Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процесс распада Советского Союза

Национальные движения в советских республиках.Нарастание цент­робежных тенденций в СССР было связано, в первую очередь, с ростом


национального самосознания, которое послужило основой для органи­зации национальных движений. Пик этого процесса пришелся на 1990— 1991 гг. Не последняя роль в нем принадлежала и целому ряду нацио­нально-этнических конфликтов на территории бывшего СССР, возник­новение или реанимация которых происходили с конца 1986 г. и были связаны с политикой перестройки.

В декабре 1988 г. в Алма-Ате на смену руководившему 25 лет респуб­ликой Д. А. Кунаеву пришел другой опытный партийный руководитель Г. В. Колбин. Однако назначение русского на должность Первого сек­ретаря республики как бы показывало, что с точки зрения Центра на­циональные кадры республики еще не созрели для перестройки. Сту­денты алма-атинских вузов вышли на улицы, и пролилась первая кровь.

В том же 1988 г. резкой критике Центра подвергся первый секретарь ЦК Компартии Армении К. Демирчян. После этого последовали кро­вавые столкновения в Нагорном Карабахе и Сумгаите.

Очевидным фактом явился и беспрецедентный рост национального движения в период демократизации советского общества, проходившей под лозунгом перестройки. На первом этапе перестройки национальные и демократические задачи сливались воедино. Широко распространен­ная в этот период критика имперского сознания и имперского мышле­ния придавала демократическому движению отчетливо выраженный национальный характер, что имело прямое отношение к антиэтатист­ским установкам принципиального характера.

С конца 1980-х годов в республиках Прибалтики усилилось движе­ние за выход из состава СССР. На первых порах оппозиционные силы настаивали на признании в республиках родного языка в качестве офи­циального, на принятии мер для ограничения численности лиц, пере­селяющихся сюда из других регионов страны, на обеспечении реальной самостоятельности местных органов власти. Затем на первое место в их программах вышло требование обособления экономики общесоюзного народнохозяйственного комплекса. Предлагалось сосредоточить управ­ление народным хозяйством в местных управленческих структурах и признать приоритет республиканских законов над общесоюзными. Осе­нью 1988 г. на выборах в центральные и местные органы власти Эсто­нии, Латвии и Литвы одержали победу представители народных фрон­тов. Своей главной задачей они объявили достижение полной незави­симости, создание суверенных государств.

С самого начала радикальное крыло этих фронтов стремилось к вос­становлению независимости Латвии, Литвы и Эстонии на основе вы­хода из СССР и возвращения к статусу государств межвоенного (между Первой и Второй мировыми войнами) периода. Этому противостояли правящие структуры — партийный и государственный аппарат респуб­лик — вместе с Центром.


Однако решение Государственного Совета СССР(орган просущество­вал с сентября по декабрь 1991 г.) декларировало признание государ­ственной независимости этих республик.

Ситуация в Молдавии развивалась по весьма близкому к прибал­тийскому сценарию: народный фронт, оппозиция Центру и КПСС, на­растание требований от признания молдавского языка в качестве го­сударственного до полной независимости. Однако в этом случае есть существенное различие: на территории Молдавии образовались При­днестровская и Гагаузская республики и начался вооруженный конф­ликт. При этом Молдавия не выступала в качестве активного субъекта распада СССР. Руководители страны искали поддержки Центра в ре­шении своих проблем, в первую очередь в непризнании Приднестровья в качестве некоторого государственного образования.

Долгое время тлевший конфликт по поводу статуса Нагорного Кара­баха постепенно перешел в межнациональную войну. Однако Центр решил не вмешиваться, поддержка одной из сторон неизбежно привела бы к отколу от Центра другой.

Ситуация в Грузии поначалу развивалась по прибалтийско-молдав­скому варианту, но были и существенные отличия — кровавые события в Тбилиси стали катализатором всех дальнейших событий. С другой сто­роны, национальный вопрос на уровне Центр — республика здесь ос­ложнялся внутренними грузино-осетинским и грузино-абхазским кон­фликтами.

Среднеазиатский регион продемонстрировал, что Казахстан, Кыр­гызстан, Узбекистан, Туркменистан были заинтересованы в распаде СССР меньше других.

Драматическим образом разворачивались события в Таджикиста­не, где разразилась гражданская война на почве клановых интересов.

На Украине национальное движение формировалось по типу при­балтийских. При активном участии национального движения 1 декабря 1991 г. был проведен референдум о суверенитете Украины.

В Белоруссии, по сути дела, не имелось социальной почвы для наци­оналистических движений.

Новый союзный договор.Однако очевидно, что дальнейшее разви­тие событий во многом, если не во всем, зависело от положения дел в России. Здесь, как мы уже отмечали, Первый Съезд народных депута­тов РСФСР принял Декларацию о суверенитете России, которая, по сути, стала правовой платформой утверждения российской государ­ственности в противоположность Союзу. 12 июня 1991 г. последовало избрание Президента России, что стало реальным стимулом распада СССР: сложилась ситуация с двумя президентами, двумя правительства­ми и двумя Верховными Советами, притязавшими на одно и то же гео­графическое и политическое пространство.


Декларации союзных республик о суверенитете поставили в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. IV Съезд народных депутатов СССР в декабре 1990 г. высказался за сохранение Союза Советских Социалистических Республик и его преобразование в демократическое федеративное государство. Съезд принял постановление «Об общей концепции союзного договораи порядкеего заключения».В этом документе отмечалось, что основой обновлен­ного Союза станут принципы, изложенные в республиканских деклара­циях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, соблюдение территориальной целостности. В соответствии с постановлением Съезда был проведен всесоюзный ре­ферендум для решения вопроса о сохранении обновленного Союза как Федерации суверенных республик. За сохранение СССР высказались 76,4% общего числа участвовавших в голосовании лиц.

В апреле—мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции Президента СССР) состоялись переговоры Горбачева с руководителя­ми одиннадцати союзных республик по вопросу о новом союзном дого­воре. Все участники переговоров поддержали идею создания обновлен­ного Союза и подписания такого договора. Его проект предусматривал создание Союза суверенных государств (ССГ) как демократической фе­дерации равноправных советских республик. Намечались перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы. Подписание договора было назна­чено на 20 августа 1991 г.

События августа 1991 г. Нельзя не упомянуть о путче, который на­чался 19 августа 1991 г., поскольку он ускорил процесс распада — после путча СССР фактически прекратил свое существование.

Намеченное на 20 августа 1991 г. подписание нового союзного дого­вора подтолкнуло консерваторов на решительные действия, так как со­глашение лишало верхушку КПСС реальной власти, постов и привиле­гий. Согласно секретной договоренности Горбачева с Ельциным и Пре­зидентом Казахстана Н. А. Назарбаевым, о которой стало известно председателю КГБ В. А. Крючкову, после подписания договора пред­полагалось премьер-министра СССР В. С. Павлова заменить Назарбае­вым. Такая же судьба ожидала министра обороны, самого Крючкова и ряд других высокопоставленных лиц.

Однако в ночь на 19 августа 1991 г. Президент СССР М. С. Горбачев был насильственно отстранен от власти. Группа высокопоставленных чиновников, в которую входили вице-президент Г. И. Янаев, министр обороны Д. Г. Язов, а также Крючков и Павлов, образовала самозва­ный, неконституционный Государственны., комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП). Постановлениями ГКЧП в ряде регионов страны, главным образом в РСФСР, вводился режим чрезвычайного по-


ложения, запрещались митинги, манифестации, забастовки, приоста­навливалась деятельность демократических партий и организаций, га­зет, устанавливался контроль над средствами массовой информации.

В это время со своей дачи в Форосе Горбачев был доставлен в Мос­кву. На его глазах в присутствии депутатов российского парламента Ель­цин подписал Указ о приостановке деятельности Российской Коммунис­тической партии. Кабинеты партийных органов по всей России были опечатаны. Некогда могущественная и влиятельная организация пала. 24 августа Горбачев сделал заявление о сложении обязанностей Гене­рального секретаря ЦК КПСС. К этому времени процесс распада на­брал скорость.

Первые международно-правовые последствия начала эрозии СССР проявились уже в августе 1991 г., когда три бывшие союзные республи­ки — Эстония, Литва и Латвия — провозгласили независимость, офи­циально вышли из Союза и были признаны международным сообще­ством в качестве суверенных государств — субъектов международного права. Они вступили в дипломатические отношения со многими стра­нами, стали участниками Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе(СБСЕ), Генеральная Ассамблея приняла их в члены ООН.

Распад СССР все более активизировал дезинтеграционные процес­сы. Страна переживала глубокий кризис государственности, усилился экономический кризис, упал жизненный уровень населения, наблюда­лась социальная нестабильность. Нужно было сделать выбор между не­контролируемым развалом, вызывающим серьезные нарушения геопо­литического равновесия в мире, эскалацию конфликтов внутри быв­шего СССР, нестабильность государственной границы, растаскивание вооруженных сил, в том числе ядерного оружия, и формированием но­вой правовой основы дальнейшего существования республик. Неудача ново-огаревского процесса сделала этот выбор радикальным.

Создание СНГ.8 декабря 1991 г. в пригороде Минска, правитель­ственной резиденции, расположенной в Беловежской Пуще, Вискули, произошло событие, которого ждали и которого боялись: ушел в про­шлое некогда могучий СССР. Главы трех республик подписали согла­шение «О создании Содружества Независимых Государств».

«Мы, Республика Беларусь, Российская Федерация (РСФСР), Украина, как государства—учредители Союза ССР, подписавшие Союзный Договор 1922 года, далее именуемые Высокими Договаривающимися Сторонами, констатируем, что Союз ССР как субъект международного права и геополи­тическая реальность прекращает свое существование».

Начало Соглашения о создании Содружества Независимых Государств

Мы никогда не узнаем, что на самом деле испытывали С. С. Шуш-кевич (Председатель Верховного Совета Белоруссии), В. Ф. Кебич


(Председатель Совета министров Белоруссии), Б. Н. Ельцин (председа­тель Правительства РФ), Г. Э. Бурбулис (первый заместитель Председа­теля Правительства РФ), Л. М. Кравчук (Президент Украины), В. П. Фо­кин (премьер-министр Украины), читая эту фразу, на что надеялись, подписываясь под ней — «Высокие Договаривающиеся Стороны обра­зуют Содружество Независимых Государств»... Но правовое закрепле­ние новой геополитической реальности состоялось — через 13 дней в г. Алма-Ате был подписан Протокол к этому Соглашению (его не под­писали республики Прибалтики и Грузия). СНГ стало обретать реаль­ные контуры.

Объективные условия создания СНГ не позволяли провести поли­тические консультации и предварительные научные проработки. Все приходилось делать сразу. В конечном итоге это привело к тому, что го­сударства-учредители по-разному расставляли акценты в целях созда­ния Содружества.

Основной причиной завершения существования СССР как госу­дарства стал кризис политического и экономического курса, который руководство Коммунистической партии Советского Союза безуспеш­но стремилось разрешить. Кризис самой партии — основной и факти­чески единственной движущей силы страны — поставил последнюю точку. В СССР действовали «специфические законы социализма», ко­торые предполагали действие административных методов управления экономикой. Идеологический и политический курс однопартийной системы оказался во многом несостоятельным, и его реализация ли­шила советский народ многих исторических, в том числе духовных, корней. Игнорирование основных экономических законов развития, скачкообразное развитие экономики обернулись прогрессирующим технологическим отставанием ее отраслей, несоответствием большин­ства товаров и услуг мировым стандартам, острыми экономическими и социальными проблемами, создавшими условия для межнациональ­ных конфликтов.

Вопросы для обсуждения

1. Какие качества характеризовали Советский Союз как сверхдержаву?

2. Проанализируйте факторы стабильности и неустойчивости советского многонационального государства.

3. В чем проявилось нарастание центробежных тенденций в СССР?

4. Каковы основные события процесса распада Советского Союза?

5. Какую роль в распаде СССР сыграли внутриполитические и внешне­политические факторы?

6. В чем проявились первые международно-правовые последствия рас­пада СССР?


Рекомендованная литература

Ахтамзян А. Геостратегический проигрыш России // Российская Федера­ция сегодня. 2004. № Ю. С. 61-62.

Заявление глав государств Республики Беларусь, РСФСР, Украины (Минск, 8 декабря 1991 г.)//Содружество. Информационный вестник Совета глав госу­дарств и Совета глав правительств СНГ. 1992. № 1. С. 5-11.

Косое Ю. В. Геополитика // Политология / Под ред. М. А. Василика. М.: Гардарика, 2006. С. 513-540.

Косое Ю. В., Торопыгин А. В. Содружество Независимых Государств. СПб.: Знание, 2006. С. 7-18.

Лебедева М. Ы. Мировая политика. М.: Аспект-Пресс, 2006. Гл. 7.

МэтлокД. Ф. Смерть империи: Взгляд американского посла на распад Со­ветского Союза. М.: Рудомино, 2003.

Протокол к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств, подписанному в г. Минске Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР), Украиной (Алма-Ата, 21 декабря 1991 г.)//Содружество. Информа­ционный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1992. № 1.С. 5-7.

Рафальский О. Наибольшая легенда славянской истории. (К 350-летию вхож­дения Левобережной Украины в состав России. Переяславская рада) // Родина. 2004. № 1.С. 10-13.

Российская наука международных отношений: Новые направления / Под ред. А. П. Цыганкова, П. А. Цыганкова. М.: ПЭР СЭ, 2005. Гл. 1.

Современные международные отношения и мировая политика / А. В. Тор-кунов и др. М.: Просвещение, 2004. С. 827-832.

Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (Минск 8 де­кабря 1991 г.)//Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1992. № I. С. 3-8.

Федулова Н. Г. Содружество Независимых Государств — 15 лет спустя // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 12. С. 82-91.

Эдамура С. Как распадалась империя. Воспоминания посла Японии в Мос­кве. М.: Япония сегодня, 2004.


Глава 2

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...