитывается по каждой из позиций отдельно и в целом по всему перечню. Процент оснащенности учреждения дошкольного образования учебными изданиями рассчитывается ежегодно по формуле: имеющееся количество учебных изданий (заказанных и приобретенных для методического кабинета, соответствующих возрастных групп, кабинетов музыкальных руководителей, руководителей физического воспитания, педагогов­психологов и др.), разделить на необходимое для учреждения дошкольного образования количество учебных изданий (с учетом представленных в перечне) и умножить на 100 процентов. Например, если в учреждении дошкольного образования отсутствует та или иная возрастная группа (в том числе разновозрастная), то при расчете процента оснащенности в количество необходимых учебных изданий не включаются соответствующие позиции.

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ВОСПИТАННИКАМ И ОКАЗАНИЕ ИМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 116 «Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность)» регулирует порядок создания и функционирования социально-педагогической и психологической службы (далее – СППС) учреждения образования.

СППС учреждения дошкольного образования создается при наличии 1 (одной) или 0,5 (половины) штатной единицы специалиста. Служба создается, реорганизуется и ликвидируется приказом руководителя учреждения, в котором указывается конкретный состав и ее подчиненность (руководителю учреждения образования либо его заместителю). При наличии вакансий либо отсутствии в штатном расписании учреждения образования ставки педагога-психолога и (или) педагога социального СППС учреждения дошкольного образования не создается. В этом случае ответственность за организацию работы по обеспечению социально-педагогической поддержки и оказанию психологической помощи обучающимся несет руководитель учреждения.

Руководитель учреждения дошкольного образования может обратиться в социально-педагогический центр по территориальной принадлежности с запросом об оказании социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним и их родителям (законным представителям) в решении сложившейся ситуации, либо проинформировать родителей (законных представителей) воспитанников об имеющихся в городе (районе) психологических службах учреждений здравоохранения и органов по труду, занятости и социальной защите, телефонах доверия.

Численный состав службы определяется количеством работающих специалистов с учетом того, что СППС учреждения образования работает в тесном контакте с СППС других учреждений образования по принципу интеграции работы по оказанию социально-педагогической и психологической помощи.

Нормативными правовыми актами предусмотрено оказание социально-педагогической и психологической помощи всем участникам образовательного процесса. В особом внимании и поддержке нуждаются дети, находящиеся в социально опасном положении, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с особенностями психофизического развития.

Планирование социально­педагогической и психологической работы на текущий учебный год осуществляется с учетом анализа работы в предыдущем учебном году, справок и представлений, полученных по результатам проверок контролирующих органов, организаций, иных нормативных правовых актов, выявленных проблем и определяет приоритетные, актуальные направления и задачи деятельности по оказанию социально­педагогической поддержки и психологической помощи участникам образовательного процесса: воспитанникам, их законным представителям, педагогическим работникам.

Приоритетными задачами в работе СППС учреждения дошкольного образования являются:

оказание целенаправленного влияния на формирование благоприятного психологического климата в группах детей, создание благоприятных условий для социально-психологического развития детских коллективов;

содействие в приобретении педагогическими работниками и родителями (законными представителями) воспитанников социально-педагогических и психологических знаний, необходимых для успешного воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста;

ранняя профилактика семейного неблагополучия.

В работе СППС с родителями (законными представителями) воспитанников значительное место принадлежит профилактике. Целесообразно через выступления на родительских собраниях, организацию работы родительских клубов проводить работу по профилактике социального сиротства (уклонение от выполнения родительских обязанностей, жестокое обращение с детьми и насилие в семье), пропаганде здорового образа жизни и др.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

 

Личностно ориентированное взаимодействие с семьями воспитанников, направленное на установление партнерских отношений на основе конструктивного диалога, является одной из приоритетных задач учреждений дошкольного образования. Важным условием ее реализации является использование эффективных форм взаимодействия с родителями (законными представителями), обеспечивающих продуктивность общения всех участников образовательного процесса.

На основе индивидуального подхода осуществляется педагогическая и психологическая поддержка семьи в разных формах взаимодействия. Ее цель — координация действий педагогических работников и родителей (законных представителей), оказание им необходимой помощи в повышении психолого­педагогической культуры.

В 2017/2018 учебном году целесообразно продолжать внедрять в практику работы проведение областных, районных и городских родительских собраний, семинаров, круглых столов, конференций с участием родителей по актуальным вопросам воспитания, обучения и развития воспитанников. Наряду с использованием традиционных форм организации процесса взаимодействия учреждений дошкольного образования с семьей особую актуальность приобретает практика их проведения в условиях применения ресурсов онлайн­общения в сети.

Целесообразно использовать ресурсы онлайн-общения в Сети в сочетании с традиционными формами взаимодействия учреждений дошкольного образования с родителями.

Акцентируем внимание на актуальности вопроса взаимодействия учреждений дошкольного образования с семьями воспитанников, находящихся в социально опасном положении. Профилактическая деятельность учреждения дошкольного образования должна быть ориентирована на стимулирование родителей (законных представителей) к активному участию в воспитании ребенка. Взаимодействие учреждения дошкольного образования с такими семьями возможно осуществлять посредством разнообразных форм.

В соответствии с должностными обязанностями, определенными постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 53 «Об утверждении квалификационного справочника должностей служащих» (в ред. постановления Министерства труда и социальной защиты
от 06.06.2016 № 26)
, воспитатели дошкольного образования должны «изучать условия жизни и воспитания воспитанников», а также «планировать, организовывать и проводить воспитательную, образовательную и оздоровительную работу, направленную на разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями при реализации образовательной программы дошкольного образования, программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении».

В учреждениях дошкольного образования может создаваться родительский комитет, деятельность которого направлена на:

укрепление связей между семьей и учреждением дошкольного образования;

содействие в создании условий для воспитания и обучения воспитанников в учреждении дошкольного образования;

привлечение родительской общественности к активному участию в жизнедеятельности учреждения дошкольного образования;

соблюдение уважительного отношения к участникам образовательного процесса;

участие в распространении лучшего опыта семейного воспитания.

Обращаем внимание, что к компетенции родительского комитета не могут быть отнесены вопросы, касающиеся привлечения денежных средств для обеспечения деятельности учреждения дошкольного образования.

 

ОСНОВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
УЧРЕЖДЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Воспитатель

1. План образовательного процесса с воспитанниками.

2. Протоколы родительских собраний.

3. Табель учета ежедневной посещаемости воспитанниками учреждения дошкольного образования.

4. Сведения о родителях и воспитанниках.

5. Схема рассадки воспитанников группы во время организации режимных моментов и образовательного процесса.

Музыкальный руководитель

1. План образовательного процесса с воспитанниками.

2. План проведения музыкальных развлечений.

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...