Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Деятельность государства в сфере кредитных отношений
Важнейшая роль в финансовой системе в Республике Беларусь принадлежит государственному кредиту. Деятельность государства здесь связана с привлечением денежных средств организаций и населения и предоставлением юридическим и физическим лицам ссуд из бюджетов через государственные банки на условиях возвратности, платности, срочности, обеспеченности и целевого характера использования. Государство аккумулирует свободные денежные средства населения, используя преимущественно две формы: сберегательное дело и государственные займы. В этих случаях государство выступает заемщиком, а население – кредитором, предоставляющим свои денежные средства государству во временное пользование. Можно выделить следующие виды государственных займов: · займы Правительства у Национального банка; · выпуск государственных ценных бумаг; · вклады населения в АСБ «Беларусьбанк»; Общая сумма обязательств государства по займам отражает государственные долг. В Республике Беларусь финансовая деятельность государства, связанная с управлением кредитными отношениями, предопределяется соответствующей нормативной и правовой базой, регламентирующей деятельность кредитно-финансовых институтов, и использованием преимущественно экономических методов управления. Государство в целях повышения финансовой дисциплины банков и защиты вкладчиков в законодательном порядке определяет минимальный размер уставного капитала коммерческим банкам, через Центральный банк лицензирует банковскую деятельность, определяет размеры кредитов, вкладов и в целом осуществляет контроль за кредитно-денежной системой страны и реализацией проводимой им кредитно-денежной политики. Существенную роль в финансовой деятельности государства, направленной на обеспечение социально-экономической стабильности, играет страхование. Страхование следует рассматривать как систему экономических отношений по защите имущественных и личных неимущественных интересов физических лиц, а также имущественных интересов юридических лиц путем формирования денежных фондов за счет страховых взносов, предназначенных для выплаты страховых сумм и возмещения убытков при наступлении страховых случаев. Страховые фонды могут быть представлены следующими видами: · централизованным(общегосударственным) фондом; · фондами государственного имущественного и личного страхования, которые выполняют восстановительную и предупредительную функцию, а также функцию содействия росту общественного производства. Восстановительная функция страховых фондов направлена на возмещение ущерба, причиненного стихийными бедствиями, несчастными случаями и т. д. Предупредительная - направлена на предупреждение ущерба субъектов хозяйствования путем выделения средств на строительство объектов пожаротушения, различных лечебниц, проведение работ по предупреждению гибели растений, животных и др. Функция содействия росту общественного производства направлена на государственное кредитование субъектов хозяйствования путем передачи на это остатков свободных денежных средств органов государственного страхования. По своей форме государственное страхование может быть обязательным и добровольным. Обязательное страхование имеет силу закона, а страховая ответственность наступает с момента появления объекта страхования. Обязательное страхование распространяется на определенный круг страхователей, имеет определенные формы страховой защиты и пределы. В Республике Беларусь в обязательном порядке осуществляются следующие виды страхования: · страхование имущества (например, жилые дома), принадлежащего гражданам; · страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами; · страхование имущества, переданного в залог; · медицинское страхование иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Республике Беларусь; · страхование вкладов граждан в банках; · страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств; · государственное личное страхование лиц определенных видов деятельности. Остальные виды личного и имущественного страхования осуществляются на добровольной основе. К ним можно отнести: · страхование жизни (смешанное страхование жизни, страхование детей и др.); · страхование от несчастных случаев, например, страхование пассажиров. Страховые услуги осуществляются посредством создания государственных страховых организаций и негосударственных компаний. В основе государственного управления страховой деятельностью лежит правовое регулирование и экономические методы управления. В Республике Беларусь финансовую деятельность государства обеспечивают органы государственной власти и управления, которые можно подразделить на две группы: · органы государственной власти и управления общей компетенции; · специализированные финансовые органы. К органам государственной власти и управления общей компетенции относятся: · Президент Республики Беларусь; · Национальное собрание Республики Беларусь; · Совет Министров Республики Беларусь; · местные Советы депутатов; · исполнительно-распорядительные органы местных Советов. К специализированным финансовым органам относятся: · Министерство финансов; · Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь; · Департамент по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь; · Департамент финансовых расследований при Комитете государственного контроля; · Департамент финансового мониторинга при КГК; · Национальный банк Республики Беларусь.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |