Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 5. Методические подходы и технологии развития художественного творчества детей дошкольного возраста

Вопросы для обсуждения

1. Рисование в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.

1.1. Своеобразие задач и методики руководства графической деятельностью детей дошкольного возраста в разных возрастных группах.

1.2. Виды детского рисования (предметное, сюжетное, декоративное, с натуры, по памяти, на темы литературных произведений и др.).

2. Лепка в дошкольном возрасте.

2.1. Особенности лепки детей дошкольного возраста.

2.2. Своеобразие задач и методики руководства пластической деятельностью детей дошкольного возраста в разных возрастных группах.

3. Аппликация, конструирование и художественный труд в детском саду.

3.1. Своеобразие разных видов продуктивной деятельности дошкольников.

3.2. Технологии развития продуктивных видов детской деятельности.

 

3.3 Перечень источников для подготовки к семинарским занятиям

Основная литература:

-Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. - М., 2005.

- Вербенец А.М. Образовательная область «Художественное творчество». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие. – СПб., М., 2012.

- Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников. – Ростов-на-Дону, 2007.

- Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.

- Григорьева Г.Г. и др. Практикум по изобразительной деятельности дошкольника. – М., 2001.

- Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения \ Под ред. А.Г Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб, 2013.

- Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М., 2008.

- Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей. – М., 2007.

- Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006.

- Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 255 с.

- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М., 2005.

- Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. – М., 2014.

- Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников. – М., 2010.

- Лыкова И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. – М., 2011.

- Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М., 1981.

- Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2010. – 352 с.

- Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. – М., 1999.

- Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. – М., 1965.

- Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1961.

- Художественное творчество и ребенок.// Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1978.

- Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. – М., 1992.

- Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.А. Лепка в детском саду. – М., 1986.

- Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. – М., 2008.

- Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста.// Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М., 2002.

Дополнительная литература:

- Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. – М., 1925.

- Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М., 1992.

- Васильева М., Юнг Т. О развитии творческого потенциала дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2006. № 2.

- Дыбина О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей. – М., 2002.

- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М, 1991.

- Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. – М., 2005.

- Григорьева Г.Г. Малыш в стране Акварелии: метод. пособие для воспитателей и родителей. – М., 2006.

- Григорьева Г.Г. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста. – М., 2007.

- Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.,2003.

- Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М., 2001.

- Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок. – СПб., 2009.

- Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. – СПб., 2005.

- Ермолаева М. В. Практическая психология детского творчества. – М., 2001.

- Иванова О.Л. Рисунки, которые нас рисуют. Педагогическая диагностика художественного развития ребенка. – СПб., 2009.

- Ильницкая И., Остапенко Л. Развитие творческого потенциала личности в процессе проблемного обучения // Дошкольное воспитание. – 2006. № 12; 2007. - № 1,3.

- Иванова О.Л., Васильева И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб., 2010.

- Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. – М., 2001.

- Комарова Т.С., Пантелеева Н.Г. Знакомим дошкольников с искусством портрета. – М., 2010.

- Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – М., 1994.

- - Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. – М., 1998.

- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1990.

- Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М, 2002.

- Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. – С.-Пб., 1996.

- Курочкина Н.А.О портретной живописи – детям. – СПб., 2008.

- Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. – С.-Пб., 2003.

- Комарова Т.С., Пантелеева Н.Г. Знакомим дошкольников с искусством портрета. – М., 2010.

- Комплексно-тематическое планирование образовательной работы с детьми 2-3 лет к программе «От рождения до школы» / Авт.-сост. Ю.А. Афонькина, О.М. Соколовская, З.Ф. Себрукович. – М., 2013.

- Калошина И.П. Психология творческой деятельности. – М., 2003.

- Кудрявцев В.Т. Феномен детской креативности // Дошкольное воспитание – 2006. № 3; 5.

- Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. – 1995. № 9-10.

- Малик О.А. Занятия по аппликации: развиваем самостоятельность у дошкольников. – М., 2009.

- Поддьяков Н. М., Поддьяков А. Н. Проблемы обучения развития творчества дошкольников. – Н. Новгород, 1999.

- Психология одаренности детей и подростков // Под ред. Н. С. Лейтеса. – М., 1996.

- Самостоятельная художественная деятельность дошкольников.//Под ред. Н.А. Ветлугиной . – М., 1980.

- Скворцова В.О. Интеллект + креатив: развитие творческих способностей дошкольников. - Ростов н/Д., 2009.

- Соломенникова О.А. Радость творчества. Программа дополнительного образования. – М., 2006.

- Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). – Екатеринбург, 2001.

- Янушко Е.А. Аппликация с детьми раннего возраста (1-3 года). – М., 2006.

 

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

www.biblioclub.ru ЭБС «Университетская библиотека онлайн»
www.elibrary.ru Научная электронная библиотека
www.ebiblioteka.ru Универсальные базы данных изданий

 

 

Контрольные вопросы к экзамену

1. Методологические основы теории и методики изобразительного творчества детей, связь с другими дисциплинами, проблемы развития изобразительной деятельности в ДОУ.

2. Эстетическое образование детей средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности.

3. Художественно-эстетическая развивающая среда и ребенок.

4. Развитие личности ребенка в изобразительной деятельности.

5. Изобразительное искусство. Его виды и жанры.

6. Сущность искусства как одной из форм общественного сознания. Специфика художественного образа. Роль искусства в жизни общества.

7. Приобщение детей к изобразительному искусству (особенности восприятия; задачи и методика ознакомления с пейзажем, натюрмортом, портретом; условия успешной работы; требования к отбору произведений искусства).

8. Книжная графика в работе с детьми дошкольного возраста.

9. Краткий обзор развития теории и методики детского изобразительного творчества.

10. Проблема развития детского изобразительного творчества. Сущность понятий «творчество», «творческая деятельность».

11. Особенности детского изобразительного творчества.

12. Характеристика детского рисунка, его слабости и достоинства.

13. Развитие изобразительной деятельности дошкольников (характеристика основных периодов развития).

14. Единство обучения и развития творчества в изобразительной деятельности детей. Характеристика развивающего обучения.

15. Развитие художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

16. Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию творческих способностей в изобразительной деятельности дошкольников.

17. Взаимосвязь сенсорного воспитания и изобразительной деятельности детей.

18. Обучение детей технике рисования.

19. Воспитание активности, самостоятельности, инициативы у детей в изобразительной деятельности.

20. Зарубежные специалисты о детском творчестве.

21. Критерии оценки детского изобразительного творчества.

22. Условия полноценного развития детского изобразительного творчества.

23. Анализ программ воспитания детей в детском саду (раздел «Изобразительная деятельность»).

24. Цели и задачи развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста.

25. Методы и приемы обучения изобразительной деятельности детей в детском саду.

26. Место образца в обучении дошкольников разным видам изобразительной деятельности.

27. Наблюдение – один из ведущих методов развития изобразительного творчества детей.

28. Игровые приемы обучения детей изобразительной деятельности.

29. Принципы и методика проведения рассматривания и анализа детских рисунков.

30. Методика проведения обследования. Значение, специфика в разных возрастных группах и видах изобразительной деятельности.

31. Основные формы организации изобразительной деятельности детей. Типы и виды занятий по изобразительной деятельности. Особенности методики в разновозрастных группах.

32. Занятия по изобразительной деятельности на свободную тему.

33. Обобщенный характер обучения. Значение, пути и методы формирования обобщенных представлений о предметах, способах обследования и изображения.

34. Самостоятельная художественная деятельность в детском саду.

35. Характеристика изобразительных материалов, применяемых в ДОУ.

36. Планирование изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

37. Рисование на тему литературных произведений.

38. Рисование с натуры в детском саду.

39. Народное декоративно-прикладное творчество в художественном воспитании детей дошкольного возраста.

40. Задачи и методика обучения изображению предметов в разных возрастных группах.

41. Сюжетно-тематическое рисование в старших группах детского сада.

42. Руководство рисованием в детском саду по представлению и по памяти.

43 Лепка в детском саду. Проблемы развития деятельности, особенности создания образа, способы и приемы лепки. Сенсорные основы лепки.

44. Конструирование и художественный труд в детском саду. Значение, виды, современные методические подходы к обучению.

45. Аппликация и художественный труд в детском саду. Проблема развития деятельности, виды аппликации, современные методические подходы к обучению.

46. Рисование (лепка, аппликация, конструирование) в младшем, среднем, старшем дошкольном возрасте.

47. Руководство и контроль за работой воспитателя по изобразительной деятельности в детском саду со стороны методиста.

48. Преемственность в художественном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста.

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...