Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Введение в предмет. Справочно-поисковый аппарат

ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

Новосибирск 2010


Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»

Библиотека

Библиографический информационный центр

 

 

ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Учебно-методический комплекс

 

Новосибирск 2010


 

Печатается по решению

Редакционно-издательского совета

НГПУ

УДК 024

ББК 78.38

О-75

 

Основы информационной культуры : учебно-методический комплекс / сост. Е. Ю. Ильницкая, Н. А. Проходова, Э. С. Бауман ; ред. Т. Н. Широкова. – Новосибирск : НГПУ, 2010. – 160 с.

 

Учебно-методический комплекс включает программу курса, теоретический материал, задания к практическим работам, тестовые задания для проверки знаний студентов. Учебно-методический комплекс по курсу «Основы информационной культуры» составлен на основе требований п. 7.17 ФГОС ВПО для всех реализуемых ООП университета и СТО НГПУ 7.5-04/01-2007 Учебно-методический комплекс дисциплины.

Курс «Основы информационной культуры» предназначен для студентов 1-3 курсов педагогических вузов, желающих приобрести навыки работы с информационными ресурсами.

 

 

© НГПУ, 2010


ПРОГРАММА КУРСА

Пояснительная записка

В современном мире, как в реальной, так и в виртуальной среде ежедневно появляется огромное количество новой информации, и вместе с ней растет объем и уровень сложности навыков её поиска, сбора, обработки, анализа и синтеза. Поэтому сегодня жизненно необходимым становится умение ориентироваться в информационном потоке, используя при этом различные информационные ресурсы и методики поиска.

Стремительное увеличение количества информационных ресурсов вызывает насущную потребность в обучении пользователей библиотеки основам информационной культуры. Внедрение в учебные планы всех факультетов курса «Основы информационной культуры» призвано сформировать у студентов целостную систему знаний и умений в области информационного самообеспечения.

Учебно-методическое пособие освещает следующие вопросы:

• как пользоваться библиотекой;

• как искать необходимую информацию по справочному аппарату библиотеки;

• как оформить требования на необходимую литературу;

• как работать с электронными ресурсами;

• как составить список литературы к рефератам, курсовым и дипломным работам.

Цель курса «Основы информационной культуры» – дать студентам знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной и научно-исследовательской деятельности.

Задачи курса:

формирование информационного мировоззрения личности;

освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с задачами учебного процесса в вузе;

отработка алгоритмов поиска по разным типам запросов, возникающим у студентов в ходе их учебной деятельности;

обучение студентов методам поиска всех типов и видов документов по различным источникам и базам данных;

формирование навыков информационного самообслуживания как в условиях традиционной библиотеки, так и в Интернете;

оформление результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности.

Программа определяет объем знаний и навыков работы с информационными ресурсами библиотеки, которые должны получить студенты 1-3 курсов всех образовательных программ НГПУ очной формы обучения.

УМК подготовлен в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»; ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления»; ГОСТ 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке»; ГОСТ 7.76-96 «Комплектование фонда документов. Библиографирование. Каталогизация. Термины и определения»; ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения»; ГОСТ 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

Программа занятий рассчитана на 10 часов: 6 часов – лекционная часть, 4 часа – практические занятия. Следует обратить внимание, что курс имеет продолжающий характер и состоит из двух частей: первая часть рассчитана для студентов 1 курса (изучается в 1 семестр), вторая – для студентов 3 курса (изучается в 6 семестр). Материал во второй части предназначен в помощь научно-исследовательской работе студентам старших курсов.

Курс разрабатывается и читается специалистами научной библиотеки по отдельному расписанию, составленному с учетом расписания каждого подразделения (факультета, института) университета.


Требования к уровню освоения курса

В рамках учебной программы студенты должны последовательно освоить технологию многоаспектного поиска документов, приобрести следующие навыки и умения:

• свободно ориентироваться в библиотеке НГПУ, знать особенности фондов и предоставляемых услуг отдельных структурных подразделений библиотеки;

• уметь пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки: системой каталогов, картотек, автоматизированными базами данных, справочно-информационным фондом, на этой основе уметь найти любое издание или подобрать документы по любой теме;

• научиться заполнять «Требование» на книгу, статью, видеофильм и любое другое издание;

• иметь представление о составе и структуре системы информационных изданий государственной библиографии;

• ориентироваться в технологии поиска информации в Интернете;

• уметь самостоятельно оформлять библиографическую часть научной работы.

Содержание курса

Часть I

Часть II

Ресурсы. Интернет

Содержание и структура фонда. Виды справочных и энциклопедических изданий.

Издания государственной библиографии. Система информационных изданий всероссийского уровня (РКП, ВИНИТИ, ИНИОН и др.), обеспечивающая слежение за мировым и отечественным документальным потоком по гуманитарным наукам, высшему образованию, особенности поиска по ним. Отраслевая библиография. Структура сети педагогических библиотек: Государственная научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского как национальное хранилище научно-педагогической информации (ГНПБ им. К. Д. Ушинского), библиотеки педагогических вузов (веб-сайт библиотеки НГПУ: основные рубрики, автоматизированные базы данных, особенности поиска по электронному каталогу). Электронные каталоги российских библиотек. Сводные каталоги корпоративных библиотечно-информационных систем. Интернет – глобальная компьютерная сеть и новая среда информационного поиска. Система поиска в Интернет. Поисковые системы. Состав информационных ресурсов Интернета. Веб-сайты как источники информационных источников Интернета. Состав и характеристика WWW-сайтов и порталов в области образования. Электронные библиотеки в составе информационных ресурсов Интернета.

Практическое занятие (1 час.) по изданиям государственной библиографии. Выполненные задания проверяются сотрудником библиотеки.


Тема 5. Оформление справочно-библиографического аппарата

Научной работы

Библиографическое описание и библиографические ссылки как результат формализованной аналитико-синтетической переработки информации. Библиографическое описание как форма свертывания и модель первичного документа. Правила библиографического описания документов. Библиографическое описание источника (книги, статьи, электронного ресурса и т.д.), использованного при написании реферата, курсовой или дипломной работы, научной статьи, в соответствии с ГОСТ 7.1-2003. Расположение описаний в списке. Определение понятия «библиографическая ссылка». Виды библиографических ссылок (внутритекстовые, подстрочные, затекстовые) и правила их оформления. Ссылки на источник в тексте работы в соответствии с ГОСТ 7.0.5-2008.

Групповое тестирование алгоритмов поиска по изданиям государственной библиографии, библиографическому описанию источника.


3. Тематический план

  Наименование тем   Очное обучение
Лекции Практические занятия
Часть I    
1. Введение в предмет. Справочно-поисковый аппарат библиотеки НГПУ. Методика информационного поиска. Библиотечные каталоги как система. Виды каталогов. Алфавитный каталог. Алгоритм поиска        
2. Систематический каталог. АПУ. Алгоритм поиска. Систематическая картотека статей и другие картотека статей. Алгоритм поиска        
2. Электронный каталог в составе СБА библиотеки. Алгоритм поиска. Поиск по электронному каталогу на сайте библиотеки НГПУ        
Часть II    
3. Справочно-информационный фонд БИЦ. Информационные и библиографические ресурсы. Интернет    
4. Оформление справочно-библиографического аппарата научной работы       _  
Итого

 

Основная

1. ГОСТ Р 7.0.5 - 2008 : Библиографическая ссылка : общие требования и правила составления : система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу / Р. Г. Говердовская ; Федер. агентство по техническому регулированию и метрологии. - Изд. офиц. ; введ. в качестве гос. стандарта РФ с 01 - 01 - 2009. – М. : СТАНДАРТИНФОРМ, 2008. - 19 с. - (Национальный стандарт Российской Федерации) (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).

2. ГОСТ 7.1-2003 : Библиографическая запись. Библиографическое описание : общие требования и правила составления / Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации. - Изд. офиц. ; взамен ГОСТ 7.1 - 84, ГОСТ 7.16 - 79, ГОСТ 7.18 - 79, ГОСТ 7.34 - 81, ГОСТ 7.40 - 82 ; введ. в качестве нац. стандарта РФ с 1 июля 2004 г. – М. : ИПК Изд-во стандартов, 2004. - 48 с. - (Межгосударственный стандарт) (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).

3. ГОСТ 7.12 - 93 : Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке : общие требования и правила : система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу / Р. Г. Говердовская ; Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации. - Изд. офиц. ; введ. в качестве гос. стандарта РФ с 1 июля 1995 г. – М. : СТАНДАРТИНФОРМ, 2008. - 11 с. - (Межгосударственный стандарт) (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).

4. ГОСТ 7.83-2001 : Электронные издания : основные виды и выходные сведения / Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации. - Минск : ИПК Изд-во стандартов, 2001. - 11 с. - (Межгосударственный стандарт) (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).

5. Российские правила каталогизации = Russian Cataloguing Rules / [Т. А. Бахтурина и др. ; гл. ред. Н. Н. Каспарова ; редкол.: Г. П. Калинина и др.] ; Рос. библиотечная ассоциация, Межрегиональный комитет по каталогизации, Рос. гос. б-ка. - 2-е изд., испр. – М. : Пашков дом, 2008. - 660 с. : табл.

6. Справочник библиографа / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. - 3-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Профессия, 2005. - 592 с. - (Библиотека).

7. Справочник библиотекаря / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. - 3-е изд., испр. и доп. – СПб. : Профессия, 2006. - 496 с. - (Библиотека).


Дополнительная:

1. Бахтурина, Т. А. Источники информации, сокращения, орфография в библиографической записи / Т. А. Бахтурина // Библиотека. - 2004. - № 4. - С. 70-72.

2. Бахтурина, Т. А. Новый стандарт по библиографическому описанию : к внедрению ГОСТа 7.1-2003 / Т. А. Бахтурина // Библиография. - 2004. - № 1. - С. 23-36.

3. Бахтурина, Т. А. Общее обозначение материала и унифицированное заглавие в библиографической записи / Т. А. Бахтурина, Л.С. Ермакова // Библиотековедение. - 2004. - № 1. - С. 49-52.

4. Бахтурина, Т. А. Одноуровневое библиографическое описание / Т. А. Бахтурина // Библиотека. - 2004 . - № 6. - С. 37-40.

5. Бахтурина, Т. А. Основные направления пересмотра рекомендаций ИФЛА по международному стандартному библиографическому описанию / Т. А. Бахтурина // Научные и технические библиотеки. - 2002. - № 11. - С. 46-51.

6. Бахтурина, Т. А. Спорные вопросы орфографии и пунктуации в библиографическом описании (К пересмотру ГОСТ 7.1 - 84) / Т. А. Бахтурина // Научные и технические библиотеки. - 2002. - № 9. - С. 15-19.

7. Бахтурина, Т. А. Структура и объект библиографической записи. Пунктуация / Т. А. Бахтурина // Библиотека. - 2004. - № 3. - С. 48-50.

8. Библиографическая запись: основные стандарты / сост. А. А. Джиго, Г. П. Калинина, С. Ю. Калинин. - М. : РКП, 2006. - 239 с. - (Библиотека Российской книжной палаты: методические материалы и рекомендации ; вып.1).

9. Библиографическое описание электронных ресурсов : методические рекомендации / сост. Т. А. Бахтурина [и др.] ; отв. ред. Н. Н. Каспарова ; Рос. гос. б-ка ; Межрегион. ком. по каталогизации. – М. : Пашков дом, 2002. - 56 с.

10. ГОСТ 7.1 – 2003 : Библиографическая запись. Библиографическое описание : общие требования и правила составления : методические консультации // Библиография. - 2004. - № 3. - С. 45-76, 107-116.

11. ГОСТ 7.1-2003 : Библиографическая запись. Библиографическое описание : общие требования и правила составления : методические консультации // Библиография. - 2004. - № 4. - С. 41-66.

12. Дулатова, А. Н. Информационная культура личности: учебно-методическое пособие / А. Н. Дулатова, Н. Б. Зиновьева. - М. : Либерия-бибинформ, 2007. - 176 с. - (Библиотекарь и время. ХХI век ; вып. 53).

13. Загорская, Е. И. Правила составления многоуровневого библиографического описания / Е. И. Загорская // Библиотека. - 2004. - № 7. - С. 37-38.

14. Калинина, Г. П. Новые правила библиографического описания в ГОСТе 7.1-2003 / Г. П. Калинина // Библиография. - 2004. - № 2. - С. 39-51.

15. Калинина, Г. П. Правила описания: современный подход / Г. П. Калинина // Библиография. - 2003. - № 1. - С. 30-33.

16. Калинина, Г. П. Формирование заголовка библиографической записи. Имя лица в заголовке : Российские правила каталогизации в XXI веке / Г. П. Калинина // Библиотека. - 2004. - № 8. - С. 37-42.

17. Калинина, Г. П. Новый государственный стандарт на библиографическое описание / // Библиотека. - 2004. - № 2. - С. 46-49.

18. Каспарова, Н. Н. Основные положения "Российских правил каталогизации"- итоги пересмотра / Н. Н. Каспарова // Научные и технические библиотеки. - 2004. - № 2. - С. 23-30.

19. Каспарова, Н. Н. Язык библиографической записи / Н. Н. Каспарова // Библиотека. - 2004. - № 5. - С. 43-45.

20. Каспарова, Н. Н. Язык библиографической записи в многоязычной электронной коммуникации: к концепции международных правил каталогизации / Н. Н. Каспарова // Научные и технические библиотеки. - 2003. - № 6. - С. 31-39.

21. Коряковская, Н. А. Хрестоматия по информационной культуре / Н. А. Коряковцева. - М. : Либерея-Бибинформ, 2007. - 144 с. - (Библиотекарь и время. XXI век ; № 59).

22. Кузнецов, И. Н. Интернет в учебной и научной работе : практическое пособие / И. Н. Кузнецов. – М.: Дашков и К, 2005. – 190 с.

23. Кузнецов, И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы : методика подготовки и оформления : учебно-методическое пособие / И. Н. Кузнецов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2008. - 340 с.

24. Левин, М. Д. Методы поиска информации в Интернете / М. Д. Левин. – М. : Солон-Пресс, 2003. – 223 с.

25. Моргенштерн, И. Г. Закон есть закон, но...: о введении ГОСТа 7.1 "Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления" / И. Г. Моргенштерн // Библиография. - 2003. - № 3. - С. 16-19.

26. Основные стандарты по издательскому делу / сост. А. А. Джиго, С. Ю. Калинин. – М. : Университетская книга, 2009. - 326 с.

27. Паршукова, Г. Б. Методика поиска профессиональной информации: учебно-методическое пособие для вузов / Г. Б. Паршукова. – СПб.: Профессия, 2006. – 222 с.

28. Романенко, В. Н. Работа в Интернете от бытового до профессионального поиска : практическое пособие с примерами и упражнениями / В. Н. Романенко, Г. В. Никитина, В. С. Неверов. – СПб. : Профессия, 2008. – 416 с.

29. Савина, И. А. Библиографическое описание документа : семиотический подход : учебно-методическое пособие / И. А. Савина. – М. : Либерея, 2004. - 88 с. - (Библиотекарь и время. 100 выпусков ; вып. 4).

30. Савина, И. А. Библиографическое описание документа : учебно-методические рекомендации / И. А. Савина ; под ред. Н. Б. Зиновьевой. – СПб. : Профессия, 2007. - 272 с. - (Библиотека).

31. Савина, И. А. Методика библиографического описания : практическое пособие / И. А. Савина. - М. : Либерея-Бибинформ, 2007. - 144 с. - (Библиотекарь и время. XXI век ; вып. 63).

32. Экстрем, М. В. Новое в разделе "Заголовок, содержащий унифицированное заглавие" : Российские правила каталогизации в XXI веке. Ч. 1 / М. В. Экстрем, Т. А. Паршина, Г. Р. Ридер // Библиотека. - 2004. - № 12. - С. 46-48.

Контролирующие материалы

Для проверки знаний студентов по окончании изучения курса предусматривается текущий контроль.

Способы контроля усвоения материала: устные опросы, проверка практических заданий, тестирование.

КУРС ЛЕКЦИЙ

ЧАСТЬ I

АППАРАТ БИБЛИОТЕКИ НГПУ.

АЛГОРИТМ ПОИСКА

Введение в предмет

Каждый сегодняшний студент завтра станет специалистом, уровень квалификации которого напрямую зависит не только от полученных в университете знаний, но и от умения самостоятельно ориентироваться в море информации. Поэтому во время учёбы нужно не только давать необходимый объем знаний, но и развивать творческую активность студентов, их стремление к самообразованию и переосмыслению полученных знаний на протяжении всей жизни. Это невыполнимо без усвоения навыков ориентации в той информационной среде, которая выходит далеко за пределы узко-профильных интересов и определяет нестереотипность деятельности, готовность к принятию самостоятельных и обоснованных решений по широкому кругу вопросов, т.е. без формирования и развития информационной культуры личности.

Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека, это совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Она является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Информационная культура личности представляет сплав информационного мировоззрения, информационной грамотности и грамотности в области информационно-коммуникационных технологий.

Информационное мировоззрение – это система взглядов человека на мир информации и место человека в нём, оно включает в себя убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, выражается в ценностях образа жизни личности в век информации. Информационное мировоззрение тесно связано с мотивацией деятельности человека, которая определяет успешность его информационной подготовки.

Информационную грамотность или информационную подготовку личности характеризуют следующие компоненты:

1. Умение самостоятельно сформулировать свою информационную потребность (запрос) и выразить её словесно.

2. Знание информационных ресурсов.

3. Знание возможностей библиотеки и умение использовать эти возможности.

4. Умение вести информационный поиск, т.е. знание основных алгоритмов поиска информации в зависимости от вида информационного запроса (адресный, тематический, фактографический).

5. Знания и умения по обработке информации, т.е. умение не только извлечь информацию из источника, но и правильно оформить результаты своей информационно-аналитической деятельности.

6. Умение критически мыслить, понимать, оценивать и творчески использовать информацию.

Грамотность в области информационно-коммуникационных технологий предполагает умение пользоваться современными информационными и телекоммуникационными технологиями.

Повышение уровня информационной культуры личности возможно лишь при организации специального обучения современных потребителей информации, т.е. при организации информационного образования. Только специальная подготовка и информационное образование гарантируют человеку реальный доступ к информационным ресурсам и культурным ценностям, сосредоточенным в библиотеках, информационных центрах, архивах, музеях.

При этом наличие специальной информационной подготовки, необходимый уровень информационной культуры личности важны в такой же степени, как наличие компьютеров и каналов связи – непременных атрибутов информационного общества. Сами по себе, изолированно, ни компьютерная грамотность, ни культура чтения, ни библиотечно-библиографическая грамотность не дают возможности человеку уверенно чувствовать себя в современном информационном обществе. Необходим синтез всех этих знаний, в совокупности образующих информационную культуру личности.

Аппарат книги и его элементы

Аппаратом книги принято называть совокупность материалов, которые дополняют основной текст, поясняют его, позволяют читателю быстрее отыскивать нужные элементы текста и легче воспринимать содержащуюся в книге информацию.

Аппарат прежде всего повышает практическую ценность книги. Он позволяет, не перечитывая книгу заново, легко находить в ней нужные фрагменты текста, конкретный фактический материал и обеспечивает возможность подойти к её содержанию с разных сторон. Аппарат теснейшим образом связан с целевым и читательским назначением издания. Если говорить об учебнике, то аппарат – один из его важнейших элементов, необходимый для эффективной самостоятельной работы студентов. Назначение аппарата в учебном издании – это, прежде всего, облегчить понимание, усвоение и запоминание учебного материала. Характерным признаком учебного издания является так называемый дидактический аппарат, в состав которого входят учебные задания: контрольные вопросы, примеры, упражнения, тесты.

Рассмотрим некоторые элементы аппарата книги.

Титульный лист – первый элемент книжного аппарата, который дает основную информацию читателю о книге. На титульном листе издания, его обороте и концевой полосе текста размещены, как правило, все выходные сведения. Содержат, кроме библиографического описания, его краткую характеристику и индивидуальные шифры, облегчающие как его читательский поиск, так и научную обработку издания в библиотеке.

Следующие из рассматриваемых элементов книги – введение или предисловие. Это разные функциональные части издания.

Предисловие – элемент аппарата книги, то есть вводная часть издания. Его может написать как автор, так и рецензент, редактор или кто-то по заказу. Задача предисловия в учебной книге (в классическом случае) – охарактеризовать особенности данного издания по сравнению с уже имеющимися по данной теме и определить его место и роль в науке или учебном процессе. Предисловие может содержать сведения о неосвещенных в книге и нерешенных проблемах, принципах отбора материала и построения книги.

Введение не является элементом аппарата книги. Это элемент основного текста, который представляет собой вводную, вступительную часть авторского произведения (обзор, исторический экскурс и т.п.) Его может написать только сам автор.

Точно так же нельзя путать заключение и послесловие.

Заключение – это завершающая часть авторского текста, его может написать только автор.

Послесловие – элемент затекстового аппарата издания, то есть завершающая часть издания, в котором поясняется и дополняется содержание основного текста. Послесловие предпочтительнее предисловия в том случае, когда в пояснениях надо опираться на знакомство читателя с основным текстом издания, или тогда, когда издатель и автор не хотят влиять на восприятие читателем материала книги до его знакомства с ним.

Аннотация – важный элемент аппарата книги. Она помещается на обороте титульного листа или последней странице издания и составляется только для данного издания (тома, выпуска, части). Цель издательской аннотации – в краткой и ясной форме ознакомить читателя с содержанием и назначением книги, дать сведения об ее достоинствах и особенностях. В учебных изданиях указывается, какой дисциплине соответствует книга, для какой специальности она предназначена, приводится полный читательский адрес.

Примечания и комментарии – элементы аппарата книги, помогающие разобраться в сложностях ее содержания. Это пояснения или дополнения к основному тексту, когда существует вероятность, что читатель может понять текст не во всем объеме или понять его неправильно. Разница между этими понятиями состоит главным образом в том, что:

Примечания – это краткие дополнения к основному тексту или пояснения небольших его фрагментов, терминов, носящие характер справки, и не содержащие толкования этих фрагментов, а комментарии – это развернутые тексты, дающие толкование произведения в целом с той или иной стороны или толкование его отдельных фрагментов.

Примечания и комментарии делятся на авторские (написанные автором) и издательские (подготовленные издательством: редактором, переводчиком или каким-либо специалистом по заказу издательства). В учебных изданиях чаще всего используются авторские примечания.

Списки условных обозначений и сокращений являются еще одним средством, помогающим читателю работать с текстом. Обозначения и сокращения облегчают и ускоряют процесс чтения: не приходится тратить время на многократное прочитывание развёрнутого наименования, термина и т.п., что при чтении отвлекает и утомляет читателя. В списки обычно включают только те условные обозначения и сокращения, которые приняты именно в данном издании.

Вспомогательные указатели очень важны в учебной и научной литературе. Они выполняют две основные функции:

- поисковая – указатель даёт возможность выборочного чтения книги, помогает, не перечитывая книгу заново, быстро находить в ней нужный фрагмент текста, сведения об интересующем читателя предмете, имени, событии и т.д.;

- ориентирующая – указатель сообщает, о каких предметах, лицах, событиях, явлениях и т.д. можно найти информацию в книге.

Без указателей поиск нужных фрагментов материала книги занял бы много времени.

Указатели бывают разные, их множество. Основной признак, по которому они делятся на виды, – это объект поиска. По этому признаку различают указатели: предметные, тематические, терминологические, географические, указатели имен, названий, фактографических элементов книги (иллюстраций, таблиц и т.п.), выделяемых элементов текста (документов, символов, формул, цитат и т.п.) и т.д. По принципу расположения рубрик: алфавитные (по алфавиту заголовков), хронологические, нумерационные и т.д. В одной книге может быть несколько указателей.

Оглавление или содержание – важнейший элемент аппарата издания, который не только позволяет читателю легко и быстро найти в книге нужный материал, но и дает ему общее представление о тематическом содержании книги, об ее структуре и проблематике, т.е. позволяет предварительно ознакомиться с составом текста книги. При работе с учебными изданиями это особенно важно, так как сам процесс изучения материала – необходимость выборочного чтения, обращение к уже пройденному, самоконтроль полученных знаний – требует постоянного поиска необходимой информации, постоянного перелистывания книги.

Понятия оглавление и содержание часто смешиваются. И оглавление, и содержание – это указатели заголовков текста. Но они различаются между собой по характеру. В оглавлении основной ряд – внутренние заголовки произведения. Оно раскрывает структуру одного произведения, его главы и используется в монографических работах.

В содержании основной ряд – заглавия произведений, входящих в издание. Оно раскрывает состав издания (какие произведения в нем опубликованы) и используется в сборниках.

Знания об аппарате книги помогут читателю эффективнее и легче работать с изданием.

Библиографическое описание

Для создания любого карточного каталога необходимы карточки с библиографическим описанием каждого поступившего в библиотеку издания. Поэтому, прежде чем поступить в фонд, каждая книга (или другое издание) проходит научную обработку, включающую в себя систематизацию (определение разделов систематического каталога, в которых это издание должно быть отражено), а также каталогизацию – составление библиографического описания и расстановку карточек в каталоги библиотеки.

Библиографическое описание является важной техникой работы с информацией, одним из способов ее свертывания. Библиографическое описание мы встречаем на каталожных карточках, на обратной стороне титульного листа книги, в пристатейных и прикнижных списках литературы.

Зная правила библиографического описания, вы сможете:

• вести поиск нужного вам издания;

• читать библиографические записи, то есть определять необходимость документа по библиографическому описанию;

• самостоятельно описывать документы, составлять библиографические списки

Для составления библиографического описания разработана целая система ГОСТов, предусматривающая не только правила выбора заголовка описания (автора), вынесения в описание заглавия, составителей, редакторов и т.п., но даже сокращения слов в описании. Поэтому все библиотеки страны составляют библиографическое описание по единым правилам. Отличаться будет только шифр издания (в зависимости от системы организации фонда в каждой конкретной библиотеке). Конечно, за всю историю существования библиотек эти правила неоднократно менялись, мы же будем рассматривать описание с позиций ГОСТ 7.1-2003.

Необходимо знать, что для составления библиографического описания данные берутся не с обложки, а с титульного листа книги. Даже взяв у однокурсника книгу и переписав её данные с обложки, вы можете не найти в каталоге эту книгу. Достаточно часто издатели выносят на обложку несколько изменённое заглавие. На карточке после основного описания будет сделано примечание, что на обложке название такое-то, но стоять в каталоге карточка будет в соответствии с описанием, сделанным по титульному листу.

Например:

 

32С Рабочий класс СССР на современном этапе. Вып.7.

Р 135 Общественно-политическая деятельность рабочего класса в

условиях развитого социализма : межвуз. сб. – Л. : ЛГУ,

1980. – 212 с.

На обл. загл. вып.

 

81 Рассказы немецких писателей : учебное пособие для чтения

Р 244 и обсуждения / сост. С. В. Базарнова, Н. П. Слепова. – М. :

Менеджер, 2000. – 160 с.

На обл. только заглавие: «La Buns lessen und sprechen».

 

Достаточно часто издатели не указывают автора (или авторов) на обложке, приводя их фамилии только на титульном листе. Иногда, как автора, выносят на обложку фамилию редактора или составителя. Например:

4 Гортинская, Г. Б.

Г 704 Комнатные растения. Целители в вашем доме / Г. Б.

Гортинская, Г. П. Яковлева. – М. : Фитон+, 2003. – 160 с.: ил.

На обл. авт. не указан.

 

63 История России (Россия в мировой цивилизации) : курс

И 907 лекций / сост. и отв. редактор А. А. Радугин. – М. : Центр,

2001. – 352 с.

На обл. ред. указан перед загл. как автор.

 

Обязательным элементом библиографического описания отдельного издания (книги, видеокассеты, аудиокассеты, оптического диска) является шифр. Шифр – это условное обозначение местонахождения издания на полке в книгохранилище. В нашей библиотеке свыше миллиона изданий, размещенных на почти 3 тыс. кв. м. Поэтому, если вы не укажете библиотекарю шифр (местонахождение) необходимого вам издания, найти его практически невозможно. Шифр включает в себя индекс (цифровое обозначение отрасли знания в соответствии с Таблицами библиотечно-библиографической классификации) и авторский знак (буква и цифры), определяемый по первому слову библиографического описания в специальных таблицах авторских знаков. Индекс и авторский знак расположены в виде дроби, так же их следует выписывать и в читательском требовании.

В соответствии с ГОСТ 7.1-2003 при описании изданий с авторами от одного до трёх в заголовок библиографического описания выносится фамилия только первого автора, фамилии всех авторов приводятся в описании после подзаголовочных данных, здесь же приводятся фамилии других лиц, участвовавших в создании данного издания. Если авторов четыре и более, то описание составляется на заглавие издания, авторы приводятся только после подзаголовочных данных. Раньше в алфавитный каталог включались добавочные описания на второго, третьего автора, первого автора из четырех (когда издание описано под заглавием), на редактора, на составителя и т.д., чтобы читатель мог найти нужное ему издание по любому известному элементу. Теперь добавочные описания в алфавитный каталог не включаются в связи с тем, что с 2001 г. существует электронный каталог, в котором вы можете найти необходимое издание по любому известному вам элементу: заглавию (даже при наличии авторов), любому автору, составителю, редактору и т.п.

Примеры библиографических описаний:

1. Книга с одним автором:

26 Ермолаев, В. Н.

Е 741 География: словарь-справочник / В. Н. Ермолаев. – Ростов на

Дону : Феникс, 1997. – 544 с.

2. Книга с двумя авторами:

4 Гортинская, Г. Б.

Г 704 Комнатные растения. Целители в вашем доме / Г. Б.

Гортинская, Г. П. Яковлева. – М. : Фитон+, 2003. – 160 с.: ил.

На обл. авт. не указан.

3. Книга с тремя авторами:

37 Бермант, М. А.

Б 50 Математические модели и планирование образования

/ М. А. Бермант, Л. Н. Семёнов, В. Н. Сулицкий ; АН СССР,

Центр. эконом.-мат. ин-т. – М. : Наука, 1972. – 112 с.

 

Пример заполнения требования на книгу с 1-3 авторами (рис. 1).

Каталожная карточка

 

  4 Гортинская, Г. Б. Г 704 Комнатные растения. Целители в вашем доме / Г. Б. Гортинская, Г. П. Яковлева. – Москва : Фитон+, 2003. – 160 с.

 

 

  Требование на книгу Читательский билет № 1346 Факультет ФИЯ Курс 3 Шифр книги
Г 704

 

Автор Гортинская Г. Б._____________

Заглавие Комнатные растения. Целители

в вашем доме________________________

____________________________________

Год издания 2003

Дата 12.03.10

Подпись читателя __________

Причина отказа

 

Нет на месте Только в читальном зале

 

 

Рис. 1. Пример заполнения требования на книгу с 1-3 авторами

4. Книга с четырьмя авторами (и более):

3 Информационные системы : словарь / В. И. Богословский

И 741 [и др.] ; под ред. В. И. Богословского. – СПб. : РГПУ, 1998. –

112 с.

Пример заполнения требования на книгу с 4-мя авторами (рис. 2).

 

Каталожная карточка

  3 Информационные системы : словарь / В. И. Богословский И 741 [и др.] ; под ред. В. И. Богословского. – Санкт-Петербург : РГПУ, 1998. – 112 с.

 

  Требование на книгу Читательский билет № 1357 Факультет ФНК Курс 1 Шифр книги
И 741

 

Автор __________________________

З

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...