Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конкурентоспособность предприятия и продукции

Конкурентоспособная продукция - это продукция, отличающаяся более высокими потребительскими свойствами по сравнению с аналогичной продукцией, имеющейся на рынке и пользующаяся, в результате этого повышенным спросом.

К факторам конкурентоспособности следует относить:

  • внешние(характеристика действующих рынков, и сегментов, их ёмкость, возможность соперничества, государственная политика, роль партий);
  • внутренние (научный, технологический, финансовый и кадровый потенциал предприятия, маркетинг, материально – техническое обеспечение, сервисное обслуживание).

Конкурентоспособность продукции определяется уровнем её качества и уровнем цен.

Под качеством продукции следует понимать совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригодность к использованию в соответствии с назначением.

Свойство– это объективная особенность продукции, проявляющаяся при её изготовлении, эксплуатации либо потреблении.

Принятые в настоящее время показатели (выход брака, потери от брака, количество предъявленных рекламаций и т.д.) не характеризуют качество продукции, а являются показателями качества труда.

  1. Виды продукции. Показатели объёмов производства

Объёмы выпуска продукции определяются производственной мощностью предприятия.

Производственная мощность – это максимально возможный годовой выпуск продукции в установленной номенклатуре и ассортименте при полном использовании выявленных резервов, передовых методах организации производства, труда и управления.

Производственные мощности предприятия определяются производственными мощностями основных цехов. Производственные мощности основных цехов определяются производительностью основного или ведущего оборудования цеха и временем их использования.

Существенное значение на предприятиях, имеющих производственную структуру, приобретает проблема учета и оценки результатов деятельности его подразделений. Необходимость определения реальных результатов деятельности каждого из подразделений тем более велика, так как от размеров вклада в общий результат предприятия зависит и величина вознаграждения работников данного подразделения. Для определения объемов производства в практике внутреннего учета и планирования различают классификации продукции по стадиям готовности и по назначению.

По назначению продукция классифицируется как:

§ Основная продукция - является непосредственной целью деятельности предприятия и соответствует его специализации

§ Попутная - это продукция с отклонениями от требований нормативно-технической документации. Явление нежелательное, но неизбежное

§ Побочная– продукция, являющаяся следствием особенностей применяемой технологии или сырья

По степени готовности продукция классифицируется как:

§ Незавершенное производство – это предметы труда, находящиеся в производственном подразделении в процессе обработки и остающиеся в данном подразделении до стадии готовности (завершения). Незавершенное производство определяется в денежном измерении по себестоимости, а затем пересчитывается в оптовые цены предприятия при помощи коэффициентов

§ Полуфабрикаты – продукты, полностью законченные обработкой в пределах данного производственного подразделения, но предназначенные для последующей обработки в других подразделениях (своего или чужого предприятия), в соответствии с принятой последовательностью технологических процессов. Денежная оценка полуфабрикатов осуществляется по действующим оптовым ценам предприятия, или его внутрипроизводственным ценам.

§ Готовая продукция (изделия) – продукты, полностью законченные обработкой в данном производственном подразделении, признанные годными для использования и соответствующими принятым стандартам. Готовая продукция предназначена для реализации за пределы предприятия (на сторону), но может быть использована и на собственные нужды предприятия. Готовая продукция сдается на склады готовой продукции с оформлением соответствующей документации. Стоимость готовой продукции определяется по оптовым ценам предприятия.

Объем продукции, произведенной в данном периоде каждым подразделением, определяется путем суммирования стоимостей всех типов продукции.

Продукция на предприятии учитывается в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных единицах. Учет продукции предприятия необходим для формирования и мониторинга производственной программы предприятия.

Производственной программой называют планируемый перечень предназначенных для производства ассортиментных групп продукции, товарных единиц, всей номенклатуры выпускаемой продукции в натуральном выражении. Единица измерения продукции должна отражать специфику производства и потребления разных видов продукции, стимулировать производство высококачественных изделий и способствовать экономному расходованию ресурсов.

Продукты в натурально-вещественной форме учитываются предприятием в натуральных (физических) единицах (например, штуки, тонны, куб метры, бутылки, буханки, кв метры и т.п.) Натуральные показатели используются в целях установления заданий по производству цехам и участкам; для обеспечения предприятия сырьевыми, топливо – энергетическими и трудовыми ресурсами; для определения правильных пропорций между мощностями отдельных переделов; для учёта и анализа выполнения плана производства.

Натуральные показатели не обеспечивают возможности измерения объёма выпуска разнородной по трудоёмкости продукции, а также не учитывают различий в качестве. В целях исключения этого недостатка используются условно – натуральные показатели (например, условные тонны, усл штуки, усл метры и т.п.). Введение таких измерителей позволяет существенно упростить учет и технико-экономические расчеты в случае, если предприятие производит разнообразный ассортимент.

Ассортимент– группа разновидностей продукта, обладающая общностью потребительских свойств.

Использование условно – натуральных единиц измерения дает возможность выразить весь объем производства в едином измерении, в натурально-вещественной форме. При применении условно – натуральных показателей вся разнородная по трудоёмкости продукция приводится в сопоставимый вид на основе использования переводных коэффициентов трудоёмкости. Переводной коэффициент трудоёмкости показывает во сколько раз трудоёмкость изготовления данного вида продукции больше (меньше) трудоёмкости изготовления продукции, принятой за базу; переводной коэффициент которой принимается равным единице. Коэффициенты пересчета (трудности) могут устанавливаться так же по весу, затратам рабочего времени или времени работы оборудования на производство единицы продукции и т.д.

Объёмы выпуска продукции могут быть измерены также трудовым методом, т.е. в нормированных часах затрат рабочего времени. На каждый вид продукции устанавливаются нормы затрат рабочего времени. При этом объем выпуска продукции определяется по выражению:

 

где Hi – затраты рабочего времени на изготовление единицы i – го вида продукции.

Для целей получения сводных, обобщающих данных о выпускаемой продукции как на уровне предприятия, так и народного хозяйства в целом используют денежные (стоимостные) измерители, т.е. стоимостное выражение продукции. Например: рубли, гривны и т.п. Денежные измерители могут быть выражены как себестоимостью продукции, так и ее ценой. В условиях рыночной конкуренции цена продукта является более объективным инструментом оценки объемов производимой продукции, чем себестоимость единицы продукции. Себестоимость носит более индивидуальный характер в силу различий между предприятиями и их системами учета.

Стоимостные методы измерения объёмов выпуска продукции позволяют получить обобщающие сведения об объёмах производства в целом по предприятию при выпуске разноимённой по назначению продукции, выполненным работам, оказанным услугам.

Денежным выражением стоимости единицы продукции является цена. Учёт объёмов производства в денежном выражении осуществляется по оптовым ценам предприятия без включения НДС. и акцизных сборов

Стоимостные показатели объемов результатов производства определяются на основе натурально-вещественного измерения продукции, путем умножения количества (объема) произведенной продукции на цену единицы продукции.

(2.1)

 

Где Цi – цена i-го изделия, грн.;

Qнi – количество готовых изделий i-го вида, подлежащих реализации, шт.

Используются следующие стоимостные показатели объёмов произведённой продукции:

 валовой оборот;

 валовая продукция;

 товарная продукция,

 реализованная продукция,

 чистая продукция.

Валовой оборот (ВО) характеризует в стоимостном выражении объём продукции, произведённый за какой – либо промежуток времени всеми цехами предприятия как для отпуска на сторону (продажу), так и для дальнейшей переработки и производственного использования.

Валовая продукция (ВП) – это разность между валовым и внутризаводским оборотом.

Внутризаводской оборот (ВЗО) – это стоимость продукции, потреблённой на собственные нужды.

Валовая продукция включает стоимость готовых изделий, стоимость полуфабрикатов, предназначенных для реализации сторонним организациям, стоимость работ и услуг, выполненных по заказам сторонних организациям и собственному капитальному строительству, а также разница в остатках полуфабрикатов и незавершённой продукции на конец и начало отчётного (планового) периода.

(2.2)

 

Qв- объём валовой продукции, грн.

Где Qг – объём готовой продукции, грн.

Qп – стоимость полуфабрикатов, предназначенных для реализации сторонним организациям, грн.

Qк.с - стоимость полуфабрикатов, инструмента, работ и услуг выполненных для собственного капитального строительства, грн.

Qус - стоимость работ и услуг, выполненных по заказам сторонних организаций, грн.

Нн, Нк – стоимость остатков незавершённого производства, полуфабрикатов, инструмента специального назначения и приспособлений собственного изготовления соответственно на начало и конец данного периода (год, квартал), грн.

Товарная продукция (ТП) представляет собой произведённую в отчётном периоде продукцию, подготовленную для отпуска на сторону либо собственному капитальному строительству.

В товарную продукцию включается стоимость готовых изделий, стоимость полуфабрикатов, предназначенных для реализации на сторону, стоимости работ, услуг промышленного характера, выполненных сторонними организациями либо собственному капитальному строительству.

 

(2.3)

 

где Qг – объём готовой продукции, грн.

Qп – стоимость полуфабрикатов, предназначенных для реализации сторонним организациям, грн.

Qк.с - стоимость полуфабрикатов, инструмента, работ и услуг выполненных для собственного капитального строительства, грн.

Qус - стоимость работ и услуг, выполненных по заказам сторонних организаций, грн.

В реализованную продукцию (РП) включается стоимость отгруженной и оплаченной потребителями продукции.

(2.4)

где Qт - обём реализованной продукции за рассматриваемый период (квартал, год), грн.

н,к - объём продукции на складе соответственно на начало и конец периода, грн.

н,к - объём продукции отгруженной, но не оплаченной потребителем, грн.

Чистая продукция – характеризует величину вклада данного предприятия в стоимость выпущенной товарной продукции.

 

(2.5)

Где М – стоимость материалов, топлива, энергии затраченных на производство товарной продукции, грн.

А – величина амортизационных отчислений на оборудование, используемое в производстве товарной продукции, грн.

Процесс кругооборота средств предприятия заканчивается реализацией продукции и поступлением выручки.

Выручкой от реализации продукции называются денежные средства, поступившие на расчетный счет предприятия за отгруженную покупателю продукцию. Выручка от реализации продукции является главным видом доходов фирмы от основной деятельности. Кроме поступлений от проданной продукции в результате основной деятельности могут поступать проценты по выданным коммерческим кредитам, авансы от покупателей, суммы в погашение дебиторской задолженности и прочие поступления.

Для получения объективных сведений о динамике физического объёма выпуска продукции следует пользоваться неизменными ценами.

Пример:

Продукция Январь Февраль
Продажа, шт. Цена, грн/шт. Выручка Грн. Продажа, Шт. Цена, Грн/шт. Выручка грн. Выручка в ценах января
А
В
Всего:        

 

IВопросы к теме:

  1. Дайте характеристику современному товарному производству.
  2. Дайте определение процесса производства, используя понятия «затраты-выпуск».
  3. Дайте определение продукции, услуге.
  4. Какую продукцию следует считать конкурентоспособной?
  5. Дайте определение качеству продукции
  6. Что представляет собой товарная политика?
  7. Что является результатом производственной деятельности предприятия
  8. Дайте определение термину «продукция»
  9. Дайте определение готовой продукции
  10. Что считается основной продукцией предприятия?
  11. Что является попутной и побочной продукцией предприятия?
  12. Дайте определение термину «услуга»
  13. Дайте определение полуфабрикатам
  14. Дайте определение незавершенному производству
  15. В каких единицах может осуществляться учет продукции, произведенной на предприятии?
  16. В каких целях применяется учет продукции в натуральном выражении?
  17. В каких целях применяется учет продукции в денежном выражении?
  18. Какие показатели используются для измерения объемов продукции в денежном выражении?
  19. Дайте определение валовой выручке.

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...