Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конкурентоспособность и конкурентные преимущества территории.

Одним из ключевых моментов, определяющих выбор форм и методов управления территорией, является становление конкурентных отношений между территориями. В условиях рыночной экономики, территория, со всем ее комплексом ресурсов, начинается все в большей степени рассматриваться:

- как объект применения человеком своего интеллектуального, финансового, инновационного потенциала;

- как место удовлетворения потребности человека в общественных благах;

- как место удовлетворения потребности человека в отдыхе, развлечении;

- как место ведения некоммерческой деятельности и во многих других качествах.

Высокая мобильность человека и ряда ресурсов, прежде всего финансовых, а также признание в обществе основным побудительным мотивом развития - личный интерес, ведет к тому, что человек начинает искать наиболее привлекательный вариант применения своих ресурсов. Человек начинает сравнивать территории друг с другом и, в результате этого сравнения, побеждает лучшая, с точки зрения этого человека, территория.

В этом случае складывающиеся отношения между территориями становятся конкурентными.

«Конкуренция - соперничество между субъектами рынка за овладение вниманием потенциальных потребителей».

Конкурентные отношения складываются по законам рыночной экономики в условиях спроса на ресурсы территории со стороны ограниченного количества частных лиц и бизнесов, имеющих в своей собственности деньги, знания, опыт, навыки. Кроме этого, конкурентные отношения между территориями - это еще и соперничество за ресурсы выше стоящих в административной иерархии территориальных образований.

Цель конкурентной борьбы достаточно проста - оказаться более предпочтительной территорией для проживания и ведения бизнеса.

Конкурентоспособность территории выражается через наличие определенных конкурентных преимуществ территории (территориального продукта), значимых для потребителя (прежде всего для потребителей тех сегментов, которые наиболее привлекательны для территории).

Конкурентное преимущество - это такие характеристики территории (ресурсы, блага, социальные характеристики), которые создают для территории определенное превосходство по сравнению с территориями, располагающими во многом подобными ресурсами. За территорией признается конкурентное преимущество, если территория обладает определенным превосходством над сопоставимыми территориями, своими прямыми (основными) конкурентами.

Внутренним конкурентным преимуществом территории считаются все характеристики территории, которые позволяют потребителю снизить собственные издержки производства, управления фирмой или общественной (некоммерческой) организацией или товаром (в случае ведения деятельности на территории) или снизить собственные затраты проживания (для частных лиц, рассматривающих территорию как место жительства).

Внешние конкурентные преимущества территории - это те особые уникальные возможности, которые получает потребитель при проживании и/или ведении деятельности на территории, то есть это такие характеристики территории, которые образуют ценность для потребителя территориального продукта. В этом случае территория может предложить потребителям определенные уникальные (эксклюзивные) условия реализации их личных и деловых целей; территория более соответствует особым ожиданиям потребителей, лучше удовлетворяет нужды потребителей.

Представим возможные внутренние и внешние конкурентные преимущества территории.

 

Внутренние конкурентные преимущества Внешние конкурентные преимущества
Низкая стоимость природных ресурсов Наличие особых видов природных ресурсов
Низкая стоимость рабочей силы Наличие специалистов с определенными умениями и навыками
Хорошая транспорта доступность, развитие всех видов транспорта Наличие особых видов транспорта, например, водная транспортировка
Низкая арендная плата за использование муниципального имущества Наличие особых объектов муниципальной (собственности государственной, субъекта федерации собственности)
Низкие коммунальные платежи Наличие на территории разных видов жилой застройки
Наличие всех видов энергетических ресурсов   Наличие отдельных (значимых для потребителя) видов энергетических ресурсов, например природного газа
Низкие налоги и сборы (возможно, за счет снижения, например ставки расщепляемого налога в пределах компетенции региона) Наличие привлекательных для инвестиций производственных объектов
Развитие смежных отраслей, что позволит в рамках кластера отраслей снизить совокупные затраты Особое месторасположение территории, например, приграничное положение со страной АТЕС
Низкий уровень конкуренции в данной отрасли Наличие особых сегментов рынка, например, ориентированных на качество товара

При этом надо помнить, что конкурентное преимущество всегда является относительным, работу по поиску конкурентных преимуществ территории следует начать с ответа на вопрос, какая (какие) территории могут рассматривать в рамках сравнительного анализа.

Определив круг основных территорий - конкурентов, следует провести сравнительный анализ их сильных и слабых сторон, обращая особое внимание на характеристики территории (территориального продукта), наиболее значимые для целевого сегмента рынка.

 

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УРАВЛЕНИЕ

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...