Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания по выполнению лабораторных работ

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методические указания по выполнению лабораторных работ

для курсантов и студентов всех специальностей

 

Калининград

«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор БГА РФ

профессор __________ А.П.Пимошенко

«___» ________________ 2003 г.

 

Авторы: Кузьмин С.А., заведующий кафедрой ЗЧС, к.т.н., доцент

Юрченко Ю.Г., старший преподаватель кафедры ЗЧС

 

 

Методические указания рассмотрены и одобрены кафедрой «Защита в чрезвычайных ситуациях» БГА РФ 26 декабря 2002 г., протокол № 3.

 

 

Рецензент: Репин В.П., доцент кафедры ЗЧС, к.в.н., доцент.

 

О Г Л А В Л Е Н И Е

 

 

1. Лабораторная работа № 1.

Тема: «Исследование метеорологических условий на рабочих

местах» …….................................................................................4

 

2. Лабораторная работа № 2.

Тема: «Определение степени загазованности воздушной среды

в производственных помещениях» ……………………………9

 

3. Лабораторная работа № 3.

Тема: «Исследование сопротивления изоляции

электроустановок» …………………………………………….17

 

4. Лабораторная работа № 4.

Тема: «Исследование освещенности рабочих мест» ……………….23

 

5. Лабораторная работа № 5.

Тема: «Исследование производственного шума и методов борьбы

с ним» …………………………………………………………..31

 

6. Лабораторная работа № 6.

Тема: «Исследование производственных вибраций и методы

борьбы с ними»............................................................................44

 

7. Лабораторная работа № 7.

Тема: «Расследование несчастного случая на производстве» ……..55

 

Лабораторная работа № 1

Тема: «Исследование метеорологических условий на рабочих местах»

Краткое описание работы.

1.1. Целевая установка: изучить основные принципы нормирования микроклимата в производственных помещениях, исследовать параметры микроклимата на рабочем месте и дать им оценку методом эффективных температур.

1.2. Краткое теоретическое обоснование.

1.2.1. Под микроклиматом производственных помещений понимается климат внутренней среды этих помещений, который определяется действующими на организм человека сочетаниями температуры, влажности и скорости движения воздуха, а также температурой окружающей поверхности и барометрическим давлением.

Человек постоянно находится в процессе теплового взаимодействия с окружающей средой. Нормальное протекание физиологических процессов в организме возможно лишь тогда, когда выделяемое организмом тепло непрерывно отводится в окружающую среду за счет конвекции воздуха – qк, теплопроводности через одежду –qm , излучения –, испарения влаги с поверхности кои, выделяемой потовыми железами –qп нагрева выдыхаемого воздуха – qq:

Q = qк + qm + qи + qп + qq.

Соответствие между определенным количеством тепла, вырабатываемым организмом, и охлаждающей способностью среды характеризует её как комфортную. Комфортные метеоусловия производственных помещений обеспечивает хорошее самочувствие и оптимальные условия для более высокой производительности труда.

Если тепловое равновесие нарушено, например, теплоотдача меньше теплообразования, то в организме происходит накопление тепла – перегрев, сопровождаемый снижением скорости кровотока, нарушением водно-солевого обмена, вегетативными расстройствами. Длительная работа в условиях высоких температур может привести к тепловому удару. Пребывание в условиях низких температур вследствие повышенной теплоотдачи приводит к переохлаждению и даже обморожениям, может явиться причиной многих заболеваний.

1.2.2. Нормируемыми параметрами микроклимата в производственных помещениях, в том числе промысловых судов, являются температура, относительная влажность и скорость движения воздуха. Оптимальные и допустимые значения этих параметров установлены ГОСТ 12.1.005-88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны» (табл. 1.1) и Сан ПиН 2.8.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений».

В нормах учитываются:

 

Таблица 1.1

Оптимальные нормы микроклимата

в рабочей зоне производственных помещений

Период года   Категория работ   Температура, 0С Относительная влажность, % Скорость движения воздуха, м/с, не более
Холодный и переходный Легкая – I Средней тяжести – IIа Средней тяжести – IIб Тяжелая - III 20-23   18-20   17-19 16-18 60-40   60-40   60-40 60-40 0,2   0,2   0,2 0,2
Теплый период Легкая – I Средней тяжести – IIа Средней тяжести – IIб Тяжелая -III 22-75   21-23   20-22 18-21 60-40   60-40   60-40 60-40 0,2   0,3   0,4 0,5

1) Периоды года – теплый, с температурой +100С и выше; холодный и переходный, с температурой +100С.

2) Категории тяжести выполняемой работы, с учетом энергозатрат организма:

- легкие, при которых энергозатраты не превышают 172 дж/с;

- средней тяжести – энергозатраты находятся в пределах 172-293 дж/с;

- тяжелые, при которых энергозатраты превышают 293 дж/с.

3) Величина избытков явного тепла, выделяемого в помещении от оборудования, отопительных приборов, нагретых материалов и других источников, влияющих на температуру воздуха в помещении.

1.2.3. Защита работающих от неблагоприятных метеоусловий осуществляется как коллективными средствами, так и средствами индивидуальной защиты. Поддержание заданных параметров микроклимата постоянными осуществляется системой кондиционирования. На судах, где нет системы кондиционирования, предусматривается вентиляция и отопление.

Одним из способов нормализации микроклимата является тепловая изоляция оборудования и корпуса судна, уменьшающая теплопритоки в теплый период и теплопотери – в холодный.

Индивидуальные средства защиты: спецодежда, спецобувь, головные уборы и т.п. – защищают работающих от перегрева и переохлаждения, особенно при работе на открытых палубах, в охлажденных трюмах и морозильных камерах.

1.2..4. Тепловые ощущения человека определяются комплексным воздействием на него всех параметров микроклимата: температуры, влажности и скорости движения воздуха. Поэтому необходима величина, которая определяла бы тепловые ощущения человека и в то же время являлась функцией параметров микроклимата, характеризующих состояние среды. Для определения и качественного учета тепловых ощущений человека широкое распространение получил метод эффективных температур.

Было замечено, что благодаря способности организма к терморегуляции, всегда можно подобрать такие сочетания значений параметров микроклимата, которые будут равноценны тепловому ощущению при фактических значениях.

Отсюда под эффективной температурой (ЭТ) понимают температуру насыщенного (φ = 100 %) неподвижного воздуха (V = 0), обладающего такой же охлаждающей способностью, как и при данных значениях температуры и влажности. При этом фактическое значение скорости воздуха равно нулю.

Если действительное значение скорости воздуха не равно нулю, то для любого сочетания значений t, φ и V можно найти температуру, которая при неподвижном (V = 0) насыщенном (φ = 100 %) воздухе создает те же тепловые ощущения, т.е. будет обладать такой же охлаждающей способностью.

Эта температура называется эффективно-эквивалентной (ЭЭТ).

Значения ЭИ и ЭЭТ для разнообразных сочетаний t, φ и V можно определить по монограмме.

1.3. Материальное обеспечение

1.3.1. Для оценки метеорологических условий труда применяют следующие приборы: термометры – для измерения температуры; психрометры, гигрометры – для измерения относительной влажности; анемометры (чашечные, крыльчатые, индукционные) и кататермометры – для измерения скорости движения воздуха.

Лабораторная работа выполняется на стенде, состоящем из корпуса, чашечного анемометра МС-13, аспирационного психрометра МВ-4М с электропроводом и комнатного вентилятора. На стенде смонтирована панель переключателей и имеется стакан с водой и пипеткой. Психрометр и вентилятор питаются от сети напряжением 220В (рис.1.1).

1.3.2. Принцип работы психрометра основан на разности показаний сухого и смоченного термометров в зависимости от влажности окружающего воздуха.

Психрометр аспирационный МВ-4М состоит из двух одинаковых ртутных термометров, закрепленных в термодержателе. Резервуары термометров помещены в трубки защиты, которые соединены аспирационной чашкой с воздухопроводной трубкой. На верхнем конце трубки укреплена аспирационная головка с вентилятором, который приводится во вращение заводным механизмом или электроприводом.

Резервуар одного из термометров (на стенде верхнего) обернут тканью, которая смачивается водой перед началом работы.

Вращением вентилятора в психрометре всасывается воздух. При обтекании воздуха вокруг резервуаров термометров сухой термометр будет показывать температуру этого потока, а показания смоченного термометра будут меньше, т.к. он будет охлаждаться вследствие испарения воды с поверхности ткани облегающей резервуар. Температура воздуха определяется по показаниям сухого термометра, а относительная влажность - по показаниям сухого и влажного термометров по психометрическому графику: по наклонным линиям графика отмечают показания сухого термометра, по горизонтальным -

 

Рис 1.1. Лабораторный стенд:

1 – анемометр МС-13; 2 – психрометр МВ-4М; 3 – термометр увлажненный;

4 – вентилятор; 5 – пипетка; 6 – стакан с водой; 7 – переключатели;

8 – арретир анемометра.

показания смоченного термометра. На пересечении этих линий с вертикальной получают значения относительной влажности, выраженное в процентах.

1.3.3. Анемометр ручной чашечный МС-13 предназначен для измерения скорости движения воздуха в пределах от 1 до 20 м/с.

Анемометр состоит из ветроприемника, представляющего собой четырехчашечную вертушку, посаженную на ось. На нижнем конце оси нарезан связанный с редуктором червяк, передающий движение трем стрелкам счетного механизма, циферблат которого имеет три шкалы: единиц, сотен и тысяч. Ветроприемник защищен крестовиной. Включение и выключение механизма производится арретиром. При повороте арретира против часовой стрелки ветроприемник соединяется со счетным механизмом.

Перед измерением скорости воздушного потока записывают показания по трем шкалам. Включают одновременно механизм анемометра арретиром и секундомер. По истечении 100с механизм и секундомер выключают и записывают показания по шкалам анемометра. Разность между конечными и начальными показаниями анемометра делят на время экспозиции (100с) и определяют число делений шкалы, приходящихся на 1с. Скорость ветра находят по графику. По вертикальной оси откладывают число делений шкалы в одну секунду и проводят горизонталь. Из точки пересечения с прямой графика опускают перпендикуляр и на горизонтальной оси находят искомую скорость воздушного потока в м/с.

2. Методические рекомендации.

2.1. Лабораторная работа выполняется группой курсантов 3-4 человека.

2.2. Работу следует выполнять в такой последовательности:

2.2.1. Ознакомиться с настоящими методическими указаниями, устройством стенда, устройством и правилами пользования приборами. Проверить подключение стенда к электропитанию.

2.2.2. Определить относительную влажность воздуха в помещении:

а) смочить пипеткой ткань на резервуаре верхнего термометра психрометра;

б) включить вентилятор психрометра;

в) через 4 мин. Снять показания обоих термометров и по психрометрическому графику определить относительную влажность.

2.2.3. Найти эффективную температуру (ЭТ): на вертикальных шкалах номограммы отложить значения показаний сухого и влажного термометров психрометра, соединить эти значения воображаемой прямой линией и в точке пересечения этой линии с линией скорости номограммы, равной нулю, найти эффективную температуру.

2.2.4. Определить эффективно-эквивалентную температуру:

а) привести в рабочее состояние психрометр (пункт 2.1.2., а), б), в));

б) включить комнатный вентилятор на стенде, измерить анемометром скорость воздушного потока;

в) отложив на шкалах номограммы показания сухого и влажного термометров психрометра и соединив их воображаемой прямой в точке пересечения этой прямой с линией скорости, равной скорости воздушного потока определить эффективно-эквивалентную температуру.

2.2.5. Полученные результаты занести в таблицу 1.2.

Таблица 1.2

  Условие Показания термометров, 0 С Относительная влажность, % Скорость движения воздуха,   ЭТ,   ЭЭТ,
  Сухого Влажного   м/с 0 С 0 С
Неподвижный воздух            
Подвижный воздух            

2.2.6. Пользуясь обозначенными на номограмме температурными зонами комфорта, сделать вывод о комфортности для данного периода года при неподвижном и подвижном воздухе.

2.2.7. Составить отчет по форме:

- целевая установка;

- краткие теоретические сведения;

- используемые приборы и оборудование;

- таблицы результатов;

- выводы.

 

 

Меры безопасности.

3.1. Оборудование стенда и приборы подключены к электросети напряжением 220 В. Это напряжение опасно. При обнаружении неисправности электрооборудования немедленно отключить питание и доложить преподавателю.

3.2. Соблюдайте осторожность при работе с психрометром. Термометры психрометра заполнены ртутью, которая чрезвычайно опасна для здоровья.

4. Контрольные вопросы.

1. Какое влияние оказывает микроклимат на состояние работающего?

2. Что следует понимать под эффективной (ЭТ) и эффективно-эквивалентной (ЭЭТ) температурой?

3. Какими приборами оценивается состояние параметров микроклимата, принцип действия?

4. Как измерить относительную влажность?

5. Как определить скорость движения воздуха?

Литература.

1. Безопасность жизнедеятельности/Под ред. В.Б. Белова. - М., 1999.

2. ГОСТ 12.1.005-88.

3. Сан ПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений». – М.: Госкомсанэпиднадзор России, 1996.

4. Шарапов В.И. Охрана труда на судах ФРП. – М.: Агропроимздат, 1989.

5. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов. – М.: Изд. дом «Дашков и К», 2001.

6. Русак О.Н., Милаян К.Р., Занько И.Г. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. – Санкт-Петербург.: Изд. «Лань», 2002.

 

Лабораторная работа № 2

В производственных помещениях»

Краткое описание работы

1.1.Целевая установка: изучить устройство универсального газоанализатора, ознакомиться с порядком нормирования концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны, освоить методику определения загазованности воздушной среды в производственных помещениях.

1.2.Краткое теоретическое обоснование.

1.2.1.Воздух представляет собой физическую смесь различных газов, образующих атмосферу Земли. Чистый , наиболее благоприятный для дыхания воздух содержит : азота – 78,08%, кислорода – 20,95%, аргона – 0,93%, диоксида углерода – 0,03%, прочих газов – 0,01%. Наряду с химическим составом важное значение имеет ионный состав воздуха.

При эксплуатации судового оборудования и в ряде технологических процессов происходит выделение различных вредных веществ, загрязняющих воздух.

В соответствии с ГОСТ 2.1.007-76 вредными являются вещества, которые при контакте с организмом человека могут вызывать производственные травмы, профессиональные заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами как в процессе работы, так и в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений.

Вредные вещества, проникая в организм человека через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки, могут вызвать острые и хронические отравления.

Согласно ГОСТ 12.0.003 – 74 вредные вещества по характеру воздействия на организм человека подразделяются на две группы:

- общетоксические – вызывающие отравление всего организма (окись углерода, свинец, ртуть, бензол и пр.);

- раздражающие - вызывающие раздражение дыхательного тракта, слизистых оболочек и кожи (аммиак, ацетон, кислоты, щелочи, сероводород и др.);

- сенсибилизирующие – вызывающие повышенную чувствительность к ним, действующие как аллергены (различные растворители и лаки на основе нитросоединений, формальдегид и др.);

- канцерогенные – вызывающие развитие злокачественных опухолей (полициклические ароматические углеводороды, которые могут входить в состав сырой нефти, мазута, смазочных масел и др.);

- мутагенные - приводящие к изменению наследственной информации (свинец, марганец, радиоактивные вещества, уретан, формальдегид и др.);

- влияющие на репродуктивную функцию (ртуть, свинец, никотин, бензол, радиоактивные вещества и др.)

В судовых помещениях загрязнителями воздуха могут быть окись углерода и углекислый газ, окислы азота, аммиак, кислоты, щелочи, растворители, лаки, углеводороды и др.

По степени опасности для человека согласно ГОСТ 12.1.007-76 все вредные вещества делятся на четыре класса:

1-чрезвычайно опасные (ртуть, свинец, азот, озон и др.);

2-высокоопасные (окислы азота, бензол, дихлорэтан, кислоты серная и соляная, медь и др.);

3-умеренно опасные (ацетон, масла минеральные, спирт метиловый, табак и др.);

4-малоопасные (аммиак, бензин, керосин, скипидар, окись углерода и др.)

Кроме химических к вредным веществам относится производственная пыль.

1.2.2.Нормирование содержания вредных веществ в воздухе.

Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны не должно превышать установленных предельно допустимых концентраций (ПДК),

т.е. таких весьма малых доз вредных веществ, наличие которых в воздухе рабочих помещений не может вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья при ежедневной работе в течение полного рабочего времени, но не более 40 часов в неделю, и всего трудового стажа.

Предельно допустимые концентрации установлены ГОСТ 2.1.005-88.

В таблице 2.1 приведены нормы ПДК основных вредных веществ, в том числе встречающихся на судах.

Предельно допустимые концентрации принято оценивать в миллиграммах на метр кубический (мг/м3).

При содержании в воздухе рабочей зоны нескольких вредных веществ однонаправленного действия, т.е. близких по химическому строению и характеру действия на организм человека, для обеспечения безопасности работы должно соблюдаться следующее условие:

С1 С2 ……. Сп

ПДК1 ПДК2 ПДКп

где: С1, С2 …….., Сп – концентрации соответствующих вредных веществ в воздухе, мг/м3;

ПДК1, ПДК2……., ПДКп - предельно допустимые концентрации соответствующих вредных веществ, мг/м3.

При одновременном содержании в воздухе рабочей зоны нескольких вредных веществ, не обладающих однонаправленным действием, ПДК остаются такими же, как и при изолированном действии.

1.2.3. Средства и способы защиты от воздействия вредных веществ.

Для защиты работающих от промышленных ядов и пылей предусматриваются как коллективные, так и индивидуальные средства зашиты.

Таблица 2.1

Наименование вещества Величина ПДК, мг/м3 Класс опасности Агрегатное состояние
Азота кислоты П
Аммиак П
Ацетон П
Бензин топливный П
Бензол П
Дихлорэтан П
Диоксид углерода П
Йод П
Керосин П
Кислота соляная П
Кислота серная П
Оксид углерода П
Ртуть 0,01 П
Свинец и его соединения 0,01 А
Сероводород П
Скипидар П
Спирт метиловый А

Примечание: П – пары, А – аэрозоли.

 

Коллективными средствами защиты являются:

1. Механизация и автоматизация производственных процессов, дистанционное управление ими, что позволяет вывести работающего из опасной зоны, устранить тяжелый ручной труд.

2. Замена в технологических процессах используемых вредных веществ на безвредные для здоровья.

3. Хорошая герметизация оборудования, трубопроводов, своевременное и качественное обслуживание и ремонт оборудования, способствующие снижению поступления в воздух различных вредных веществ.

4. Устройство вентиляции и кондиционирования воздуха с целью удаления или разбавления до допустимых концентраций вредных выделений.

При недостаточной эффективности коллективных средств защиты применяют средства индивидуальной защиты: респираторы, противогазы, очки открытого и закрытого типов, перчатки, рукавицы, спецобувь, изолирующие костюмы, мази и пасты.

Большое значение в профилактике заболеваний работающих на вредных условиях имеют предварительные и периодические медицинские осмотры.

Работающим во вредных условиях выделяются спецпитание и предоставляется дополнительный отпуск.

1.3. Материальное обеспечение.

1.3.1. При выполнении лабораторной работы используется универсальный переносной газоанализатор УГ-2. Принцип работы газоанализатора основан на измерении длины окрашенного столбика индикаторного порошка, полученного при просасывании через индикаторную трубку воздуха, содержащего вредные примеси.

Цвета, приобретаемые индикаторным порошком после просасывания исследуемого воздуха, указаны в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Анализируемые газы (пары) Цвет порошка после анализа Анализируемые газы (пары) Цвет порошка после анализа
Сернистый ангидрид Белый Окислы азота Красный
Этиловый эфир Зеленый Бензин Светло-коричневый
Ацетилен Светло-коричневый Бензол Светло-зеленый
Окись углерода Коричневый Толуол Темно-коричневый
Сероводород Коричневый Ксилол Красно-фиолетовый
Хлор Красный Ацетон Желтый
Аммиак Синий Углеводороды нефти Светло-коричневый

 

Прибор УГ-2 состоит из воздухообразного устройства с тремя штоками и набора реактивов и принадлежностей.

1.3.2. Воздухообразное устройство состоит из корпуса, в котором помещается сильфон с двумя фланцами и стаканом с пружиной. Конструкция сильфона обеспечивает постоянство объема.

На верхней плате имеются неподвижная втулка для направления хода штока, отверстия для хранения штоков в нерабочем положении и штуцер, который внутри корпуса соединен с внутренней полостью сильфона. На наружную часть штуцера надета резиновая трубка, к которой присоединяют индикаторную трубку.

Шток служит для сжатия сильфона. На гранях штока под его головкой обозначены объемы просасываемого при анализе воздуха.

На цилиндрической поверхности штока имеются четыре продольные канавки, каждая с двумя углублениями, служащими для фиксации шток в верхнем и нижнем положении. При ходе штока от одного углубления до другого сильфон забирает необходимо для анализа количеств исследуемого воздуха.

1.3.3. Набор реактивов и принадлежностей. К воздухообразному устройству прилагаются коробки ЗИП в количестве 14 штук, по числу вредных веществ, концентрацию которых прибор позволяет определять.

Каждая коробка содержит:

- ампулы с индикаторным порошком;

- ампулы с поглотительным порошком для фильтрующих патронов (в условиях лаборатории патроны хранятся в стеклянных флаконах, закрытых пробками);

- образцы приготовленных индикаторных трубок и фильтрующих патронов;

- стеклянны трубки для приготовления фильтрующих патронов и индикаторных трубок;

- запасные пустые ампулы;

- воронки с оттянутым концом для заполнения трубок индикаторным порошком;

- воронку с широким концом для заполнения фильтрующего патрона;

- стеклянные заглушки для герметизации фильтрующего патрона;

- резиновые трубки;

- стержень для установки ватных заглушек в стеклянные трубки;

- штырек;

- фольгу;

- малую коробку. На крышке коробки имеется таблица со шкалой измерения концентрации, с указанием объема просасываемого воздуха и времени просасывания.

2. Методические рекомендации по выполнению работы.

2.1. Лабораторную работу выполняет группа в составе 3-4 человека.

Перед началом работы преподаватель дает конкретное задание на определение концентрации определенного вещества.

Отчет по выполняемой работе составляется каждым курсантом (студентом) индивидуально и предоставляется преподавателю для проверки и зачета.

2.2. Практической частью лабораторной работы предусмотрено: приготовление индикаторной трубки, приготовление фильтрующего патрона, проведение анализа состояния воздуха в определенном объеме.

2.2.1. Приготовление индикаторной трубки.

В один из концов стеклянной трубки вставляют стержень, в другой конец закладывают слой ваты. Вату сжимают штырьком до толщины 0,5 мм. Вынимают стержень и через воронку с оттянутым концом в трубку до края насыпают индикаторный порошок. Постукиванием по стенке трубки стержнем порошок уплотняют, накладывают слой ваты с другого конца толщиной 0,5 мм и сжимают штырьком. Расстояние от ватных заглушек до концов трубки составляет около 5 мм.

Необходимо иметь в виду, что слабое уплотнение порошка в трубке способствует увеличению длины окрашенной части и размытости границы. Остатки порошка из ампулы пересыпают в запасную ампулу и заливают её. Для герметизации концы индикаторной трубки обертывают фольгой и заливают сургучом или воском.

2.2.2. Приготовление фильтрующего патрона.

Фильтрующий патрон предназначен для улавливания посторонних веществ и поглощения водяных паров. Фильтрующий патрон представляет собой стеклянную трубку (гладкую или перетяжками), имеющую сужения с обоих концов.

В узкий конец трубки вкладывают ватную заглушку толщиной 5 мм. К более широкому концу с помощью отрезка резиновой трубки присоединяют воронку с широким концом и насыпают из ампулы поглотительный порошок. Сняв воронку, уплотняют порошок и закрывают ватной заглушкой. Герметизируют фильтрующий патрон, надевая на его концы отрезки резиновых трубок, в которые вставляются стеклянные заглушки (рис.2.1).

Остатки поглотительного порошка запаиваются в запасную ампулу.

2.2.3. Проведение анализа.

- открыть крышку воздухозаборного устройства, отвести пружиной стопор, вставить шток в направляющую втулку таким образом, чтобы необходимый для просасывания объем воздуха, указанный на головке штока был направлен в сторону стопора:

- давлением руки на головку стопора сжать сильфон до защелкивания стопора в верхнем положении;

- освободить индикаторную трубку от сургучной заливки и присоединить к резиновой трубке воздухозаборного устройства;

- вынуть стеклянную трубку из конца фильтрующего патрона и через отрезок резиновой трубки соединить патрон с индикаторной трубкой;

- свободный конец фильтрующего патрона присоединить к гибкому шлангу сосуда, из которого производится забор воздуха;

- освободить гибкий шланг от зажима;

- слегка надавить рукой на головку штока, другой рукой отвести отпор. Как только шток пойдет вверх, стопор отпустить;

- выдержать общее время просасывания исследуемого воздуха, указанное на крышке малой коробки. Ход штока вверх для просасывания нужного объема воздуха ограничен захождением стопора в нижнее фиксирующее углубление. При этом слышен щелчок. После защелкивания движение штока прекращается,

 

 

Рис.2.1. Лабораторная установка в сборе

1 – сосуд с загрязненным воздухом. 2 – фильтрующий патрон. 3 – индикаторная трубка.

4 – стопор. 5 – шток. 6 – воздухозаборное устройство.

 

- но просасывание воздуха продолжается вследствие остаточного вакуума в сильфоне;

- снять индикаторную трубку, приложить к измерительной шкале и по высоте окрашенной части порошка определить концентрацию газа (паров) в воздухе;

- сравнить полученный результат с ПДК (табл.2.1).

2.2.4. Составление отчета

В оформление и содержание отчета входит:

- титульный лист;

- целевая установка;

- краткие теоретические сведения;

- краткое описание прибора;

- таблица результатов исследования по форме (табл. 2.3);

Таблица 2.3

Исследуе-мый газ (пары) Объем просасы-ваемого воздуха, мл Продол-жительно-сть хода штока, с Общее время просасы-вания, с Цвет индикаторного порошка после просасывания Измеренная концентра-ция, мг/м3 ПДК, мг/м3
             

- выводы.

2.2.5. Разберите лабораторную установку, уложите детали в коробку ЗИП.

3. Меры безопасности.

3.1. Неосторожность при обращении с лабораторным оборудованием может привести к разрушению стеклянных принадлежностей, травмированию рук и загрязнению воздуха помещения порошком.

3.2. При нарушении последовательности действий при соединении элементов прибора можно разрушить мембрану сильфона.

3.3. В связи с возможностью возникновения опасностей при выполнении лабораторной работы необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

3.3.1. При подготовке универсального газоанализатора к проведению анализа строго руководствоваться п.2.2.3, не меняя последовательности проведения операций. Сжимать штоком сильфон можно только до подсоединения индикаторной трубки и фильтрующего патрона к воздухозаборному устройству, не наклоняя лицо над прибором.

3.3.2. При приготовлении индикаторной трубки и фильтрующего патрона пользоваться только специальными приспособлениями из комплекта прибора. Набивку трубок производить осторожно, не прикладывая излишних усилий.

3.3.3. Не допускать просыпания порошков, попадания их на кожу, в глаза, дыхательные пути.

4. Контрольные вопросы.

1. Дайте качественную и количественную характеристику атмосферного воздуха?

2. Какие вещества называются вредными?

3. Как классифицируются вредные вещества по характеру воздействия на человека и по степеням опасности?

4. Что такое предельно допустимая концентрация? Приведите примеры.

5. Средства и способы защиты от воздействия вредных веществ?

6. Принцип действия прибора УГ-2 и его устройство?

7. Как приготовить и загерметизировать индикаторную трубку и фильтрующий патрон?

8. Как правильно собрать прибор и приготовить его к работе?

9. Что означает время хода штока и общее время просасывания?

Литература.

1. Безопасность жизнедеятельности/Под ред. В.Б. Белова. - М., 1999.

2. Шарапов В.И. Охрана труда на судах ФРП. – М.: Агропроимздат, 1989.

3. ГОСТ 12.1.005-88.

4. ГОСТ 12.1.007-76.

5. ГОСТ 12.0.003-74.

6. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов. – М.: Изд. дом «Дашков и К», 2001.

7. Русак О.Н., Милаян К.Р., Занько И.Г. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. – Санкт-Петербург.: Изд. «Лань», 2002.

 

Лабораторная работа № 3

Электроустановок»

Краткое описание работы.

1.1. Целевая установка. Уяснить значение защитных свойств изоляции в электроустановках, ознакомиться с нормативными требованиями и организацией контроля состояния изоляции судовых электросетей.

Изучить устройство мегомметра и провести измерения состояния изоляции электроустановки.

1.2. Краткое теоретическое обоснование.

1.2.1. В соответствии с ГОСТ 12.1.019-79 изоляция токоведущих частей является одним из основных технических средств защиты, обеспеченная безопасной и безаварийной эксплуатации промышленных и судовых электроустановок. Она предназначена для защиты от короткого замыкания и случайного прикосновения к токоведущим частям электрооборудования. Различают рабочую, дополнительную и усиленную изоляции.

Рабочей является изоляция, обеспечивающая нормальную работу электроустановки и защиту от поражения электротоком. Дополнительная изоляция обеспечивает защиту в случае повреждения рабочей. Двойная изоляция состоит из рабочей и дополнительной. Усиленная изоляция – это улучшенная рабочая изоляция, обеспечивающая такую же степень защиты, как двойная.

1.2.2. Поражение человека электротоком происходит в результате замыкания электрической цепи через тело, т.е. при прикосновении к двум точкам цепи, имеющим разные потенциалы.

Наибольшую опасность представляет прикосновение к двум различным фазам электроустановки.

Опасность подключения к одной фазе зависит также от режима нейтрали источника питания, величины сопротивления изоляции и емкости фаз относительно корпуса судна. Судовые электрические сети переменного тока, как правило, выполняются с изолированной нейтралью.

В трехфазной сети напряжением до 1000В с изолированной нейтралью (при условии её малой протяженности, когда ёмкостью фаз можно пренебречь) в случае прикосновения человека к одной из фаз величина протекающего через его тело тока будет равна (рис.3.1):

3Uф

I = ----------------- ,

3Rч + rиз

где: Uф – фазное напряжение сети, В;

Rч - сопротивление тела человека, Ом;

rиз – сопротивление изоляции относительно корпуса судна, Ом.

Отсюда следует, что в сетях с изолированной нейтралью, обладающих незначительной емкостью, опасность для человека зависит от сопротивления

 

Рис.3.1. Величина протекающего через тело человека тока

 

проводов относительно корпуса судна: с увеличением сопротивления опасность уменьшается.

1.2.3. Электрическая изоляция электрооборудования на судне не идеальна, её проводимость не равна нулю. Имеет место протекание токов по изоляции между токопроводами, находящимися под разными потенциалами, и между токопроводами и металлическими конструкциями корпуса. С течением времени под воздействием влажности, пыли, едких паров, температуры и др. факторов защитные свойства изоляции снижаются, она может придти в негодность, что приведет к короткому замыканию. При замыкании на корпус оборудования оно оказывается под напряжением, и возникает опасность поражения человека электрическим током.

Важнейшим условием нормальной работы электрической системы судна является поддержание величины сопротивления изоляции всего электрооборудования в пределах установленных норм.

Согласно Морскому Регистру судоходства РФ, «Изоляционные материалы, применяемые для электрического оборудования, должны обеспечивать во время длительной эксплуатации судна сопротивление изоляции 1500 Ом на 1В номинального напряжения …».

Сопротивление изоляции отде<

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...