Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Регион как объект хозяйствования и управления.

Огромная территория России еще на первых этапах становления Российского государства требовала территориального изучения ее особенностей, природно-ресурсного потенциала, создания административных органов для сбора налогов и управления всеми социально-экономическими процессами. Поэтому возникла необходимость деления России на отдельные административные единицы-регионы.

Регион – это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов. Синонимом понятия «регион» является «район».

Регион-это территориальное образование, имеющее четко очерченные административные границы, в пределах которых воспроизводятся социальные и экономические процессы обеспечения жизни населения, обусловленные местом региона в системе территориального и общественного разделения труда.

Деление территории на регионы принято называть районированием.

Виды районирования:

1. Административно-территориальное деление - вводиться для повышения эффективности государственного управления.

В своем развитии административно-территориальное деление России прошло несколько этапов, начиная с реформ Петра Первого

В настоящее время РФ включает 82 субъекта Федерации: 21 республика, 10 краев, 44 области, 1 автономная область, 4 автономных округа, 2 города федерального значения.

Административно-территориальное деление РФ закреплено в Конституции РФ от 1993 года.

Отметим парадокс территориально-государственного устройства РФ: 3 автономных округа входят в более крупные территориальные единицы (Ненецкий АО →в Архангельскую область; Ямало-ненецкий и Ханты-Мансийский АО→в состав Тюменской области. Но всоответствии с Конституцией РФ и территориальная часть региона: АО, область, край, республики и целая территория – регион, включающая область или край и АО, являются равноправными субъектами федерации.

К тому же. В Конституции нет четкого разграничения государственных полномочий между федеральным центром и республиканскими центрами власти 9республики: Президент выбирается всенародным голосованием. В остальных субъектах федерации – назначается через ряд процедур президентом РФ)

Улучшение территориальной организации производства и населения в России с ее обширными пространствами, исключительно разнообразными и богатыми природными условиями и ресурсами, с возросшими масштабами и сложностью хозяйства вызывает объективную необходимость экономического районирования.

Экономическое районирование выполняет три важнейшие функции

1. политическую – способствует укреплению целостности и устойчивости государства;

2. хозяйственную и социальную – создает наилучшие условия для формирования и развития эффективных региональных комплексов хозяйства и товарных рынков;

3. организационную – обеспечивает управляемость территориями. Прямое и косвенное регулирование и интеграцию их развития через региональные органы управления.

При административно-территориальном и экономическом районировании учитываются следующие принципы:

1. экономический – учет экономических и естественно-исторических условий развития регионов;

2. организационный – максимальное приближение территориальных органов власти и управления к населению и хозяйству;

3. социальный – возможно полное удовлетворение социальных потребностей и культурно-бытовых запросов населения;

4. центристский – осуществление и укрепление ведущей роли городов и поселений городского типа. Что достигается приданием им статуса административных центров;

5. национально-культурный – учет национального состава и культурно-бытовых особенностей населения.

В рыночных отношениях в функционировании экономического пространства главенствующую роль играют рыночные отношения, а государство выступает в качестве непосредственного участника рынка и его внешнего регулятора и координатора. Необходимыми признаками единого экономического пространства являются общее экономическое (федеральное) законодательство, единство денежно-кредитной системы, единство таможенной территории и функционирование общих инфраструктурных систем (энергетики, транспорта, связи).

Важнейшими составляющими единого экономического пространства являются региональные, межрегиональные, общероссийские рынки товаров и услуг, труда, капиталов.

Для понимания роли и значения экономического потенциала региона, как части экономического пространства необходимо рассматривать общественное разделение труда и отраслевую структуру хозяйства.

Общественное разделение труда – обособление различных видов человеческой деятельности в специальные производственные виды, закрепляющиеся за отдельными людьми, производствами. Территориями и являющиеся условиями развития производительных сил общества

Необходимо знать характерные черты общественного разделения труда:

1. многообразие видов человеческого труда (из-за многообразия потребностей);

2. специализация субъектов хозяйственной деятельности повышает производительность труда

3. кооперация разделенных видов

Материальными элементами разделения труда между регионами являются различные хозяйствующие субъекты, индустриальные центры, узлы, сельскохозяйственные зоны, населенные пункты, к5оммуникационная сеть, территориально-производственные комплексы, экономические района и зоны. Между ними складываются экономические отношения пространственного процесса воспроизводства: производства, распределения. Обмена, потребления общественного продукта и производственных ресурсов. В соответствии с этим общественно-территориальное разделение труда выступает в 2 основных формах: территориальное и отраслевое.

Территориальное разделение труда – это закрепление отдельных отраслей производства за определенными территориями. Его основой являются различия в природных, климатических и экономических условиях различных регионов. Экономической основой этой формы разделения труда является разновидность изготовления благ на различных территориях.

Отраслевое разделение труда – это существование отдельных отраслей (на базе использования группы принципиально единых технологий) и производстве.

Регион и его экономика основана на сочетании этих двух форм разделения труда.

Поскольку регион, как субъект РФ, является частью целостной системы – РФ, для нормального развития экономикм регионов и страны в целом, необходимо сочетание территориальных и отраслевых интересов, а именно комплексное развитие хозяйства регионов. Наряду с элементами внетреннней структуры региональной экономики необходимо изучать и развивать экономические связи региона с другими регионами страны.

Выделение на территории страны экономических районовв целях статистического наблюдения за пространственным характером развития эко­номики, выявления тенденций в изменении систем размеще­ния производства и расселения, анализа причин этих измене­ний и осуществления прогноза и регулирования территори­ального развития.

В настоящее время на территории РФ существует 12 экономических районов. Экономические районы обладают правовым статусом, т.к. на их территориях отсутствуют органы управления.

В целях координации усилий по регулированию социально-экономического развития субъектов Федерации власти ряда смежных субъектов; Федерации объединились в межрегио­нальные ассоциации экономического взаимодействия.В настоящее время в стране функционирует 8 таких ассоциаций.

Межрегиональные ассоциации субъектов Федерации зарегистри­рованы в министерстве юстиции как общественные организации со статусом юридического лица. Их деятельность регламентиру­ется Указом Президента РФ «Об обеспечении условий по повы­шению роли и взаимодействия республик, областей в осуществ­лении радикальной экономической реформы» (1991) и постанов­лением Совета Министров-— Правительства РФ «О некоторых вопросах организации и деятельности добровольных объедине­ний (ассоциаций) экономического взаимодействия субъектов фе­дерации и органов местного самоуправления» (1993).

Т.о. комплексное развитие региона предполагает установление и поддержание оптимального соотношения между:

1. отраслями специализации и вспомогательными и обслуживающими отраслями.

2. добывающей и обрабатывающей промышленностью.

3. легкой и тяжелой промышленностью

4. промышленностью и сельским хозяйством

5. производственной и социальной инфраструктурой.

6. сферой производства и сферой услуг

Исходя из этого, а также учитывая наличие правового статуса 9наличие органов управления) регион можно назвать квазигосударством, с другой стороны , учитывая вклад каждого субъекта Федерации в экономику РФ, регион является частью единого экономического пространства страны.

Регион как субъект государственного управления характеризуется наличием государственных органов власти, наделенных определенной степенью самостоятельности в решении социально-экономических пробоем развития территории. Эта самостоятельность региональных властей (правильнее говорить о власти субъектов Федерации ) определена Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. В п. 5 Конституции РФ зафиксированные условия существования двухуровневой системы государственной власти в России.

Федеральная власть – законодательная и исполнительная – воздействует на экономику всех субъектов РФ посредством принятия и исполнения федеральных законов. Правительство РФ оказывает непосредственное влияние на экономику регионов, где присутствуют подвластные ему органы управления ряда министерств (ведомств) и органы управления федеральным имуществом.

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...