Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Отличительные признаки субъектов РФСовременное экономическое пространство России, разнородное по уровню экономического развития и уровню жизни, включает множество больших и малых территорий. Каждый регион решает свои проблемы. Они зависят от природно-климатических условий, степени транспортной доступности, наличия полезных ископаемых, плотности населения, уровня жизни населения, душевых доходов. Различны условия труда и оплата труда по субъектам РФ. Существенны различия в степени участия субъектов Федерации в разработке и экспорте современных технологий и способности усвоения новейших технологий мира. Региональная дифференциация проявляется в том, что возможности самообеспечения и связанная с ними экономическая зависимость субъектов от федерального центра не совпадают. Около десяти субъектов Федерации являются крупными донорами федерального бюджета. Остальные находятся в положении реципиентов. Однако такое разделение отображает лишь финансовую сторону региональной дифференциации, производную от более глубоких социально-экономических особенностей, в частности от различий в структуре и состоянии экономики, в условиях ее функционирования, в наличии и полноте использования природных, материальных, трудовых ресурсов и, наконец, в уровне жизни населения. Этими различиями обусловлена классификация субъектов РФ по степени самообеспеченности и самодостаточности с выделением таких групп, как «нуждающиеся» и «особо нуждающиеся регионы. Основными качественными признаками проблемных регионов являются: - особая кризисность проявления той или иной крупной проблемы. Создающая угрозу социально-экономическому положению в стране, политической стабильности, экологическому равновесию; - наличие ресурсного потенциала (производственного, научно-технического, трудового, природного), использование которого особенно важно для национальной экономики; - особое значение геополитического и геоэкономического положения региона для стратегических интересов страны; - недостаток у региона собственных финансовых ресурсов для решения проблем общенационального и мирового значения; К проблемным регионам могут относится не только субъекты Федерации в целом, но и отдельные их части, сопределенные части нескольких субъектов Федерации и даже территории, вмещающие несколько субъектов РФ (зона крайнего Севера, зона ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, озеро Байкал и прилегающая территории и т.д.) Построение типологий (классификаций) регионов важно как для диагностики социально-экономического положения регионов, так и для осуществления задач государственной региональной политики. Типологазация регионов— выделение и группировка региональных образований по определенным признакам. При этом предпочтение отдается методам сложных группировок, когда разделение v совокупности регионов на группы (типы) осуществляется по двум и более признакам, взятым в сочетании. Для осуществления задач государственной региональной политики насущно необходимо построение типологий регионов. Это важно также для системного описания и анализа социально-экономического положения регионов. В региональных исследованиях широко используются методы сложных группировок, когда разделение совокупности регионов на группы (типы) осуществляется по двум и более признакам, взятым в сочетании (комбинации). Типологизация регионов возможна по исходному состоянию и динамике одного показателя.Суть этого подхода состоит в следующем. Вся совокупность регионов разделяется на группы по уровню данного показателя в базисном году (группы 1, 2,...). Затем производится разделение регионов по относительной величине показателя в наблюдаемом году (группы 1.1, 1.2, ..., 2.1, 2.2, ...). В простейшем случае выделяются четыре группы (типа) регионов: 1.1— регионы, которые и в базисном, и в наблюдаемом году имели уровень индикатора выше среднего; 1.2 — регионы, у которых уровень индикатора в базисном году был выше среднего, а в наблюдаемом году стал ниже среднего; 2.1 — регионы, у которых уровень индикатора в базисном году был ниже среднего, а затем превысил средний уровень; 2.2 — регионы, у которых уровень показателя и в базисном, и в наблюдаемом году был ниже среднего. Так, может быть проведена типологизация регионов по величине заработной платы относительно среднероссийского уровня. Возможна типологизация регионов по сочетанию двух индикаторов,например, характеризующих уровень экономического и социального развития. В качестве примера можно предложить типологизацию регионов по динамике промышленного производства (экономическая составляющая) и динамике доходов населения (социальная составляющая). Наконец, имеет место типологизация регионов по главным проблемам регионального развития.Такого рода типология построена по четырем группам основополагающих проблем: экономическим, геополитическим, этническим, экологическим. Каждой группе проблем (аспекту регионального развития) соответствуют определенные типы регионов. _ Региональная типология разработана в Совете по изучению производительных сил, ориентирована на цели, задачи и механизмы региональной политики. Она имеет три измерения: уровень социально-экономического развития, динамичность развития и природно-географические условия (климат, положение относительно центра страны, тяготение к регионам мирового рынка и т.п.). На основе наблюдаемых типологических признаков в настоящее время наиболее известными являются 2 подхода к типологизации региона: 1.по Т. Г. Морозовой: отсталые, депрессивные, кризисные. 2.по А. Г. Гранбергу: кризисные, отсталые (слаборазвитые), депрессивные, приграничные. С учетом подходов к характеристике проблем каждой группы регионов целесообразно остановиться на рассмотрении типологизации по Морозовой. Т.к. это наиболее обобщенный подход. К кризисным районам правомерно относить во-первых территории, подвергшиеся разрушительному воздействию природных и техногенных катастроф, регионы широкомасштабных общественно-политических конфликтов, вызывающих разрушение накопленного экономического потенциала, вынужденную миграцию населения; во-вторых, кризис власти, когда властные структуры не вписываются в новые экономические условия, и это приводит к необратимым политическим и социальным деформациям. В настоящее время в России к кризисным районам можно отнести часть Северо-Западного, Волго-Вятского, Поволжского экономических районов, характеризующихся сложной финансовой ситуацией. На юге Западной зоны кризисный пояс состоит из сопредельных регионов Северного Кавказа. Для него характерен спад производства, межэтнические конфликты и вследствие этого ухудшается финансовое состояние субъектов РФ, снижается уровень жизни населения. Внушает опасение экономическое состояние субъектов РФ, входящих в кризисный пояс Урала: на его территории концентрируются базовые отрасли промышленности. Атомная, оборонная промышленность. По технической нагрузке этот района России находится в предкризисном состоянии. В Восточной зоне в кризисном состоянии находятся республики Алтай, Тыва. Бурятия, Амурская область, Забайкальский край. И здесь следует говорить скорее о кризисе властных структур. Отсутствии необходимой экономической помощи со стороны федерального центра. Поскольку эти субъекты не обделены природно-ресурсным потенциалом, а техногенных катастроф в последнее десятилетие не наблюдалось (за исключением наводнений в Забайкалье и Амурской области). Особую группу кризисных регионов составляют приграничные регионы, в настоящее время вновь образованных – 26 субъектов РФ. В результате распада СССР часть территории России стала приграничной, разрушились налаженные экономические связи и к экономическим проблемам этих субъектов прибавились дополнительно социальная нагрузка – именно в этих субъектах РФ оседала значительная часть мигрантов из сформировавшихся на месте республик СССР новых государств. Отсталые регионы – это понятие относительно, к таким регионам принято относить территории имеющие традиционный низкий уровень жизни; для них характерны низкая интенсивность хозяйственной деятельности, слабый научно-технический потенциал, малоразвитая социальная сфера. Сюда можно отнести некоторые республики Закавказья, зону Севера, часть территории Волго-Вятского экономического района, регионы Дальнего Востока. Государство может оказать поддержку экономически слбым регионам в форме развития производственной инфраструктуры, стимулирования притока инвестиций, некоторых налоговых и кризисных льгот. Однако масштабы такой экономической поддержки в ближайшие годы не могут быть достаточными для выравнивания социально-экономического состояния отсталых регионов. Поэтому очень важный. Главный путь – саморазвитие регионов на основании использования собственного потенциала и конкурентных преимуществ. Депрессивные регионы – территории, на которых в силу политических, социальных., экономических, экологических причин перестали действовать условия и стимулы развития. Эти районы характеризуются высоким уровнем трудового потенциала, и при этом спадом производства, негативными тенденциями в сфере занятости, демографии, предоставлении социальных услуг. Как правило. Это старопромышленные территории с устаревшим оборудованием или производствами оборонного комплекса, не получающих в новых различных условиях госзаказов. Однако необходимо отметить. Что за прошедшие 8 лет некоторые территории из депрессивных превратились в развитые: Ленинградская область. Вместе с Санкт-Петербургом сейчас представляет мощный конгломерат. Использующий как старый промышленный потенциал, так и развивая новые производства. Для улучшения политической. Экономической . социальной, экологической характеристик регионов РФ необходимо осуществить ряд мероприятий, включающих изменение перераспределения бюджета. Когда в субъектах остается 35%, я в центр отправляется 65 % финансовых средств; создание условий для переселения части населения в более благоприятные регионы; повышение надежности энергообеспечения путем использования местных энергоресурсов. Поддержка проблемных регионов должна основываться на: обоснованном выборе помощи. Адресности и локализации помощи, ее контролируемости. Набор, последовательность и целевая ориентация мероприятий по поддержке проблемных территорий в каждом случае должна быть индивидуальна. В силу чего их реализация требует специально разработанной программы. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |