Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деятельность государства в сфере кредитных отношений

 

Важнейшая роль в финансовой системе в Республике Беларусь принадлежит государственному кредиту. Деятельность государства здесь связана с привлечением денежных средств организаций и населения и предоставлением юридическим и физическим лицам ссуд из бюджетов через государственные банки на условиях возвратности, платности, срочности, обеспеченности и целевого характера использования.

Государство аккумулирует свободные денежные средства населения, используя преимущественно две формы: сберегательное дело и государственные займы. В этих случаях государство выступает заемщиком, а население – кредитором, предоставляющим свои денежные средства государству во временное пользование.

Можно выделить следующие виды государственных займов:

· займы Правительства у Национального банка;

· выпуск государственных ценных бумаг;

· вклады населения в АСБ «Беларусьбанк»;

Общая сумма обязательств государства по займам отражает государственные долг.

В Республике Беларусь финансовая деятельность государства, связанная с управлением кредитными отношениями, предопределяется соответствующей нормативной и правовой базой, регламентирующей деятельность кредитно-финансовых институтов, и использованием преимущественно экономических методов управления.

Государство в целях повышения финансовой дисциплины банков и защиты вкладчиков в законодательном порядке определяет минимальный размер уставного капитала коммерческим банкам, через Центральный банк лицензирует банковскую деятельность, определяет размеры кредитов, вкладов и в целом осуществляет контроль за кредитно-денежной системой страны и реализацией проводимой им кредитно-денежной политики.

Существенную роль в финансовой деятельности государства, направленной на обеспечение социально-экономической стабильности, играет страхование.

Страхование следует рассматривать как систему экономических отношений по защите имущественных и личных неимущественных интересов физических лиц, а также имущественных интересов юридических лиц путем формирования денежных фондов за счет страховых взносов, предназначенных для выплаты страховых сумм и возмещения убытков при наступлении страховых случаев.

Страховые фонды могут быть представлены следующими видами:

· централизованным(общегосударственным) фондом;

· фондами государственного имущественного и личного страхования, которые выполняют восстановительную и предупредительную функцию, а также функцию содействия росту общественного производства.

Восстановительная функция страховых фондов направлена на возмещение ущерба, причиненного стихийными бедствиями, несчастными случаями и т. д.

Предупредительная - направлена на предупреждение ущерба субъектов хозяйствования путем выделения средств на строительство объектов пожаротушения, различных лечебниц, проведение работ по предупреждению гибели растений, животных и др.

Функция содействия росту общественного производства направлена на государственное кредитование субъектов хозяйствования путем передачи на это остатков свободных денежных средств органов государственного страхования.

По своей форме государственное страхование может быть обязательным и добровольным.

Обязательное страхование имеет силу закона, а страховая ответственность наступает с момента появления объекта страхования. Обязательное страхование распространяется на определенный круг страхователей, имеет определенные формы страховой защиты и пределы.

В Республике Беларусь в обязательном порядке осуществляются следующие виды страхования:

· страхование имущества (например, жилые дома), принадлежащего гражданам;

· страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами;

· страхование имущества, переданного в залог;

· медицинское страхование иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Республике Беларусь;

· страхование вкладов граждан в банках;

· страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;

· государственное личное страхование лиц определенных видов деятельности.

Остальные виды личного и имущественного страхования осуществляются на добровольной основе.

К ним можно отнести:

· страхование жизни (смешанное страхование жизни, страхование детей и др.);

· страхование от несчастных случаев, например, страхование пассажиров.

Страховые услуги осуществляются посредством создания государственных страховых организаций и негосударственных компаний.

В основе государственного управления страховой деятельностью лежит правовое регулирование и экономические методы управления.

В Республике Беларусь финансовую деятельность государства обеспечивают органы государственной власти и управления, которые можно подразделить на две группы:

· органы государственной власти и управления общей компетенции;

· специализированные финансовые органы.

К органам государственной власти и управления общей компетенции относятся:

· Президент Республики Беларусь;

· Национальное собрание Республики Беларусь;

· Совет Министров Республики Беларусь;

· местные Советы депутатов;

· исполнительно-распорядительные органы местных Советов.

К специализированным финансовым органам относятся:

· Министерство финансов;

· Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь;

· Департамент по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь;

· Департамент финансовых расследований при Комитете государственного контроля;

· Департамент финансового мониторинга при КГК;

· Национальный банк Республики Беларусь.

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...