Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы разработки модели компетенций

Модель компетенций

Модель компетенций – это полный набор компетенций индикаторов поведения, позволяющие работнику успешно выполнять свои рабочие функции.

Модель должна быть легкой и ясной для понимания сотрудников, так как именно им предстоит работать с моделью компетенций, это их инструмент, который создается с их помощью. Она должна быть составлена легким языком для ее восприятия, иначе она будет сложна для понимания.

Карта компетенций организации

 

Корпоративные компетенции – это компетенции, которые применимы к любой должности организации, будь это первое лицо организации или рядовой сотрудник.

Количество такихкомпетенции от 8 до 12. Важно помнить, что разработка корпоративных.

Компетенции это часть работы с корпоративной культурой, когда мы понимаем, и мы хотим материализовать эти ценности что существуют, чтобы в последующем отбирать сотрудников на основании этих компетенций.

Управленческие компетенции - это компетенции, которые необходимы руководителями для успешного достижения бизнес целей.

Компетенции разрабатываются для сотрудников занятых управленческой деятельностью и имеющих сотрудников в подчинении. Подчинение может быть линейное (прямое) и проектное. Составляющие управленческих компетенций: виденье или управление бизнесом, работа с людьми, организация деятельности.

Профессиональные компетенции – это компетенции, которые применимы в отношении определенной группы должностей (специалисты финансового отдела, департамента продаж, службы персонала).

Индивидуальные компетенции.

Профиль компетенции или карта компетенций сотрудника – это индивидуальная эталонная модель компетенций, необходимых для достижения успеха в конкретной должности.

Разработка модели компетенций – это процесс трудоемкий и ресурсоемкий, под ресурсами понимаются не только деньги, но время и силы специалистов внедренных в этот процесс. Компетенции применяются для того чтобы достичь согласованности действий.

Стандартной модели компетенций не существует!

Способы:

1) Создается модель компетенций по примеру предыдущих разработчиков (копирования у другого).

2) От А до Я в этот проект включены все сотрудники компании.

При разработке модели компетенций нужно помнить о следующем (принципы) :

1) Необходимо привлекать к проекту сотрудников, которые будут использовать эту модель.

2) Важно предоставлять сотрудникам информацию о создаваемой модели

3) Важно чтобы стандарты используемые при создании модели подходили всем пользователям.

Этапы разработки модели компетенций

1) Планирование проекта: описание желаемого результата и областей его применения, сроков выполнения.

2) Создание проектной команды.

3) Проектирование модели компетенций: сбор и анализ информации

4) Проработка уровней модели компетенций

5) Формирование профилей компетенций под конкретные должности

Существует 2 подхода к разработке модели компетенций:

1. Когда решают конкретную задачу

2. Когда модель разрабатывают, изначально понимая, что она станет стержнем в системе управления персоналом.

 

Планирование проекта:

1. Уяснение цели:

· Зачем нашей компании нужна модель компетенций?

· Как эта модель будет использоваться?

· Насколько топ-менеджеры/руководство/ акционеры компании заинтересованы в проекте?

2. Временные ресурсы:

· Сколько у нас есть времени?

3. Создание проекта:

· Кто будет руководить проектом?

· Сколько человек войдет в состав рабочей группы?

· Кто будет собирать и анализировать информацию?

Существуют источники сбора информации, первые отвечают на вопрос Кто?, вторые на вопрос Что?

Источники информации: КТО?Сотрудники, руководители, коллеги, клиенты, партнеры, наставники, тренеры.

ЧТО? Документы (на уровне компании, подразделения, сотрудника)

Методы сбора информации:

· Анализ работы

· Наблюдение

· Проведение опросов

· Интервьюирование (разговор)

· Фокус – группы (рабочие группы в рамках одного подразделения, группы)

· Мозговой штурм

· Рабочие группы с сотрудниками и руководителями

Метод репертуарных решеток

Руководитель подразделения заполняет таблицу, где по вертикали написаны фамилии его подчиненных, а по горизонтали навыки, качества, которые требуют для успешного выполнения работы.

Метод критических инцидентов

Позволяет определить поведенческие реакции на конкретные ситуации.

Метод прямых атрибутов

Сравнение нескольких компетенций.

Анализ информации

Чем больше компетенций содержит модель, тем труднее ее применить. В излишне подробной модели трудно выделить конкретные компетенции, так как различия между отдельными компетенциями в такой модели могут быть неуловимо малы…

 

Этапы разработки:

1. Планирование проекта: описание желаемого результата и областей его применения, сроков выполнения

2. Создание проектной команды

3. Проектирование модели компетенций: сбор и анализ информации

4. Проработка уровней модели компетенций

5. Формирование профилей компетенций под конкретные должности

 

 

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ КОМПЕТЕНЦИЙ

Сравнение компетенций.

Цели оценочных мероприятий:

· Оценка уровня компетенций сотрудников

· Формирование кадрового резерва

· Разработка тренировочных программ

· Корректировка компенсационной политики

Методы оценки:

· Заполнение оценочных листов, анкеты (метод 360 градусов)

· Интервью

· Тестирование с целью оценки профессиональных знаний, психологическое тестирование

· Решение задач (кейсы) ситуации для анализа, письменные задания

· Игры: ролевые, групповые

· Групповые упражнения дискуссии

Матрица оценки

Итог составления компетенций.

Менеджер. Роли менеджера.

Менеджер – это руководитель, управляющий. Менеджер обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся другие люди.

Труд менеджера – это производительный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающий связь и единство всего производственного процесса. Поэтому менеджмент объединяет работников различных специальностей, работающих под руководством менеджера, управляющего предприятием, производственным отделением или фирмой в целом.

Термин «менеджер» обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной деятельности в качестве управляющего фирмы независимо от уровня управления, а также его профессиональной подготовки и практического опыта работы. Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид дея­тельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста-менеджера, в качестве объекта – хозяйственную деятельность фирмы в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы и др.).

3. Роли руководителя (межличностные, информационные, по принятию решений т.д.).

Касаясь содержания работы менеджера, Г. Минцберг находит еще одну общую черту управленческой работы – роли руководителя. Роль, по его определению, является «набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности».

Минцберг выделяет следующие десять функционально-ситуативных ролей, в которых (в разной мере) выступают различные менеджеры:

· Межличностные роли:

1. Глава организации (figurehead role). Все менеджеры должны выполнять определенные обязанности церемониального или символического характера. Данная роль связана с выполнением рутинных обязанностей правового или социального характера, представительством и т. п.

2. Лидер (leader). Это руководитель, ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, т. е. за то, чтобы работники действовали в интересах организации, для достижения ее целей. Он отвечает за набор и подготовку работников, их реальную деятельность, контролирует выполнение работниками своих функций.

3. Связующее звено (liaison). Выполнение этой роли предполагает, что менеджер обеспечивает формирование и поддержание системы межличностных отношений за пределами организации. Задачей менеджера является поддержание благоприятных внешних условий для организации. К непосредственным функциям руководителя относятся ведение соответствующей переписки, участие в совещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями и людьми.

· Информационные роли:

4. Приемник информации (monitor). Разыскивает и собирает разнообразную информацию об изменениях, которые происходят за пределами организации, возможностях и проблемах, которые могут из-за этого возникнуть. К непосредственным обязанностям относятся обработка почты, осуществление контактов, связанных с получением информации, регулярный просмотр периодических изданий, ознакомительные поездки и т. п.

5. Распространитель информации (disseminator). Осуществляет селективное распространение информации, полученной из внешних источников или от сотрудников организации. К непосредственным обязанностям относятся рассылка почты и специально подготовленных сообщений и обзоров по подразделениям с целью передачи полезной информации либо личные контакты с той же целью (обзоры, беседы, встречи).

6. Представитель (spokesperson). Основная задача представителя – выражение за пределами организации ее официальной точки зрения по существенным вопросам. Он публикует информацию относительно планов организации, ее политики, действий, результатов работы; выступает от имени организации как эксперт, на брифингах и пресс-конференциях для средств массовой информации и т. д.

· Роли, связанные с принятием решений:

7. Предприниматель (entrepreneur). Менеджер в данной роли должен способствовать улучшению деятельности организации. Он изыскивает возможности внутри самой организации и во внешней среде, разрабатывает и запускает проекты по использованию этих возможностей, а также контролирует исполнение проектов.

8. Устраняющий нарушения (disturbance handler). Отвечает за корректирующие действия в ситуациях, когда организация оказывается перед лицом важных и неожиданных отклонений от прогнозируемого хода событий. Эта роль имеет определенный приоритет перед другими ролями. Сиюминутные цели должны обеспечить организации стабильность.

9. Распределитель ресурсов (resource allocator). Является ответ-
ственным за распределение всевозможных ресурсов организации. Поскольку любая организация функционирует в условиях ограниченности ресурсов, а любое существенное решение предполагает использование ресурсов, то для их эффективного использования необходимо сознательно управлять этим процессом.

10. Ведущий переговоры (negotiator). Данная роль связана с необходимостью менеджеров торговаться с представителями других подразделений и организаций или отдельными людьми для того, чтобы отстаивать интересы собственной организации или подразделения. Переговоры могут затрагивать вопросы выполнения работы, целей, ресурсов, условий продаж или покупок либо чего-нибудь иного, что влияет на организацию, от имени которой они ведутся.

Как указывает Г. Минцберг, роли не могут быть независимы одна от другой. Наоборот, они взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействий с людьми. Все вышеперечисленные роли, взятые вместе, определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от характера конкретной организации.

5. Виды разделения управленческого труда и деятельность руководителей различных уровней. Система совместного труда управленческих работников.

Важным фактором повышения результативности менеджмента является разделение труда менеджеров, т. е. специализация управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности (функций), разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности. Соответственно этому в организациях выделяют следующие виды разделения труда профессиональных управляющих: функциональное, структурное, технологическое, профессионально-квалификационное.

Функциональное разделение труда основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента (планирование, организация, контроль и т. д.).

Структурное разделение труда строится исходя из таких характеристик управляемого объекта, как масштабы, сфера деятельности, отраслевая или территориальная специфика. Можно выделить некоторые общие черты специализации, касающиеся, прежде всего, вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров.

Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уровней управления (низового, среднего и высшего).

К низовому уровню относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Они осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки.

Средний уровень (50–60% общей численности управленческого персонала организации) включает менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях. К ним относятся менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления предприятия, его филиалов и отделений, а также руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов.

Высший уровень (3–7% общего управленческого персонала) – это администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией в целом, ее функциональными и производственно-хозяйственными комплексами.

Фактическое число уровней на предприятиях характеризуется большим разнообразием и колеблется от одного-двух на малых предприятиях до восьми – десяти в крупных объединениях и корпорациях. Соответственно меняется и содержание задач, решаемых на разных уровнях. Общим является то, что на каждом из них предусматривается определенный объем работ по функциям управления.

Горизонтальное разделение труда менеджеров осуществляется по функциям управления. Функциональная структура работ на каждом уровне неодинакова. При движении от низового уровня к высшему увеличиваются число и сложность задач по составлению планов и организации всей работы предприятия, повышается значение контрольной функции. На низовом и среднем уровнях менеджеры заняты координацией совместной деятельности людей, поэтому данная функция, наряду с мотивированием, становится наиболее важной.

Более глубокое горизонтальное разделение труда менеджеров предполагает их специализацию по ключевым сферам деятельности, образующим подсистемы предприятия.

Технологическое и профессионально-квалификационное разделение труда менеджеров учитывает виды и сложность выполняемых работ. По этим критериям в составе аппарата управления выделяют три категории работников (руководителей, специалистов и служащих).

Руководители составляют одну из наиболее значимых групп управленческого персонала, а их труд является самым сложным и ответственным.

Выделяют следующие типы руководителей:

· по виду выполняемых функций (линейные и функциональные);

· в зависимости от уровня иерархии в системе управления (руководители высшего уровня (директор, главный инженер), руководители среднего уровня (начальник цеха, отдела), руководители низшего уровня (мастера, бригадиры));

· по уровню образования (с высшим образованием, со средним специальным образованием, практики).

Специалистов классифицируют следующим образом:

· по специальности (технологи, экономисты, юристы);

· по профилю деятельности (специалисты технического профиля (конструктор, инженер, технолог), специалисты экономического профиля (экономист, бухгалтер), специалисты административного профиля (инженер по технике безопасности, инженер по охране труда));

· по уровню образования (с высшим образованием, со средним специальным образованием, практики);

· по уровню квалификации (специалисты I, II, III категории, главные специалисты).

Различают следующие типы служащих:

· по виду деятельности (технические работники – делопроизводители, секретари, лаборанты);

· по уровню квалификации (служащие I, II, III категории).

Аппарат управления – организованная на основе штатного расписания и профессионально-квалификационных характеристик совокупность работников (руководителей, специалистов, технических исполнителей), объединенных в органы, подразделения, службы управления, на которые возложено выполнение определенных функций управления. Аппарат управления выступает как управляющая часть системы.

 

 

Модель компетенций

Модель компетенций – это полный набор компетенций индикаторов поведения, позволяющие работнику успешно выполнять свои рабочие функции.

Модель должна быть легкой и ясной для понимания сотрудников, так как именно им предстоит работать с моделью компетенций, это их инструмент, который создается с их помощью. Она должна быть составлена легким языком для ее восприятия, иначе она будет сложна для понимания.

Карта компетенций организации

 

Корпоративные компетенции – это компетенции, которые применимы к любой должности организации, будь это первое лицо организации или рядовой сотрудник.

Количество такихкомпетенции от 8 до 12. Важно помнить, что разработка корпоративных.

Компетенции это часть работы с корпоративной культурой, когда мы понимаем, и мы хотим материализовать эти ценности что существуют, чтобы в последующем отбирать сотрудников на основании этих компетенций.

Управленческие компетенции - это компетенции, которые необходимы руководителями для успешного достижения бизнес целей.

Компетенции разрабатываются для сотрудников занятых управленческой деятельностью и имеющих сотрудников в подчинении. Подчинение может быть линейное (прямое) и проектное. Составляющие управленческих компетенций: виденье или управление бизнесом, работа с людьми, организация деятельности.

Профессиональные компетенции – это компетенции, которые применимы в отношении определенной группы должностей (специалисты финансового отдела, департамента продаж, службы персонала).

Индивидуальные компетенции.

Профиль компетенции или карта компетенций сотрудника – это индивидуальная эталонная модель компетенций, необходимых для достижения успеха в конкретной должности.

Разработка модели компетенций – это процесс трудоемкий и ресурсоемкий, под ресурсами понимаются не только деньги, но время и силы специалистов внедренных в этот процесс. Компетенции применяются для того чтобы достичь согласованности действий.

Стандартной модели компетенций не существует!

Способы:

1) Создается модель компетенций по примеру предыдущих разработчиков (копирования у другого).

2) От А до Я в этот проект включены все сотрудники компании.

При разработке модели компетенций нужно помнить о следующем (принципы) :

1) Необходимо привлекать к проекту сотрудников, которые будут использовать эту модель.

2) Важно предоставлять сотрудникам информацию о создаваемой модели

3) Важно чтобы стандарты используемые при создании модели подходили всем пользователям.

Этапы разработки модели компетенций

1) Планирование проекта: описание желаемого результата и областей его применения, сроков выполнения.

2) Создание проектной команды.

3) Проектирование модели компетенций: сбор и анализ информации

4) Проработка уровней модели компетенций

5) Формирование профилей компетенций под конкретные должности

Существует 2 подхода к разработке модели компетенций:

1. Когда решают конкретную задачу

2. Когда модель разрабатывают, изначально понимая, что она станет стержнем в системе управления персоналом.

 

Планирование проекта:

1. Уяснение цели:

· Зачем нашей компании нужна модель компетенций?

· Как эта модель будет использоваться?

· Насколько топ-менеджеры/руководство/ акционеры компании заинтересованы в проекте?

2. Временные ресурсы:

· Сколько у нас есть времени?

3. Создание проекта:

· Кто будет руководить проектом?

· Сколько человек войдет в состав рабочей группы?

· Кто будет собирать и анализировать информацию?

Существуют источники сбора информации, первые отвечают на вопрос Кто?, вторые на вопрос Что?

Источники информации: КТО?Сотрудники, руководители, коллеги, клиенты, партнеры, наставники, тренеры.

ЧТО? Документы (на уровне компании, подразделения, сотрудника)

Методы сбора информации:

· Анализ работы

· Наблюдение

· Проведение опросов

· Интервьюирование (разговор)

· Фокус – группы (рабочие группы в рамках одного подразделения, группы)

· Мозговой штурм

· Рабочие группы с сотрудниками и руководителями

Метод репертуарных решеток

Руководитель подразделения заполняет таблицу, где по вертикали написаны фамилии его подчиненных, а по горизонтали навыки, качества, которые требуют для успешного выполнения работы.

Метод критических инцидентов

Позволяет определить поведенческие реакции на конкретные ситуации.

Метод прямых атрибутов

Сравнение нескольких компетенций.

Анализ информации

Чем больше компетенций содержит модель, тем труднее ее применить. В излишне подробной модели трудно выделить конкретные компетенции, так как различия между отдельными компетенциями в такой модели могут быть неуловимо малы…

 

Этапы разработки:

1. Планирование проекта: описание желаемого результата и областей его применения, сроков выполнения

2. Создание проектной команды

3. Проектирование модели компетенций: сбор и анализ информации

4. Проработка уровней модели компетенций

5. Формирование профилей компетенций под конкретные должности

 

 

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ КОМПЕТЕНЦИЙ

Сравнение компетенций.

Цели оценочных мероприятий:

· Оценка уровня компетенций сотрудников

· Формирование кадрового резерва

· Разработка тренировочных программ

· Корректировка компенсационной политики

Методы оценки:

· Заполнение оценочных листов, анкеты (метод 360 градусов)

· Интервью

· Тестирование с целью оценки профессиональных знаний, психологическое тестирование

· Решение задач (кейсы) ситуации для анализа, письменные задания

· Игры: ролевые, групповые

· Групповые упражнения дискуссии

Матрица оценки

Итог составления компетенций.

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...