Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Когда Россия вступила в Центральноазиатский экономический союз?

1)1998 г.;

2) 2000 г.;

3) 2002 г.;

4) 2004 г.

Какая страна присоединилась к ЕврАзЭС в 2006 г.?

1) Туркменистан;

2) Китай;

3) Узбекистан;

4) Азербайджан.

В каком городе находится Межпарламентская Ассамблея СНГ (МПА СНГ)?

1) Санкт-Петербург;

2) Москва;

3) Астана;

4) Минск.


Ответы наетестовые задания


 

- 1
-4
-3
-2
- 1
-4
— 3
-2
- 1

 

-3
-2
-4
-3
-3
-2
- 1
- 1
-3

 

- 1
-4
-2
-4
- 1
-3
-2
- 1
-2

28-4 29-2

30 - 1

31 -3 32-4 33 -3 34-4 35-3 36 -1


 


 


 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО КУРСУ «СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ

ГОСУДАРСТВ»

(направление 030700 — «Международные отношения»)

Выписка из образовательного стандарта

Процесс формирования СНГ, базовые документы. Эволюция СНГ: этапы, достижения, проблемы. Экономическое, политические и военное сотрудниче­ство в рамках СНГ.

Разноскоростная и разноформатная интеграция. Роль Союза Белоруссии и Российской Федерации. Приоритеты политики России в отношениях с други­ми странами СНГ.

Методические рекомендации по изучению курса для студентов

Учебно-методический комплекс предназначен для рациональной органи­зации работы студента при изучении дисциплины «Содружество Независимых Государств». Следует подчеркнуть, что в связи с недостаточным количеством часов аудиторных занятий, установленным для изучения программы дисцип­лины, решающее значение для достижения целей и задач курса приобретает самостоятельная работа студента.

Успешное изучение данной дисциплины в значительной степени зависит от знаний, умений и навыков, приобретенных студентом ранее в курсах «Отечествен­ная история», «История международных отношений», «Региональные аспекты международных отношений» и ряде других дисциплин специальности «Между­народные отношения». В случае недостаточной подготовки по указанным пред­метам следует первоначально повторить (изучить) соответствующий материал.

Приступая к изучению курса, следует внимательно ознакомиться сданным учебно-методическим комплексом, в том числе с приведенным разделом госу­дарственного образовательного стандарта, тематическим планом занятий, пла­ном практических занятий, заданиями для самостоятельной работы, а также списком рекомендованной литературы.

Раздел «Программа дисциплины» содержит основные вопросы курса, ко­торые в данной последовательности стой или иной степенью детализации пла­нируется рассмотреть на лекционных занятиях. Этот материал является осно­вой для контрольных вопросов по программе курса, поэтому студенту желатель­но вести конспекты лекций, а также прорабатывать необходимые разделы рекомендованной на занятиях литературы.

Целью разработанных в курсе семинарских занятий является получение базовых навыков по применению концептуального знания для анализа между-


народных отношений в СНГ. Это необходимо при решении всевозможных за­дач на различных этапах практической деятельности в сфере международных отношений на постсоветском пространстве, что соответствует требованиям го­сударственного образовательного стандарта. Поэтому выполнение всех предус­мотренных программой курса практических заданий является обязательным условием допуска студента к экзамену. В связи с этим студенту не рекомендует­ся накапливать задолженности.

Задания для самостоятельной работы предоставляют студенту широкие воз­можности для реализации творческого потенциала при решении типовых про­фессиональных задач на основе изученных методов анализа региональных ас­пектов международных отношений. Лучшие работы студентов учитываются при проведении итоговой аттестации по дисциплине на экзамене.

Раздел рекомендованной литературы представлен двумя списками — ос­новной и дополнительной. Как правило, изучения литературы, указанной в ка­честве основной, достаточно, чтобы получить базовые знания по данному кур­су. Список дополнительной литературы приводится для любознательного сту­дента, желающего расширить кругозор и углубить знания по тем или иным темам курса.

Нередко профессиональные издания по теме «СНГ» имеют такие внуши­тельные объемы, что пугают начинающего пользователя кажущейся сложнос­тью. Чтобы преодолеть этот барьер, студенту рекомендуется прорабатывать ма­териал «порциями», в рамках конкретных решаемых задач. Такой метод ра­боты с изданием по международным отношениям в Содружестве, в котором, как правило, наряду с оглавлением имеются подробное содержание и обшир­ный справочный аппарат, является наиболее оптимальным для изучения дан­ного курса.

Для успешного освоения материала (в том числе и для подготовки к зачету) следует четко сформулировать следующие основные моменты применения ана­лиза региональных аспектов международных отношений к изучению Содруже­ства Независимых Государств.

1. Проработка истории рассматриваемого вопроса.

2. Осмысление современного состояния изучаемой проблемы.

3. Анализ достижений и трудностей в решении конкретного вопроса раз­вития СНГ с учетом современного состояния Содружества.

4. Прогнозирование наиболее вероятных тенденций и путей развития изу­чаемой ситуации.

В заключение хотелось бы подчеркнуть особую значимость изучаемой дис­циплины в современных международных исследованиях, когда знания, умения и навыки анализа проблем и перспектив развития СНГ являются не просто неотъемлемым компонентом профессиональной компетенции международни­ка, а базовым элементом политической культуры любого образованного чело­века.

Методические рекомендации по изучению курса для преподавателей

При изучении курса «Содружество Независимых Государств» необходимо познакомить студентов с основными направлениями деятельности СНГ, дать


представление о контексте международных отношений, в котором эта деятель­ность осуществляется. В цели курса также входит формирование у студентов понятий о научной терминологии, связанной с теоретическими подходами и практикой реализации международных отношений в Содружестве, а также пред­ставлений об источниках и историографии поданному предмету.

Необходимо обратить внимание на осмысление основных проблем и перс­пектив развития СНГ. Важно показать роль, которую играет Россия в Содруже­стве. Особое внимание следует обратить на анализ российской внешней поли­тики в Содружестве Независимых Государств.

В курсе «Содружество Независимых Государств» рассматривается специ­фика функционирования Содружества, значительное внимание уделяется ин­теграционным процессам на постсоветском пространстве, взаимодействию на­шей страны с государствами СНГ, рассмотрению новых геополитических ре­альностей постсоветского пространства и формированию новой региональной подсистемы международных отношений. Большое значение придается изуче­нию деятельности Российской Федерации в международных организациях пост­советского пространства.

При работе с литературой необходимо ориентировать студентов на изуче­ние соответствующих учебников и учебных пособий, а также официальных до­кументов РФ, СНГи других международных организаций. Желательно озна­комление с фундаментальными монографиями ведущих российских и зарубеж­ных специалистов, содержащих исследования Содружества. Текущую информацию по проблематике СНГ студенты должны получать из специаль­ной научной периодической литературы, журналов международных новостей и электронных баз данных.

Глубокое понимание содержания изучаемых в курсе тем потребует у сту­дентов наличия или восстановления знаний по отдельным разделам ряда учеб­ных дисциплин. Это курсы истории (всемирная история второй половины XX в., новейшая история России), философии (сущность глобальных проблем совре­менности, классификация глобальных проблем, принципы глобального и ре­гионального в мировом развитии), социального прогнозирования (глобальные, региональные и национальные прогнозы развития, принципы построения фу-турологических моделей, прежде всего Евразийского региона).

Внимание при изучении курса следует обратить и на изменение геополити­ческой структуры постсоветского пространства и окружающего его мира, что непосредственно влияет на положение Содружества в современном междуна­родном сообществе. В связи с этим рекомендуется выбрать одну или несколько стран СНГ и проанализировать изменения, произошедшие в них на рубеже XX и XXI вв. Необходимо показать, как эти изменения отразились на развитии Содружества и внешней политики России в Евразийском регионе.

Важно также изучить такие понятия, как «интеграция» и «глобализация». Эти явления оказывают серьезное влияние на международные процессы в Со­дружестве, поэтому нужно попытаться установить основные взаимосвязи меж­ду этими феноменами.

При изучении основных направлений развития СНГ прежде всего необхо­димо выделить институционально-правовую структуру Содружества, экономи­ческое взаимодействие входящих в него стран, сотрудничество этих государств


pur в сфере обороны и безопасности, а также многоуровневые и разноскорос-тяые интеграционные процессы на постсоветском пространстве.

При рассмотрении институционально-правовой структуры особое внима­ние следует обратить на историю возникновения СНГ. Важно понять, почему эта структура является такой аморфной и эластичной. Следует проанализиро­вать изменения, произошедшие в развитии Содружества, особенно в последнее время. Необходимо осмыслить позитивный потенциал, который накоплен в от­ношениях между странами СНГ в последние полтора десятилетия. Кроме того, нужно понять причины и сущность основных проблем, возникающих в между­народных отношениях в Содружестве, проанализировать роль России на пост­советском пространстве.

Необходимо рассмотреть главные направления развития СНГ в наши дни. Следует выяснить, почему такое большое место в них занимает сотрудничество в области обеспечения региональной безопасности. Важно показать роль взаи­модействия в борьбе с международным терроризмом стран СНГ, раскрыть роль энергетического фактора в международных отношениях на постсоветском про­странстве, проанализировать другие направления экономического сотрудниче­ства государств СНГ, выяснить факторы, способствующие развитию такого со­трудничества и препятствующие ему.

Качественное усвоение материала по проблемам интеграционных процес­сов в СНГ предполагает глубокое понимание истории развития Евразийского региона, а также роли России в нем на протяжении последних трех столетий. Большое значение также имеет понимание специфики современного развития постсоветских государств.

Отдельным аспектом данной проблемы является изучение двустороннего сотрудничества России с государствами СНГ. В первую очередь следует обра­тить внимание на развитие сотрудничества с такими постсоветскими странами, как Казахстан, Белоруссия и Украина.

В данном курсе следует глубоко проанализировать деятельность организа­ций постсоветского пространства — ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС, ГУАМ, обсудить приоритетные направления взаимодействия между ними и имеющиеся в их вза­имоотношениях противоречия, раскрыть деятельность России в основных меж­дународных организациях постсоветского пространства.

В процессе изучения дисциплины «Содружество Независимых Государств» студенты должны научиться разбираться в главных проблемах внешней поли­тики России в СНГ на современном этапе, а также знать историю развития этих проблем, понимать подход России к этим проблемам и факторы, его определя­ющие.

Цели и задачи курса

Учебный курс имеет целью дать студентам развернутое представление о Содружестве Независимых Государств, познакомить с основными направлени­ями развития СНГ. В цели курса также входит формирование у студентов поня­тий о научной терминологии, связанной с теоретическими подходами и прак­тикой реализации внешней политики Содружества, а также представлений об источниках и историографии по данному предмету.


Задачами курса «Содружество Независимых Государств» является научить студентов:

■ понимать суть международных процессов, происходящих в СодруЖе. стве Независимых Государств;

■ видеть контекст, в котором осуществляется внешняя политика России в рамках СНГ;

■ представлять механизмы выработки и осуществления внешней полити­ки в Содружестве Независимых Государств;

■ уметь применять концептуальные знания для анализа политических процессов в Содружестве;

■ понимать цели внешней политики России в СНГ;

■ уметь находить средства для реализации связей России и государств СНГ.

Курс «Содружество Независимых Государств» дает возможность студентам, специализирующимся по международным отношениям, овладеть знаниями и умениями, которые необходимы для работы в различных государственных струк­турах, научно-исследовательских и неправительственных организациях, бизнес-структурах, связанных с деятельностью Содружества Независимых Государств.

Виды занятий и методики обучения

Теоретические занятия (лекции) организуются по потокам.

Общий объем лекционного курса — 18 часов. На лекциях применяются тех­нические средства: слайдопроектор, видеомагнитофон, компьютерный муль­тимедийный проектор.

Практические (семинарские) занятия организуются по группам.

Обший объем семинарских занятий — 18 часов. Виды занятий: сообщения, дискуссии, ролевые игры, коллоквиумы, брифинги.

Методические модели процесса обучения. На практических (семинарских за­нятиях, практических работах и т.д.) занятиях по дисциплине «Содружество Независимых Государств» применяются следующие методики и методы обуче­ния: опрос, «круглый стол», дискуссия, ролевые игры, брифинги.

Самостоятельная работа. Нормативный объем самостоятельной работы студентов (слушателей) для дисциплины «Современная внешняя политика Рос­сии в контексте нового мирового порядка» установлен в количестве 44 часов.

Формы контроля

Оперативный контроль проводится в форме текущих опросов во время се­минарских занятий в виде ответов на контрольные вопросы.

Итоговый контроль по курсу. Для контроля усвоения дисциплины «Совре­менная внешняя политика России в контексте нового мирового порядка» учеб­ным планом предусмотрен зачет, который является итоговым по курсу и про­ставляется в приложении к диплому.

Программа дисциплины

В курсе рассматриваются проблемы формирования СНГ, его базовые доку­менты, этапы эволюции, основные направления сотрудничества стран объеди­нения, а также проблемы разноскоростной и разноформатной интеграции. ВаЖ-


ное место в курсе отведено положению России в СНГ, а также политическим приоритетам Российской Федерации в отношениях со странами Содружества.

Тема 1. Кризис и распад СССР

Факторы стабильности и неустойчивости советского многонационального государства: экономические, политико-идеологические, административно-пра­вовые. Нарастание центробежных тенденций в СССР и их развитие в 1989-1991 гг. Политика «суверенизации»: планы и их реализация. Проблема «обнов­ления» СССР: позиции Центра и республик. Ново-огаревский процесс.

События августа 1991 г. и их влияние на центробежные тенденции в СССР. Реорганизация высших органов власти. Беловежская встреча руководителей рСФСР, Белоруссии и Украины (8 декабря 1991 г.). Алма-Атинская встреча (21 декабря 1991 г.). Реакция международного сообщества на распад Советского Союза.

Тема 2. Образование СНГ

Характер и основные направления процесса образования СНГ. Интересы и позиции участников. Политико-организационные проблемы. Реорганизация высших органов власти. Беловежская встреча руководителей РСФСР, Белорус­сии и Украины 8 декабря 1991 г. Встреча руководителей 11 бывших советских республик в Алма-Ате 21 декабря 1991 г. Учредительный акт СНГ: Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г., Протокол к Соглашению и Алма-Атинская Декларация от 21 декабря 1991 г.

Влияние распада СССР на международные отношения. Изменение конфи­гурации мирового сообщества и образование многополярного мира. Вызовы нового мирового порядка. Место и роль новой России в системе международ­ных отношений после распада СССР.

Тема 3. Проблема правопреемства в отношении бывшего СССР

Проблема правопреемства в международно-правовой практике. Основные проблемы и сложности правопреемства в отношении бывшего СССР. Перего­ворный процесс и международно-правовое оформление правопреемства в от­ношении международных договоров, архивов, собственности бывшего СССР за рубежом.

Россия как государство-продолжатель СССР. Феномен континуитета: пра­вовой и политический аспекты. Основные этапы международно-правового оформления правопреемства в отношении международных договоров, архивов, собственности бывшего СССР за рубежом.

Проблема правопреемства в отношении обычных и ядерных вооружений: мировая практика и опыт СНГ. Исключение правопреемства в отношении ядер­ного оружия в международном праве. Проблема Черноморского флота и стату­са Севастополя. Проблема правопреемства в области использования морских ресурсов, космических и научно-технических разработок.

Тема 4. Институционально-правовая структура СНГ

Основные учредительные документы СНГ. Устав СНГ. Уставные и специа­лизированные органы Содружества. Полномочия и порядок работы Совета глав государств, Совета глав правительств, Межпарламентской Ассамблеи, СМИД, СМО. Статус и деятельность Экономического суда СНГ. Роль Исполнительно­го Комитета СНГ. Институт председательствования в СНГ.


Проблема эффективности организационно-институциональной структуп, СНГ, ее эволюция. Проблема реформирования институтов Содружества. Прет посылки и направления совершенствования институциональной системы Со дружества: уточнение стратегии и приоритетов развития СНГ; возможность пе редачи органам Содружества наднациональных полномочий; повышение роли и влияния Экономического суда СНГ; оказание содействия работе органов от­раслевого сотрудничества; информационное обеспечение общественной под­держки деятельности институтов Содружества.

Международно-правовой статус СНГ как региональной организации и его политическая экстраполяция.

Тема 5. Экономическое взаимодействие стран СНГ

Эволюция постсоветского экономического пространства: основные этапы. Договор об экономическом союзе стран СНГ, сентябрь 1993 г.: концепция и прак­тика ее реализации. Торгово-экономические отношения РФ со странами—члена­ми СНГ. Экономические интересы России в странах СНГ. Географическое направ­ление и основные торговые партнеры России в рамках СНГ Структура торгово-экономического сотрудничества в рамках СНГ. Проблема преодоления сырьевого характера товарной структуры взаимной торговли стран—участниц Содружества.

Факторы, способствующие развитию экономического пространства СНГ. Высокий уровень взаимодополняемости и взаимозависимости экономических структур России и стран—членов СНГ, сформированных и развитых в рамках единого экономического пространства СССР; географическая близость, сход­ные уровни экономического развития, профессиональной и технологической культуры.

Препятствия на пути развития экономических и торговых отношений в рам­ках СНГ: экономические (спад производства, недостаточность валютных ресур­сов и др.) и политические (стремление укрепить собственную государственность даже в ущерб сохранению общего экономического пространства, влияние госу­дарств, не входящих в Содружество) аспекты. Проект Соглашения о формиро­вании единого экономического пространства России, Белоруссии, Казахстана и Украины от 4 сентября 2003 г. № 549 как попытка интенсификации процессов экономической интеграции. Современная ситуация в процессе создания еди­ного экономического пространства. Объединение существует лишь юридичес­ки: соглашения не отменены, однако реально ничего конкретного не предпри­нимается. Наличие соответствующих договоренностей между Белоруссией, Казахстаном и Россией в рамках ЕврАзЭС, которые ставят Украину в рамки «ас­социированного члена» с непонятным статусом.

Экономико-политические проблемы Каспийского региона.

Тема 6. Сотрудничество государств СНГ в сфере обороны и безопасности

Сравнительный анализ моделей обеспечения региональной военно-поли­тической стабильности: «концерт» держав, коллективная оборона, коллектив­ная безопасность. «Функция защиты» как основополагающий принцип систе­мы коллективной безопасности. Условия, необходимые для формирования си­стемы коллективной безопасности:

■ наличие минимального набора установленных международных норм для обеспечения безопасности;



 


■ наличие международного чувства ответственности и верности мирово­му сообществу;

■ наличие международной структуры, определенных угроз и их причин, полномочий проводить санкции;

■ наличие силы для применения санкций.

Эволюция представлений и практики военно-политического сотрудниче­ства на постсоветском пространстве: основные этапы (ОВС — «План Шапош­никова»; концепция сил общего назначения (СОН); формирование нацио­нальных вооруженных сил и окончательный распад единой военной системы бывшего СССР).

Договорно-правовая база Сотрудничества государств СНГ в сфере оборо­ны и безопасности: Договор о коллективной безопасности (ДКБ) от 15 мая 1992 г. («ташкентский Договор»). Основные направления углубления военного сотруд­ничества государств—участников ташкентского Договора (февраль 1995 г.). План реализации Концепции коллективной безопасности и Основных направлений военного сотрудничества (май 1995 г.).

Состав и позиции сторон. Концептуально-теоретическая основа Договора о коллективной безопасности как системы коллективной обороны. Оборони­тельная направленность военной политики государств-участников при приори­тете политических средств предотвращения и ликвидации военных конфлик­тов. Институциональные механизмы ДКБ: Совет коллективной безопасности (СКВ), Секретариат СКВ.

Юридическая основа для осуществления двустороннего и многосторонне­го взаимодействия и сотрудничества в рамках ДКБ — законодательные акты государств-членов по вопросам обороны. Согласование национальных законо­дательств государств—-участников ДКБ по вопросам обороны и безопасности.

Сотрудничество по охране внешних границ Содружества. Проблема созда­ния и функционирования Объединенной системы ПВО СНГ.

Новый уровень военной и политической интеграции стран СНГ. Организа­ция Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), ее правовое (кишинев­ский, московский саммиты глав СНГ 2002 г., сессия Совета коллективной безо­пасности в Москве 14 мая 2003 г.) и институциональное оформление (новые рабочие органы — Постоянный совет и Объединенный штаб). Восстановление членства в ОДКБ Республики Узбекистан (2006 г.).

Военно-техническое сотрудничество — важное направление в деятельнос­ти ОДКБ. Основной инструмент взаимодействия на этом направлении — Меж­государственная комиссия по военно-промышленному сотрудничеству (МКВПС ОДКБ), созданная в 2005 г.

Создание в 2005 г. Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков. Принятие ре­шения о создании Координационного совета по вопросам борьбы с незакон­ной миграцией и Совета по чрезвычайным ситуациям (2007 г.).

Подписание пакета документов по нормативному и организационному оформлению в рамках ОДКБ механизма миротворческой деятельности (Душан­бинская сессия Совета коллективной безопасности, 2007 г.).

Проблема взаимодействия государств СНГ с НАТО.


Тема 7. Вооруженные конфликты на постсоветском пространстве и пробле­мы их урегулирования

Международное миротворчество как современное средство достижения мира и безопасности в зонах вооруженных конфликтов. Типология миротвор­ческих операций: превентивная дипломатия; операции по установлению мира-операции по поддержанию мира; операции по принуждению к миру; операции по постконфликтному построению мира (строительство мира); гуманитарные операции; электоральные операции; полицейские операции на территории дру­гих государств. Проблема урегулирования конфликтов в современных между­народных отношениях: правовой, политический, военный аспекты. Роль меж­дународных организаций в урегулировании конфликтов.

Нормативно-правовая база миротворческой деятельности в СНГ: Устав СНГ (январь 1993 г.); Концепция предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств—участников СНГ (1996 г.); Соглашение о группах воен­ных наблюдателей и Коллективных силах по поддержанию мира в СНГ (от 22 марта 1992 г.); Соглашение о Коллективных миротворческих силах и Поло­жение об Объединенном командовании Коллективными миротворческими си­лами (от 24 сентября 1993 г.); документы, связанные с конкретными миротвор­ческими операциями на постсоветском пространстве.

Роль России в прекращении конфликтов и миротворческих операциях. Роль третьих стран и международных организаций (ООН, ОБСЕ).

Проблема соответствия миротворческих операций Содружества Независи­мых Государств в мировой практике. Сложности и проблемы миротворчества на постсоветском пространстве. Перспективы развития миротворческой дея­тельности в рамках СНГ.

Непризнанные государства на территории СНГ: Абхазия, Нагорный Кара­бах, Приднестровская Молдавская Республика (ПМР), Южная Осетия. Влия­ние прецедента одностороннего провозглашения независимости Края Косова на развитие ситуации в непризнанных государствах на территории СНГ.

Тема 8. Разноскоростные и разноформатные интеграционные процессы в СНГ

1. Таможенный союз («пятерка»): предпосылки и этапы формирования. 1) Со­глашение о Таможенном союзе между Россией и Беларусью от 6 января 1995 г.; 2) Присоединение Казахстана 20 января 1995 г. к Таможенному союзу; 3) При­соединение Кыргызской Республики 29 марта 1996 г.; 4) Присоединение Рес­публики Таджикистан 26 февраля 1999 г. Органы управления интеграцией: Межгосударственный Совет, Совет глав правительств, Интеграционный Ко­митет, Межпарламентский Комитет.

2. ЕврАзЭС: экономические и политические предпосылки образования. Созда­ние Единого экономического пространства (ЕЭП) 30 апреля 1994 г. в составе Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. Присоединение Таджикистана к ЕЭП 26 марта 1998 г. Решение Межгосударственного Совета ЕЭП о создании Цент­рал ьноазиатского экономического сообщества от 17 июля 1998 г. Решение Меж­государственного Совета от 23 мая 2000 г. о создании на базе действующих мно­госторонних договоров Таможенного союза международной экономической организации с четкой структурой и ясными обязательствами государств с це­лью повышения эффективности интеграционных процессов.

Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 ок­тября 2000 г. в составе Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикис-


тана. Присоединение Украины, Молдовы и Армении в качестве наблюдателей к Евразийскому экономическому сообществу (2002 г.)- Вхождение Республики Узбекистан в ЕврАзЭС (2006 г.). Органы управления ЕврАзЭС:

1. Межгосударственный Совет.

2. Интеграционный Комитет.

3. Секретариат Интеграционного Комитета.

4. Межпарламентская Ассамблея.

5. Суд Сообщества.

6. Комиссия Постоянных представителей.

7. Секретариат Интеграционного Комитета. Признание ЕврАзЭС между­народным сообществом. Сертификат ООН от 8 мая 2003 г. о регистрации в Сек­ретариате ООН Договора об учреждении Евразийского экономического сооб­щества и фиксации его статуса в качестве международной организации.

Проблемы эффективного интеграционного взаимодействия в рамках ЕврАзЭС. Проблемы и перспективы формирования единой таможенной тер­ритории. Создание Таможенного союза трех государств (Россия, Белоруссия, Казахстан) в рамках Сообщества (2007 г.). Проблема синхронизации процесса присоединения входящих в ЕврАзЭС стран к ВТО.

3. Союз Белоруссии и России. Геополитические, экономические, духовно-
исторические, культурные, научно-образовательные и социальные предпосыл­
ки российско-белорусской реинтеграции в постсоветский период.

Этапы институционального оформления интеграции России и Белоруссии: 1) Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве (21 февраля 1995 г.); 2) До­говор об образовании Сообщества Белоруссии и России (2 апреля 1996 г.); 3) Со­глашение о Парламентском собрании Белоруссии и России (29 апреля 1996 г.);

4) Исполнительный Комитет Сообщества Белоруссии и России (17 июня 1996 г.);

5) Договор о Союзе Белоруссии и России (2 апреля 1997 г.); 6) Устав Союза Бе­лоруссии и России (23 мая 1997 г.); 7) Декларация о дальнейшем единении Бе­лоруссии и России (25 декабря 1998 г.); 8) Договор о создании Союзного госу­дарства Республики Беларусь и Российской Федерации (8 декабря 1999 г.).

Экономическое сотрудничество и жизненно важные интересы Белоруссии и России. Создание единого таможенного и экономического пространства. Проблемы эффективного функционирования общего рынка и свободного пе­редвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Межрегиональное и меж­дународное сотрудничество врамках Союзного государства. Стратегическое партнерство Союзного государства со странами СНГ и взаимодействие с меж­дународными экономическими организациями. Проблема введения единой валюты и унификации налогового законодательства. Современное состояние взаимоотношений Белоруссии и России. Проблемы и перспективы Союзного государства Белоруссии и России.

4. ГУАМ. Формирование политико-консультативного форума государств —
Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы (ГУАМ) в 1997-2000 гг. Присоеди­
нение к этой группе Узбекистана. Изменение названия расширенного объеди­
нения государств на ГУУАМ. Образование региональной международной орга­
низации ГУУАМ (Ялта, 2001 г.). Принятие Хартии, в которой определяется цель
деятельности группы и подчеркивается, что ГУУАМ не является военно-поли-


тической организацией и ее политика не направлена против СНГ. Выход в но­ябре 2005 г. Узбекистана из объединения, возвращение к первоначальной абб­ревиатуре — ГУАМ.

Развитие экономического и военного сотрудничества в рамках ГУАМ. Ин­тересы и позиции сторон. Поиск новых аргументов в диалоге с Россией и прак­тическое подкрепление идеи южной альтернативной дуги (транспортный ко­ридор Европа—Кавказ—Азия). Экономические интересы государств ГУУАМ: вопросы транспортировки прикаспийских энергоносителей и прокладки но­вых транзитных маршрутов через Кавказ; обеспечение безопасности и стабиль­ности в регионе. Создание на базе организации в 2006 г. по инициативе Прези­дентов Украины и Грузии Союза демократических государств (СДГ). Вхожде­ние в этот Союз, кроме членов ГУАМ, еще стран Прибалтики и Польши.

Высший орган ГУАМ — ежегодная встреча глав государств. Исполнитель­ный орган организации — заседание министров иностранных дел. Комитет на­циональных координаторов, на который возлагаются функции рабочего орга­на. Участие ООН и ОБСЕ в интеграционных процессах в рамках ГУАМ.

5. ЦАЭС. Органы управления ЦАЭС: Межгосударственный совет и его Ис­полнительный комитет, Центральноазиатский банк развития и сотрудничества. Совет министров обороны. Развитие экономического и военного сотрудниче­ства в рамках ЦАЭС. Интересы и позиции сторон. Программа экономического сотрудничества до 2000 г. Создание межгосударственных консорциумов в обла­сти электроэнергетики, меры по рациональному использованию водных ресур­сов, добыче и переработке минерально-сырьевых ресурсов. Вхождение всех го­сударств ЦАЭС в ЕврАзЭС и самороспуск этой организации.

Тема 9. Политика России в отношении стран СНГ

Эволюция внешнеполитических идей в России в 1991—2008 гг. Основные этапы развития политики РФ в СНГ. Видение места и роли стран СНГ во внеш­ней политики России.

Основные факторы заинтересованности России в странах СНГ. Группы интересов в российской внешней политике и их представление о взаимодей­ствии со странами Содружества.

Официальные документы, определяющие политику России в отношении государств СНГ: замысел и реализация (Проект Доктрины политики в отноше­нии СНГ, 1994 г.; Стратегический курс России с государствами—участниками СНГ от 14 сентября 1995 г.), Концепция внешней политики Российской Феде­рации (2000 г.). Основные задачи российской политики в отношении стран СНГ:

1) обеспечение политической, военной, экономической, гуманитарной и правовой стабильности;

2) содействие становлению стран СНГ в качестве политически и экономи­чески устойчивых государств, проводящих дружественную политику в отноше­нии России;

3) укрепление России в качестве ведущей силы формирования новой сис­темы межгосударственных политических и экономических отношений на тер­ритории постсоюзного пространства;

4) наращивание интеграционных процессов в СНГ в экономической, гу­манитарной, военно-стратегической областях. Объявление по предложению России 2006 года — годом Содружества Независимых Государств.


Перспективы развития СНГ и эволюции российской внешней политики в отношении стран Содружества. Проекты реформирования СНГ и роль России в их разработке и реализации.

Контрольные вопросы по курсу

1. Геополитические проблемы развития СССР.

2. Политико-идеологические и административно-правовые особенности функционирования Советского государства.

3. Достижения и провалы советской экономики.

4. Факторы стабильности и неустойчивости советского многонациональ­ного государства.

5. Нарастание центробежных тенденций в СССР и их развитие в 1989— 1991 гг. Политика «суверенизации»: планы и их реализация.

6. Проблемы «обновления» СССР: позиции Центра и республик. Ново-огаревский процесс.

7. Влияние распада СССР на международные отношения.

8. Основные учредительные документы и Устав СНГ.

9. Уставные и специализированные органы Содружества.

 

10. Проблема эффективности организационно-институциональной струк­туры СНГ, ее эволюция, проблема реформирования институтов Содру­жества.

11. Международно-правовой статус СНГ как региональной организации и его политическая экстраполяция.

12. Основные проблемы и сложности правопреемства в отношении быв­шего СССР.

13. Россия как государство-продолжатель СССР. Феномен континуитета: правовой и политический аспекты.

14. Эволюция постсоветского экономического пространства: основные этапы.

15. Факторы, способствующие развитию экономического пространства СНГ, и препятствия на пути развития экономических и торговых отно­шений в рамках Содружества.

16. Договорные и институциональные основы экономического сотрудни­чества государств—участников Содружества.

17. Проблема определения международно-правового статуса Каспийско­го моря.

18. Сравнительный анализ моделей обеспечения региональной военно-по­литической стабильности.

19. Сотрудничество государств СНГ по вопросам обороны и безопасности в переходный период после распада СССР.

20. Особенности и основные направления взаимодействия государств Со­дружества <

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...